Рабочая программа по конструированию из бумаги в для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Варёнова Анастасия Владимировна

            Необходимость создания данной программы бала продиктована тем, что в детском саду отведено недостаточное количество часов на работу с бумагой и большая часть из них посвящены вырезыванию из бумаги и составлению плоских композиций. В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе и конструирование из бумаги, поскольку оно направлено на получение определённого продукта. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование пространственных представлений. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления.

        Этот вид деятельности требует от детей сложной пространственной ориентировки, ребёнку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать её пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. Конструирование из бумаги является мощным средством развития творчества у дошкольников: создаются условия для самостоятельного экспериментирования с бумагой разной плотности, фактуры и т.п., организуется обучение в разных формах в зависимости от  сложности, включение в процесс конструирования других видов деятельности (игра, сочинение сказок, рассказов, разгадывание загадок). Данный вид продуктивной деятельности оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie_iz_bumagi.docx779.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5» с. Кневичи Артемовского городского округа

Рабочая программа

 по конструированию из бумаги в для детей старшего дошкольного возраста

Подготовили: воспитатель первой

квалификационной категории

Варёнова А.В.

воспитатель первой

квалификационной категории

Шайдуллина Г.Г.

Содержание

  1. Пояснительная записка……………….………………………………..……..3
  2. Актуальность......................................................................................................3
  3. Практическая значимость……………………………………………………..3
  4. Цель программы
  5. Задачи программы
  6. Построение программы.
  7. Принципы
  8. Методы и приемы обучения
  9. Ожидаемый результат
  10. Квиллинг…………………………………………………………………..…5
  11. Оригами…………………….……………………………………………..….6
  12. Бумагопластика………………………………………………………………7
  13. Заключение ………………………………………………………………..….9
  14. Список используемой литературы…………………….…………………....10
  15. Приложение 1………………………………………………………………...11
  16. Приложение 2
  17. Приложение 3

   Пояснительная записка

          “Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”

В.А.Сухомлинский

 Актуальность

Данная программа раскрывает содержание работы с детьми по художественной деятельности: работе с бумагой в нетрадиционной технике. Необходимость создания данной программы бала продиктована тем, что в детском саду отведено недостаточное количество часов на работу с бумагой и большая часть из них посвящены вырезыванию из бумаги и составлению плоских композиций. В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе и конструирование из бумаги, поскольку оно направлено на получение определённого продукта. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование пространственных представлений. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления.

Этот вид деятельности требует от детей сложной пространственной ориентировки, ребёнку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать её пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. Конструирование из бумаги является мощным средством развития творчества у дошкольников: создаются условия для самостоятельного экспериментирования с бумагой разной плотности, фактуры и т.п., организуется обучение в разных формах в зависимости от  сложности, включение в процесс конструирования других видов деятельности (игра, сочинение сказок, рассказов, разгадывание загадок). Данный вид продуктивной деятельности оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук.

Практическая значимость

В рабочей программе определены направления, которые учитывают требования ФГОС ДО:

- гуманизация воспитательного процесса;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

- создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

В план мероприятий рабочей программы включен разнообразный познавательный и развивающий материал по развитию пространственной ориентации; занимательные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию умений детей. Знания о способах работы с бумагой, доступные детям, не только удовлетворяют их любопытство, но и содержат большие развивающие возможности: способствуют обострению наблюдательности, восприятия; воображения, а значит, благотворно влияют на умственное развитие дошкольников.

Учитывая особенности нервно-психического развития детей дошкольного возраста, их большую эмоциональность и впечатлительность на занятиях используется художественная литература, загадки, игры. Вызвать у дошкольников интерес работе  бумагой помогают вопросы, игровые задания.

          Количество непосредственно образовательной деятельности общее -  в неделю - 1. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 6-го года жизни составляет не более 25 минут.

          Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня.

         Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие.

Цель программы: создание педагогических условий для развития детского художественного творчества и моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов работы с бумагой.

     Задачи программы:

Образовательные:

  • обучать конкретным приёмам  художественного творчества;
  • знакомить с различными техниками работы с бумагой;

Развивающие:

  • формировать познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
  • развивать самостоятельность, наблюдательность, любознательность, активный интерес к миру предметов и вещей, созданных людьми;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные:

- содействовать    воспитанию    ценностного    отношения    к    материалам    и инструментам, результатам творческой деятельности окружающих;

-        воспитывать культуру общения и поведения в социуме, навыков здорового
образа жизни.

 Построение программы.

