Консультация-практикум для педагогов по теме "Особенности знакомства дошкольников с архитектурой"
консультация по конструированию, ручному труду

Чальцева Ирина Александровна

Ccылка на презентацию https://cloud.mail.ru/public/4iab/2rNL2n8KS

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_arhitekture.docx42.58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация-практикум для воспитателей «Особенности знакомства дошкольников с архитектурой»

Чальцева И.А.

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов по ознакомлению дошкольников с архитектурой, как способом формирования отзывчивости к красоте, развитии художественного восприятиявоспитании эстетического отношения к действительности.

Задачи:

Подобрать оптимальные формы организации работы воспитателя по ознакомление дошкольников с архитектурой.

Освоить способы организации совместной деятельности воспитателя и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов.

Развивать у педагогов потребность в самосовершенствовании, пополнении своих знаний и умений, побуждать к активной творческой деятельности.

Введение.

Проблема ознакомления детей с архитектурой в теории и практике дошкольного образования относится к числу актуальных. Это вызвано необходимостью расширения диапазона воспитательных средств искусства и обусловлено широкими возможностями архитектуры в развитии личности ребенка-дошкольника.

Приобщая детей к архитектуревоспитатель способствует формированию отзывчивости к красоте, развитию художественного восприятиявоспитанию эстетического отношения к действительности. Восприятие архитектуры оказывает положительное воздействие на развитие чувства пропорции, цвета, композиционной формы, совершенствовать зрительные и осязательные анализаторы.

Знакомство с памятниками древнего зодчества способствует формированию представлений об отдельных фактах истории, о жизни людей той или иной эпохи, их традициях и культуре. Дети знакомятся с широким кругом предметов и явлений, активизируя тем самым познавательные интересы в различных областях знаний.

Развивается личность ребенка не только интеллектуально, но и духовно, воспитывается эмоциональная отзывчивость, чуткость, восприимчивость к прекрасному.

Особенности знакомства дошкольников с архитектурой.

Активизация художественно-творческого развития детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой возможно при следующих условиях:

• поэтапном формировании у детей начальных знаний об архитектуре как особом виде искусства;

• взаимосвязи восприятия искусства и продуктивного детского творчества;

• предоставление детям возможности использовать полученные знания в различных видах художественно-творческой деятельности;

• использовании разнообразных форм и методов ознакомления с архитектурой, развития художественно-творческих способностей детей.

Основные задачи ознакомления дошкольников с архитектурой:

  • учить видеть облик своей улицы, района, города, поселка;               
  • видеть особенности зданий, их назначение, форму зданий, окон, дверей, балконов, их расположение и украшения, цветовое решение (магазины - большие окна, кинотеатры - необычные конструкции);
  • учить сравнивать старинные и современные здания, видеть их различие;
  • выделять в украшении зданий витражи, мозаику, фрески, барельефы, скульптуру и пр.;
  • выделять средства выразительности архитектуры (пластику объемов, масштабность, пропорциональность, фактуру, цвет поверхности, освещенность);
  • выделять узорность оград домов, мостов (орнамент геометрический, растительный, символику);
  • знакомить с садово-парковой архитектурой: красота парков, подбор деревьев, кустов, цветников, их расположение, цветовая характеристика, «малая» архитектура (беседки, мостики, фонтаны);
  • выделять элементы сказочной архитектуры (избушки, терема, дворцы);
  • отражать в рисунке, аппликации здания современные, старинные, сказочные.

Основные направления деятельности

1.Работа с детьми

2.Работа с родителями

3.Организация предметно-развивающей среды

1Работа с детьми 

Основные задачи ознакомления дошкольников с архитектурой:

  • учить видеть облик своей улицы, района, города, поселка;               
  • видеть особенности зданий, их назначение, форму зданий, окон, дверей, балконов, их расположение и украшения, цветовое решение (магазины - большие окна, кинотеатры - необычные конструкции);
  • учить сравнивать старинные и современные здания, видеть их различие;
  • выделять в украшении зданий витражи, мозаику, фрески, барельефы, скульптуру и пр.;
  • выделять средства выразительности архитектуры (пластику объемов, масштабность, пропорциональность, фактуру, цвет поверхности, освещенность);
  • выделять узорность оград домов, мостов (орнамент геометрический, растительный, символику);
  • знакомить с садово-парковой архитектурой: красота парков, подбор деревьев, кустов, цветников, их расположение, цветовая характеристика, «малая» архитектура (беседки, мостики, фонтаны);
  • выделять элементы сказочной архитектуры (избушки, терема, дворцы);
  • отражать в рисунке, аппликации здания современные, старинные, сказочные.

