Программа кружка "Бумажные фантазии"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Болтенко Галина Николаевна

кружок оригами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_konstruirovaniya.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка оригами «Бумажные фантазии» для средней группы

Воспитатель: Болтенко Г.Н.
Программа кружка оригами «Бумажные фантазии» для средней группы

Пояснительная записка

В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги. Нас педагогов, заинтересовал этот вид деятельности потому, что в процессе этой работы у детей развивается ручная умелость, зрительная координация, готовность руки к письму. Развивается пространственное воображение, появляется интерес к познанию окружающего мира. Этот вид творчества развивает логику, фантазию, память. Оригами активизирует мыслительные процессы.

Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. «Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага«ками» - складывать.

С младшего возраста у детей ярко выражен интерес к познанию окружающего мира путём исследования: хочется всё потрогать, помять, порвать. Последнее особенно имеет отношение к такому материалу как бумага. Как же реагируют взрослые на это естественное желание малыша? В основном запретами: нельзя рвать бумагу, нельзя портить книги. Практика и теория вступают в противоречие. Всем хочется, чтобы ребёнок развивался, но желательно «без жертв и разрушений». Это стремление порвать или в лучшем случае смять бумагу наблюдается у детей достаточно длительное время.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Программа дополнительного образования кружка оригами «Бумажные фантазии» является программой художественно-эстетической направленности.

В программе прослеживаются меж предметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения, дети пользуются знаниями, полученными в непосредственно – организованной деятельности образовательной области «Коммуникация. Речевое развитие». При выполнении изделий по готовым схемам, работе над композицией применяются знания из областей «Художественное творчество. Рисование»«Познание. Математическое развитие».

Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, координацию мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того, для детей младшего возраста тренировка пальцев важна с точки зрения выработки основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами. У старших дошкольников тренировка пальцев подготавливает руку к письму.

Срок реализации программы:1 Год

Цель программы:

Познакомить детей с новой для них техникой складывания фигурок из бумаги по типу оригами.

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

Образовательные:

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

Учить детей различным приемам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Учить концентрировать внимание, стимулировать развитие памяти.

Научить правильно организовать рабочее место.

Воспитательные:

Воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы.

Воспитывать интерес к искусству оригами.

Развивающие:

Развивать способность работать руками, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;

Развивать память, внимание, пространственное воображение;

Развивать познавательно – исследовательскую деятельность.

Развивать самостоятельность и аккуратность.

Формы работы:

беседы;

чтение худ. литературы;

индивидуальная работа;

групповая работа;

коллективно-творческая работа;

работа с родителями.

игра;

оформление выставок.

Методы и приемы.

Словесный метод: игровой момент, беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные.

Информационно-рецептивный: рассматривание, напоминание, частичный показ, образец, объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры, устные инструкции по выполнению работы.

Репродуктивный: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми.

Исследовательский: самостоятельная работа детей.

Этапы и основные мероприятия при освоении искусства оригами

Подготовительный этап. Задачи.

Для воспитателей: познакомить детей с искусством оригами, создать единое образовательное пространство детского сада и семьи для решения поставленной проблемы.

Для детей: усвоить, что такое оригами.

Для родителей: познакомиться с программой, заинтересовать ребенка в изготовлении бумажных игрушек.

Основной этап. Задачи.

Для воспитателей: обучить детей искусству оригами, познакомить их с графическим языком оригами, развивать творческое воображение, познавательную и речевую активность, предлагать домашнее задание родителям.

Для детей: научиться самостоятельно складывать простейшие оригами по схеме, оформлять их в небольшое панно, создавать свои игрушки, научиться творчески мыслить, собрать свой альбом поделок.

Для родителей: поддерживать интерес детей к оригами. Стимулировать нестандартные и интересные решения, помогать детям в выполнении домашних работ.

Заключительный этап. Задачи

Для воспитателей: организовать презентацию детских работ, показать результаты детского творчества. Оценить участие родителей.

Для детей: подготовить творческие работы, представить их.

Диагностические задания по результатам освоения программы кружка оригами «Бумажные фантазии»

Умение изготовить несложную поделку, следя за показом педагога.