Программа состоит из трех циклов:

1. Квиллинг

2. Оригами

3. Бумагопластика

Принципы построения педагогического процесса.

1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Доступность

4. Индивидуальный подход.

В плане мероприятий по развитию конструктивных способностей у детей 6-7 лет применяются следующие дидактические принципы построения работы.

Принцип систематичности и последовательности требует правильного определения объема знаний и усложнения материала на каждом возрастном этапе, связи знаний с практической деятельностью детей. Принцип систематичности и последовательности предполагает также нахождение логических связей между техническими, природоведческими и обществоведческими знаниями, полученными ребенком на разных ступенях воспитания и обучения.

Большое значение при ознакомлении детей с техникой имеет опора на принцип развивающего обучения, так как важно дать пищу для растущего ума, вызвать радость познания, поддержать активную заинтересованность. При этом необходимо правильно определить место информации о технике в общей системе знаний об окружающем мире, выделить наиболее значимые сведения не только с точки зрения умственного развития детей, но и игровой деятельности.

Принцип перспективности позволяет подготовить детей к усвоению сложного материала, предусмотреть развитие наиболее ценных в воспитательном отношении ролевых игр, сформировать общие игровые интересы. На реализацию принципа перспективности направлено тематическое планирование игровой деятельности, которое помогает найти оптимальные пути включения информации о технике.

Особенности психического развития детей дошкольного возраста требуют широкого использования наглядности. Воспитатель широко использует технические картинки и иллюстрации, фотографии.

Методы и приемы обучения.

1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2.Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Ожидаемый результат

  1. Развитие конструктивных, познавательных и  творческих способностей.
  2. Развитие мелкой моторики рук, таким образом, готовится рука к письму.
  3. Формирование умений у детей  анализировать поделку.
  4. Формировать навык поисковой деятельности.
  5. Сформированность положительного отношения к труду.

Формы подведения итогов реализации данной программы: выставки, участие в смотрах, конкурсах детского сада, города.

Квиллинг

     Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

 Задачи обучения квиллингу:

  1. Познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
  2.  Обучать различным приемам работы с бумагой.
  3. Формировать умения следовать устным инструкциям.
  4. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
  5. Развивать внимание, память, воображение.
  6.  Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Тема занятия

Кол-во часов

Программное содержание

1

Беседа «Что такое квиллинг?» Основные формы

1

     Познакомить детей с техникой бумажной филиграни. Объяснить приемы скручивания бумаги и получения различных форм. Проанализировать свойства разных видов бумаги. Развивать внимание, мышление. Воспитывать познавательный интерес. Формировать художественный вкус.

2

«Ветка рябины».

Ягоды (форма «плотная спираль»)

1

Формировать у детей умение накручивать полоску бумаги на тонкую спицу, следить за тем, чтобы рулончик получался плотным, а края оставались ровными. Развивать  глазомер, концентрацию внимания. Воспитывать аккуратность, усидчивость

3

«Ветка рябины».

Листья (форма «глаз»)

1

  Научить детей изготавливать лист из разреженного круга, сплюснутого с двух сторон. Развивать соразмерность движения пальцев, умение создавать композицию из готовых элементов. Воспитывать требовательность к себе, чувство радости  результатам работы.  

4

«Пчелы на сотах» Коллективная работа

1

     Учить детей делить полоску бумаги на восемь частей путем складывания, склеивать соты из шести частей. Закреплять умение скручивать бумагу в кольцо при изготовлении пчел. Развивать конструкторские умения детей. Воспитывать дружеские отношения, желание трудиться в коллективе, сообща. Способствовать созданию игровых ситуаций.

5

«Бабочка»

(форма «капля», «лист»)

1

Учить скручиванию бумаги в кольцо, «каплю». Развивать моторику рук, способность к анализу готового образца. Закреплять умение правильно пользоваться ножницами, резать бумагу по прямой линии. Воспитывать интерес к насекомым, эмоциональную отзывчивость на красоту бабочек.

6

«Ромашка» (формы «свободная спираль», «глаз», «капля»)

1

Закреплять умение детей самостоятельно скручивать бумагу в плотную спираль, получать каплю и лист из свободной спирали. Научить выполнять открытую форму «завитки». Развивать внимание, мышление, способность самостоятельно создавать композицию по рисунку. Воспитывать желание помогать товарищам

7-8

«Снежинка» (формы «глаз», «капля» и «полу-

месяц»

2

Учить детей изготавливать новую форму – «полумесяц». Развивать  точность движения пальцев рук, глазомер, умение комбинировать различные формы в единую композицию. Воспитывать художественный вкус, стремление сделать свою работу аккуратной, красивой.

