Строительно - конструктивные игры
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду

Содержание

  1. Характеристика строительно-конструктивных игр.
  2. Условия для развития игр со строительным, природным материалом.
  3. Руководство строительно-конструктивными играми в разных возрастных группах.
  4. Литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie_gracheva.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Характеристика строительно-конструктивных игр.
  2. Условия для развития игр со строительным, природным материалом.
  3. Руководство строительно-конструктивными играми в разных возрастных группах.
  4. Литература.

  1. Характеристика строительно-конструктивных игр.

        В истории педагогики игры со строительным материалом описаны достаточно давно и представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид игры обстоятельно изучен в отечественной дошкольной педагогике (А. Н. Давидчук, Л. А. Венгер, Л. А. Парамонова, С. В. Петрушина и др.).

        Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Строительно-конструктивные игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности, что убедительно доказано в исследованиях Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой и др.

        В процессе строительно-конструктивных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

        Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов.

Различаются следующие виды строительного материала:

-специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы типа « Старинный замок», наборы типа «Юный архитектор», конструкторы);

-природный (песок, снег, камни, глина);

-подсобный (доски, ящики, коробки и др.).

Игры со строительным материалом связаны с другими видами игр (сюжетно-ролевая, театрализованная, подвижные, дидактические).

Наличие игрового замысла, свободное его развитие, вариативность решения – все это определяет творческий характер игр со строительным материалом.

1

Конструирование.

        Конструирование (от лат. construo - строю, создаю) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов и процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением проектов и расчетов.

        Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника. 

В теории и практике сложилось несколько видов конструирования:

  • Конструирование по образцу- самый распространенный вид конструирования. Он имеет много положительного: у детей формируются различные умения, овладевают общими способами действий, усваивают последовательность действий.
  • Конструирование по заданной теме- подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но ограниченной темой.
  • Конструирование по собственному замыслу- сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно, ставит перед собой цель деятельности, планирует ее, набирает материал, реализует замысел.
  • Конструирование по условиям- содержит большие развивающие возможности. Ребенок самостоятельно определяет длину и высоту постройки.
  • «Стройка по моделям» - вид конструирования, разработанный А.Р. Лурия. Ребёнку предлагается модель постройки (рисунок, выполненная педагогом постройка, оклеенная бумагой), на которой очертания составляющих элементов конструкции скрыто (модель дивана, ворот, автомобиля).

У каждого из рассмотренных видов конструирования свои достоинства, потому что необходимо их сочетать в образовательной работе, на протяжении всего дошкольного детства.

 Из всего многообразия конструкторов, которые используются в дошкольных учреждениях,  хотелось бы остановиться на ЛЕГО

2

 конструкторе, который представляет собой «яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка». С его помощью трудные задания можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок может с ней справиться. Элементы конструктора ЛЕГО имеют разные размеры, разнообразны по форме, простые варианты скрепления с другими элементами.

        ЛЕГО – конструктор широко используется на занятиях по конструированию и решает следующие задачи: развивает мыслительные процессы ( анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.). Достаточно эффективное средство активизации мышления служит конструирование по моделям, по схемам, чертежам, плану, образцу, по памяти.

        ЛЕГО - конструктор используется и на занятиях по математике с целью закрепления и развития навыков прямого и обратного счёта, сравнения чисел, знания состава числа, геометрических фигур; умения ориентироваться на плоскости, умения классифицировать по признакам.

        На занятиях по ознакомлению с окружающим ЛЕГО используется в экспериментальной деятельности как материал, из которого сделан конструктор («Из чего сделано?», «Найди такой же», « Чем похожи и чем отличаются?», « Расскажи о свойствах предмета» и т.д.).

         С помощью ЛЕГО дети передают в постройках полученные знания и впечатления от занятий, экскурсий, наблюдений и прогулок.

         ЛЕГО – является мощным источником формирования у детей интереса к конструированию.

  1. Условия для развития игр со строительным, природным материалом.

