Консультация для педагогов коррекционных дошкольных образовательных учреждений по теме "Развитие тактильных ощущений, барического чувства тяжести в процессе предметно - игровой деятельности и действий с природным материалом у детей с нарушением интеллекта
консультация (старшая группа) по теме

Йова Ольга Владимировна

   Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерна пассивная и недостаточно целенаправленная осязательная деятельность, несогласованность движений рук. Осязательные движения детей при обследовании хаотичны, дети часто промахиваются, совершая с предметами различные ориентировочные действия. Это является следствием недоразвития тактильно – двигательной чувствительности и связанной с ней координации движений. Предлагаю вниманию коллег мой опыт развития тактильно - двигательного восприятия у детей с нарушением интеллекта через развитие барического чувства тяжести.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_pechati.doc238.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие тактильных ощущений, барического чувства тяжести

в процессе предметно-игровой деятельности и

действий с природным материалом

 у детей с нарушением интеллекта».

   Восприятие массы осуществляется с помощью зрительного, тактильного и двигательного анализаторов, между которыми устанавливаются связи в процессе практической деятельности ребёнка с предметами. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только зрительного и слухового анализатора. С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении их в пространстве, качестве различных материалов. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания даёт более высокие результаты в познании, способствует формированию единого образа предмета и точному пониманию значения соответствующего ему слова- названия.

   Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерна пассивная и недостаточная целенаправленная осязательная деятельность, асинхронность и несогласованность движений рук, импульсивность, поспешность, недостаточная сосредоточенность всей деятельности. Эти дети ориентируются на отдельные, часто несущественные признаки объекта, осязательные движения детей при обследовании хаотичны, они часто промахиваются, желая взять отдалённый предмет или совершить с ним какое-либо действие. Всё это является следствием недоразвития тактильно- двигательной чувствительности и связанной с ней координации движений вследствие недостаточного развития каждого органа чувств в отдельности. Таким образом, через развитие тактильно-двигательных ощущений и восприятия мы способствуем обогащению опыта ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, развиваем его отношения с окружающей средой.

   Формирование понятия «масса» опирается на развитие «барического чувства» (греч. барос — тяжесть).

   Оно   возникает в результате давления предмета на поверхность тела человека. Определяя тяжесть предмета, человек как бы «взвешивает» его на ладонях своих рук. Упражнения по сравнению масс предметов способствуют совершенствованию тактильно-кинестетического анализатора.

   Развитию «барического чувства» уделялось значительное внимание в традиционных системах сенсорного воспитания (М. Монтессори) и в практике детских садов 20—30-х годов (Ф.Н. Блехер, Л. В. Глаголева, Е. И. Фаусек).

   Восприятие массы происходит уже в раннем возрасте. На втором году жизни ребенок уже воспринимает массу предмета, в этот период для него «тяжесть» связана с самим предметом и неотделима от него.

   Малыш 2 лет пытается поднять стул и, убедившись, что это не под силу, обращается за помощью к взрослым. К 3—4 годам перцептивные действия выделяются из практических и уже предшествуют им. Ребёнок, представляя себе тяжесть предмета, уже не пробует сам поднять его, а обращается непосредственно к взрослому. Различия в массе предметов дети обозначают словами «большой—маленький». В пассивной речи у них содержатся слова «тяжёлый — лёгкий», но активно они ими не пользуются.

   Ребёнок различает прежде всего контрастные по массе предметы, но в разных зонах отношений масс по-разному: в так называемых «зонах тяжёлых предметов» несколько лучше, чем в «зонах лёгких предметов».

   Так, в «зоне тяжёлых предметов» дети 3—4 лет различают отношения масс 1:2,5, а в «зоне лёгких предметов» — 1:4. С возрастом восприятие различий становится все более точным во всех зонах. Старшие дошкольники начинают дифференцировать массы при соотношении 1:1,5 в «зоне тяжёлых» и 1:1,75 в «зоне лёгких предметов». Это связано с совершенствованием тактильно-кинестетического анализатора: к 5—б годам заканчивается дифференцировка нервных окончаний в мышцах рук.    Постепенно развивается у детей умение сравнивать массы предметов по образцу, который служит эталоном.

   В младшей группе дети не воспринимают образец как меру для сравнения. Они не могут ещё выделять и устанавливать связи и отношения между предметами по их массе, строить сериационный ряд.

   Дети средней группы уже принимают образец как мерку для сравнения. Отдельные из них выделяют отношения между предметами по массе: выбирают самый тяжелый (лёгкий) и ставят объекты друг за другом по данному признаку.

