«РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ LEGO - КОНСТРУИРОВАНИЯ»
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Марина Михайловна Суслова

Сегодня основной ориентир образования – это новое качество образования, ориентированного на формирование у детей способностей учиться всю жизнь. LEGO конструирование является средством развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески. LEGO технология объединяет элементы игры с экспериментированием, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.35 КБ

Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ  ПОСРЕДСТВОМ

 LEGO - КОНСТРУИРОВАНИЯ»

Автор: Суслова М.М.

МДОУ «Детский сад №4 «Калинка»

комбинированного вида»

города Валуйки Белгородской области

       Аннотация: Сегодня основной ориентир образования – это новое качество образования, ориентированного на формирование у детей способностей учиться всю жизнь. LEGO конструирование является средством развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески. LEGO технология объединяет элементы игры с экспериментированием, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников.

Ключевые слова: LEGO – конструирование, развитие  интеллектуальных способностей, наглядно-действенный  метод, робототехника.

Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструкторов. Дети   неутомимые  конструкторы,  их  творческие  возможности  и  технические   решения  остроумны,  оригинальны  [3].  

Авторами книг по LEGO конструированию (Ишмакова М.С. Комарова Л. Г., Лусс Т.С. Фешина Е.В.) выделено что одним из условий  развития      интеллектуальных    и    конструктивных    способностей    детей

дошкольного возраста средствами  конструкторов типа LEGO является    создание  для  каждого  ребенка дошкольного   возраста  конструирующей  среды,   формирующее   знания  о   конструкторской  деятельности,  умения  создавать   различные модели по технологическим картам или собственному замыслу, навыки конструирования,  конструкторские  способности.

С  этой точки  зрения, представляется  необходимым  рассмотрение специальным  образом  организованного для LEGO конструирования пространства.         В     Федеральном     государственном    образовательном    

стандарте     большое   внимание   уделяется     организации  образовательной

среды  дошкольной организации.  

Для  реализации  этого  условия  по  созданию  LEGO конструирующей  среды для дошкольников в нашем детском саду была создана комфортная, благоприятная, безопасная обстановка для  детей. Она оснащена  разнообразной коллекцией конструкторов: разных по – размеру, конструктивной направленности, многофункциональных или используемых для создания каких-то определенных моделей. Есть контейнеры для деталей, оформлены папки с образцами построек.  Конструкторы  типа LEGO, «Полидроны»  для образования спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной  игры  смог  получить  максимум информации о     современной    науке  и  технике   и  освоить     ее.    Наборы        

различных конструкторов предназначены  как для самостоятельной, так и для групповой и подгрупповой образовательной деятельности.  

В  процессе  LEGO  конструирования  у  ребенка  развиваются конструктивные        способности,        характеризующиеся        применением

существующих знаний,  творческого опыта для создания новых продуктов творчества, позволяющие  ему исследовать и преобразовывать окружающую действительность. LEGO конструирование, позволяет обеспечивать компоненты общего образования [6]: умение создавать,  применять и преобразовывать модели и схемы для решения образовательных  и познавательных задач; умение организовать сотрудничество и совместную деятельность со значимыми взрослыми и сверстниками [11];  выбор  наиболее    эффективных  способов решения познавательных задач.

В работе с детьми используется конструкторский  материал, имеющий простые нетрудоемкие способы крепления и позволяющий детям экспериментировать, вести широкую ориентировочно-поисковую деятельность, находить варианты решения одной и той же задачи и воплощать их разнообразные замыслы, в том числе и сюжетные.

 Организация конструирования происходит в тесной взаимосвязи с другими видами детской деятельности, и прежде всего с игрой, сочинением сказок и разных историй.

С детьми младшего дошкольного возраста (три-четыре года) с целью приобщения их к конструированию и формирования интереса к этой деятельности лучше всего организовать «сюжетное» конструирование, основанное на разыгрывании с помощью воспитателя близких детям сюжетов.  Вначале малышам даётся возможность самим познакомиться с деталями простого конструкторского набора путем практического экспериментирования с ними. Как показывает опыт, дети вначале не склонны рассматривать детали; они сразу же начинают их объединять, пытаясь что-то сделать, но безуспешно. Дети прикладывают детали друг к другу разными сторонами, у кого-то вдруг пазы совпадают со штифтами и детали скрепляются между собой. Это мгновение является открытием для детей: они радостно начинают всем показывать и повторять действие соединения. Тогда и другие дети подгруппы начинают делать то же самое.

В результате практических пробующих действий дети, соединяя несколько деталей, получают разные конструкции; обозначают их словом («машина», «трамвайчик», «кораблик» и т.п.) и действуют с ними. Часто, добавляя детали к уже имеющейся конструкции, дети получают либо новую конструкцию («...теперь это домик»), либо новые ее качества («...теперь это большой самолет, он быстро летает»).

