Программа "Развивайка".
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Шадская Марина Евгеньевна

Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности. Ребенок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Существует много способов представить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Математика входит в жизнь ребенка с момента рождения. Ребенок растет и каждый день слышит много для себя нового. Если с раннего детства предоставить ребенку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда в школе с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную задачу, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.

Занимательность этого дидактического материала маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей. Благодаря играм с блоками Дьенеша у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно – действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvivayka_2019g.docx101.88 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\МетодЦентр\Pictures\Герб Красногорск.jpg

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11  

143408, Московская область, г. Красногорск,  ул.Чайковского, дом 21а  

Тел./факс: 8(495)562-03-22, 8(495)562-33-66

__________________________________________________________________________________

                                                                                               УТВЕРЖДЕНО:

                                                                       Приказ руководителя МБДОУ №_____

                                                        от______2019г.№______

                                   

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Социально-педагогической направленности

«РАЗВИВАЙКА»

(уровень программы – базовый)

Возраст детей: от 3 до 6 лет

Срок реализации:  3 года

                                          Составитель:

                                                                                     Воспитатель

                                                                                     1 квалификационной категории,  

       педагог дополнительного образования

                                                                              МБДОУ д/с №11 Шадская М.Е.

                                                                 

Принято на заседании педагогического совета
 Протокол № ___ от _______ 20___г.

г. Красногорск,

2019г.

Содержание.

  1. Пояснительная записка………………………………………………3
  2. Учебный план………………………………………………………...8
  3. Содержание курса…………………………………………………..9
  4. Методическое обеспечение программы…………………………..10
  5. Календарно-тематический план…………………………………...11
  6. Список литературы…………………………………………………34

2

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа имеет  социально-педагогическую направленность. Составлена  на основе учебного курса Н.И. Захаровой  «Играем с логическими блоками Дьенеша», разработанного в соответствии с ФГОС, с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию образовательной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей 3-6 лет.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности. Ребенок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Существует много способов представить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Математика входит в жизнь ребенка с момента рождения. Ребенок растет и каждый день слышит много для себя нового. Если с раннего детства предоставить ребенку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда в школе с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную задачу, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.

Занимательность этого дидактического материала маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей. Благодаря играм с блоками Дьенеша у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и

конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно – действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания.

3

Цель - Развитие логического мышления посредством игр с блоками Дьенеша

Задачи:

- Формировать представление о множестве, математических понятиях (алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания);

- Развивать познавательные процессы, мыслительные операции (сравнение, классификация, абстрагирование, обобщение, анализ, синтез), пространственные представления;

-Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодоление трудностей;

- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;

-Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Отличительные особенности программы:

Программа направлена на успешное овладение в дальнейшем детьми основами математики и информатики. Позволяет варьировать использование игр и упражнений на различных этапах обучения. Способствует созданию новых условий для воспитания интеллектуальных способностей ребенка.

Программа предусматривает дифференциированный подход в организации процесса обучения.

Для реализации индивидуального подхода организуется работа с учетом уровня развития логического мышления детей, в т.ч. используются задания разной сложности.

Принципы построения программы:

- Доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).

- Наглядность (наличие дидактических материалов).

- Научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).

- «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).

Характеристика детей 3-6 лет:

3-4г.

В 3-4 года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), по форме (это все круглое), величине (это все маленькое).

Основное направление развития образного мышления – овладение способностью к замещению. Она является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде обеспечивает возможность спорить, осваивать и употреблять символы и знаки.

4

4-5 лет

В это время у ребенка начинает свое развитие образное мышление, с помощью которого дети способны использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач (построение по схеме, лабиринты). Также развивается такое свойство как предвосхищение – способность сказать, что произойдет с предметами в результате их взаимодействия.

У детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышление, то есть представление предмета или действия с ним, неотрывно от самого предмета. А также находить различия и сходства между предметами.

Появляется способность собрать картинку из 4 частей без опоры на образец. А также, усложняются категории обобщения (фрукты, овощи, одежда, транспорт, мебель, посуда, обувь).

5-6 лет

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) К наглядно-действенному мышлению дети прибегают для выявления необходимых связей.

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков.

Способность ребенка 5-6 лет к обобщениям становится основой для развития словесно-логического мышления. Старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Срок реализации программы -3 года

Форма обучения – очная

 Особенности организации образовательного процесса:

Образовательная деятельность детей организуется в группе, численностью 10-12 человек.

Группы формируются по возрасту:

 3-4 года,

4-5 лет,

  5-6 лет.

Режим занятий:

Образовательная деятельность проводиться один раз в неделю во второй половине дня.

