Рабочая программа кружка "Умелые ручки"
рабочая программа по конструированию, ручному труду

Рабочая программа кружка "Умелые ручки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_umelye_ruchki.docx41.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка»» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой

Согласовано:
Заместителем заведующего по УВР
________________ Наливайко С. А.

Рабочая программа кружка
«Умелые ручки»

Автора программы: Погорелова Е. В.


«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

 (В.А.Сухомлинский)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, так как человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. «Я убеждён, - пишет один из крупнейших представителей английской теоретической мысли Херберд Рид, - что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет… Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как нация, не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни».

   Именно художественная деятельность способствует развитию творческих способностей детей, эстетических чувств, развитию вкуса, понимания красоты мира.

 Одним из направлений развития творческих способностей детей, является работа с подручными материалами, которые представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание, и создание художественного образа.

Наблюдения за процессом создания детьми пятого года жизни художественного образа показали, что значительная часть детей проявляет беспомощность, низкую самостоятельность; при работе с подручными материалами, не достигает результата.

Анализ психолого – педагогической литературы и собственной деятельности позволил сделать вывод о том, что причиной возникших трудностей у воспитанников является:

  • частое использование воспитателем репродуктивных методов в работе с детьми на занятиях по ручному и художественному труду;
  • отсутствие системы в использовании подручных материалов;
  • отсутствие преемственности в обучении детей работе с подручным материалом;
  • отсутствие в методических пособиях личносто – ориентированной направленности на отдельно взятого ребёнка.

В связи с этим возникла необходимость создания собственной программы приобщения детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей.

 Новизной и отличительной особенностью программы является значительное сокращение количества занятий репродуктивного характера, увеличение количества занятий по совершенствованию усвоенных операций; развитие у детей творческого и исследовательского потенциала, основанного на принципах сотрудничества и сотворчества со взрослыми, без запретов и категорических отрицаний со стороны воспитателя; использование инновационных методов; метод нетривиальных творческих ситуаций, пробуждающих интерес к творческой деятельности, метод эвристических и поисковых ситуаций, метод эстетического выбора.

Цель программы:

Развитие творческих и художественных способностей детей.

Задачи программы:

  • Обучение детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.
  • Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.
  • Изготовление детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения.
  • Изготовление поделок вместе с родителями.
  • Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.

Уровни освоения программы:

Знания, умения, навыки.

Уровни освоения программы

Средняя

Старшая

Подготовительная

Высокий

Знает и называет не менее пяти видов материалов и свойств. Владеет тремя приёмами (режет, пилит, склеивает. Придумывает и выполняет несложную конструкцию, самостоятельно украшает. Прочно скрепляет детали самостоятельно.

Знает и называет не менее семи – восьми видов материалов и свойств. Владеет пятью приёмами (режет, пилит, склеивает, сколачивает, скрепляет). Придумывает и самостоятельно выполняет сложную поделку и украшает её. Прочно скрепляет детали самостоятельно.

Знает и называет не менее восьми – десяти видов материала и пять свойств. Владеет семью приёмами (режет, пилит, склеивает, сколачивает, скрепляет, измеряет, закручивает). Придумывает и самостоятельно выполняет сложную поделку и украшает её. Прочно скрепляет детали самостоятельно.

Средний

Знает и называет не менее трёх видов материалов и свойств. Владеет тремя приёмами (режет, пилит, склеивает). Делает попытки или выполняет работу с небольшой помощью взрослого. Пытается скреплять самостоятельно или с небольшой помощью взрослого.

Знает и называет не менее четырёх видов материалов и свойств. Владеет четырьмя приёмами (режет, пилит, склеивает, сколачивает). Делает работу с небольшой помощью взрослого и ребёнка. Пытается скреплять самостоятельно или с небольшой помощью взрослого.

Знает и называет не менее семи видов материалов и свойств. Владеет шестью - семью приёмами (режет, пилит, склеивает, сколачивает, скрепляет, измеряет). Пытается скреплять самостоятельно или с небольшой помощью взрослого.

Низкий

Знает и называет не менее двух видов материалов и свойств. Владеет двумя приёмами (режет, пилит). Выполняет работу только с помощью взрослого. Скрепляет только с помощью взрослого.

