Главные вкладки

    Приобщение детей старшей группы к конструктивно – модельной деятельности через организацию предметно – развивающей среды в контексте ФГОС
    статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

    Колобаева Елена Александровна

    Приобщение детей старшей группы  к конструктивно – модельной деятельности  через организацию предметно – развивающей среды в контексте  ФГОС

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Приобщение детей старшей группы  к конструктивно – модельной деятельности  через организацию предметно – развивающей среды

    в контексте  ФГОС

    Колобаева Е.А.

    МБДОУ «Детский сад №17

    «Звездочка»

    воспитатель  1кв.кат.

            Одним из принципов дошкольного образования, согласно Федерального государственного  образовательного стандарта,  является формирование познавательных интересов и познавательной активности ребенка в различных видах деятельности. Важным  условием  по развитию способностей и творческого потенциала ребенка является создание предметно - развивающей образовательной среды.

            В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии (Л.В.Куцакова, Л.Парамонова, В.А.Кайе) уделяют особое внимание детскому конструированию. Считается, что конструктивно-модельная деятельность полностью отвечает интересам детей, их возрастным  способностям и возможностям.

            Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей детей.

            В процессе конструирования развиваются:

    • пространственное, логическое, ассоциативное мышление;
    • память;
    • речь;
    • мелкая моторика;
    • воображение.

            К тому же данный вид деятельности формирует такие качества, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность, инициативность.

            Все это является основой для интеллектуального развития детей  и показателем готовности их  к школе.

            Федеральным  государственным стандартом дошкольного образования определено, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

            Эти требования были мною учтены при пополнении уголка конструирования. Его содержание включает:

    • Конструкторы из строительных материалов (крупный и средний деревянный и пластмассовые конструкторы). Благодаря простоте использования и разнообразным возможностям конструкторы с интересом используются детьми всего дошкольного возраста.
    • Конструкторы с разными способами соединения деталей (средний и мелкий "Лего", которые позволяют детям создавать постройки простые, использую схемы, а также более сложные с  сюжетным содержанием.
    • "Техно-конструктор" уникальный для игр и развития. Собирая объемные модели настоящей техники по образцам и создавая новые, дети получают больше удовольствия, как от процесса, так и от игры с собранной моделью).
    • Конструкторы для плоскостного конструирования (это конструкторы, которые позволяют создавать изображения из геометрических фигур, используя схемы или по замыслу). Материалами для изготовления плоскостного конструктора послужили картон, фанера, пластик, линолеум. К плоскостному конструированию  относятся  и  «кубики Никитина» , «Танграмм».

     Эти игры имеют большое развивающее значение: используя их, дети учатся работать по  схемам, анализировать образец, ориентироваться в пространстве.

    Одним из видов конструирования в старшей группе является конструирование из природных материалов. Поэтому уголок конструирования был пополнен необходимым природным материалом, а именно: семена подсолнуха, арбуза, тыквы, шишки, листья, веточки, кора деревьев, мох, ракушки, косточки вишни, абрикоса, финика, скорлупа грецкого ореха, фисташек и др.  Создавая поделки, ребенок выступает в роли изобретателя, ибо он не только действует руками, но и мыслит.

    Для поддержания интереса детей к конструированию, обогащения их опыта, привлечения внимания детей к архитектурным сооружениям в уголке имеется альбом с фотографиями, рисунками церквей, мостов, башен, домов.

    Чтобы  у детей была возможность    обыгрывать постройки, либо изменять их по предложенным условиям, в  уголке есть необходимые наборы мелких машинок, игрушек, животных.

    Кроме фабричных конструкторов мною используются и конструкторы, созданные из подручных материалов. А именно:

    1. "Палочки-превращалочки"- это наборы палочек для мороженного. Хорошим дополнением к нему служит картотека со схемами. Данный конструктор также позволяет детям творить и свой собственный мир, используя свой собственный замысел (как вариант можно использовать счетные палочки).
    2. Конструктор «Малыши-карандаши» -  представляет собой наборы цветных шестигранных карандашей разной длинны (2-11 см). Также к нему имеется альбом со схемами. Данный конструктор развивает цветовосприятие, глазомер, предоставляет большие возможности для фантазии.

            Содержимое уголка используется как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в самостоятельных играх детей.

            В результате пополнения предметно-развивающей среды разнообразными материалами для конструирования дети стали больше внимания уделять этой деятельности, активно пользоваться разными видами конструкторов, объединять их в единые постройки, проявляя при этом свою изобретательность.

            Все это необходимо для решения задач образовательного стандарта дошкольного образования в области познавательного развития, предполагающего развитие любознательности и познавательной мотивации, развития творческой активности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»

    Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной   совместной деятельности...

    Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»

    Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной   совместной деятельности...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

    Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

    Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."

    В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Развитие речи."

    Развивающая речевая среда.  Способствовать развитию речи как  средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загл...

    «Развитие у детей интегративного качества «любознательный, активный» через организацию предметно – развивающей среды с учётом ФГОС».

    Подготовила:воспитатель Тарарыкина Т.М.        Сообщение на родительское собрание на тему:«Развитие у детей интегративного качества «любознательный, акти...