Длительность одного занятия:

3-4 года – 15мин. (4 занятия в месяц – 1 час , 8 часов в год)

4-5 лет – 20мин. (4 занятия в месяц – 1ч. 20мин., 9ч. 60мин. в год )

5-6 лет – 25мин. (4 занятия в месяц – 1ч. 40мин., 11ч. 20мин. в год)

5

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

3-4года

-измеряют величины различными условными мерками;

-обследуют фигуры выделяя их основные признаки и фиксируют это в речи;

-классифицируют предметы по двум свойствам;

-активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;

-проявляют интерес к занятиям с блоками Дьенеша.

4-5лет

-проявляют интерес к играм на развитие логического мышления; 

-анализируют предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие;

-удерживают внимание на предметах, явлениях и деятельности в течении времени, установленного возрастной нормой;

-выдвигают свои идеи и пытаются их обосновать;

-рассуждают, делают простые умозаключения в соответствии с законами логики.

5-6лет

- имеют представления о понятиях алгоритма, кодирования и декодирования информации;

-самостоятельно, творчески создают свои варианты, конструкции  из блоков  по замыслу, условию (или ряду условий), словесной задаче;

-легко видоизменяют созданное по ситуации;

- задают  вопросы взрослому поискового характера, проявляют любознательность, интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности;

- применяют самостоятельно новые знания и способы деятельности для решения различных задач;

-умеют строить свою работу в соответствии с требованиями (критериями), умеют работать по правилу, по образцу и по простейшему алгоритму (3-4 шага); слушают взрослого и выполняют его инструкции;

-фиксируют свое затруднение, с помощью взрослого могут выявить его причины и сформулировать познавательную задачу; активно используют различные способы преодоления затруднения.

Формы отслеживания и фиксациии образовательных  результатов.

Достижение детьми планируемых результатов отслеживается путем наблюдения в процессе деятельности детей и фиксируются в таблице 2 раза в год.

Формы подведения итогов:

  1. Тематическое занятие в группах 3-5 лет и викторина в группе 5-6 лет.
  2. Подготовка презентации работы кружка.

Материально-техническое обеспечение:

Столы, стулья, магнитная доска, звукопроизводящее устройство, наборы блоков Дьенеша, карточки-символы, таблицы.

6

Информационное изображение:

Фотоматериалы по темам, звуки природы (аудиозапись).

Кадровое обеспечение:

Руководитель кружка – воспитатель 1 квалификации (педагогический стаж работы 11 лет), педагог дополнительного образования, преподователь – Шадская М.Е. ( Диплом о профессиональной переподготовке рег. № ППП 2284-44 г. Москва от 27 мая 2019г. Московская академия профессиональных компетенций).

Имеется Удостоверение  о прохождении обучения по развивающим играм в логико-математическом развитии детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО «Центр развивающих игр и методик» (регистрационный номер 651 от 09 декабря 2017г.

7

Учебный план

Возр.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма подведения итога

3-4г.

4-5 л.

5-6 л.

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

1

2

3

4

Диагоностика

Цвет

Геометрические фигуры

Величина

Конструктивные навыки

Классификация

Ориентировка в пространстве

ИТОГО:

 Развитие умения выявлять и абстагировать свойства

Развитие умения сравнивать предметы по их свойствам

Развитие действий классификации и обощения

Развитие способности к логическим действия и операциям

В течение года занятия постепенно усложняются

ИТОГО:

Развитие умения выявлять и абстагировать свойства

Развитие умения сравнивать предметы по их свойствам

Развитие действий классификации и обощения

Развитие способности к логическим действия и операциям

В течение года занятия постепенно усложняются, так же усложняются задания для самостоятельной работы и добавляются новые виды заданий.

ИТОГО:

4

4

5

4

5

6

4

32 часа

8

8

8

8

32 часа

8

8

8

8

32часа

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы конкурс, математический праздник, диагностика математического развития детей

8

Содержание курса

1-й год обучения

-учить различать и называть основные геометрические фигуры;

-сравнение форм по размеру (большие- маленькие);

-сравнение форм по толщине;

-сравнение форм по величине;

-знакомство с кодовыми карточками;

-сравнение и обобщение по1-му и  2-м свойствам;

2-й год обучения

-Освоение и использование условных обозначений;

-Умение выявлять и абстрагировать по 1-му, 2-м свойствам;

-Умение кодировать информацию – одно свойство;

-Умение декодировать информацию – одно свойство;

-Умение составлять алгоритм простейших действий;

-Знакомство с карточками-символами отрицания свойств;

- Освоение идеи видоизменения, трансформации;

-Умение разбивать множество по 1-му св-ву на два множества;

- Умение анализировать.