Работа с детьми осуществляется путем использования следующих форм и методов

  • беседы с детьми; рассказ воспитателя, вопросы.

  •  экскурсии, прогулки по улице города

- используются с целью: рассмотреть здания разного назначения: жилой дом, детский сад, школа, магазин, кинотеатр; определить общую форму здания, окон, дверей, их расположение, количество этажей, цвет здания, элементы украшения.

(Наиболее успешным с точки зрения методики преподавания можно назвать ознакомление детей с архитектурой на экскурсиях. Именно здесь становится возможным последовательное накопление оптических и моторных впечатлений, эмоциональных переживаний архитектурного произведения).

Проводя экскурсии, прогулки, воспитатель намечает одну из задач. После рассматривания всего здания определяется, например, количество этажей, как расположены окна (одинаковой формы и величины или разной; расположены друг под другом или по-разному и пр.) В результате дети начнут видеть средства выразительности в архитектуре.

Для определения характерных особенностей этих зданий, которые зависят от их назначения, необходимо рассмотреть здание детского сада и здание жилого дома, школы и жилого дома, школы и детского сада; рассмотреть характерные средства выразительности определенного стиля, дать названия некоторых из них (фронтон, портик, колонны).

  • художественное творчество

- (конструирование, лепка, аппликация, рисование) дает возможность закрепить знания детей  о разных стилях архитектуры. 

Значительное место в работе по ознакомлению детей с архитектурой уделяется продуктивным видам деятельности. В рисовании на темы«Сказочные дома»«Город настроений»«Улицы города» «Храмы города» дети получают возможность отражать впечатления, полученные во время экскурсий и прогулок, учатся создавать изображения сооружений с яркой образной характеристикой.

  • рассматривание иллюстраций  и фотографий

- проводится с целью показать разнообразие архитектурных стилей в городе. Педагог подбирает изображения зданий с учетом поставленных задач, например, изображения, где представлены разные крыши, окна разной формы и т.д. Детям предлагается на изображениях показать сначала знакомые здания, которые рассматривали во время экскурсий, на прогулке, а затем сравнить их с новым зданием.

На начальных этапах знакомства с архитектурой используется рассматривание иллюстраций в книгах с изображением сказочных зданий с целью показать необычность форм этих зданий (крыш, окон, украшений), элементов сказочности.

  • дидактические игры

– через них осуществляется накопление, углубление и систематизация знаний. Они дают возможность:

- познакомить детей с различными архитектурными стилями

- познакомить с архитектурными терминами и понятиями

- создавать чертежи и моделировать различные конструкций

  • чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов. 

- помогает детям представлять тот или иной образ, создавать свой собственный образ в зависимости от впечатления ребенка от прочитанного.

Использование художественного слова (сказки, прибаутки, стихотворения и т.п.),  с описанием зданий и образными сравнениями, дает возможность детям представить облик архитектурных сооружений.

Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением сказочных зданий (показать необычность формы этих зданий, их крыш, окон, украшений; определить элементы сказочности). Это: избушки разного типа (рукавичка, пряничная, лубяная, ледяная),; теремки, дворцы положительных и отрицательных героев (Снежной Королевы, Золушки, Весны, Змея-Горыноча и пр.); сравнение современных зданий и сказочных; определение, как от героя сказки зависят цвет, украшения избушки, дворца ( добрый-яркие, злой-темные, холодные и пр.).

  • Слушание музыки для создания определенного образа здания.

 

2.Работа с родителями занимает важное место в реализаций программы. Благодаря экскурсиям, прогулкам с родителями по улицам города у детей формируется умение ориентироваться в окружающей действительности.

С целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней используются следующие методы:

  • открытые занятия;
  • выставки пособий и дидактических игр;
  • анкетирование;
  • индивидуальные консультации;
  • домашнее задание;
  • участие в совместных проектах.

3.Организация предметно-развивающей среды.

Для организаций детской деятельности, накопления воспитанниками знаний об архитектуре, большое значение имеет предметно-развивающая среда, в которой дети могли бы получить больше новых ярких впечатлений по теме. Она содержит следующие компоненты  :

  • дидактические игры;
  • дидактические пособия;
  • литературный материал;
  • технические средства обучения.

