Занятие по ручному труду для слабослышащих воспитанников 4 класса "Изготовление мягкой игрушки из помпонов"
учебно-методическое пособие по конструированию, ручному труду

Якунина Светлана Николаевна

Занятие предназначено для слабослышащих детей, цель: развитие творческих и коммуникативных способностей. В процессе занятия дети учатся  слушать собеседника и вести диалог, рассуждать, отвечать на вопросы, под руководством воспитателя осуществляют  поиск нужной информации, анализируют  информацию. А так же развивают  внимание, память, слуховое восприятие, пополняют   словарный запас по теме занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_po_ruchnomu_trudu.docx46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В нашей школе особые дети, воспитание и обучение детей с нарушением слуха сложный процесс, требующий от педагогов много терпения, душевной доброты, определенного круга знаний об особенностях и возможностях ребенка. Основная масса таких детей нуждается в организации специфического коррекционного воздействия, без которого их развитие будет замедленным и недостаточно успешным. Одним из главных условий эффективности  коррекционно - образовательного процесса в специальной школе для детей с нарушением слуха, является создание слухо-речевой среды. Это обусловлено тем, что формирование речевой деятельности, развитие речевой способности, воспитание речевого поведения – важнейшие направления коррекционной работы с детьми с нарушением слуха, обеспечивающие их эффективную социальную адаптацию и интеграцию в общество. Поэтому основной задачей  для воспитателя на всех занятиях, в том числе и по ручному труду,  является успешная отработка  речевого и неречевого материала.  На  занятиях, осуществляться постоянное мотивированное речевое общение с воспитанниками, развитие у детей с нарушением слуха потребности в речевом общении и поддержка всех проявлений инициативной речи. Успешное решение коррекционно-развивающих и образовательных задач во многом зависит от использования разнообразных методов, методических приемов и форм организации обучения и воспитания детей с нарушенным слухом. Необходимо использовать различные методы и приемы независимо от уровня речевого развития, навыков произношения. Поэтому основной целью при проведении занятия для меня было не только научить  детей,  работая в группе изготовить поделку, но развивать слуховое восприятие и  коммуникативные навыки, исходя из индивидуальных возможностей.  При  разработке занятия по ручному труду для слабослышащих воспитанников 4 класса я  посчитала целесообразно использовать  ИКТ.  Использование ИКТ дает новый спектр форм, методов, приемов, средств воспитательного воздействия на слабослышащего  ребенка, позволяет оптимизировать воспитательный процесс, повысить его эффективность. Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация воспитательного процесса, активизация самостоятельной работы детей, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов  мышления. ИКТ создают эффективные условия для формирования речи, расширяют словарный запас, способствуют созданию эмоционального настроя.  Неоспоримы преимущества эстетического оформления занятий  при помощи качественного звука на CD, оригинальных заставок и тематического видеоряда в программах MicrosoftPowerPoint и PhotoStory, выполненных с применением компьютера. Применение цвета, графики, звука современных средств видеотехники  позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных  механизмов.

Занятие: Ручной труд

Тема занятия: Изготовление мягкой игрушки

Цель: Развитие творческих  и коммуникативных способностей.

Прогнозируемые результаты:

воспитательные: развивать творческие способности детей, фантазию, художественный и эстетический вкус; воспитывать уважительное отношение к своей работе и работе одноклассников.

коррекционные: развивать внимание, память, слуховое восприятие, формировать грамматический строй речи, поплнить словарный запас, развивать мелкую моторику.

Формируемые УУД

 регулятивные: научатся ставить цель, самостоятельно обсуждать план изготовления изделия, анализировать пункты плана; овладеют способностью принимать и сохранять учебную задачу занятия, планировать свою деятельность, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в пооперационных картах -  схемах, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

коммуникативные: научатся слушать собеседника и вести диалог, рассуждать, отвечать на вопросы, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

познавательные: научатся под руководством воспитателя осуществлять поиск нужной информации, анализировать информацию, определять способ работы и действовать согласно этого способа.