3-й год обучения

-Умение подбирать предметы по самостоятельно выделенным свойствам;

-Умение осуществлять поиск предметов, ориентируясь на расположение карточек-символов;

-Развивать устойчивую связь между образом св-ва и словами;

-Умение разбивать множество по двум св-м на несколько подмножеств;

-Умение подбирать предметы, ориентируясь на схемы;

-Умение видоизменять св-ва предметов в соответствии со схемой;

-Умение производить логические операции «не», «и», «или»;

-Умение прослеживать движение двух «цветовых сигналов» одновременно, устанавливать место пересечения одновременных «сигналов».

9

Методическое обеспечение программы.

Методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию);

- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности);

- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с руководителем);

- исследовательский (самостоятельная творческая работа).

Формы организации образовательного процесса:

- фронтальный (одновременно со всей группой);

- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы);

- групповая;

- работа в парах;

-индивидуальная помощь педагога;

Формы организации занятия:

Игры (различного вида);

Упражнения.

Педагогические технологии:

Технология группового обучения

Технология игровой деятельности

Технология развивающего обучения

Алгоритм занятий:

1.Приветствие

2.Мотивация к деятельности (введение в тему постановка проблемы)

3.Игры на развитие мышления, работа с блоками Дьенеша

4.Физкультминутка

5.Решение логических задач, самостоятельная деятельность.

6. Рефлексия.

10

Календарно-тематический план (3-4г.)

п/п

Месяц

Неделя

Тема

Содержание / Задачи

Материал,

оборудования 

Кол-во часов

1

2

3

4

5

6

7

8

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Игры с блоками Дьенеша

«Знакомство с блоками Дьенеша»

Игры с блоками Дьенеша

«Толще-тоньше»

Игры с блоками Дьенеша

«Раздели фигуры»

Игры с блоками Дьенеша

«Найди такой же»

Игры с блоками Дьенеша

«Цвет и форма, классификация по двум признакам»

Игры с блоками Дьенеша

«Дорожки»

Цвет и форма

Классификация по одному признаку»

«Какой это формы?»

Игра с блоками Дьенеша

«Что нам привёз Зайчишка?»

Игра с блоками Дьенеша

«За грибами»

«Кулинары»

«Второй ряд»

Игры с блоками Дьенеша

«Украсим елочку» 

Игры с блоками Дьенеша

«Заселим домики»

Игры с блоками Дьенеша

«Мышки-норушки»

Игры с блоками Дьенеша

«Второй ряд»

Игры с блоками Дьенеша

«Найди пару»

Игры с блоками Дьенеша

« Угощение для медвежат»

Игры с блоками Дьенеша

«Составь цепочку»

Игры с блоками Дьенеша

«Художники»

Игры с блоками Дьенеша

«Волшебный мешочек»

Игры с блоками Дьенеша

«Бусы в подарок кукле»

Игры с блоками

«Поручения»

Игры с блоками

«Все в ряд»

Игры с блоками

«Парные картинки»

Игры с блоками

«Магазин»

Игры с блоками

«Игра-путешествие « В гостях у сказки»

Игры с блоками

«Строители»

Игры с блоками

Игра-путишествие «В гости к Мишке»

«Хоровод»

«Найди свою дорожку»

Произвольные игры

Выявление конечного уровняразвития. Анализ

Знакомство с новым дидактическим материалом, сравнение форм по размеру: большие–маленькие.

Сравнение форм по толщине. Учить находить геометрические фигуры на ощупь.

Познакомить детей с признаком предмета –размер. Развивать умение группировать фигуры по величине

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине. Учить соотносить величину предмета с движением. Содействовать развитию внимания.

Развитие уменя выделить существенные признаки фигуры. Знакомство с кодовыми карточками.

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине, понимать слова «разные», «одинаковые».

Способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Способствовать развитию умения выделять в признак формы, различать и называть основные геометрические фигуры.

Продолжать развивать умение сравнивать  и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и величине). Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые».

Продолжать знакомить детей с формой. Развивать умение сравнивать и обобщать предметы по форме.

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по форме.

Развивать пространственные представления.

Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам.

Продолжать знакомить детей с цветом. Учить классифицировать предметы по цвету. Содействовать развитию внимания.

Продолжать знакомить детей с цветом.

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выбирать предметы определенного цвета без опоры на наглядность

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по цвету, понимать слова «разные»,

«одинаковые».

Развивать пространственные представления

Учить классифицировать по двум свойствам.

Учить обобщать свойства предметов, называет их, использует карточки – символы.

Подбирает в соответствии с карточкой, обосновывает в речи свой выбор.

Выкладывание фигур по цепочке, не ставя рядом одинаковые по форме.

Учить по образцу складывать из блоков картинку.

Развивать умение выявлять свойства предметов форма, величина (на ощупь)

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по свойствам (форме и цвету)

Продолжать развивать умения сравнивать и обобщать предметы.