Дидактические игры должны отражать тематику всех разделов программы.

Дидактические пособия, например, макет «Наш детский сад», макет «Улицы города» и т.д.

Наглядные пособия: например, «Православные храмы», «Сказочные домики», «Деревянное зодчество», «Храмы», «Московский Кремль», «Садово-парковая архитектура», «Мой микрорайон» и т.д.

Литературный материал: русские народные сказки, стихотворения, стихи.

Информационно коммуникационные технологии: видеоаппаратура, с подбором обучающих видеофильмов и программ; мультимедийный проектор.

Для дошкольников характерны неполные и поверхностные представления об основных свойствах архитектурных сооружений, их конструктивных особенностях, средствах художественной выразительности. Практически отсутствуют знания о профессии архитектора, при восприятии архитектурных объектов они затрудняются в выделении особенностей объемной композиции. Дети не анализируют форму основной части, ее величину, соотношение целого и частей. Как правило, внимание дошкольников привлекают наиболее яркие элементы конструкции и отдельные детали декоративного убранства.

В рисунках детей в основном представлены два типа графических изображений зданий и сооружений. Первый характеризуется примитивным, схематичным изображением сооружения в целом и его частей. Основной объем постройки представляет квадрат или прямоугольник, крыша изображается в виде треугольника или усеченной трапеции. СЛАЙД 9. Для второго способа характерно усложнение приемов передачи строения сооружения. Создаваемые образы имеют сложные силуэты, дополняются разнообразными элементами декоративного оформления.

Содержание работы по ознакомлению с архитектурой.

Средняя группа

• Познакомить детей с архитектурой. Дать представление о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания, — это архитектурные сооруженияПознакомить с тем, что дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д.

• Вызывать интерес к различным строениям, находящимся вокруг детского сада (дом, в котором живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр).

• Обращать внимание детей на сходство и различия разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей.

• Закреплять умение замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей).

• Поощрять стремление детей изображать в рисунках, аппликациях реальные и сказочные строения.

Старшая группа.

• Продолжать знакомить детей с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др.

• Обращать внимание детей на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения — декор и т. д.). Подводить к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д.

• Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей.

• При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках, дворцов.

Подготовительная группа

• Продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том, что существуют здания различного назначения (жилые дома, магазины, кинотеатры, детские сады, школы и др.).

• Развивать умение выделять сходство и различия архитектурных сооружений одинакового назначения. Учить выделять одинаковые части конструкции и особенности деталей.

• Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и т. д.

• Знакомить с архитектурой, опираясь на региональные особенности местности, в которой они живут.

• Рассказать детям, что, как и в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всем мире: в России это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники «Золотого кольца» и другие — в разных городах свои.

• Развивать умение передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек. Поощрять стремление изображать детали построек (наличники, резной подзор по контуру крыши).

Примерные темы ОД по ознакомлению с архитектурой.

Средняя группа.

Познание (формирование целостной картины мира)

Тема«Детский сад наш так хорош —лучше сада не найдешь».

Программное содержание. Уточнить знания детей о детском саде. (Большое красивое здание, в котором много уютных групп, есть зала (музыкальный и физкультурный, просторная кухня, где повара готовят еду, медицинский кабинет, где оказывается помощь детям. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге.) Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.

Старшая группа.

Художественное творчество, рисование.

Тема«Сказочный домик» .

П. С. Учить детей создавать образ сказочного дома; передавать в рисунке его форму, строение, части. Закреплять умение рисовать знакомыми различными материалами. Формировать желание рассматривать свои рисунки.

Подготовительная группа

Познание (Познавательно-исследовательская конструктивная деятельность.

Тема«Мосты»

Программное содержание: расширять представления о мостах (их назначении, строении); упражнять в конструировании мостов; совершенствовать конструкторские навыки, способность к экспериментированию, умение понимать, расчленять, конкретизировать, строить схемы; развивать внимание, сообразительность, умение быстро находить ход решения задачи на основе анализа ее условий, аргументировать решение, доказывать его правильность или ошибочность; упражнять в выделении несоответствий, в сравнении, обобщении.

Заключение

Педагоги придают особое значение теме «Архитектура и дети», её трудно переоценить. Ознакомление дошкольников с архитектурной концепцией способствует повышению качества восприятия данного вида изобразительного искусства уже в зрелом возрасте.