   В старших группах чаше наблюдаются попытки построить ряд предметов на основе убывающей или возрастающей массы. Дети начинают осознавать принцип построения такого ряда, но многие из них еще не владеют рациональными приёмами действия, основанными на барическом чувстве.

   Большинство старших дошкольников располагает сведениями о взвешивании на весах как способе определения массы. Дети 5—7 лет знают, что определить массу тела можно на весах.

   При отсутствии организованного обучения представления о массе предметов и способах ее измерения у детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне.

   Точность восприятия массы зависит не только от возраста, но и от овладения рациональными приемами обследования предметов по их массе.

   Исходя из особенностей восприятия детьми дошкольного возраста массы предметов, обучение следует строить поэтапно.

    На первом этапе необходимо обучать различать и обозначать точными словами массы предметов (тяжёлый — лёгкий, тяжелее — легче), знакомить с рациональными приёмами обследования и сравнения предметов путем взвешивания их на ладонях рук.

   На втором этапе - учить выделять отношения между несколькими предметами, упорядочивая их в ряд по убывающей или возрастающей массе (строить сериационный ряд).

   На третьем этапе - возможно ознакомление детей с общепринятыми мерами и способами измерения массы, формирование первоначальных измерительных умений.

  Таким образом, в обучении следует идти от формирования представлений о том, что каждый предмет обладает той или иной массой, от развития барического чувства к ознакомлению с массой как измеряемой величиной.

  В детском саду осуществление развития ориентировки детей в предметах по массе и способах её измерения ведётся по  двум линиям:

а) путём накопления представлений о массе в жизни и играх;

б) в процессе специально организованной работы. Целенаправленное обучение начинается в средней группе (пятый год жизни), с формирования представлений о массе как признаке предмета.

   Какие же дидактические материалы необходимы с целью развития барического чувства? Для сравнения детям могут предлагаться одинакового размера мешочки, наполненные разными сыпучими веществами, подбираются предметы, сделанные из разных материалов: металла, дерева, резины, пластмассы, поролона, ваты и т. д. В условиях детского сада нетрудно изготовить необходимые пособия: в резиновые или пластмассовые игрушки, различные коробки, бочонки насыпать песок или другой сыпучий материал (различные крупы) в определённом количестве, чтобы масса предметов была от 50 до 300 грамм. Оптимальное соотношение масс в начале обучения 1:4, 1:3, а к концу -  1:2, 1:1,5.

   Наиболее простой задачей является различение тяжёлого и лёгкого предмета в паре. Поэтому сначала детей необходимо учить сравнивать между собой только два предмета, резко отличающиеся друг от друга своей массой. Результаты сравнения определять словами «тяжёлый — лёгкий». Выполнение задания осуществляется путем «взвешивания» предметов на ладонях рук. Это довольно сложный для детей способ обследования массы, состоящей из нескольких действий. Надо взять по одному предмету в каждую руку и повернуть ладони кверху. Затем руками имитируется движение весов вверх-вниз, происходит «взвешивание» предмета «на руке». И наконец, предметы перемещаются с одной ладони на другую, при этом их положение может меняться несколько раз. Такая «проверка» способствует более точному определению отношений между тяжестью двух предметов.

   При обучении данному способу выполнения действий дети допускают следующие ошибки: крепко сжимают предметы руками, вместо того чтобы выпрямить ладони; резко подбрасывают предметы на ладонях, вместо того чтобы делать плавные движения; игнорируют проверку, т. е. перемещение предмета с одной ладони на другую.

  Малыши затрудняются в определении выделенного в процессе обследования признака. Различая предметы по их массе (тяжести), они пользуются недостаточно точными словами, необходимо уточнять словарь ребёнка, работать над пониманием им значения слов, приучать к терминам.

   Следующий этап в работе — сравнение трёх предметов по массе, из них одни служит образцом, с которым надо последовательно сравнивать все предметы. Результаты сопоставления обозначаются словами «тяжелее — легче». Благодаря такой работе ребёнок начинает среди многочисленных признаков предмета выделять массу и абстрагировать ее.

   Создаются возможности для упорядочивания и группировки объектов по данному признаку, это и является следующим этапом в работе.

   Расположение предметов по их массе в восходящем или нисходящем порядке, т. е. построение сериационного ряда— задача, решение которой можно начинать со среднего дошкольного возраста, но в основном она приходится на более старший возраст. С этой целью необходимо усвоение рационального способа выполнения действий: выбор самого тяжелого (легкого) предмета при построении восходящего (нисходящего) ряда. Результаты своей деятельности дети должны обозначать словесно: тяжёлый, легче, самый лёгкий, или лёгкий, тяжелее, самый тяжёлый. Вначале составляется ряд из трёх элементов, постепенно их число увеличивается до пяти-шести и более.