Знает и называет не менее трёх видов материалов и свойств. Владеет тремя приёмами (режет, пилит, склеивает). Делает работу помощью взрослого. Скрепляет с помощью взрослого.

Знает и называет не менее четырёх видов материалов и свойств. Владеет четырьмя приёмами (режет, пилит, склеивает, сколачивает). Делает работу с помощью взрослого и скрепляет с помощью взрослого.

Общепедагогические принципы:

  • Принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».
  • Принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнением, расширением от возраста к возрасту.
  • Принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества в целом.

Специфические принципы:

  • Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего).
  • Принцип обогащения сенсорно – чувственного опыта.
  • Принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранения непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Предполагаемые умения и навыки:

Средняя группа

  • Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
  • Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
  • Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
  • Научатся видеть необычное в обычных предметах.
  • Разовьют мелкую моторику рук.

Старшая группа

  • Овладеют различными приемами преобразования материалов.
  • Освоят обобщенные способы работы.
  • Разовьют познавательные, конструктивные способности.
  • Разовьют интерес к результату и качеству поделки.

Подготовительная группа

  • Разовьется поисковая деятельность.
  • Освоят умение анализировать поделку.
  • Сформируется положительное отношение к труду.
  • Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
  • Подготовится рука к письму.

Структура программы:

 Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.

  • 1 этап - знакомство со свойствами материалов. 
  • 2 этап - обучение приемам изготовления.

  В процессе многократных упражнений, ребёнок практически осваивает операцию (овладевает навыком). Происходит постепенная отработка моторной системы путём оттормаживания лишних движений и фиксации правильных. К концу этапа ребёнок после ряда упражнений при первом приближении усваивает правильные приёмы работы.

  • 3 этап - совершенствования усвоенных операций.

 здесь совершается переход от зрительной, а также второсигнальной регуляции движения, играющих ведущую роль на этапе первоначального овладения навыком, к регуляции кинестетической.

На каждый этап выделяется определённое количество часов.

Учебный план

Название темы

Средняя группа

Старшая

Подготовительная

1 этап

2 этап

3 этап

1 этап

2 этап

3 этап

1 этап

2 этап

3 этап

1

Работа с природн

ым материалом.

1

2

1

1

2

3

-

2

6

2

Работы с бумагой

1

2

1

1

1

5

-

1

5

3

Работа с тканью

1

2

1

1

1

2

-

1

3

4

Работа с парало

ном

1

2

1

1

1

1

-

-

1

5

Работа с деревом, корой.

1

2

1

-

1

1

-

1

1

6

Работа с кожей.

1

2

1

-

1

1

-

1

3

7

Работа с пухом, ватой.

-

-

-

-

-

-

1

1

-

8

Работа с пласти

ком.

-

-

-

-

1

-

1

-

1

9

Работа с берестой.

-

-

-

1

1

-

-

-

-

10

Работа с бросовым материалом.

1

2

1

1

1

1

-

2

5

Итого в год:

7

14

7

6

10

14

2

9

25

Содержание программы

 реализуется через разные формы деятельности с детьми, педагогами, родителями.

Работа с детьми

Сотрудничество с педагогами и коллегами

Взаимодействие с родителями

Методы, используемые в программе:

  • Метод сенсорного насыщения.
  • Метод эстетического выбора.
  • Метод разнообразной художественной практики.
  • Метод сотворчества.
  • Метод нетривиальных творческих ситуаций, пробуждающих интерес к творческой деятельности.
  • Метод эвристических и поисковых ситуаций.

Содержание работы:         

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.

Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного учреждения, дает возможность объединить детей в группы для коллективных работ. Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

Количество занятий, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной возрастной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели – развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами. При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации и советы по изготовлению той или иной поделки, семинары практикумы.

Работа с родителями предполагает: папки раскладушки, - классы, анкетирование, родительские встречи, семинары - практикумы.

Диагностический инструментарий для оценки результативности.

Диагностика развития конструктивных способностей детей проводится два раза в год: сентябрь – май. Изучается:

  • уровень овладения приёмами работы с материалами;
  • уровень развития мелкой моторики;
  • уровень развития конструктивных способностей (резать, клеить, рвать, пилить, вырезать, прибивать).

Используются методы изучения:

  • метод беседы с детьми;
  • наблюдения за практическим изготовлением поделки;
  • анализ.

Высокий уровень – 3 балла – выполняет работу сразу и правильно.

