КОНСТРУИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ (1-7 лет)
занимательные факты по конструированию, ручному труду

Ершова Лариса Николаевна

Игры с конструктором не только увлекательны, но и очень полезны для малышей. В игре малыш знакомится с формой, цветом и размером предметов, учится ориентироваться в пространстве (выше – ниже, правее – левее, рядом, перед, за, около). В конструировании развивается сенсомоторная координация и мелкая моторика, глазомер ребенка, он учится анализировать, сравнивать обобщать. В беседах в ходе конструирования развивается речь ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1konstruirovanie.docx517.05 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСТРУИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ (1-7 лет)

Игры с конструктором не только увлекательны, но и очень полезны для малышей. В игре малыш знакомится с формой, цветом и размером предметов, учится ориентироваться в пространстве (выше – ниже, правее – левее, рядом, перед, за, около). В конструировании развивается сенсомоторная координация и мелкая моторика, глазомер ребенка, он учится анализировать, сравнивать обобщать. В беседах в ходе конструирования развивается речь ребенка.

Как правильно выбрать конструктор для самых маленьких? Какой конструктор будет действительно развивающим, а не будет просто занимать ребенка на некоторое время?

Сейчас в магазинах огромный выбор красивых конструкторов, но начать конструировать с маленьким ребенком лучше всего с классического деревянного конструктора, состоящего из деталей разных форм.

✅ ПЛЮСЫ ДЕРЕВЯННОГО КОНСТРУКТОРА

1. В деревянных конструкторах более тяжелые детали, а значит, маленькому ребенку проще сделать устойчивую конструкцию, она не будет падать при каждом его действии.

2. Деревянные детали в отличие от пластмассовых не скользят, а значит маленькому ребенку проще устанавливать их друг на друга.

3. Деревянный конструктор не задает тему конструирования и дает малышу возможность построить из него всё, что угодно. Развивается воображение ребенка.

4. Деревянные детали в отличие от пластмассовых прочные, и даже если на них наступить, то не ломаются.

🌀КАКОЙ КОНСТРУКТОР НУЖЕН ДЛЯ САМЫХ – САМЫХ МАЛЕНЬКИХ? ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКТОРУ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
КОНСТРУКТОР ДЛЯ ДЕТЕЙ 1- 2 ЛЕТ

☘Первое требование. Это должен быть конструктор, в котором НЕ задана тема и из которого можно построить любые сооружения – и поезд, и машинку, и дом, и деревню, и цирк, и парк, и заборчик и многое другое.

Например, тематические наборы Лего могут использоваться для игр с малышом, но они заранее задают направление его фантазии, в них уже задан сюжет. Поэтому их лучше использоваться для режиссерских и сюжетно – ролевых игр с ребенком, но не для обучения конструированию.

Также очень важно, чтобы на гранях деталей не было изображений. Чтобы, например, кубик мог быть и воротами, и столом, и дорожкой, и кабиной машины и рисунок на детали не ограничивал ребенка в его замысле.

☘Второе требование. В конструктор должны входить детали разной формы.

Минимальный набор:

Кубы,
Бруски («кирпичики»),
Треугольные призмы (это деталь, которую мы называем ребенку так: «крыша»),
Пластины,
Цилиндры,
Дополнительно в набор могут входить конусы, полусферы (они необязательны).

Поэтому конструктор только из кубиков нам тоже не подойдет. Или такой конструктор только из кубиков или только из брусков может быть лишь дополнением к основному конструктору.

❗Полезный совет: будет замечательно, если в Ваш набор для конструирования будут входить такие детали, как длинные цилиндры. Тогда на длинные цилиндры мы можем положить пластину, а цилиндры станут нашими колесами. На пластине мы можем построить кабину, вагончик и другие детали. Из такого конструктора легко построить поезд, тележку, машинку на колесах. Иногда в набор вместо цилиндров кладут много конусов – это менее удобный набор, ведь тогда машинку будет не построить. А можно будет построить только башни и дворцы и то, что не требует колес.

☘Третье требование. Хорошо, если Вы найдете набор для конструирования из натурального неокрашенного дерева. А цветной конструктор лучше дать малышу чуть позже, чтобы он сосредоточился на первых порах именно на форме деталей и не отвлекался на цвет. Конструктор без окраски деталей хорош еще и тем, что безопасен для маленького ребенка и экологичен – краска точно не осыпается, если он возьмет деталь в рот.

Если Вы покупаете конструктор с множеством деталей – то не давайте их все сразу малышу. Для начала ему будет достаточно кубиков, брусков, цилиндров, призм (крыш). Остальные детали на первое время уберите, иначе малыш будет не строить, а перекладывать детали с места на место и их изучать.

