Приобщение детей старшей группы к конструктивно – модельной деятельности через организацию предметно – развивающей среды в контексте ФГОС
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Колобаева Елена Александровна

Приобщение детей старшей группы  к конструктивно – модельной деятельности  через организацию предметно – развивающей среды в контексте  ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей старшей группы  к конструктивно – модельной деятельности  через организацию предметно – развивающей среды

в контексте  ФГОС

Колобаева Е.А.

МБДОУ «Детский сад №17

«Звездочка»

воспитатель  1кв.кат.

        Одним из принципов дошкольного образования, согласно Федерального государственного  образовательного стандарта,  является формирование познавательных интересов и познавательной активности ребенка в различных видах деятельности. Важным  условием  по развитию способностей и творческого потенциала ребенка является создание предметно - развивающей образовательной среды.

        В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии (Л.В.Куцакова, Л.Парамонова, В.А.Кайе) уделяют особое внимание детскому конструированию. Считается, что конструктивно-модельная деятельность полностью отвечает интересам детей, их возрастным  способностям и возможностям.

        Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей детей.

        В процессе конструирования развиваются:

  • пространственное, логическое, ассоциативное мышление;
  • память;
  • речь;
  • мелкая моторика;
  • воображение.

        К тому же данный вид деятельности формирует такие качества, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность, инициативность.

        Все это является основой для интеллектуального развития детей  и показателем готовности их  к школе.

        Федеральным  государственным стандартом дошкольного образования определено, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

        Эти требования были мною учтены при пополнении уголка конструирования. Его содержание включает:

  • Конструкторы из строительных материалов (крупный и средний деревянный и пластмассовые конструкторы). Благодаря простоте использования и разнообразным возможностям конструкторы с интересом используются детьми всего дошкольного возраста.
  • Конструкторы с разными способами соединения деталей (средний и мелкий "Лего", которые позволяют детям создавать постройки простые, использую схемы, а также более сложные с  сюжетным содержанием.
  • "Техно-конструктор" уникальный для игр и развития. Собирая объемные модели настоящей техники по образцам и создавая новые, дети получают больше удовольствия, как от процесса, так и от игры с собранной моделью).
  • Конструкторы для плоскостного конструирования (это конструкторы, которые позволяют создавать изображения из геометрических фигур, используя схемы или по замыслу). Материалами для изготовления плоскостного конструктора послужили картон, фанера, пластик, линолеум. К плоскостному конструированию  относятся  и  «кубики Никитина» , «Танграмм».

 Эти игры имеют большое развивающее значение: используя их, дети учатся работать по  схемам, анализировать образец, ориентироваться в пространстве.

Одним из видов конструирования в старшей группе является конструирование из природных материалов. Поэтому уголок конструирования был пополнен необходимым природным материалом, а именно: семена подсолнуха, арбуза, тыквы, шишки, листья, веточки, кора деревьев, мох, ракушки, косточки вишни, абрикоса, финика, скорлупа грецкого ореха, фисташек и др.  Создавая поделки, ребенок выступает в роли изобретателя, ибо он не только действует руками, но и мыслит.

Для поддержания интереса детей к конструированию, обогащения их опыта, привлечения внимания детей к архитектурным сооружениям в уголке имеется альбом с фотографиями, рисунками церквей, мостов, башен, домов.

Чтобы  у детей была возможность    обыгрывать постройки, либо изменять их по предложенным условиям, в  уголке есть необходимые наборы мелких машинок, игрушек, животных.

Кроме фабричных конструкторов мною используются и конструкторы, созданные из подручных материалов. А именно:

  1. "Палочки-превращалочки"- это наборы палочек для мороженного. Хорошим дополнением к нему служит картотека со схемами. Данный конструктор также позволяет детям творить и свой собственный мир, используя свой собственный замысел (как вариант можно использовать счетные палочки).
  2. Конструктор «Малыши-карандаши» -  представляет собой наборы цветных шестигранных карандашей разной длинны (2-11 см). Также к нему имеется альбом со схемами. Данный конструктор развивает цветовосприятие, глазомер, предоставляет большие возможности для фантазии.

        Содержимое уголка используется как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в самостоятельных играх детей.

        В результате пополнения предметно-развивающей среды разнообразными материалами для конструирования дети стали больше внимания уделять этой деятельности, активно пользоваться разными видами конструкторов, объединять их в единые постройки, проявляя при этом свою изобретательность.

        Все это необходимо для решения задач образовательного стандарта дошкольного образования в области познавательного развития, предполагающего развитие любознательности и познавательной мотивации, развития творческой активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»

Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной   совместной деятельности...

Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»

Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной   совместной деятельности...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."

В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...

Приобщение детей к здоровому образу жизни через создания предметно развивающей среды

Тема: «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание предметно – развивающей среды».Воспитатель: Ерина С.С.Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательн...

Приобщение детей к истокам народной культуры через создание предметно-развивающей среды в ДОУ

Цель: формирование устойчивого интереса и приобщение детей к истокам русской национальной культуры, закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим п...