Средний уровень – 2 балла - выполняет работу после повторного объяснения.

Низкий уровень – 1 балл – выполняет работу при непосредственной помощи взрослого.

Диагностика по ручному труду

(средняя группа)

Список детей

Свойства материалов

Овладение приёмов работы с материалами

Развитие конструктивных способностей (резать, клеить, рвать, измерять, пилить, вырезать, прибивать)

Мелкая моторика

природный

ткань

бумага

дерево

пластик

бросовый

Высокий -

Средний -

Низкий -

Диагностика по ручному труду

(старшая группа)

п/п

Список детей

Свойства материалов

Овладение приёмов работы с материалами

Развитие конструктивных способностей

(резать, клеить, рвать, измерять, пилить, вырезать, прибивать, плести, обматывать, прикручивать, откручивать)

Мелкая моторика

природный

ткань

бумага

дерево

пластик

металл

Высокий -

Средний -

Низкий -

Диагностика по ручному труду

(подготовительная группа)

п/п

Список детей

Свойства материалов

Овладение приемов работы с материалами

Развитие конструктивных способностей

(резать, клеить, рвать, измерять, пилить, вырезать, прибивать, плести, обматывать, прикручивать, откручивать)                

Мелкая мото-рика

природный

ткань

бумага

дерево

пластик

металл

кожа

поролон

пух, вата

бросовый

Высокий -

Средний -

Низкий -

Методика проведения диагностики:

Ребёнку предлагают сделать игрушку в подарок малышу. Можно самому придумать игрушку, выбрав любой материал и необходимые инструменты.

Для проведения диагностики важно обеспечить широкий выбор материалов и инструменты для работы. В процессе работы следует выявить ручную умелость и способность реализовать замысел: умение принять цель деятельности, выбрать материал и инструменты, организовать рабочее место; наличие общетрудовых и специальных умений, сформированность обобщённых способов конструирования, владение действиями самоконтроля, репродуктивный или творческий характер деятельности, результативность и самостоятельность достижение результатов. Следует обращать внимание на владение элементами культуры труда (экономное расходование материала, умение поддерживать порядок на рабочем месте, уборка рабочего мета после окончания работы и пр.).

Обеспеченность программы литературой, дидактическим материалом, наглядными пособиями.

В качестве средств по обеспечению усвоения программы используется разнообразный природный, бросовый материал, инструменты для работы на каждого ребёнка, что позволяет ему самоопределиться в выборе места, материала и техники использования задуманной работы. В использовании детей предоставляются кооперационные карты, фотографии, иллюстрации, альбомы.

Программа обеспечения приложениям.

Для того чтобы начать работу программа обеспечивается планам – содержаниям тем для детей 5 – го, 6 – го, 7 го, годов жизни. Методическое обеспечение включает в себя примерные конспекты занятий по ручному труду, конспекты комплексных занятий по познавательному развитию, художественному труду, изобразительной деятельности, музыкальному развитию; консультации для воспитателей и родителей, сборник пословиц и поговорок, пальчиковых игр и загадок. Приведён перечень материалов и инструментов для работы, разработаны правила техники безопасности при работе с различным материалом и инструментами.

Специальный подбор литературы поможет воспитателям углубить знания методики развития творческих способностей детей на основе приобщения к художественному и ручному труду. 

Перспективное планирование работы с детьми средней группы

по обучению детей ручному и художественному труду.

Месяц

Тема

Программные задачи

Материал

Сентябрь

Заготовка бросового и природного материалов

Познакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок

Ракушки, камушки, листья, шишки, палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, поролон

Октябрь

(природный материал)

Звери

Птицы

Рыбы

Познакомить детей с разнообразным природным материалом и его свойствами (ломается, склеивается, слоится, плавает, намокает); познакомить с инструментами (шило, нож-резак, ножницы) и правилами безопасной работы с ними; учить делать поделки, творчески мыслить

Шишки, листья, палочки, клей

Ноябрь (ткань)

Создание коллекции «Ткани»

Преобрази  кусочек ткани

Познакомить детей с тканью и ее свойствами (склеивается, сшивается, стирается, линяет, режется, мокнет, рвется, мнется); научить преобразовывать кусочек ткани в одежду для кукол, картинку; воспитывать трудолюбие, аккуратность