Сначала ребенок будет учиться при конструировании выделять и учитывать два признака одновременно – форму и размер детали, различать детали и знакомиться с их названиями (маленький кирпичик – большой кирпичик, маленькая крыша – большая крыша). Когда малыш сориентируется в этих признаках, можно добавить третий признак – цвет. И приобретать цветные конструкторы в дополнение к неокрашенному.

🌀 КОНСТРУКТОР ДЛЯ ДЕТЕЙ 2- 3 ЛЕТ

Когда малыш начнет свободно конструировать из основных форм – кубика, кирпичика, призмы – с пластинами — введите другие формы из конструктора: конус, цилиндр – для ребенка его назовем «столбик», полукруглую сферу (можно называть ее малышу «шапочка»). На этом этапе можно уже ввести цветной конструктор, в котором ребенок будет различать цвета. Например, он сможет выполнить Вашу просьбу с 3 признаками: «Дай мне, пожалуйста, большой красный брусок. Что-то никак не могу его найти в коробке. Где же он – помоги мне найти. …. А где у нас маленький желтый куб?». Но чтобы ребенок смог это сделать нужен очень длительный подготовительный период, когда малыш будет играть, различая только 2 признака –размер и форму, без цвета.

К трем годам малышу уже может не хватать деталей конструктора для больших сюжетных композиций. Поэтому можно дополнить «базовый» конструктор, с которым малыш играл на втором году жизни, дополнительными элементами или приобрести универсальный цветной деревянный конструктор из множества деталей. Например, конструктор «Цветной» — 65 деталей или «Краски дня» — 105 деталей (Томик).

Наша задача – чтобы даже в большой сюжетной композиции ребенку хватило деталей для воплощения его замыслов. Малыши очень расстраиваются, когда задумали что-то построить, стали строить, а … деталей не хватило! Это большое разочарование для ребенка. И наша задача сделать так, чтобы у малыша не было этого разочарования, а была радость от придумывания и созидания!

Главный итог обучения конструированию маленького ребенка – малыш начинает не просто воспроизводить Ваши образцы, а комбинировать разные элементы конструктора по своему замыслу (строить новые объекты из известных ему элементов), делает попытки использовать постройки в сюжете, объединяя их в целостные смыслы творческих игр. А также радость творчества и созидания, которую испытывает малыш в конструировании.



https://sun9-46.userapi.com/c857216/v857216730/1e74d2/ByePsDoL42M.jpg

https://sun9-46.userapi.com/c857216/v857216730/1e74e0/b1_3xgyoKvg.jpg

https://sun9-27.userapi.com/c857216/v857216730/1e74f5/CVUPfCKiPGA.jpg

https://sun9-55.userapi.com/c857216/v857216730/1e74ee/yjMRUbLPv4I.jpg

https://sun9-53.userapi.com/c857216/v857216730/1e74e7/vMscNRydfXs.jpg

https://sun9-48.userapi.com/c857216/v857216730/1e74d9/vrUrgk10wX8.jpg

https://sun9-53.userapi.com/c857216/v857216730/1e7503/h5Sv1lQLd90.jpg

Картинки из книги Людмилы Куцаковой «Конструирование и художественный труд в детском саду»,

материалы А. Валасиной, кандидата педагогических наук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по конструированию "Дом, который построю Я» (образовательная область «Познание» (конструирование)) Для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по конструированию "Дом, который построю  Я» (образовательная область «Познание» (конструирование)для детей старшего дошкольного возраста...

Конструирование оригами из бумаги с элементами художественного конструирования для детей старшего дошкольного возраста

Тема занятия  «Наши любимые питомцы»Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие.Познавател...

Познавательное развитие. Конспект НОД по конструированию для детей 3-4 лет. Тема: «Вот какие разные у нас букеты цветов» конструирование из бумажных салфеток.

Цель: научиться делать цветы из салфеток.Задачи: Вызвать интерес к конструированию цветов и цветочных букетов из бумажных салфеток. Закрепить технику скатывания шарика (круговые движения) и ...

Познавательное развитие. Конспект НОД по конструированию для детей 3-4 лет. Тема: «Как мы построили гараж для машины», конструирование из кирпичиков.

Цель: построить гараж.Задачи: расширить опыт создания замкнутых построек, показать способ создания крыши....

Конспект организованной образовательной деятельности по конструированию на тему: « Страна конструирования» для детей старшего возраста.

Цель:  Развитие познавательной активности детей в процессе организации конструктивно-модельной деятельности.Задачи:-Расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования и робо...

Конспект организованной образовательной деятельности по конструированию на тему: « Страна конструирования» для детей старшего возраста.

Цель:  Развитие познавательной активности детей в процессе организации конструктивно-модельной деятельности.Задачи:-Расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования и робо...

Сборник практических задний по "ТИКО" - конструированию, как средство развития навыков конструирования у детей младшего дошкольного возраста

Сборник практических заданий по «ТИКО» конструированию как средство развития навыков конструирования у детей младшего дошкольного возраста В сборнике дано описание практических заданий по ...