Для развития игровой деятельности детей необходимо создавать следующие условия:

  1. Организовывать игровую среду: подобрать необходимый строительный материал, соответственно задачам развития конструктивной деятельности дошкольного возраста. Материал должен быть разнообразным (напольный, настольный, разные виды конструкторов,

3

наборы и т.д.), привлекательно оформленным, достаточно устойчивым, соответствовать возможностям детей.

  1. Обеспечить время и место для игр со строительными материалами. Игры требуют сосредоточенности мышления, внимания. Поэтому стеллажи для игр с настольным строительным материалом, конструкторами следует ставить так, чтобы они не мешали детям, не отвлекали их.
  2. Бережное отношение к постройкам, сооружениям, выполненным детьми. Обычно ребёнок любит «возвращаться» к своим постройкам, вносить в них изменения. Поэтому надо воспитывать у всех детей осторожное, внимательное отношение к собственным и чужим постройкам.
  3. Создавать условия для обыгрывания построек для этого следует подбирать мелкие игрушки (машинки, поезда, фигурки людей и животных и д.р.).
  4. Объединять детей для совместных построек из конструктора. Создавать ситуация, когда ребёнок, овладевший новыми конструктивными умениями, обучает им других детей.
  5. Учить детей бережно обращаться с конструктивным и строительным материалом. Аккуратно разбирать постройку, поделку из конструктора, раскладывать детали, формы по ячейкам стеллажа, коробки.

Игры с природным материалом.

Эти  игры рано входят в жизнь ребенка. Едва научившись ходить, малыш тянется к лопатке, совку, стремится копать снег, песок, любит играть с водой. Но без специального обучения дети не приобретают необходимого умения, а также игры с природным материалом однообразны и малосодержательны.

 Между тем они содержат большие возможности для развития у ребенка мышления, воли, настойчивости.

Эти возможности во многом определяются характером природного материала. Он очень разнообразен и обладает различными свойствами, диктующими разные приёмы его использования в качестве строительного материала.

Многие из свойств природных материалов ребёнок познаёт чувственным путём. Способы чувственного познания, умения выделять те или иные свойства и качества предметов развиваются в процессе содержательной

4

интересной деятельности, прежде всего в игре.

Игры с природным материалом — снегом, водой, песком, глиной, травой, палочками, ракушками, шишками, каштанами, желудям, плодами шиповника, семенами клена, липы, колосьями, листьями, корнями, корой, мхом и т. п. являются прекрасным сырьем для поделок и игр с ними.

Современная педагогика с каждым годом осваивает все большее количество различных методов и направлений.

        Педагогическая песочница — это хорошая среда для индивидуальной и групповой работы с детьми в целях их духовно-нравственного становления, личностного развития и культурного роста.

        Игру с песком нельзя интерпретировать. Педагог должен выполнять роль внимательного зрителя. Позиция педагога - это "активное присутствие", а не руководство процессом. Освобождение подавленной энергии приводит к ее трансформации, что позволяет направить трансформированную энергию на развитие личности и дальнейшее обучение.

Основные цели педагогической песочницы:

- Саморазвитие ребёнка посредством творческих игр на песке.

- Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

- Закрепление навыков фонетико-грамматического строя, звукопроизношения, обучение грамоте и письму.

- Творческое развитие личности.

  1. Руководство строительно-конструктивными играми в разных возрастных группах.

Воспитатель осуществляет следующие задачи:

– расширения представлений детей и направление их внимания на труд строителей, используемую ими технику;
– обучение способам строительства, воспитание и развитие самостоятельности и активности мышления, конструктивно-творческих способностей;
– формирование трудолюбия, развитие правильных взаимоотношений детей, объединение их в дружный коллектив.

Первая младшая группа

        В программе воспитания в детском саду для младших групп предусмотрены строительные игры с игрушками, занятия со строительным

5

материалом, на которых происходит обучение необходимым действиям формирование простейших, но четких и прочных умений. Детей знакомят со строительным материалом, их формой, величиной, различным расположением на плоскости стола (лежит, стоит); учат накладывать один на другой, размещать кирпичики по горизонтали (поезд, дорожка); образовывать простейшие перекрытия (ворота, домик). Воспитатель находит сходство между постройками и знакомыми предметами в окружающей жизни.