личностные: развитие мотивов учебной деятельности  и формирование личностного смысла учения; развитие эстетического вкуса, пополнение знаний о гигиене труда и правилах работы с ножницами, развитие  творческой активности, мотивации к творческой деятельности, личной  ответственности  за будущий результат.

Наглядно – демонстрационный материал: Образцы изделий, презентация по теме занятия, инструкционная карта «Изготовление помпона», план работы, таблички со словами и предложениями: Делали помпон. Украсить  шапочку и  одежду. Пришить к сумочке. Сделать из них игрушку. Повесить дома, как украшение. ИЗ шерстяных ниток. Из цветного картона. Можно сделать совенка. Можно сделать утёнка. Можно сделать попугая. У меня хорошее настроение, потому что… У меня настроение плохое, потому что…

Оборудование: Помпоны, шаблоны, ножницы, карандаши простые, клей, цветная бумага.

Этап занятия

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

 I. Организационный

Проверка слуха (за экраном)

(Сл.2 Фонетическая гимнастика звуки с - ш)

(Сл.3 Упражнение «Найди пару»)

(Сл.4 Упражнение «Распредели правильно и произнеси слово»)

Задаёт вопросы, обращаясь индивидуально к каждому воспитаннику.

 - Какой день недели?

 

- Повторите: сегодня ясная погода?

 -  Какое  сегодня число?  и т.д.

Проводит фронтальную и индивидуальную работу по произношению звуков, показывает правильность произношения звуков в словах.

Отвечают на вопросы:

 - Сегодня день недели среда.

- Сегодня ясная погода.

- 23 октября.

Произносят слова с дежурными звуками с - ш индивидуально и фронтально.

Р: закрепление умений  и способности мобилизироваться  и сосредоточиться для восприятия  речевого материала на слух.

К: умеют внимательно слушать и отвечать на вопросы грамматически правильно.

Развитие слухового восприятия, 

закрепление произношения дежурных звуков с – ш в словах,  пополнение словарного запаса, автоматизация произносительных навыков, закрепление умений четко, понятно грамматически правильно отвечать на вопросы.

II. Этап мотивационный

- Ребята, я желаю вам удачи и хочу, чтобы у вас все получилось. Возьмите друг друга за руки, повернитесь лицом к своему соседу и улыбнитесь. Пожелайте ему удачи.

 - Садитесь на свои места.

Учатся внимательно слушать, выполняют действия по просьбе воспитателя, настраиваются на занятие.

Л: имеют мотивацию

к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат.

Эмоциональный настрой на работу.

III.Формулировка темы и целей занятия, актуализация знаний

Сообщение темы занятия

(Сл.5  Картинка с помпоном.

Под картинкой написан текст – ответ на вопрос)

(Сл.6 Показ картинок – изделий с помпонами)

Использование табличек с написанными  предложениями - ответами на вопросы.

(Сл.7 текст Самый лучший подарок сделанный своими руками)

- Ребята,

скажите пожалуйста,  чем мы занимались на прошлом занятии?

- Что же такое помпон?

- Как вы думаете, ребята, как можно использовать помпоны?

 - Сегодня мы с вами будем  собирать помпона настоящую мягкую игрушку, такой вы не купите ни в одном магазине. Тридцать первого октября будет праздник у педагогов, которые учат вас слышать  и правильно говорить, кто же это?

- Вы сможете от каждой группы подарить игрушки своим любимым сурдопедагогам.

- А почему мы будем делать подарок сами?  

 -  А теперь для дальнейшей работы, вы должны со своими группами организовать  рабочие места.

 - Делали помпон.

- Помпон - это меховой или нитяной шарик для украшения одежды.

- Украсить  шапочку,

 одежду.

 - Пришить к сумочке.  

- Сделать из них игрушку.

