Статья для педагогов на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ ИГР ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ"
статья по конструированию, ручному труду

Статья для педагогов на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ ИГР ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ctatya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГР ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Аннотация. Игры с природным материалом давно привлекают внимание специалистов, формирующих программы развития детей в ДОУ. Основным моментом при реализации подобных игр отражается то, что дети в игровой форме могут познавать виды и формы разного природного материала, развивать мышление, мелкую моторику, фантазию и память, отдельные навыки.

Разнообразие современных игр с природным материалом повышает актуальность введения их в программу развития детей. Познание новых материалов сопряжено у детей с возможностью объединения в группы, совершенствования коммуникационных навыков. Организация игр проходит с учетом ФГОС ДОО, отдельных положений и дидактических материалов.

Современное дошкольное образование и воспитание предъявляет большие требования к процессу взаимодействия педагогов с детьми, выбору определенных направлений работы с ними. С помощью актуальных дидактических материалов воспитатели плодотворно строят свою работу, активно применяют современных цифровые и информационные средства, однако в некоторых случаях, игра детей с природным материалом является более плодотворной и необходимой.

Сегодня дошкольные учреждения формируют обособленные программы, помогающие всестороннему развитию личности дошкольника, его имеющимся навыкам, повышению потенциала и мотивации на будущее познание.

С помощью различных игр воспитатели могут сформировать базу для будущего плодотворного развития детей, ведь именно игра является основной деятельностью любого ребенка. Довольно актуальными в применении сегодня являются игры с разного рода природными материалами. У этих игр наблюдается обособленный сюжет, помогающий вовлекать детей в процесс взаимодействия друг с другом, с воспитателем, накапливать знания о различных природных явлениях и процессах.

В случае если ребенок не может быть внимателен к тому, что от него требует определенная игровая ситуация, или возможно, он не запоминает основных условий игры, он не может правильно восприниматься сверстниками [1]. Со временем, игровые действия с определенными предметами уменьшаются, дети начинают постепенно мыслить о более сложных предметах и действовать с ними в умственном плане. Далее ребенок переходит к мышлению в плане реальных представлений.

Природный материал является универсальным средством воплощения детских фантазий, связанных с отображением разного рода процессов окружающей среды. Воспитатель помогает детям раскрывать свои чувства при групповой игре с некоторым материалом, осуществляет педагогическое руководство, направленное на побуждение детей к исследованию новых предметов.

В играх с природным материалом в рамках детского сада используются: желуди, песок, трава, глина, листья, вода, шишки, палочки и т. д. Соответствующее педагогическое руководство играми с данными материалами всегда направлено на реализацию условий, важных для совершенствования ориентировочной деятельности школьников, а также игровых действий. В данном случае, для игр с песком применяются деревянные и пластмассовые лопатки, воронки, формочки, фигурки животных, ведерки, сита. Сухой песок дошкольники любят пропускать через различные воронки, а также заполнять им пузырьки.

С самого младшего возраста осуществляются игры детей с водой. Здесь применяются всевозможные сосуды и тазы с водой. Малыши активно переливают воду, вовлекаются в простые опыты, купают своих кукол. При прогулках дошкольники могут пускать в лужах лодочки, которые сделаны из бумаги. А также бросать всевозможные предметы, узнавать какие у них свойства.

Богатый ассортимент природного материала формирует условия для многочисленных действий дошкольников, а также накопления в процессе игры у них различных чувственных впечатлений. Осуществляя игры дошкольников с природными материалами, воспитатель должен заботиться о том, чтобы дети не переутомлялись, при играх со снегом – не переохлаждались.

Воспитатель обязательно должен знать свойства применяемых природных материалов, тогда все игры будут проходить плодотворно и успешно. В средней группе, помимо указанных игр, осуществляют игры с различными игрушками-самоделками, которые выполнены самостоятельно детьми или с помощью воспитателя из различных палочек, шишек, коры, глины и травы. Очень интересны детям игры-лабиринты, которые организуются на базе использования природных материалов. Игры-лабиринты способствуют развитию когнитивной сферы, умению гибко и оригинально мыслить, видеть предмет под новым углом зрения, развивают зрительно-моторную координацию, глазомер и периферическое зрение.

В рамках данной игры стоит рассмотреть игровую программу «Наш дом природа». Такие игры отражают содержание блоков и помогают закрепить пройденный материал по ознакомлению с окружающим миром. Для детей младшего дошкольного возраста важно, чтобы педагог эмоционально и интересно рассказывал о сюжете лабиринта.

Такой подход способствует появлению у малышей интереса к выполнению задания. Кроме того, использование лабиринта предполагает выполнение определенных последовательных шагов. При первом знакомстве с лабиринтом по ознакомлению с природой взрослый показывает, как можно пройти лабиринт, или проходит его вместе с ребёнком [2].

Далее ребенок ищет «дорогу» самостоятельно, показывая «путь» указкой или рисуя «дорожку» карандашом. Более сложный вариант предполагает использование макетов лабиринтов, в которых при постоянной основе педагог меняет сказочных героев и задания по экологическому образованию.