Средства архитектуры в практике работы дошкольных учреждений используются крайне редко, в основном с целью формирования представлений об окружающем мире, как методический прием в ОД по изобразительной деятельности и конструированию. Лишь немногие воспитатели обращаются к произведениям архитектуры для решения задач эстетического воспитания, направляя работу на формирование у детей способности замечать красоту архитектурного сооружениявоспринимать образно-выразительные средства искусства архитектуры.

Результатом подобной работы является то, что у дошкольников появляется чувство отзывчивости на воспринимаемые произведения архитектурыспособность выделять выразительные средства, устанавливать их связь с замыслом архитектора. Умение оперировать полученными знаниями в собственной продуктивной деятельности.


Ознакомление дошкольников с архитектурой

2014-Фев-08, 00:25

Архитектура (от лат. - строить, возводить), зодчество - искусство создавать здания, сооружения по законам красоты. В архитектуре главный принцип: польза, прочность, красота, которые взаимосвязаны.

Типы сооружений:

  • объемные сооружения: жилые дома, общественные здания (детские сады, школы, кино-театры, театры, магазины, метро и пр.), промышленные сооружения (заводы, фабрики, электростанции и пр.), мосты, триумфальные арки, культовые сооружения;
  • ландшафтная архитектура: скверы, бульвары, парки с «малой» архитектурой (беседки, мостики, фонтаны);
  • градостроительство: создание новых городов, районов, ансамблей сооружений.

В зависимости от эпохи в архитектуре применяются разные материалы и технологии (камень, дерево, кирпич, металл, бетон, стекло и пр.).

Об архитектуре писали, что это летопись, она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания, когда уже ничего не может сказать о себе погибший народ.

Средства выразительности архитектуры: пластика объемов, композиция (симметричная, асимметричная), масштабность (крупные - мелкие объемы), ритм (вертикальный - горизонтальный), пропорциональность, фактура, цвет поверхности, освещенность (свет - тень).

В зависимости от архитектурного стиля появляются свои средства выразительности, которые, видоизменяясь, переходят в новый стиль, появляются новые признаки. Сравнивая стили, некоторые узнаем сразу, другие - через оставшиеся отдельные детали, через некоторые средства выразительности (колонны, арки, форма окон, дверей, украшения, цвет). До наших дней сохранились египетские пирамиды, развалины античных дворцов.

Каждая эпоха в Европе имела свой художественный стиль сооружений.

Романский (или римский) стиль (X—XIII вв.): монастыри и рыцарские замки. Архитектура сурова, тяжеловесна, замкнута, конструкции массивные.

Готический (готика) (XII—XIII вв.): культовый стиль — собор, возвышающийся над городом. Каркасная система позволила создавать небывалые по высоте гигантские ажурные башни, высокие стрельчатые окна, арки, многочисленные декоративные детали (башенки - «фиолы», завитки - «краббы»), круглые окна с переплетами — «розы». Примеры готики: Собор Парижской богоматери (Франция, Париж), Вестминстерское аббатство (Англия, Лондон), Кельнский собор (Германия, Кельн).

Эпоха Возрождения, или Ренессанс (XIV-XVI вв.): после средневековья возвращение к античному искусству. Это дворцовое и культовое строительство, характерные черты которого соразмерность, равновесие, гармоничность композиций.

Барокко (от итал. - причудливый, странный) (XIV— XVIII вв.): одно из стилевых направлений в искусстве, для которого характерны пространственный размах: роскошные храмы, дворцы, нарочитая усложненность, изгибы, изломы формы, пышность, богатство, неумеренная декоративность, обилие скульптуры, насыщенность цвета и позолоты, широкие парадные лестницы. Пример барокко: ансамбль Капитолийского холма (Италия, Рим).

Рококо: завершение барокко, самая утонченная стадия - узор из камня и раковин.

Классицизм: XVII-начало XIX в. Отличительные черты этого стиля - строгость, геометричность композиций зданий и дворцово-парковых ансамблей, опора на наследие античной культуры как на идеальный образец. Четкость объемов, ясно выражен центр, на глади стен выделяются портик, колоннады, статуи, рельефы. Примеры классицизма: Собор Святого Павла (Англия, Лондон) дворец в Версале (Франция, Париж).

В России архитектура тесно связана с определенным местом и временем, учитывает региональное, национальное, местное своеобразие. «Что не город, то норов»: суровые избы Севера, изящно-лиричные московские особняки, тяжелые палаты Пскова, сдержанность построек Новгорода, гармония архитектурных шедевров Петербурга - все это русская архитектура.