Продолжать знакомить детей с символами свойств, учить выбирать фигуры в соответствии с символами свойств. Развивать внимание

Познакомить детей с символами свойств, развивать зрительную память

Выявить уровень умения: сравнивать и обобщать предметы по трѐм свойствам; читать схемы, обозначающие свойства предметов (величина, цвет, форма, толщина).

Способствовать развитию способности наглядного моделирования, умению расшифровывать информацию о свойствах предметов.

Развивать умение классифицировать и обощать предметы по одному и двум свойствам.

Выложи из блоков (тонких или толстых) что хочешь. Придумай название своей работе

развитие умений анализировать и сравнивать фигуры, воспитывать внимание.

Диагностика познавательного развития.

    Логические блоки

Логические блоки

Логические блоки, 2-е куклы, большая и маленькая

Логические блоки, обруч.

Логические блоки, кодовые карточки.

Логические блоки, иллюстрации к сказке «Маша и медведь».

Логические блоки, плоские геометрические фигуры.

Логические блоки, зайчик

Блоки – монетки, грибы. Ведёрки. «Автобус» из стульчиков.

Блоки – цукаты. Четыре торта разной формы. Игрушка или иллюстрация с изображением Карлсона.

Карточки с двумя полосками. Блоки.

Логические блоки

Логически блоки, три домика с крышами красного, синего и желтого цвета.

Игрушка-мышка.

Блоки- зернышки, коробка-норка мышки. Корзинка

Логические блоки, карточки с двумя полосками, коробки для печенья, блоки-печенье, поднос.

Логические блоки.

Логические блоки, 9 изображений медвежат, карточки со знаками – символами.

Логические блоки.

Цветные схемы, игрушки смешариков.

Логические блоки, мешочек

Логические блоки, листы с нарисованной веревкой для нанизывания бусинок.

Логические блоки

Логические блоки, карточки с 8-ю клеткоами,где в первой из них изображено св-во.

Логические блоки, карточки-свойства, обручи.

Логические блоки, карточки – символы свойств (цвет –величина), блоки-пирожные

Логические блоки

Карточки с символами свойств (цвет, форма, величина). Блоки, кукла Маша, ведерки, корзинки, обручи.

Логические блоки, карточки-символы – свойств,(форма- величина), блоки-кирпичи,машины для перевозки кирпичей.

Логические блоки, карточки-свойства, машины из стульчиков, корзинка, обручи-клумбы. Игрушки- мишка, зайчик, лиса, стол- прилавок магазин, волшебный мешочек.

Логические блоки. Карточки символы.

Логические блоки, карточки-схемы.

Логические блоки

Логические блоки

Логические блоки

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Календарно-тематический план(4-5 лет)

№ п/п

Месяц

Неделя

Тема

Содержание / Задачи

Материал,

оборудования

Кол-во часов

1

2

3

4

5

6

7

8

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Условные обозначения

Одно свойство

Пространственные отношения

Одно свойство (размер)

Сравнение предметов по одному св-ву

Одно свойство – форма

Декодирование информации

Одно свойство –цвет

Два свойства

Линейный алгоритм

Отрицание свойств

Видоизменениетрансформация

Классификациядекодирование

(одно свойство)

Классификация декодирование

(два свойства)

Разветвленый алглритм

Классификационные умения

       

Выделение свойств, декодирование

(одно свойство)

Выделение свойств, классификация декодирование

(два св-ва)

Анализ, сравнение.

Декодирование (два св-ва форма-размер)

Логическая операция «не»

Анализ, сравнение.

Декодирование (два св-ва форма-толщина)

Составление алгоритма простейших действий

Контурное изображение предмета, разбиение на подмножества

Карточки – символы видоизменения св-в

Отрицание формы

Кодироваине информации

(два св-ва)

Декодирование информации

(два св-ва)

Сравнение предметов (два варианта)

Видоизменение свойста

(толщина)

Видоизменение в соотстветствии со схемой

Логические задачи

Кодирование информации

(два св-ва)

Осваивать использование условных обозначений отдельных свойств (цвет, форма, величина) при анализе различных предметов.

Развивать умение выявлять в предметах, абстагировать и называть форму, цвет, размер (одно свойство)

Формировать пространственные отношения «слева», «справа»,»над», «под»,»выше», «ниже».

Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойство(размер) предметов.

Развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают, умение выявлять и абстагировать св-ва

Развивать умение кодировать информацию о св-ах предметов (одно свойство – размер)

Развивать устойчивую связь между образом св-ва и словами, которые его образуют, умение выявлять и абстагировать св-ва

Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть св-во (форму) предметов

Развивать умение кодировать информацию о св-х предметов (одно св-во –форма)

Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (одно св-во –форма)

Развивать умение сравнивать предметы по заданным св-ам (одно св-во – цвет)

Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть св-ва (форму,цвет, размер) предметов.