Ткань, бумага, краски, ножницы, нитки, иголка

Декабрь (бумага)

Снежинки

Цепочки

Елочки

Игрушки-шумелки

Продолжать знакомить детей с бумагой и ее свойствами (легко режется, впитывает воду, склеивается, мнется, плохо разглаживается руками, хорошо гладится утюгом); научить детей правильно пользоваться ножницами, вырезать из бумаги не сложные детали, делать надрезы; воспитывать умение доводить начатое дело до конца

Бумага, клей, ножницы

Январь

(поролон)

Снежки

Гусеница

Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок и его свойствами (легкий, не тонет, впитывает воду, плавится, красится), бывает разного цвета и толщины, им наполняют игрушки, мебель; закрепить умение пользоваться ножницами в преобразовании кусочка поролона в нужную поделку; воспитывать умение радоваться результату своего труда

Поролон, ножницы, шнурки, маркеры

Февраль (бросовый материал)

Мебель для кукол

Аппликация «Поздравляем папу»

Продолжать учить детей делать поделки из разнообразного бросового материала используя знакомые приемы работы; развивать интерес, творчество

Цветной картон и бумага, упаковочная бумага, клей, ножницы, коробочки, бутылочки

Март (кожа)

Кулончик в подарок  маме

Познакомить детей с новым материалом и его свойствами (сшивается, склеивается, плавится, стирается, тянется, гладится, красится, плохо мнется, рвется, стрижется); развивать интерес к работе с кожей, радоваться полученному результату

Кожа, ножницы, нитки, бусинки

Апрель

(дерево)

Кораблики

Вертушки

Самолеты

Продолжить знакомство с деревом и его свойствами (пилится, ломается, красится, строгается, не тонет, теряет форму, трескается); научить правильному пользованию инструментами и безопасности при работе с ними; воспитывать умение доводить начатое дело до конца

Дерево, гвозди, молоток, бумага, клей, пилка, отвертка, саморезы

Май

Выставка работ

Перспективное планирование работы с детьми старшей группы по обучению детей к ручному и художественному труду.

Месяц

Тема

Программные задачи

Материал

Сентябрь

Заготовка бросового и природного материалов

Оклеивание коробочек и баночек для хранения собранного материала

Продолжать знакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок

Ракушки, камушки, листья, шишки, палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, поролон, косточки, веточки, сухоцветы, семена

Октябрь

(природный материал)

Звери и птицы по желанию детей

Композиция из листьев, цветов, косточек, семян

Портрет Осени

Обогащать знания детей о разнообразии природного материала и его использовании в поделках; продолжать учить делать поделки из этого материала; способствовать коллективной деятельности, умению планировать свою работу; доводить начатое дело до конца

Шишки, листья, палочки, клей, веточки, цветы, семена

Ноябрь (ткань)

Платочек

Шапочки для гномиков

Преобрази  кусочек ткани (по желанию)

Коллекция «Ткани» (пополнить)

Продолжать учить детей работать с тканью разного вида и качества; создавать поделки и одежду для кукол, преобразовывая ее с помощью скрепления степлером и клеем; умение радоваться полученному результату

Ткань, бумага, краски, ножницы, нитки, иголка, степлер

Декабрь (бумага)

Снежинки

Цепочки

Елочки

Маски

Блокноты

Аппликация «Птичья столовая»

Продолжать учить детей правильно пользоваться ножницами; уметь работать по схеме, рисунку; закреплять умения самостоятельно складывать и вырезать из бумаги, сложенной пополам и гармошкой, срезать не нужные части, соединять; оформлять поделку, проявляя творчество, фантазию

Бумага, клей, ножницы

Январь

(поролон)

Снежки

Гусеница

Детский сад будущего

Закрепить знания детей о поролоне и его свойствах; способствовать созданию уже знакомых поделок, усложняя их по своему желанию, проявляя фантазию, творчество; желание работать в коллективе и доводить начатое дело до конца

Поролон, ножницы, шнурки, маркеры, клей, детали от конструктора

Февраль (бросовый материал)

Домики

Роботы

Таблетки для игры в больницу

Открытка в подарок папе

Обогатить знания детей о разнообразии бросового материала и его использование при изготовлении поделок; напомнить правила безопасности в работе с мелкими деталями, клеем, ножницами; развивать фантазию; воспитывать трудолюбие, аккуратность