3 - Высокий уровень – выполняет работу самостоятельно

2 -Средний уровень – выполняет работу с небольшой помощью педагога

1 -Низкий уровень – выполняет работу только с помощью педагога

Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали

3 -Высокий уровень - делает самостоятельно,

2 - Средний уровень - делает с незначительной помощью педагога

1 -Низкий уровень – может сделать только с помощью педагога

Умение ориентироваться на листе бумаги

3 - Высокий уровень - делает самостоятельно,

2 -Средний уровень - делает с помощью педагога.

1 - Низкий уровень – делает только с помощью педагога

Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Оцениваются умения: организовать свое рабочее место, рационально использовать необходимые материалы, аккуратность выполнения работы.

1 -Высокий уровень – умеет организовать свое рабочее место, рационально использует необходимые материалы, аккуратно выполняет работы.

2 -Средний уровень – не умеет организовать свое рабочее место, рационально использует необходимые материалы, не аккуратно выполняет работы.

3-Низкий уровень - не умеет организовать свое рабочее место, не рационально использует необходимые материалы, не аккуратно выполняет работы.

Занятия кружка проводятся - 1 раз в неделю.

Продолжительность занятия – 20 минут.

Кружок посещают 10 детей.

Список воспитанников:

1.Черномазова Алена.

2. Мешков Витя

3. Кулешова Юля

4. Авраменко Артем

5. Мазурин Кирилл

6. Козлова Виолетта

7. Тыртынский Егор

8. Лопатин Влад

9. Дубина Полина

10. Грачев Артем

Календарно - тематическое планирование кружка «Бумажные фантазии» в средней группе.

Месяц: Сентябрь.

Бумажный комочек Познакомить детей со свойствами бумаги Сентябрь

2 Цветные комочки Учить преобразовывать комочки бумаги в различные поделки Сентябрь

Месяц : Октябрь.

3 Цветная спираль Учить детей изготавливать спираль Октябрь

«Осенний ковер» коллективная работа Создать эмоционально творческую обстановку. Научить детей сгибать маленькие и большие углы, создавая образ листика, красиво располагать на листе. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать чувство коллективизма. Октябрь

5 Собачка Закрепить знания детей о животных. Учить складывать треугольник из квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая ушки. Развивать мелкую моторику. Октябрь

6 Лягушка Учить складывать базовую форму двойной квадрат Октябрь

Месяц: Ноябрь.

7 Фонарик Учить детей изготавливать объемные игрушки Ноябрь

8 Шишечки Учит изготавливать из бумаги кулечки и собирать из них шишечки Ноябрь

9 Снегири Учить складывать два круга пополам, проглаживая линию сгиба. Соединить их и дополнить деталями. Развивать творческую фантазию. Ноябрь

10 Цветы Учить изготавливать петли из бумаги и склеивать их в цветы Ноябрь

Месяц:  Декабрь.

11 Мышка Учить детей изготавливать поделки из конуса Декабрь

12 Елочная игрушка Научить детей складывать круг пополам, проглаживать линию сгиба, находить половину круга, которую нужно смазывать клеем и склеивать с половиной другого круга. Развивать чувство ритма. Декабрь

13 Новогодняя гирлянда Учить изготавливать гирлянду разными способами Декабрь

14 Еловые ветки Закрепить умение изготавливать петли и склеивать их в ветки Декабрь

Месяц: Январь.

15 Новогодняя елочка Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. Располагать получившиеся треугольники друг за другом начиная с большего. Украсить праздничную ёлку цветными фонариками, приготовленные методом скручивания мягкой бумаги. Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество Январь

16 Аквариумные рыбки Закрепить умение детей складывать базовую форму треугольник, совмещать острые углы, аккуратно проглаживать линии сгиба. Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Украсить поделку аппликацией. Развивать внимание, творчество. Январь

18 Снеговик и елочка

(2 занятия)

Формировать навыки выполнения поделок из полосок бумаги. Соединять края белых полосок и преобразовывать из них два шара- снеговик, из зелёных сделать «капельки» - ветки ёлочки. Развивать умение находить равные по длине полоски. Воспитывать терпение и усидчивость. (И. М. Петрова «Волшебные полоски» стр. 13)

Месяц: Февраль.