Развивать умение сравнивать предметы по заданным св-м (одно св-во – цвет)

Развивать умение декодировать информацию о св-х предметов (одно св-во – форма)

Развивать умение выделять, абстагировать и называть св-ва (цвет, размер, толщину) предметов (два св-ва.

Познакомить детей с новыми карточками – символами св-в (тонкий, толстый)

Развивать умение следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм)

Познакомить с карточками –символами отрицания св-в (цвет, форма, размер, толщина)

Развивать умение обозначать словом с помощью частицы «не», отсутствие у предмета какого-либо конкретного св-ва

Развивать умение подбирать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, декодировать информацию о св-вах предметов, освоить идею видоизменения, трансформации.

Развивать внимание детей

Развивать умение классифицировать, декодировать информацию о наличии или отсутствии определенных св-в(одно св-во – форма)

Развивать умение выделять, абстрагировать и называть св-а (цвет, размер, толщина) предметов (два св-ва)

Развивать умение словом (с помощью частицы «не»0 обозначать отсутствие у предметов какго-либо конкретного св-ва

Развивать способность к анализу, абстрагированию

Развивать умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм – «Выращивание дерева», творческое мышление, воображение

Развивать классификационные умения

Развивать умение подбирать предметы по самостоятельно выделенным свойствам

Развивать умение выделять св-ва в предметах, абстрагировать от других, декодировать информацию о наличии или отсутствии определенных св-в. Развивать умение словом обозначать отсутствие у предметов какого-либо конкретного св-ва (размер- не большой, не маленький)

Развивать умение выделять св-ва в предметах, классифицировать, декодировать информацию о свойствах предметов (два св-ва – толщина и размер).

Развивать умение разбивать множество по одному св-ву на два подмножества, производить логическую операцию «не»

Развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать

Развивать умение декодировать информацию о св-ах предметов (два св-ва – форма и размер)

Развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать

Развивать внимание

Развивать умение разбивать множество по одному св-ву на два множества, производить логическую операцию «не»

Развивать способность к анализу, абстрагированию, умение строго следовать правилам, декодировать информацию о св-вах – форма и толщина)

Развивать умение выделять св-ва в предметах, абстрагировать эти св-ва от других, развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (два св-ва – цвет и толщина)

Развивать умение подбирать предметы, ориентируясь на контурное изображение предмета в схеме (форма и размер)

Развивать умение разбивать множество по одному св-ву на два подмножества, производить логическую операцию «не»

Развивать умение строго следовать правилам выполнения цепочки действий

Познакомить детей с карточками – символами видоизменеия св-а (цвет, форма, размер)

Развивать умение классифицировать

Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть св-а (цвет, форму, размер, толщину) предмета

Развивать умение рассуждать логически, кодировать информацию о свойствах предметов (два св-ва)

Развивать умение декодировать информацию о св-х предметов (два св-а – цвет, размер)

Развивать умение видоизменять св-а предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке, разбивать множество по одному св-ву на два подмножества, производить логическую ситуацию «не»

Развивать умение сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам

Развивать умение классифицировать предметы по самостоятельно выделенным основаниям классификации; обозначать основания классификации с помощью карточек- символов

Развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям (два св-ва)

Познакомить детей с новой карточкой- символом видеоизменения св-в – толщина

Развивать умение видоизменять св-ва предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке

Строго следовать правилам при выполнении цепочки действий

Развивать умение решать логические задачи

Видоизменять св-ва предметов в соответствии со схемой, изображенной на картинке

Развивать умение классифицировать предметы по самостоятельно выделенным основаниям классификации; обозначать основания классификации с помощью карточек – символов св-в

Развивать умение кодировать информацию о св-ах предметов (два св-ва)

Логические блоки Дьенеша одной толщины, карточки символы свойств

Н.И. Захарова З№1 стр.5

Логические блоки, карточки-символы свойств.

З№1 зад. 2 стр.8

Логические блоки,карточки-символы св-в (форма, размер, цвет)

З№2 зад. 1-2 стр.9-11

Логические блоки, картинки домики, муз. Запись пения птиц в лесу.

З№2 зад. 3,4 стр. 11-12

Логические блоки, карточки-символы св-в (цвет, форма, размер), картинки

З№3 стр.12-15

Логические блоки Дьенеша, карточки-символы свойств (цвет, форма, размер)

З№4 зад. 1-2, стр. 16-17

Логические блоки, картинки с изображением животных, тарелочки.

З№4, зад. 4,5,6

Стр.18

Логические блоки, картинки, схемы, раздаточный материал

З№5, стр. 19

Логические блоки, карточки-символы свойств (толщина), картинки

З№6 стр.22

Логические блоки, карточки-символы (цвет), картинки, карточки для игры

З№7, стр. 27

Логические блоки, карточки-символы св-в,картинки, раздаточный материал.