Цветной картон и бумага, упаковочная бумага, клей, ножницы, коробочки, пуговицы, бусинки, проволока, ленточки

Март (кожа, нитки)

Кулончики

Цветок

Открытка в подарок  маме

Учить детей делать поделки из знакомого материала, дополняя и оформляя их нитками, ленточками; развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы

Кожа, ножницы, нитки, бусинки, клей, пуговицы, ленточки, ткань

Апрель

(природный и бросовый)

Кораблики

Вертушки

Самолеты

Собачка

Закрепить умение детей работать с разнообразным материалом, применяя знакомые приемы и методы, проявлять творчество, фантазию, инициативу, дружеские взаимоотношения

Дерево, гвозди, молоток, бумага, клей, пилка, кора, поролон, береста, мех, ткань

Май

Выставка работ для родителей и детей других групп

Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы                                                                         по обучению детей ручному и художественному труду.

Месяц

Тема

Программные задачи

Материал

Сентябрь

Заготовка бросового и природного материалов

Продолжать знакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок

Ракушки, камушки, листья, шишки, палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, поролон, косточки, веточки, сухоцветы, семена

Подставка для карандашей

Учить видеть необычное в обычном, применяя знакомые умения и навыки конструирования (сделать углубления, покрасить); развивать фантазию, творчество

Клеенка, фартуки, перчатки, черная и красная краска в баллончиках, платформа-след от обуви.

Пирамида для мелочей

Закрепить умение работать молотком и отверткой, соблюдая правила техники безопасности с мелкими деталями; умение работать в коллективе

Баночки, досочки, палочки, молоток, гвозди, отвертка, саморезы

Октябрь

Кормушка для птиц

Закрепить знания детей о свойствах пластика (режется, плавится, не тонет, склеивается); умение преобразовывать бросовый материал в задуманный путем вырезывания отверстий и скрепления между собой; радоваться результатам своего труда, воспитывать заботу о птицах

Три пластиковые бутылки, проволока, веревка, скотч, ножницы, маркер

Коврик из прутьев

Вспомнить способы плетения из бумаги и ниток; познакомить с плетением коврика из прутьев и шпагата; развивать мелкую моторику рук; умение работать в коллективе и видеть результат своего труда

Шпагат, прутья березы, нож-резак, ножницы

Поделки и картины из природного материала (флористи

ка) по желанию детей

Познакомить детей со значением слова флористика-создание поделок и картин из природного материала; развивать творчество, фантазию; способствовать коллективной деятельности, речевому общению детей

Листья, цветы, ветки, шишки, кора, береста, палочки, клей

Ноябрь

Аквариум

Продолжать учить детей делать поделки из разных материалов; обогащать знания детей о разнообразии природного материала и его использовании в поделках; развивать инициативу, творчество

Коробка, пластмассовые рыбки, веточки, камушки, бусинки, клей

Кольца-держатели для салфеток в подарок маме

Закрепить у детей умение выполнять поделку из бросового материала, закрепляя их свойства; использовать в работе полученные ранее знания, умения и навыки; развивать творчество, фантазию

Проволока, ткань, ленточки, бусинки, клей

Портрет Осени

 Закрепить знания детей о флористике; развивать фантазию, стремление к творчеству

Листья, косточки, цветы, клей

Декабрь

Коробочки с секретом

Познакомить детей с новой техникой в работе с бумагой-декупаж, показать способы изготовления-оклеивание объемных форм и украшение их по желанию; развивать творчество, мелкую моторику рук, художественный вкус.

Бумага, клей, ножницы, ткань, нитки, картон, коробочки

Чудесные превращения картона

Познакомить детей с новым, будучи забытым, рукоделием квилинг, бумажная филигринь, бумагокручение; способствовать новым творческим возможностям детей в работе с бумажными полосками и картоном

Картон, бумага, клей, ножницы

Январь

Домовенок

Совенок

Медвежонок

Продолжать учить детей работать с картоном и нитками; научить детей обматывать колечко нитками, делать узелки, разрезы и дополнять поделку мелкими деталями; развивать мелкую моторику рук, дружеские взаимоотношения

Картон, нитки, цветная бумага, ножницы, клей

Февраль

Сердечко в подарок

Учить создавать задуманное, пользуясь трафаретом, добавлять к основному то, чего не достает до воплощения замысла; учить творчески мыслить, развивать художественный вкус.