 - Повесить дома, как украшение.

Слушают внимательно воспитателя и анализируют информацию.

- Это наши сурдопедагоги.

- Самый лучший подарок сделанный своими руками.

П:учатся под руководством воспитателя  анализировать информацию, и  на основе полученной информации делать выводы и умозаключения

К: учатся формулировать ответы на вопросы (слухо зрительно)

вступать в  сотрудничество, слушать одноклассников, воспитателя.

П: Пополняются знания на предмет использования помпонов.

К:Закрепляются навыки чтения и правильного произношения.

РСВ и закрепление умений внимательно слушать и четко правильно отвечать на поставленные вопросы воспитателя с опрой на слухо – зрительный материал.

Закрепление умений четко и правильно читать предложение, соблюдая правила орфоэпии.

III.Творческая практическая деятельность

Организация рабочего места (дети под музыку организовывают свои рабочие места)

(Сл.8

Интерактивное упражнение «Выбери правильно инструменты»)

(Сл.9 правила работы с ножницами и клеем)

Анализ образца готовой игрушки

Практическое выполнение  работы по изготовлению игрушки

У всех групп на столах лежат конверты  с

пооперационными картами: «Изготовление игрушки из помпонов»

1 – связать помпоны, 2 –обвести и вырезать нужные детали, 3 – приклеить детали к помпонам.

 

 

Проверяет организацию рабочего места

- Из чего изготовлен помпон?

-Из чего изготовлены все остальные детали?

 - Мы сегодня будем работать с разными материалами.

 - Какие инструменты нам будут нужны?

- А теперь давайте вспомним правила работы с ножницами и клеем.

- Посмотрите внимательно, из скольких частей состоит изделие?

- Какие это части?

 - Как вы думаете, как они соединены?

 - Какие еще детали есть на изделии?

 - С помощью чего они присоединены?

- Сегодня мы будем работать в группах, и общаться вы будете друг с другом с помощью мимики, жестов и тихого голоса.

- У каждой группы получится своя игрушка, она зависит от цвета ваших помпонов.

 - Из серого помпона кого можно сделать?

 - Из желтого помпона  кого можно сделать?

 - Из  зелёного помпона кого можно сделать?

- Ваша задача, работая в группе превратить помпон  в игрушку.    

- Вы должны договориться друг с другом, о том какую операцию по изготовлению игрушки каждый из вас будет выполнять.

- Один из вас связывает помпоны, второй обводит шаблоны, третий вырезает их и т.д..

- Игрушку постарайтесь сделать до конца занятия.

- Сейчас я вам раздам конверты  с пооперационной  картой и шаблонами. И вы все приступите к работе.

- Успехов вам в работе!

Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы детей, помогает затрудняющимся детям  в выполнении задания. Контролирует соблюдение правил безопасной работы.

Организуют рабочее место

 

 

- ИЗ шерстяных ниток.

 - Из цветного картона.

Несколько детей по очереди  выходят к компьютеру для игры

Дети по очереди читают на слайдах правила работы с ножницами.

- Из двух.

- Голова и туловище.

  - Они связаны.

- Глаза, уши, клюв.

- С помощью клея.

Слушают внимательно воспитателя и анализируют информацию.

- Можно сделать совенка.

 - Можно сделать утёнка.

 - Можно сделать попугая.

В процессе выполнения задания задают вопросы, соблюдают гигиенические нормы пользования инструментами, спокойно и тихо договариваются и согласовывают действия в группе.

П:общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе.

К: учатся формулировать ответы на вопросы с опорой на таблички, вступать в  сотрудничество, слушать одноклассников, воспитателя.

П: Учатся логически мыслить,принимать решения, доказывать свой выбор и анализировать информацию.

Л: имеют знания о гигиене труда и правилах работы с ножницами.