19 Кораблик Вспомнить получение базовой формы треугольник. Научить детей отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба, выворачивать отогнутую часть наружу. Развивать внимание, художественный вкус при оформлении поделки. Февраль

20 Открытка для пап Продолжать учить изготавливать объемные открытки Февраль

21 Самолет

Совершенствовать навыки аккуратного сложения квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить отгибать углы в противоположные стороны. Февраль

Месяц: Март.

22 Весенняя картина Учить детей изготавливать картину известными способами коллективная работа Март

23 Цветы для мамы Продолжать знакомить детей с техникой оригами Март

24 Мышонок

Научить детей складывать мышонка из треугольника по диагонали, потом еще раз по диагонали, отогнуть ушко. Учить рисовать носик и глазки. Развивать воображение Март

25 Веселый лягушонок Научить детей складывать лягушонка: сложить из квадрата треугольник, загнуть острые углы навстречу друг другу, чтобы концы пересекались и эти же иголки отогнуть в противоположные стороны. Развивать внимание, усидчивость. Оформить аппликацией поделку Март

Месяц :Апрель.

26 Плот Учить детей сворачивать лист бумаги в трубочку при помощи карандаша Апрель

27 Пингвин Продолжать учить детей изготавливать поделки способом оригами Апрель

28 Кошка Учить складывать кошку на основе базовой формы треугольник, проглаживая линии сгиба. Учить отгибать углы. Воспитывать усидчивость. Апрель

29 Зайчик Научить детей складывать зайчика, используя базовую форму треугольник, аккуратно пользоваться ножницами. Внимательно слушать объяснение последовательности выполнения поделки. Развивать мелкую моторику рук. Апрель

Месяц: Май.

30 Весенний цветок На основе базовой формы треугольник научить изготавливать бутоны тюльпанов, листья. Учить составлять композиции. Развивать художественный вкус, воображение, внимание. Май

31 Бабочка из полосок Учить соединять полоски бумаги в виде капелек и приклеивать их к картонной основе, формируя бабочку. Учить находить равные по длине полоски. Воспитывать усидчивость. Май

32 Ромашка

Учить изготавливать сборные цветы Май

Использованная литература:

1. Петрова М. И. «Волшебные полоски» СПб «Детство – пресс» 2005г. Стр. 13,15.

2. Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка» Академия развития 1997г. Методические рекомендации, конспекты занятий.

3. Соколова С. В. «Оригами для самых маленьких» СПб «Детство – пресс» 2010г. Методические рекомендации, конспекты занятий.

4. Новикова М. И. «Конструирование из бумаги в детском саду» Академия развития 2009г стр. 18,36.

5. Алексеевская И. «Волшебные ножницы» издательство «Лист» 1998г. Стр. 72,156.

6. Казимера Лубковска «Сделаем это сами» Москва «Просвещение» 1983г. Стр. 101,104.

7. Черенкова Е. «Оригами для малышей» Рипол Классик 2010г. Методические рекомендации, стр. 23,28,30.

8. Программа «От рождения до школы» Мозаика – синтез 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская программа кружка "Бумажная фантазия" квиллинг

программа кружка по квиллингу, расчитана для детей средней, старшей, подготовительной групп....

Программа кружка "Бумажная фантазия"

Данная программа разработана для реализации педагогических. познавательных и творческих задач с целью создания условий для создания всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личнос...

Программа кружка "Бумажные фантазии"

Образовательная программа «Бумажные фантазии» имеет художественно-эстетическую  направленность:Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из б...

Программа кружка "Бумажные фантазии" (старшая группа)

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность,которая является важным направлением в развитии и воспитании.В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из...

Программа кружка "Бумажные фантазии"

Программа кружка "Бумажные фантазии"...

Программа кружка "Бумажная фантазия"

Программа кружка «Бумажная фантазия» направлена на создание условий  для развития ребенка, открывающих возможности для его художественно – творческих способностей на основе сотр...

Программа кружка "Бумажные фантазии"

Кружок по конструированию из бумаги....