В дальнейшем с детьми организуется разыгрывание несложных ситуаций: например, строят поезд, и люди едут в нем в зоопарк  и т.п. Любая детская конструкция неожиданно может стать новой темой для сюжетного конструирования. Воспитателю важно ее подхватить и развить. Таким образом, дети самостоятельно и с помощью воспитателя знакомятся с новым конструкторским материалом и его свойствами, практически его апробируют. И уже вне организованных занятий дети сами с удовольствием играют и конструируют, используя приобретенный опыт.

Организуя работу с детьми четырёх лет, воспитатель акцентирует их внимание на процессе конструирования. При этом используются игровые приемы, благодаря чему этот процесс становится мотивированным и интересным. В этом возрасте у детей можно формировать умение выделять в предметах их пространственные характеристики. Детям предлагают построить короткую и длинную дорожки; широкие и узкие ворота (дороги) для машин разных размеров и др. путем скрепления деталей. В завершении происходит обыгрывание готовых конструкций. Конструирование способствует развитию способности детей не только различать пространственные характеристики предметов, но и называть их.

        Качественные изменения, происходящие в деятельности пятилетних детей, позволяют в дальнейшем ставить перед ними проблемные задачи, направленные на интеллектуальное развитие.

Детям предлагают Г (Т, П) - образную фигуру, сделанную из деталей конструктора, и говорят: «Это — недостроенная конструкция чего-то. Я начала строить, а вы отгадайте, что я хотела сделать, и достройте. Дети обдумывают и называют то, что, по их мнению, начал делать воспитатель. И далее, путем достраивания заданной основы, дети создают разные конструкции: самолет, скамейку, домик и т.п. Воспитатель одобряет детские решения, а потом говорит, что она начала делать и не самолет, и не скамейку, а что-то другое. Это вызывает у детей удивление. Они начинают либо перестраивать свою модель, видоизменять ее, либо разбирать и конструировать заново. В результате дети на одной Г-образной основе могут создать несколько разных конструкций.

Далее дети начинают использовать заданную фигуру не только как основу, но и как деталь новой конструкции. Например, длинный брусок — это труба большого парохода или столб, на котором держатся карусели, и т.п. Это говорит о том, что замысел (образ) строится способом «включения» заданной фигуры не в качестве основы, как было раньше, а как элемента общей конструкции. Способы построения образа становятся обобщенными, и дети пользуются ими самостоятельно в любом виде конструирования. А это — показатель более высокого уровня развития детей старшего возраста.

Дети ближе к 6 годам могут конструировать по условиям: построить мост для пешеходов через определенную реку и т.п.  При организации конструирования по замыслу дети сами придумывают тему, сами отбирают материал, договариваются, кто и что будет делать, и т.п.

Для данного возраста характерна работа с мелким конструктором   и  усложнение  моделей. На данном этапе используются конструкторы RoboKids. Ребёнку интересно собственными руками создать настоящего робота и понаблюдать за результатом своих трудов. А перед педагогом стоит другая задача: познакомить детей с основами программирования, развить конструкторские навыки, логику, целеустремлённость, уверенность в себе. Робототехника – это идеальное сочетание развлечения с развитием, удовольствия с пользой.

Обучающие функции робототехники состоят, прежде всего, в том, что дошкольник занимаясь робототехникой, осваивают новый и принципиально важный пласт современной технической культуры: приобретают современные политехнические представления и умения, овладевают предпосылками технических и технологических компетенций.

Применение образовательной робототехники в образовательном процессе обеспечивает активное развитие у детей всего комплекса познавательных процессов (восприятия представления, воображения, мышления, памяти, речи). Особый эффект этого воздействия связан, как правило, с высокой мотивацией занятий по робототехнике. Непосредственная работа руками и активная практика самостоятельного решения детьми конкретных технических задач - еще более существенные факторы этого влияния[9].

Исследованиями  установлено,  что  LEGO конструирование  используют в детском саду в качестве средства развития интеллектуальных способностей. Нами уточнено  понятие «развитие  интеллектуальных способностей  детей  дошкольного  возраста средствами  LEGO конструирования»,  под  которым  подразумевается достижение дошкольниками более высоких, по сравнению с другими детьми,  незаурядных  результатов с помощью  развивающих  конструкторов

типа LEGO, применяемых  в  образовательной   и  самостоятельной   деятельности для успешного  развития  конструктивных способностей  [2].  