З№8 стр. 30

Логические блоки, карточки-символы св-в (форма), плоские фигуры, картинки, раздаточный материал.

З№9 стр. 36

Логические блоки, плоские геометрические фигуры большие и маленькие, карточки-символы, картинки, таблицы

З№10, стр. 42

Логические блоки, карточки-символы св-в, картинки для дидактической игры, раздвточный материал

З№11, стр. 46

Логические блоки, карточки-символы свойств(форма, цвет, отрицание цвета), раздаточный материал карточки-схемы

З№12, стр. 52

Логические блоки, плоские геометрические фигуры, карточки-символы св-в, картинки, таблицы-«домики»

З№13, стр.58

Логические блоки, карточки –символы св-в (цвет, размер, отрицание размера), картинки, раздаточный материал: таблицы для самостоятельной работы

З№14, стр.62

Логические блоки, карточки- символы св-в (цвет), картинки, таблицы –«домики»

З№15, стр. 68

Логические блоки, картинки, логические картинки, таблицы – «домики», карточки «накладные», схемы

З№16, стр. 74

Логические блоки, карточки- символы св-в, картинки, раздаточный материал, тарелочки для самостоятельной работы.

З№17, стр. 80

Логические блоки, карточки- символы св-в, картинки, раздаточный материал: таблицы для самостоятельной р-ты

З№18, стр. 85

Логические блоки, карточки-символы св-в (форма), картинки, схемы домов

З№19, стр.90-93

Логические блоки, схемы домов, раздаточный материал: таблицы для самостоятельной работы

З№19, стр. 94-95

Логические блоки, логические таблицы на поиск недостающей фигуры, карточки – символы взаимодействия св-в

З№20, стр. 96

Логические блоки, карточки – символы св-в (размер – по 2 шт., цвет, форма, толщина)

З№21, стр. 103-105

Логические блоки, картинки, раздаточный материал

З№21, стр. 105-106

Логические блоки, карточки-символы взаимодействия св-в (цвет, форма, размер)

З№22, стр. 106-110

Логические блоки, карточки-символы, таблица «домик»

З№22, стр. 110-112

Длгические блоки, карточки-символы толщина

З№23, стр. 113-116

Логические блоки, карточки-символы св-в , картинки, схемы, раздаточный материал, схемы разветвленного алгоритма

З№23,стр.116-117

Логические блоки, карточки-символы св-в (цвет, форма, размер, толщина, коробка для игры «Угадайка»

З№24, стр. 118-123

Логические блоки, карточки-инструкции, картинки, раздаточный материал, таблицы для самостоятельной работы

З№24, стр. 125-126

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Календарно-тематический план(5-6 лет)

№ п/п

Месяц

Неделя

Тема

Содержание / Задачи

Материал,

оборудования

Кол-во часов

1

2

3

4

5

6

7

8

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Обозначение свойств

Анализ цепочки действий

Кодирование информации

Практические задачи, линейный алгоритм

Кодирование, декодирование информации

Сравнение по заданным св-м

(два св-ва – цвет и форма)

Разбиение множества по одному св-ву на подмножества

Разбиение множества по двум св-м на несколько подмножеств

Видоизменение св-в предметов

Цепочка действий (разветвленный алгоритм)

Анализ, сравнение, обощение

Логические задачи

Декодирование информации

Выделение свойств

Разбиение множества на подмножества

Движение «цветого сигнала»

Кодирование информации

Карточки-символы-отрицания

Алгоритм

«Блок-схема)

Сравнение предметов по двум св-м

Сравнение двух предметов, видоизменение

Основания классификации

Выбор предмета на основе варьирования

Разбиение множеств, видоизменение св-в, классификация предметов, отрицание св-в

Линейный алгоритм

Алгоритм «блок-схема»

Цепочка действий «Разветвленный алгоритм»

Цепочка действий

«Блок-схема»

Видоизменение св-в предметов в соответствии со схемой

Отрицание св-в (цвет, форма, размер, толщина)

Умение читать схему, закрепление навыков порядкового счета

Одно св-во предмета через отрицание других св-в

Классификация

Пересечение двух цветовых сигналов

Поиск по карточкам-символам

Кодировани, декодирование информации

Видоизменение св-в, сравнение, обощение

Подведение итогов

Развивать устойчивую связь между образом св-ва и словами, которые его обозначают

Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть св-ва (цвет, форма, размер, толщина)

Развивать умение подбирать предметы по самостоятельно выделенным св-м

Развивать способность к анализу, абстрагированию, творческое мышление, воображение

Развивать способность анализировать, сравнивать, обощать

Развивать умение кодировать информацию о св-ах предметов

Развивать умение рассуждать логически

Развивать классификационные умения

Осуществлять поиск предметов, ориентируясь на расположение карточек-символов в горизонтальных и вертикальных рядах