Проволока, ткань, нитки, тесьма, ножницы

Цветок в подарок

Предоставить детям возможность использовать бросовый материал так, чтобы получилось задуманное, узнаваемое, используя знакомый способ конструирования-составление целого из частей; продолжать развивать творческие способности и мелкую моторику рук

Пенопласт, проволока, перышки

Март

Ваза в подарок

Продолжать учить детей использовать для своих поделок пластиковые бутылки; познакомить с новым способом изготовления поделки-обкручивание объемных форм; желание выполнять работу до конца и радоваться полученному результату.

Пластиковые бутылки, гипсовый бинт, вода, ножницы, лак

Цветок из ракушек и лент

Закреплять умение работать с разнообразным материалом; выполнять поделку, радоваться результатам своего труда, радовать других; воспитывать умение доводить начатое до конца

Картон, атласные ленты, ракушки, клей

Апрель

Кораблик

Продолжать учить детей делать поделки из разных природных материалов, используя знакомые методы и приемы конструирования: деление на части, соединение, скрепление, дополнение; способствовать развитию умения планировать предстоящую работу; развивать инициативу, творчество, фантазию и мелкую моторику рук

Палочки, кора, скорлупа грецких орехов, ткань, клей

Чудесное превращение перчаток

Продолжать учить детей видеть не обычное в обычных предметах; умение дополнять задуманное мелкими деталями, выбирать красивые цветовые сочетания; способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей; развивать художественный вкус, замысел, фантазию

Перчатки, нитки ленточки, пуговицы, мех, бусинки, клей, ножницы

Май

Выставка для детей и родителей


Список литературы

  1. Андреева Р.П., «Расписные самоделки», Издательский дом                                                                  «Литера», Санкт - Петербург, 2000 г.;
  1. Брыкина Е.К. «Творчество детей с различными материалами», Педагогическое общество России, М: 2002г.;
  2. Гомозова Ю.Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел», «Академия развития», Ярославль, 1999 г.;
  3. Гульянц З.К., Базик И.Л. «Что можно сделать из природного материала, М: «Просвещение», 1991 г.;
  4. Гершензон М.А. «Головоломки профессора Головоломки», М: «Детская литература»;
  5. Гульянц З.К. «Учите детей мастерить», М: «Просвещение», 1979 г.;
  6. Гусакова М.А. «Подарки и игрушки своими руками» (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 112 с. (Серия «Вместе с детьми».)
  7. Демина И.П. «Подарки из природных материалов», Смоленск «Русич», 2001 г.;
  8. «Делаем сами» - ежемесячный журнал;
  9. «Дошкольное воспитание» - журнал 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008 гг.;
  10. Кошелев В.М. «Художественный и ручной труд в детском саду», М: «Просвещение», 2002 г.;    
  11. Корчинова О.В. «Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях», Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с.
  12. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду», М: «Просвещение», 1990 г.;
  13. Литвиненко В.М., Аксенов М.В. «Игрушки из ничего», Издательство «Кристалл», Санкт - Петербург, 1999 г.;
  14. «Мастерская» - подшивка из газеты «Труд»;
  15. Машинистов В.Г., Романина В.И. «Дидактический материал по трудовому обучению», М: «Просвещение», 1991 г.;
  16. Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 208 с., ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
  17. Нагибина М.И. «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 224 с., ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
  18. «Очумелые ручки» - телепередача «Пока все дома»;
  19. «Субботник» - субботняя телепередача;
  20. Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка», «Академия развития», Ярославль, 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Умелые ручки".

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребенка ,выявить и развить творческие способности.Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке робочег...

Рабочая программа "Умелые ручки"

Рабочая программа "Умелые ручки " поможет педагогам младших групп составлять планы НОД по аппликации....

Рабочая программа "Умелые ручки"

Программа была реализована в 2012-2013уч. г. во второй младшей группе....

Рабочая программа "Умелые ручки" (младшая группа)

Программа художественно-эстетической направленности для младшей группы....

Рабочая программа "Умелые ручки" (средняя группа)

программа кружка художественно-эстетической направленности...

Рабочая программа «Умелые ручки» для детей 3-4 лет на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа «Умелые ручки» для детей 3-4 лет на 2019-2020 учебный год...