Вторая младшая группа

        Учат не только различать основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина), но и называть их, а так же располагать кирпичики на равном расстоянии друг от друга по кругу, по четырехугольнику (забор, загородка), ставя их на меньшую плоскость. 
        Уже в этом возрасте детей начинают обучать целенаправленному рассматриванию предметов, построек. 

        Руководство воспитателя заключается в создании игровой среды – отборе строительного материала.

Средняя группа

        В программе воспитания в детском саду предусматривается дальнейшее развитие интереса детей к строительным играм, использованию созданных построек в сюжетно-ролевых играх, воспитания умения строить не только по предложенному образцу, но и намеченной самим теме, обучение более сложным приемам работы.
        Под руководством воспитателя дети 4-5 лет способны отражать в строительной игре впечатления об окружающем. Им дается разнообразный материал (строительный материал; конструктор; куски фанеры, картона, материал для украшения построек).
        Воспитатель на экскурсиях, целевых прогулках обращает внимание детей на здания, мосты, транспорт, улицы, ограждения и т.д., учит их видеть красоту сооружений, замечать не только общее, но и различное, выделять отдельные части. Таким образом, в процессе руководства строительными играми детей этого возраста расширяются их представления об окружающем, которые они используют в игре.

Старшая группа

        Программа воспитания в детском саду предусматривает обучение детей предварительному планированию коллективных строительных игр, постановки цели игры, определению участников по предварительному договору, применению конструктивно-строительных умений не только по

6

наглядному образцу, но и по рисункам, фотографиям различных сооружений.
Руководство играми старших детей в большей мере направляется на сочетание интеллектуальной и практической деятельности. Воспитатель учит их обдумывать предстоящие игровые действия, сравнивать одно с другим, развивает сообразительность, поощряет догадку, побуждает претворять в жизнь принятое решение.
        Для старших дошкольников рекомендуются разнообразные

строительные материалы. Следует показать им, как пользоваться тем или иным из них, как соединять отдельные его части, блоки, как делать постройки подвижными, прочными, красивыми.
        Правильность руководства игрой и активное участие в ней всех детей определяют их удовлетворение от нее, интерес к ней и тем самым ее длительность.

Подготовительная группа

        Строительные игры в подготовительной группе отличаются более разнообразными замыслами, так как дети шире знакомятся с явлениями окружающей жизни, с техникой строительства на специальных экскурсиях, при просмотре кинофильмов, через книги.
        В играх они часто подражают строительной деятельности взрослых.
Интересы детей подготовительной группы, их возможности предъявляют к руководству строительными играми большие требования.
        Воспитатель должен иметь необходимые знания, проявлять интерес к технике, изобретательству. Из большого разнообразия зданий, сооружений, видов строительства, он отбирает немногое то, что доступно детям и оказывает воспитательное и обучающее воздействие.

        В обучении конструированию большое значение имеет перевод плоскостного изображения (фотографии, рисунка) в объемную постройку, что предъявляет к ребенку значительные требования и содействует развитию аналитической деятельности. Педагог приучает анализировать итоги игры.         Это дисциплинирует ум, учит детей соотносить цель и процесс строительства с результатом.

7

Список литературы:

  1. Давидчук  А.Н. Развитие у дошкольников  конструктивного творчества. М., 1976.
  2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред.  проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009
  3. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.: Просвещение, 1990.
  4. Лиштван З.В. Конструирование / Спец. ред. Л.А. Парамонова. – М.: Просвещение, 1981.
  5. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М., 2002.

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строительно-конструктивная игра "Деревня"

Конструирование и строительные игры в детском саду создают большие возможности для развития творчества детей. Детское творчество – это деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого...

Строительно-конструктивная игра – это работа ребенка над самим собой.

Игра составляет основное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста и является ведущей его деятельностью....

Строительно-конструктивные игры дошкольников

Строительно-конструктивные игры дошкольников...

Конспект проведения строительно-конструктивной игры «Наш город Санкт-Петербург»

Конспект проведения строительно-конструктивной игры «Наш город Санкт-Петербург»...

Теоретические и методические основы организации Строительно-конструктивной игры детей раннего и дошкольного возраста

Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Как правило, процесс кон...