Развивать устойчивую связь между образом св-ва и словами, которые его обозначают

Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию о св-ах

Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть св-ва (цвет, форма,толщина) предметов (два св-ва), обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного св-ва предмета

Развивать умение разбивать множества по одному св-ву на несколько подмножеств, производить логическую операцию «не»

Развивать умение расшифровывать информацию

Развивать умение разбивать множество по двум совместимым св-м на несколько подмножеств, производить логические операции «не», «и», «или»

Разхвивать умение подбирать предметы, ориентируясь на контурное изображение предмета в схеме (форма, размер) и на карточки-символы (цвет, толщина)

Развивать умение видоизменять св-ва предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке

Развивать умение классифицировать

Развивать умение строго действовать правилам при выполнении цепочки действий, творческое мышление, воображение

Развивать умение рассуждать, строго соблюдать правила при выполнении действий, внимание

Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, умение решать логические задачи

Развивать умение кодировать и декодировать  информацию о св-х предметов

Развивать умение подбирать предметы по самостоятельно выделенным свойствам

Развивать умение разбивать множество по двум совместимым свойствам на несколько подмножеств, производить логические операции «не», «и», «или»

Развивать умение прослеживать в таблице движение одного «цветого сигнала» (вертикального или горизонтального)

Развивать логическое мышление, умение кодировать информацию о св-х предметов с помощью карточек-символов отрицания св-в и декодировать ее

Развивать умение обозначать словами (словом) одно св-во предмета через отрицание других св-в (или другого св-ва)

Развивать умение к анализу, абстрагированию, умению строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (алгоритм «Блок-действий)

Развивать умение сравнивать два предмета, выделять их свойства

Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (цвет, форма, размер), сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам

Развивать способность анализировать, сравнивать, обобщать

Развивать умение сравнивать два предмета, выделять св-а, по которым один предмет отличается от другого, и обозначать их с помощью карточек-символов видоизменения св-в.

Развивать умение прослеживать в таблице движение одного «цветого сигнала», самостоятельно выделять у предметов основания классификации и обозначать их с помощью карточек-символов св-в

Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть св-а предметов (цвет, форма, размер, толщину), обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного св-ва (или св-в)

Развивать умение осуществлять поиск, ориентируясь на расположение карточек-символов в горизонтальных и вертикальных рядахпредмета

Развивать умение разбивать множества по двум совместимым св-м

Прослеживание движения двух «цветовых сигналов»

Классификация предметов по самостоятельно выделенным св-м

Развивать логическое мышление

Развивать умение выделять св-ва в предметах, абстрагировать эти св-ва от других, следовать определенным правилам при решении практических задач

Развивать способность анализировать, сравнивать, обощать

Развивать способность к анализу, абстрагированию, умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных св-в

Развивать способность к анализу, абстрагированию, умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм – «выращивание дерева), творческое мышление, воображение.

Развивать способность к анализу, абстрагированию, умение стого следовать правилам при выполнении цепочки действий (алгоритм « блок-схема)

Развивать умение классифицировать предметы

Развивать умение видоизменять св-а предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке

Развивать умение выявлять, абстрагировать ин азывать св-ва предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного св-а

Развивать умение кодировать информацию

Развивать умение выявлять св-ва в предметах и абстрогировать эти св-ва от других, умение читать схему, закрепление навыков порядкового счета

Способствовать освоению детьми способа выбора одного из предметов на основе варьирования

Развивать умение производить логические операции «не», «и», «или»

Равивать умение обозначать словами (словом) одно св-во предмета через отрицание других св-в (или другого св-ва)

Развивать умение классифицировать

Развивать умение прослеживать движение двух «цветовых сигналов» одновременно, устанавливать место пересечения одновременных «сигналов»

Развивать умение осуществлять поиск, ориентируясь на расположение карточек-символов в горизонтальных и вертикальных рядах, пользуясь как наличием, так и отрицанием определенного св-ва (цвет)

Развивать умение кодировать и декодировать информацию о св-ах предметов, видоизменять св-а предметов (словесный образ)  в соответствии со схемой

Развивать способности анализировать, сравнивать, обощать

Умение расшифровывать информацию

Умение разбивать множество по двум совместимым св-м, производить логические операции, анализировать, абстрагировать, умение следовать правилам при выполнении цепочки действий

Логические блоки, геометрические фигуры, картинки

Н.И. Захарова учебный курс для детей 5-6 лет З№1, стр.6-11 

Логические блоки, карточки, плоские геометрические фигуры

З№1, стр. 12-14

Логические длоки, картинки, , карточки- инструкции, карточки- бланки, раздаточный материал: тарелочки, задания для самостоятельной работы

З№2, стр. 14

Логические блоки, геометрические фигуры, корзинка, карточки-символы, картинки, таблица