Для детей этого возраста очень важно, чтобы границы лабиринта были четкими, изображения персонажей – яркими, красочными, вызывающими положительные эмоции. Желательно, чтобы отсутствовал карикатурный и комиксовый стиль рисования, должна преобладать реалистичность и небольшое количество таких элементов лабиринта, как тупик. В целом строение лабиринтов должно быть простым. Старшим дошкольникам предлагается справиться с более сложными лабиринтами. Опыт показывает, что дети этого возраста проявляют большой интерес к заданиям, и они с радостью его выполняют. При этом в процессе игры у дошкольников закрепляются знания о природных явлениях и объектах. Кроме того, дети рисуют песочные лабиринты на подносах и сами придумывают к ним задания. Интерактивная песочница предоставляет возможность создания больших коллективных лабиринтов.

Игры с различным природным материалом – являются базой для фантазии и игры воображения. Реализуя игры с природным материалом, дошкольники могут развивать фантазию, отдельные творческие способности и добрые чувства. А.С. Макаренко указывает присутствие исключительности применения природного материала в играх.

Как правило, все игры с природными материалами осуществляются в три этапа, среди которых:

- игры, непосредственно направленные на познание свойств природных материалов;

- игры, которые направлены на изучение изменений состояний природных материалов;

- игры, которые направлены на применение природных материалов в определенной деятельности.

В группах проводятся постоянные выставки детских работ из различных природных материалов, ведь детям нравится разглядывать получившиеся поделки. Работу с природным материалом в детском саду, как правило, осуществляют в первой половине дня, 1 раз в неделю в виде кружковой работы, 2 раза в месяц в плане основной работы. Работа ведется сразу со всеми дошкольниками группы.

Также для реализации подобных игр формируются соответствующие условия работы в свободное время, подбираются природные материалы, выделяется место. При введении ФГОС к структуре общей программы дошкольного образования предъявляются большие требования. Дополнительными материалами, которые применяются помимо природных материалов, могут являться: пластилин, бумага, нитки, фольга, галька, леска, цветные ткани и т.д. Сформированная педагогом среда в обязательном порядке должна быть безопасной и полифункциональной [4].

Игры с природным материалом, в целом, являются важным средством для общего развития навыков и знаний дошкольников, проявления их творческого потенциала, осуществления познавательной деятельности в рамках дошкольной программы. Воспитатель вовлекает детей в процесс познания окружающего мира и себя, отдельных природных явлений, что позитивно сказывается на общем развитии личности ребенка.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Желонкина С. В. Рекомендации по использованию игр с природными материалами// Психологическое сопровождение образования: теория и практика, №2, 2017 г. 133-138 с.;

2. Мамаева С. В. Игры-лабиринты как средство ознакомления дошкольников с природой// Ознакомление с окружающим миром в современном образовательном процессе, №2, 2016 г. 45-51 с.;

3. Прохорова Т. И. Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста// Инновационная наука, №7, 2018 г. 170-174 с.;

4. Юрчук Е. Н. Использование игровой развивающей технологии «сказочные лабиринты» для интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста// Современные тенденции организации образовательного процесса: от идеи к результату. Материалы международной научно-практической конференции, 2018 г. 68-77 с.;

5. Ярецкая А. Ю. Особенности применения игровых технологий в системе дошкольного образования// Известия воронежского государственного педагогического университета, №3, 2016 г. 25-27 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов коррекционных дошкольных образовательных учреждений по теме "Развитие тактильных ощущений, барического чувства тяжести в процессе предметно - игровой деятельности и действий с природным материалом у детей с нарушением интеллекта

 Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерна пассивная и недостаточно целенаправленная осязательная деятельность, несогласованность движений рук. Осязательные движения детей п...

Консультация для педагогов "Игры с природными материалами" (с водой, песком, природным материалом) (старший дошкольный возраст).

По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством во...

Статья для педагогов "Основные формы сопровождения дошкольников с РАС в условиях инклюзивного образования"

Использование форм работы с дошкольниками имеющими расстройство аутистического спектра в условиях инклюзивного образования...

Развивающие игры с природным материалом - камешками в практике педагога-психолога детского сада

Материал содержит игры, упражнения, физминутки, пальчиковую гимнастику, которые проводятся с использованием природного материала - необычных камешков  с рисунками. Рекомендую для педагогов-психол...

Консультация для педагогов «Работа с природным материалом»

Консультация для педагогов                «Работа с природным материалом»...

Статья для педагогов "Инновационные технологии социализации дошкольников по Н.П. Гришаевой"

Статья для педагогов "Инновационные технологии социализации дошкольников по Н.П.Гришаевой"...

Статья из опыта работы «Игры с природными материалами» как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста»

Дети в большинстве своем очень любознательны и активно ин­тересуются окружающим миром, природой вокруг. При этом вос­принимают занятия с природными материалами не как обучение, а как веселую и...