Дерево было основным строительным материалом на протяжении многих веков. Из него возводились избы, терема, хоромы, поселения, княжеские дворы, оборонительные крепости-кремли.

Избы — бревенчатые, окна маленькие, пол – высоко от земли, под ним — хранилище. Хоромы - дом с пристройками, у каждого из них разные окна, крылечки, крыша: двускатная, бочка, луковка, главка, шатер. Украшением служила резьба по дереву: причелины, полотенца, подзоры, гребешок, дымник, наличник; ставни — названия резных досок, которые украшали крышу, трубу, окна и пр.

Каменные строения пришли на смену деревянным, но в основу их создания положены традиции деревянного зодчества. Каменные палаты состояли тоже из нескольких помещений, которые постепенно пристраивались: светелка для жены, для детей и пр. Все они были связаны между собой переходами — открытыми или закрытыми.

Хоромы украшали белокаменным узором по плоской кирпичной стене и изразцами, что придавало праздничный облик сооружению, поверхности окна и двери — «оберегами», что пришло из народного искусства.

С тех времен сохранились деревянные и каменные храмы, каменные палаты.

Карелия, Кижи. Москва, Кремль - Теремной дворец и др.

Западное искусство архитектуры широко проникает в Россию в период правления Петра I. Элементы разных стилей (с учетом русских традиций) находим в архитектуре, которая сохранилась до наших дней.

В петровский период были разработаны стандарты домов - для кого как строить: для «подлых людей» (ремесленников, мелких торговцев) — дом одноэтажный в три окна для зажиточных симметричный дом с 14 окнами, с сенями посередине и мезонином над входом, окна с простыми наличниками; для именитых — двухэтажный на «погребах», с мансардой.

Петербург - Летний дворец Петра I построен как дом для именитых.

К стилю барокко можно отнести: в Петербурге - Зимний дворец: яркие цвета стен - красный, зеленый; белые детали, позолота; в Москве — дом Апраксиных-Трубецких на ул. Покровка - прихотливые изгибы стен, пышные декоративные и архитектурно-пластические детали, изумрудно-лазоревая окраска стен.

Классицизм, пришедший на смену барокко, в России также приобретал национальные черты. Если барокко — это дворец, то классицизм — это и дворец, и жилище для всех.

Фасад дома в стиле классицизма стал знаком принадлежности к дворянству. В основу этого стиля архитектуры положены принципы античной культуры: геометричность, двуцветие, белый классический выделялся на фоне интенсивно окрашенных стен и т.п.

Классицизм стал официальным государственным стилем во времена Петра I. Яркие примеры этого стиля: в Петербурге — Таврический дворец, Исаакиевский собор (стиль позднего классицизма): купол, восьмиколонный портик с фронтонами, украшенными статуями по углам и горельефами; Казанский собор; Биржа; Михайловский дворец (Русский музей). Москва — Большой Кремлевский дворец; Большой театр; дом Пашкова (Государственная библиотека); здание Голицынской больницы; дом Хрущевых-Селезневых (музей А.С.Пушкина); дом Лопухиных (музей Л.Н.Толстого). Московский классицизм дополняется купеческим, городским фольклором, что хорошо демонстрируют старинные здания Замоскворечья.

Ампир: стиль трех первых десятилетий XIX в., завершивший развитие классицизма. Для него характерны массивные, монументальные формы и богатый декор: лавровые венки, орлы, военные эмблемы и т.п.

Эклектика (от греч. - выбирающий): это свобода выбора художественных форм и свобода заимствования, использования разных стилей.

В творчестве русских архитекторов появляются и готические мотивы. Применение кирпича, двуцветия придавало готике русский характер, что постепенно стало ассоциироваться с национальным искусством. Использование отдельных элементов готики называется псевдоготикой.

Москва — Царицыно: от готики здесь стрельчатые окна; сочетание естественного цвета кирпича с белым придает зданиям декоративность. Ансамбль Царицыно воспринимается как художественное целое: парапеты, смотровые башенки, гармония с ландшафтом.

Петровский дворец — здесь классицизм сочетается с псевдоготикой и древне-русским стилем. Здание увенчано куполом, охвачено арками, кокошниками, крыльцо со столбиками-кубышками, красный кирпич и белый для украшения, узорные пояса. Здание окружено массивными стенами, готическими угловыми башенками и стрельчатыми окнами.