Р: прогнозирование предстоящей работы, сохранение и принятие поставленной  задачи, умениий  воспринимать информацию, подаваемую воспитателем и впоследствии  действовать с учетом выделенных воспитателем ориентиров.

К: учатся формулировать ответы на поставленные вопросы, вступать в  сотрудничество, слушать одноклассников, воспитателя, и в процессе дальнейшей работы строить конструктивный диалог.

П: используют материал в композициях; выделяют технологические операции (подготовку материалов и инструментов, разметку, сборку, отделку), а так же самостоятельное  находят  решения возникших проблем творческого  характера.

Р: умеют планировать свою деятельность с опорой на пооперационные карты и шаблоны контролировать  результат с заданным эталоном.

К: умеют обмениваться мнениями, вступать в диалог, работать в группах, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнера по диалогу, продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций участников группы.

Л: проявляют творческую активность в процессе выполнения работы.

Закрепление умений  сотрудничать в группах со своими одноклассниками.

РСВ в процессе беседы, автоматизация произносительных навыков, умений логически мыслить  и делать умозаключения.

Закрепление знаний о безопасной  работе с инструментами.

РСВ, формирование умений у детей  использовать устную речь в процессе беседы без опоры на таблички со словами, а так же закрепление умений  анализировать инфориацию и делать умозаключения.

Формирование умений и навыков  сотрудничества, закрепление навыков  вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнера по диалогу, формирование практических навыков изготовления поделки.по схемам и шаблону.

IV. Итоги занятия. Рефлексия деятельности

(Сл. 10 Интерактивное упражнение «Дерево настроения) 

Использование табличек подсказок с предложениями.

- Ребята, вы все справились с заданием и у вас получились очень красивые игрушки!

- Вам понравилось работать в группах?

 – Что вас удивило?
– Что считаете самым важным?

- Ребята, мне хотелось бы знать, с каким настроением вы уйдете с занятия?

 

- Я прошу вас по очереди выйти к доске и показать всем, какое у вас настроение. Если хорошее, то повесить  на яблоню красное яблочко, а если плохое, то зеленое. И объяснить свои действия.

 - Спасибо вам за хорошую и дружную работу.

- Приведите своё рабочее место в порядок и можете быть свободны.

Дети внимательно слушают и отвечают на вопросы

К: учатся формулировать ответы на поставленные вопросы, с достаточной полнотой и точностью  в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Л: Учатся  высказывать свое отношение к происходящему, и не бояться говорить о своих чувствах.

РСВ и закрепление умений внимательно слушать и четко правильно отвечать на поставленные вопросы воспитателя

Воспитание положительного отношения к присходящему


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ручному труду в старшей группе Тема: «Новогодняя игрушка»

Цель: изготовление новогодних игрушек на групповую елочк...

Конспект проведения интегрированного занятия по ручному труду на тему: "Игрушки для малышей"

на занятии дети научились изготавливать игрушки из бросового материала (картонные коробочки, баночки из под кофе, цилиндрические трубочки)...

"КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ КОНСТРУИРВАНИЮ ИЗ МЯГКИХ МАТЕРИАЛОВ" В рамках методической недели и на основе краткосрочного проекта было проведено занятие по ручному труду

Второй годовой задачей в нашем детском саду была "Развитие конструкторской деятельности детей дошкольного возраста". Мною был продготовлен проект "Игрушки древней Руси" . Целью данного проекта ст...

Презентация к занятию по ручному труду для слабослышащих воспитанников 4 класса "Изготовление мягкой игрушки из помпонов"

Презентация к занятию по ручному труду "Изготовление мягкой игрушки из помпонов" В презентации используюся интерактивные игры для закрепления звуков в словах, а так же игры с использованием ...

Конспект занятия по ручному труду : "Снеговик"из помпонов

Познакомить обучающихся с изделиями из помпонов; ознакомить с инструментами и материалами, необходимыми для выполнения игрушек в данной технике; научить приемам намотки ниток на шаблоны; познакомить с...