З№3, стр. 24-30

Логические блоки, тонкие, маленькие геометр, фигуры, большие, красные, тонкие большие и маленькие

З№4, стр. 30-36

Логические блоки, карточки-символы, карточки-билетики, картинки

З№4, стр. 37-38

Логические блоки, карточки-символы, карточки-рецепты, картинки, раздаточный материал для самостоятельной работы

З№5, стр. 38

Логические блоки, клубочек, геометрические фигуры, схемы, схемы-подсказки, логические таблицы

З№6, стр. 46

Логические блоки, таблица, карточки

З№7, стр. 54-58

Логические блоки, карточки-инструкции, таблица-инструкция, раздаточный материал

З№7, стр. 59-61

Логические блоки, обручи, таблицы, карточки-символы-свойств, карточки-инструкции, картинки

З№8, стр. 62-70

Логические блоки, таблица, карточки-символы св-в, картинки, плоские геометрические фигуры большие и маленькие

З№9,стр. 72

Логические блоки, логические фигуры

З№10, стр. 78-83

Логические блоки, таблицы, воздушные шарики 3-х цветов, картинки

З№10, стр.84-85

Логические блоки, таблица алгоритм «Блок-схема», пропуска, карточки-инструкции, раздаточный материал

З№11, стр. 85

Логические блоки, обручи, таблица «Спортивная дистанция», таблыцы «две дорожки», раздаточный материал

З№12, стр. 94

Логические блоки

Карточки-инструкции, таблица « компьютер», логические фигуры, картинки

З№13, стр. 103-107

Логические блоки, карточки-символы видоизменения свойств

З№13, стр. 107-108

Логические блоки, клубочек. Таблица, карточки-символы, карточки-наклейки, картинки

З№14, стр. 110

Логические блоки, Таблица-инструкция, таблица-коробка, карточки-символы св-в, коробка для игры «Угадай-ка»

З№ 15, стр. 117

Логические блоки, алгоритм «блок-схема», карточки-инструкции

З№16, стр. 128-132

Логические блоки, ленточка для флажков, логические кубики

З№16, стр. 132-135

Логические блоки, таблица-коробка, карточки «письмо – инструкция», картинки, раздаточный материал

З№17, стр. 135

Логические блоки, таблица-коробка, карточки-символы, карточки-рецепт, картинки, раздаточный материал

З№18, стр. 142

Логические блоки, таблица – « развозим конфеты по цехам», карточки-символы

З№19, стр. 148-152

Логические блокиРаздаточный материал длч самостоятельной работы

З№19 стр.153-154

Логические блоки, таблица-«шкаф», карточки-инструкции, конверты, картинки

З№20, стр. 155

Логические блоки. Коробка для игры « Угадайка», коробка с четырьмя отделениями для задания, логические фигуры, карточки-символы

З№21, стр. 164

Логические блоки, таблица-подсказка, картоски, геометрические фигуры черного цвета

З№22. Стр. 174-180

Логические блоки, цифры 1,2,3, карточки-подсказки, карточки-символыотрицания св-в, картинки

З№22, 181-184

Логические блоки, карточки-символы св-в (цвет, форма, размер, толщина). Карточки-символы видоизменения св-в

З№23

Стр. 185

Логические блоки, фишки фиксации правильных ответов, таблица лдля подведения итогов, карточки-загадки

З№24, стр. 192

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

33

Список литературы

  1. Белошистая А. В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических особенностей// Дошкольное воспитание 2000№2 -с.69
  2. Белошистая А. В. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание 2004№9 –с.66
  3. Воскобович, В. В., Харько, Т. Г. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» / В. В, Воскобович, Т. Г. Харько. - М., 2007
  4. Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьенеша: Учебный курс для детей 5-6лет.- СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.-272с.
  5. Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьенеша: Учебный курс для детей 4-5 лет.- СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.-160с.
  6. Михайлова З.А. Иоффе Э.Н. Математика от трех до семи. – СПб: Детство-пресс, 2010
  7. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005 – 95 с.
  8. Лелявина Н.О.; Финкельштейн Б.Б Давайте вместе поиграем - СПб: ООО «Корвет», 2005
  9. Математика от трех до семи. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов./ Авторы-составители З. А. Михайлова, Э. Н. Йоффе.- СПб: Акцидент, 1999.
  10. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В.Математика до школы. – СПб6 Детство-пресс, 2006          
  11. Фидлер М. Математика уже в детском саду. – М.: Просвещение, 1981

Интернет-ресурсы:

http://mama.neolove.ru/early_childhood_education/system_denesha/igry_s_logicheskimi_blokami_djenesha_dlja_detej_4_5_let.html © NeoLove.ru

 

https://infourok.ru/material.html?mid=113587        

34