Исторический музей и здание бывшей Государственной думы, Погодинская изба — псевдорусский стиль. Стилизация в духе деревянного зодчества, нарядные резные ставни, многочисленные декоративные детали.

Здание верхних торговых рядов (ГУМ) - декор покрывает фасад, стены галереи, подчинен по стилю Кремлю, Историческому музею.

Постепенно «русский стиль», «эклектика» стали объединяться со стилем «русский модерн», «неорусский стиль»: Третьяковская галерея - фасадная стена оформлена по эскизам В.М.Васнецова; Казанский вокзал - подобие сказочного городка, сочетание мотивов русских хором и собора в Казани, сочетание разных по форме, величине, цвету декоративных объемов, затейливые детали наличников, напоминает «теремной» комплекс.

«Модерн» (от франц. - новейший, современный) -стилевое направление в исскустве конца XIX - начала XX в., создание новых форм, своеобразный декор, элементы здания подчинены единому орнаментальному ритму. Форма здания произвольная, свободной планировки, отказ от симметричности фасадов, поиски рациональных решений по увеличению этажности зданий, их размеров. Москва, особняк Рябушинского, Ярославский вокзал -сочетание «модерна» и архитектуры русского севера: крыша, как кокошник, расположение и форма окон и пр. В этот период появляются необычные здания - здания Московского телеграфа, Музея изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) — здание с колоннадой по главному корпусу в греческом стиле.

В начале XX века ведутся поиски нового монументального стиля в архитектуре, при этом сохраняется самобытность Москвы - патриархальный уют переулков, задушевность Замоскворечья, державность Кремлевских площадей... Проводятся конкурсы, составляется генеральный план застройки Москвы. В конце 20-х годов строят клубы им. Н.В. Русакова, завода «Каучук», им. С.М. Зуева, завода им. Лихачева (ЗИЛ) - типичные здания конструктивизма. Конструктивизм - это направление в архитектуре 20-х годов XIX в., в основе которого - создание простых, логичных, функционально оправданных форм.

Рационализм — движение в архитектуре 20-х годов XX в.: поиски лаконичных динамичных современных архитектурных форм. Северный речной вокзал Москвы - здание, которое напоминает двухпалубный речной пароход: конструкция изящная, легкая, с колоннами и арками, с башней и шпилем, увенчанным золотисто-красной звездой, которая в 1935-1937 годах находилась на Спасской башне Кремля. Здание украшено барельефами, мозаикой, скульптурой - фонтанами, широкая гранитная лестница идет от центрального портала к причалу.

В 50-е годы строятся высотные здания - как символ победы, мощи и силы страны-победительницы в Великой Отечественной войне. Позднее появились новые площади, районы: Песчаные улицы, Кузьминки, Черемушки, новые станции метро - настоящие подземные дворцы (колонны, барельефы, скульптуры, витражи, мозаика), города-спутники - Зеленоград, Солнцево, Внуково. Каждый район, город развиваются с учетом потребностей их населения. Используются новые, современные материалы, технологии, смелые сочетания цветов; снова вошли в моду чугунные необычные ограды - чугунное кружево Москвы. Рассматривая здания Москвы или любого другого города, видим знакомые элементы разных архитектурных стилей.

Фасад - внешний вид здания.

Интерьер - архитектура внутренних помещений здания.

Фронтон - треугольное завершение фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Декоративным фронтоном украшают двери, окна здания.

Портик - галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.

Атланты - опора в виде мужской статуи.

Кариатиды - опора в виде женской фигуры.

Мозаика, витражи, фрески - виды техник при оформлении зданий.

Барельеф, горельеф, скульптуры - часть украшения здания.

Работа с детьми проводится в двух направлениях: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С АРХИТЕКТУРОЙ И ИЗОБРАЖЕНИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ЗДАНИЙ


ИЗОБРАЖЕНИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ЗДАНИЙ

Изображение зданий разных конструкций и разного назначения, современные, старинные, сказочные, города будущего в рисунках, аппликациях. Содержание работ зависит от впечатлений детей, от того, какие здания они рассматривали, какой наглядный материал был показан, какие сказки читали, что вызвало у них интерес.

Темы: «Наш детский сад», «Наша улица», «Изба», «Теремок», «Дворец». Младшие группы: «Домик для собаки, кошки,медведя, для неваляшки», Избушка», «Теремок».