   По мере накопления опыта необходимо организовывать упражнения на нахождение места предмета с определённой массой в упорядоченном по данному признаку ряду, подбор каждому элементу ряда парного, т. е. равного по массе, группировку предметов по массе.

   В старшей группе можно использовать самые простые весы на рычаге с двумя чашками для проверки результатов сравнения масс двух предметов, определённых «на руке». В данном случае лишь моделируется то сенсорное действие, которое производят дети, «взвешивая» предметы «на руке».

   С помощью весов формируется также представление об инвариантности массы. Например, из куска глины предлагается вылепить два одинаковых по размеру шарика. Их равенство по массе проверяется на чашечных весах. Затем из одного из шариков дети делают какой-нибудь предмет. На одну чашу весов помещают вылепленный предмет, на другую — шарик. Равновесие чаш покажет детям равенство масс. Можно несколько раз менять форму предмета и, используя весы, убеждаться в неизменности (инвариантности) массы. Так, дети на практике приходят к выводу: преобразования, которые изменяют внешний вид объекта, оставляют неизменной его массу.

   Необходимо показать ребёнку, что при одинаковой форме и одинаковом размере предметов масса их может быть различной (коробка, наполненная ватой, и такая же, наполненная песком) и т. д. Наглядным примером служит сопоставление большого по размеру воздушного шара с маленьким деревянным или металлическим шариком. Сравнение предметов одинакового объёма, но разной массы или, наоборот, разного объёма, но одинаковой массы способствует возникновению представлений о независимости массы от объёма, размера предмета.

   Далее, можно показать, как определяется масса при помощи условной мерки, в качестве которой выступает масса какого-либо предмета (кубик, шарик и т. д.), которая становится эталоном.

   Все это накапливает детские представления о массе и готовит их к измерению при помощи общепринятых эталонов.

   На наш взгляд, дети с интеллектуальной недостаточностью в степени дебильности способны освоить первый и второй этап обучения сравнению предметов по массе в дошкольный период. К моменту начала ознакомления детей с массой предметов у них должны быть уточнены понятия «большой - маленький», «много - мало», «пустой - полный», развиты элементарные орудийные действия, сформированы элементарные представления о непрерывном множестве. Поскольку дети с интеллектуальной недостаточностью с удовольствием работают с различным природным материалом, целесообразно построить первоначальную работу именно при ознакомлении с такими материалами как песок, вода, крупа. На пробных занятиях с детьми 5-6 лет мы составляли два непрерывных множества в прозрачных сосудах, затем пересыпали их в ведёрки и взвешивали их руками сначала с открытыми глазами (наглядно), а затем - с завязанными, чтобы подключался кинестетический анализатор. Дети с удовольствием работали, активно повторяли за педагогом новые термины. В силу того, что дети с нарушением интеллекта имеют низкий порог чувствительности, и у них позднее 5-6 лет происходит миелинизация. нервных волокон и дифференцировка нервных окончаний в мышцах рук. Исходя из этого, считаем, что освоить все три этапа программы в дошкольный период они не смогут, и целесообразно продолжать работу над развитием тактильно-кинестетического анализатора в стенах школы.

Дети составляют множества из природного материала в двух прозрачных сосудах:

Зрительно сравнив множества, дети пересыпают или переливают природный материал в два ведра, наполняя вёдра разным количеством воды, песка или сыпучего материала:

Сначала дети сравнивают массу двух вёдер, наполненных природным

материалом (песком, водой, крупой)  с открытыми глазами:

Затем взвешивают два ведра в руках с завязанными глазами и сравнивают их массу, опираясь на  тактильно – двигательные ощущения:

Использованная литература:

1. Под редакцией Столяра А.А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» - Москва, Просвещение, 1988, гл. 9 «Формирование у детей представлений        о величине и измерении величин».

2. По материалам сайта: www.superinf.ru.

Resource id #1472

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе предметно-игровой деятельности"

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д....

Повышение познавательно - речевого развития детей младшего дошкольного возраста в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

Повышение познавательно - речевого развития детей младшего дошкольного возраста в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом. В настоящее время растет число не гово...

Познавательное развитие младших дошкольников с нарушением интеллекта в процессе предметно-игровой деятельности

Статья из опыта работы учителя-дефектолога ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Образовательный проект на тему "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...