Развитие инженерного мышления дошкольников через конструктивно-творческие способности
статья по конструированию, ручному труду

Булычева Ольга Сергеевна

При организации развивающей предметной среды мы поставили цель: создать «среду обитания» ребёнка, позволяющую стимулировать развитие его познавательных способностей, делающую жизнь комфортной и интересной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Булычева О.С., старший воспитатель

 Филиал МАДОУ «Детский сад № 12» - «Детский сад № 59»

Развитие инженерного мышления дошкольников

через конструктивно-творческие способности

Развитие ребёнка зависит от того, где, в каком окружении он растёт, кто его воспитывает и как организовано воспитание. Мы создаём условия для правильной организации и умелого включения ребёнка в процесс активного взаимодействия с окружающим предметным миром.

При организации развивающей предметной среды мы поставили цель: создать «среду обитания» ребёнка, позволяющую стимулировать развитие его познавательных способностей, делающую жизнь комфортной и интересной.

В младших и средних группах рекомендуется применять следующие формы организации деятельности:

- конструирование по образцу,

- конструирование с опорой на схемы,

- конструирование по собственному замыслу.

В дальнейшем дети учатся выполнять объемные строительные конструкции или плоскостные модели по предметно-схематическим моделям, и, наоборот, выполнять графическое изображение объемной конструкции с использованием шаблонов. Таким образом, старшие дошкольники учатся анализировать образец постройки и планировать последовательность выполнения постройки посредством чтения чертежей и схем.

Старший дошкольный возраст благоприятен для обучения всем основным формам конструирования: по образцу, по модели, по условиям, по простейшим наглядным схемам, по теме, по замыслу, каркасному.

При выборе методов и форм организации работы необходимо помнить, что основная цель обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребёнка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребёнка, его нравственные качества, эстетические чувства.

Работа организуется по современной педагогической технологии «Мастерилка».

Алгоритм технологии «Мастерилка»:

  1. Мотивация изготовления постройки
  2. Уточнение особенностей внешнего вида постройки
  3. Совместное с детьми планирование предстоящей работы: Что будем делать? В какой последовательности?  Какое оборудование и материал понадобится?
  4. Распределение обязанностей
  5. Изготовление постройки
  6. Обыгрывание, презентация

Для старшего дошкольного возраста нашими педагогами разработана технология создания коллективных конструктивно-игровых макетов. Ее особенность в том, что в группе создается универсальный игровой макет, представляющий собой трансформируемый и полифункциональный планшет, который позволяет создавать макеты разной тематики путем оформления и последующего разбора, свободного перемещения по группе, игры на столах и полу.

Интересны следующие темы для подобных коллективных конструктивно-игровых макетов: «Космодром», «Лесные просторы», «Железная дорога Первоуральск- Китай», «Мой город», «Эко-ПНТЗ», «Двор моей мечты», «Первоуральский Эко-зоопарк» и другие.

В качестве основных психолого-педагогических условий были определены следующие:

  • совместная деятельность взрослого с ребенком и детей друг с другом;
  • обеспечение взаимосвязи специально организованной деятельности с самостоятельной деятельностью детей;
  • предоставление детям разнообразия материалов (строительных, природных, бросовых и т.п.), возможности выбора их и способов действия с ними, согласно желания ребенка;
  • взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности (игрой, экспериментальной, сочинением сказок и др.) и включение его в широкий спектр событий детской жизни;
  • «открытость» каждой деятельности, заключающаяся в ее продолжении, выходящем за рамки данной образовательной деятельности.

При создании материально-технических условий перед нами встали вопросы, как создать и какие условия, для того, чтобы ребенок проявил интерес и само организовался в конструктивном творчестве.  Для решения этой задачи было решено обновить развивающую предметно-пространственную среду и внести в нее современные игровые материалы.

Тем не менее, остается важной роль воспитателя в организации сопутствующего оборудования, включающего строительный материал, конструкторы разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, бросовый и природный материал, наглядно-дидактические пособия: чертежи типа «Дострой здание», «Найди ошибку в чертеже»; изображения сложных построек, показывающих ребенку этапы их сооружения; чертежи, дающие лишь схему предмета и т.п., размещения этих материалов в центрах конструктивной активности.

Организация образовательной деятельности требует от педагогического коллектива создания своеобразной развивающей предметно-пространственной среды, которая должна обеспечивать собственную активность ребёнка.

Кадровые условия подразумевают ряд требований к компетенциям педагога.

  1. Решение совета педагогов о том, что направление развития конструктивно-творческих способностей и технического мышления признан актуальным.
  2. Были созданы творческие группы по разработке блоков программы: актуальность, теоретические аспекты, тематическое планирование по возрастам.

Нами запланировано проведение тренинга креативности для воспитателей, семинара-практикума «Развитие творческих способностей дошкольников через применение дизайн-технологии». Традиционной остается методическая поддержка педагогов: совместное планирование и проектирование образовательного процесса.  

        Методическое обеспечение подразумевает:

  • Методические рекомендации и консультации для педагогов по организации работы с детьми по конструированию в группах;
  • Тематическое планирование по конструированию;
  • Дидактические пособия по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей посредством конструирования (наглядный материал, дидактические игры);
  • Цикл консультативного и практического материала для родителей по использованию конструирования для развития интеллектуальных и творческих способностей.

На настоящий момент актуальными остаются проблемы: повышение уровня квалификации педагогов и продолжение работы по материально-техническому обеспечению образовательного процесса.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется подчеркнуть, что выбранное нами направление и используемые технологии позволяют организовать работу по социализации дошкольников, реализации требований федерального государственного стандарта дошкольного образования, организации образовательной деятельности по изучению образовательных областей и всестороннему развитию воспитанников.

Список литературы:

1. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. /Я– М.: ТЦ Сфера, 2010 с.

2. В.А. Кайе Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет/М.: ТЦ Сфера, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью Лего-конструирования

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов....

Игра для развития инженерного мышления дошкольников "Волшебный светофор"

Цель: Учить детей выделять систему, подсистему и надсистему объекта.  Пособие к игре: Пособие представляет собой мини-лэпбук (тематическая папка). На внутренней стороне лэпбука на...

«Разработка инженерной книги "Экоробофильтр" как средства развития инженерного мышления детей дошкольного возраста»

Обучение воспитанников основам робототехники, программирования. Развитие творческих способностей в процессе конструирования и проектирования, через   создание действующей модели робота ...

Использование игры «Мемори» в развитии инженерного мышления дошкольников.

Цель: ознакомление педагогов с возможностью использования игры в работе воспитателя.Задачи:1. Познакомить педагогов с игрой «Мемори».2. Расширить представления педагогов о способах ознаком...

Проект "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников"

Актуальность проекта:- ЛЕГО - одна из самых известных и распространенных систем, широкая использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.- Игра - ва...

: "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников".

    Цель проекта: создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технолог...