Старшие дети: «Сказочный терем», «Дворец», «Город будущего», современные здания.

Ознакомление  с  архитектурой детей 5-7 лет

Старшим дошкольникам архитектура представляется как вид искусства. Знакомя их с окружающим миром, необходимо обращать внимание на здание детского сада – дома, в котором дети занимаются, играют все вместе, учувствуют в праздниках, радуются любимым игрушкам и.т.д., подчеркивая, что для этого в здании детского сада есть все необходимые комнаты. Рассматриваются дома, окружающие детский сад, в которых живут дети с родителями, их друзья, сверстники; здания школ, магазинов. Обращается внимание на то, что сельские дома отличаются от городских: городские дома высокие, многоэтажные, по архитектуре более строгие: простые окна, двери, крыша. В сельских домах все части могут быть украшены резьбой, они по-разному окрашены.

При ознакомлении детей с архитектурой надо ориентироваться прежде всего, на окружающие их объекты, чтобы дети видели те архитектурные сооружения, которые расположены вблизи от их дома, детского сада и составляют окружающую среду.

В народных сказках представлены самые разные дома: теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках, кувшин, домики трех поросят из разных материалов, пряничный домик. Описываются дворцы Кощея Бессмертного, змея Горыныча.

Образы различных сооружений, воспринимаемые через посредство художественного слова, рождают у каждого свои образ, что способствует развитию воображения.

Необходимо знакомить детей с основными чертами разных типов сооружений и спецификой каждого вида. У каждого дома должны быть стены, крыша, окна, двери, может быть крылечко, труба. Части дома иногда украшены узором. Дворцы – это красивые большие сооружения, они также имеют стены, крышу, окна. Но все архитектурные части дворца отличаются тем, что они необычной формы, а само здание дворца может завершаться башенками, шпилями.

Следует включать знакомство детей с художественными альбомами памятников архитектуры и с художественными открытками.

Архитектура — искусство создавать здания, сооружения по законам красоты.

В архитектуре главный принцип: польза, прочность, красота, которые взаимосвязаны.

В зависимости от эпохи в архитектуре применяются, различные материалы и технологии (камень, дерево, кирпич, бетон, стекло и пр.).

При знакомстве дошкольников с архитектурой выделяют следующие задачи:

-  Учить видеть облик своей улицы, района, города, поселка.

-    Видеть особенности зданий, их назначение, форму зданий, окон, дверей, балконов, их расположение и украшения, цветовые решения.

-    Учить сравнивать старые и современные здания, видеть их различия.

-  Выделять в украшении зданий витражи, мозаику, фрески, барельефы, скульптуру и пр.

- Выделить средства выразительности архитектуры (пластику объёмов, масштабность, пропорциональность и пр.).

-   Выделить узорность оград домов, мостов.

-   Знакомить с садово–парковой архитектурой.

-   Выделять элементы сказочной архитектуры (избушки, терема, дворцы).

-  Отражать в рисунке, аппликации здания современные, старинные, сказочные.

Виды архитектуры

По целевому назначению:

-жилищная (жилые дома, коттеджи, гостиницы, общежития)

-промышленная (заводы, фабрики, фермы)

-декоративная (лестницы, фонтаны, беседки, арки, мосты)

-общественно-гражданская (соборы, театры, бассейны, рестораны, школы, магазины, бани, вокзалы).

По характеру:

-объемная (=замкнутая конструкция)

-ландшафтная (мосты, арки, фонтаны, беседки)

-градостроительство (комплекс архитектурных сооружений)

По духовно-эстетической ценности:

-имеющие культурно-историческую ценность во все времена

- -«-«- в определенные периоды

-не имеющие духовно-эстетической ценности (склады, тюрьмы).

Выразительные средства архитектуры

Композиция – гармоничность элементов, обеспечивающих единство и целостность формы

Форма, масштабность (=соразмерность сооружения человеку)

Тектоника – структурная основа, костяк сооружения. Бывает двух типов:

-балочная (русская изба) -арочная (храмы)

Ритм – чередование элементов в определенной последовательности

Пропорция – соразмерность частей между собой

Симметрия – расположение частей относительно друг друга

Контраст – противоположность в каком-либо отношении

Виды архитектурных форм

Крыши – завершение сооружения (функция защиты от погодных явлений, придает выразительность)

Купол – свод в виде полусферы

Ордер – колонна (=стержень, опора). Колонна состоит из стволовой части , капители (верхняя часть), базы (плита под колонной)

Портал (центральный вход), арка (криволинейная конструкция для перекрытия проемов)

Эркер (выступающая полукруглая часть здания), балкон (выступает), лоджия (ниша), окно (проем в стене для света), дверь (закрывает вход в помещение), лестница (ступенчатый марш).