При  помощи  наглядно-действенного  метода  мы  знакомим  детей  с конструкторскими  свойствами  деталей  LEGO,  возможностями  их скрепления,  комбинирования,  оформления.  Детей,  увлекающихся конструированием,  отличают  богатая  фантазия  и  воображение,  активное стремление к созидательной деятельности, конструкторские навыки, желание     экспериментировать,  изобретать; у них развито пространственное,      логическое,         математическое,          ассоциативное  

 мышление  и   память,   что является  основой  интеллектуального  развития.

Создание  проблемных  ситуаций повлияло  на  развитие  исследовательских,  экспериментальных,  проектных навыков  детей  дошкольного  возраста,  способствовало  совершенствованию их социально-коммуникативных умений.

Выделим     несколько   направлений    образовательной     деятельно и,  

В которых возможно применение LEGO-конструирования  с  целью  развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста:

1)  Естественнонаучное:  LEGO -конструирование  способствует  знакомству детей  с  элементарными  физическими  явлениями: крепление.

2)  Математическое: мы постоянно предлагаем детям подсчитать количество деталей,  а  также  рассматриваем  такие  понятия,  как  размер, цвет, форма,  объем, величина и т.д.;

3)  Речевое развитие: дети не просто конструируют, но также рассказывают о своих моделях, обсуждают проблемы, возникшие при создании той или иной части постройки, т.е. идет постоянная совместная работа и обмен идеями, что способствует развитию речевых навыков.

4)  Техническое  творчество.     Психологам и педагогам давно известно, что техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и помогает в дальнейшем, при освоении геометрии и инженерного дела, не говоря о том, что на фоне интересных занятий с современным оборудованием видеоигры и смартфоны могут потерять свою привлекательность в детских глазах. Тем более что мозг формируется, если есть внешние стимулы, и чем больше их будет, тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, а не виртуально[9].

1.Видеоконференция «ЛЕГО-технологии в реализации образовательных программ»/ Городской  методический  центр. Москва.  –Режим доступа: http://mosmetod.ru

2.   Евтушенко, И.Н. Предметно развивающая среда и ее диагностика в ДОУ /  И.Н.  Евтушенко  //  Начальная  школа  плюс  ДО  и  После.  –  2008.  –  № 4.  – С. 33-36.

3. Ишмакова М.С.  Конструирование  в дошкольном  образовании  в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М.С. Ишмакова; Всерос.  учеб.-метод.  центр  образов.  робототехники.  –  М.:  Изд.-полиграф.  центр  «Маска», 2013. – 100 с.

4. Ишмуратова З.С.Реализация системно-деятельностного  подхода  при  обучении lego-конструированию / З.С. Ишмуратова // Rushkolnik.ru. – Режим  доступа: http://rushkolnik.ru

5.  Комарова Л.Г. Строим из LEGO: моделирование логических отношений  и объектов реального мира средствами конструктора LEGO / Л.Г. Комарова.  – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2011. – 88 с.  

6.  Лавкина, Н.Ю. Программа дополнительного образования детей «ЛЕГО-СПЕКТРО» /Н.Ю. Лавкина //Социальная сеть работников образования  nsportal.ru.  –  Режим  доступа:  http://nsportal.ru

7. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности  у детей с помощью LEGO: пособие для педагогов-дефектологов / Т.В. Лусс. –  М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 104 с

8. Максаева, Ю.А. Легоконструирование как фактор развития одаренности /Ю.А. Максаева // Педагогические науки. Методические  основы  воспитательного  процесса.  – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/29_NIOXXI_2012/Pedagogica/3_118904.doc.htm

9. Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева Т. В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2017. 79 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие интеллектуально познавательных способностей у детей среднего возраста»

Актуальность темы исследования.Происходящие в последнее время расширение масштабов человеческой деятельности и стремительный рост объемов информации значительно повышают требования к интеллектуальной ...

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Каждый  дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраст...

Проект по развитию интеллектуально - творческих способностей посредством конструктивной деятельности «Первые шаги в робототехнику». Академия развития.

Робототехника сегодня - одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Именно поэтому идея сделать LEGO- конструирование  процессом направляемым, расширить содерж...

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ LEGO - КОНСТРУИРОВАНИЯ

Сегодня основной ориентир образования – это новое качество образования, ориентированного на формирование у детей способностей учиться всю жизнь. LEGO конструирование является средством развивающ...

«Значение плоскостного конструирования в развитии интеллектуально-творческих способностей»

В материале рассматривается  влияние плоскостного конструирование на развитие умственных способностей....

ПРОГРАММА «ТИКО - мастер» дополнительной платной услуги «Проведение занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей с применением технологии ТИКО-конструирования» для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет

Программа «ТИКО - мастер» дополнительной платной услуги «Проведение занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей с применением технологии ТИКО-конструирования...