Башня (высокое сооружения для наблюдения и защиты) – маяк, минареты, колокольные, вышки, водонапорные, обсерватории.

Мосты (сооружение, являющееся дорогой через препятствие) – висячие (канатные), крепостные (подъемные) и др.

Фонтаны (видоизмененный колодец, выполняет декоративную функцию) – памятник, дворцовые, для питья, каскадные.

Архитектурный словарь

Архитектор- это мастер, владеющий искусством возводить перекрытия, дома и храмы. Он составляет архитектурные проекты построек и наблюдает за их исполнением. Впервые на Руси этот термин ввел Петр I, прежде ему соответствовало исконное слово Зодчий.

Архитектура- искусство проектирования и строительства сооружений

Арка - криволинейное перекрытие проема в стене (окна, двери или ворот) между двумя опорами- колоннами, столбами.

Балкон - открытая, выступающая из плоскости фасада площадка.

Беседка - небольшое крытое сооружение с крупными незастекленными проемами в парке или на берегу водоема.

Витраж - декоративная или сюжетная композиция, выполненная из кусков стекла.

Готика - художественный стиль. Готические соборы имеют в основе каркас из столбов (пучок колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок и сводов. Эти соборы  украшались ажурной каменной резьбой и скульптурой.

Дымник - декоративное завершение дымовой трубы над кровлей.

Изба - крестьянский жилой дом в сельской местности. Древнейшие избы были курные: с печью без дымохода, их называли - рудная, черная, т.к. дым выходил  либо через открытую дверь или окно, либо через дымницу в крыше. Избы строились из бревен, пластин или брусьев. Под одной крышей строились изба (отапливаемый сруб), клеть (холодная, летняя часть дома) и сени, их соединявшие.

Колонна - архитектурно обработанная вертикальная опора, круглая в сечений, играющая роль опорного столба.

Конек  - горизонтальное ребро, образуемое пересечением двух скатов кровли.

Мозаика- изображение, составленное из множества элементов, близких друг другу по размерам.

Наличники - обрамление дверного или оконного проема рамкой.

Особняк - комфортабельный дом городского типа с индивидуальным обликом, предназначенный для проживания в нем одной семьи.

Подзор- полоса со сквозным орнаментом, свисающая с длинного выступа (например, карниза).

Полотенце - вертикальная деревянная полоса с узорным краем, несколько выдвинутая над фоном фасадной стены.

Ставни - деталь окна.

Фасад - наружная сторона здания или сооружения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация – практикум для родителей «Профилактика нарушения зрения у дошкольников».

Целью данной консультации является знакомство родителей с гимнастикой для глаз иразучивание комплекса упражнений для сохранения зрения у детей.Очень часто мы корим себя за то, что не сделали что-то во...

Консультация практикум Речевая культура педагога

Консультация-практикумТема: «Речевая культура педагога»Цель: Расширить представления об этикетных нормах и правилах поведения в диалоге с родителями воспитанниковЗадачи: Активизировать словарный...

Консультация – практикум для воспитателей на тему: "Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков»

Повысить компетентность молодых педагогов в вопросах организации режимных моментов дошкольников...

Архитектура как вид искусства, возможности ознакомления дошкольников с архитектурой

Происходит от латинского слова «architectura», которое состоит из двух корней: «архи» — «главный» и «тектон»— «строитель»....

Консультация - практикум для педагогов "Грамотная речь педагога -важное условие для развития речи дошкольника"

Материал содержит теоретическое обоснование проблемы повышения культуры речи воспитателя, требования к качеству профессиональной речи педагога и практикум для педагогов "Проверьте свою грамотност...

Консультация-практикум "СИНКВЕЙН - инновационный подход для развития речи дошкольников!"

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования выделена, как самостоятельная образовательная область «Речевое развитие», включающая в себя обогащение актив...

Мастер- класс для педагогов по теме: "Знакомство дошкольников с нетрадиционными техниками лепки".

Цель:- учить педагогов нетрадиционным техникам лепки и их использование в работе с детьми.Задачи:-познакомить педагогов с приемами нетрадиционной техники рисования пластилином – «пластилин...