9

«Аквариум с рыбками»

1

Учить детей скручивать новый элемент (форму) «полукруг».

Закрепить умение обводить трафарет на цветной картон и вырезать по контуру,  скручивать элемент (форму) «капелька», «глаз».

10

«Открытка к празднику» Практическая работа

1

Совершенствовать умение детей самостоятельно задумывать и составлять композицию открытки из различных элементов квиллинга. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать художественный вкус.

Оригами

      Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. « Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками»- складывать.

Задачи обучения оригами:

1. Обучать детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики.

 2. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина.

3. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности.

 4. Развивать концентрацию внимания, пространственное воображение, умение сосредоточиться.

5. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.

 6. Воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Программное содержание

1

Беседа «История о любопытном уголке»

1

Познакомить детей с техникой оригами, научить выполнять базовую форму «треугольник», Развивать умение складывать бумагу по словесной формулировке и наглядному показу. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность.

2

Кукла-наперсток. «Мишка»

1

Научить складывать мордочку медведя на основе формы «треугольник». Развивать умение внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать интерес к фольклору.

3

Кукла-наперсток

«Волк»

1

Продолжать работу по преобразованию базовой формы «треугольник» и получению нового результата. Познакомить детей с приемом «раскрыть карманы». Развивать воображение и пространственное мышление. Воспитывать бережное отношение к своим работам и работам друзей.

4

Кукла-наперсток «Заяц»

1

Закреплять умение самостоятельно складывать фигуру по словесной инструкции воспитателя. Развивать пространственное воображение, художественный вкус. Воспитывать интерес к театрализации.

5

Кукла-наперсток «Лиса»

1

Знакомить детей со схематическим изображением последовательности изготовления поделки, учить понимать условные знаки. Развивать мышление, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение к окружающим.

6

«Золотая рыбка»

1

Научить детей приему «складка», совершенствовать умение складывать внутрь, действовать по словесной инструкции воспитателя. Развивать уверенность в своих силах и способностях. Воспитывать желание трудиться; интерес к художественному слову.

7

«Корона для короля»

1

Совершенствовать умение детей самостоятельно складывать несложную поделку по схеме. Развивать наглядно-образное мышление. Воспитывать стремление выполнить работу до конца.

8-9

«Снегурочка»

2

Формировать умение изготавливать поделку за воспитателем. Развивать моторику рук. Воспитывать интерес к праздникам и традициям.

10

«Дед мороз» Практическая работа

 1

Закреплять умение складывать фигуру, следуя устной инструкции воспитателя. Развивать умение дополнять изделие необходимыми элементами. Воспитывать культуру поведения.

Бумагопластика

     Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре - либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее.

Задачи обучения бумагопластике:

 1. Учить различным приёмам и способам действий с бумагой, работе с чертежами, шаблонами.

 2. Развивать творческие способности, воображение, пространственное мышление, чувство прекрасного.

 3. Стимулировать развитие памяти, мелкой моторики, глазомера, чувства цвета, композиции.

 4. Воспитывать  умение наблюдать, формировать чувство  сопереживания, желание трудиться.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Программное содержание

1

«Нарцисс»

1

Познакомить детей с техникой бумагопластики. Показать основные приемы изготовления объемных поделок. Закреплять умение пользоваться ножницами, накручивать бумагу на карандаш. Развивать координацию движений рук. Воспитывать любовь к красоте цветов.

2

«Роза с гофрированными листьями»

1

Формировать умение детей обводить детали по шаблону. Учить выполнять прямые складки для получения объемности листа. Развивать мышление, пространственное мышление. Воспитывать аккуратность, творческую активность.

3

«Собачка»

1

Учить детей изготавливать объемную фигурку собаки из картонной развертки. Развивать внимание, умение внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать интерес к преобразованиям бумаги.

4

«Домик для Буратино»

1

Упражнять детей в изготовлении поделок из разверток. Развивать согласованность движений обеих рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес к художественному слову.

5

«Колокольчик»

1

Учить детей изготавливать конус из круга, украшать его складкой по кругу, дополнять поделку по своему замыслу. Развивать творческие способности. Воспитывать культуру труда, стремление содержать свое рабочее место в порядке.

6

«Средневековый замок». Коллективная работа (начало работы)

1

Формировать у детей умение применять полученные знания и навыки работы с бумагой в коллективной деятельности. Изготовить основание строения замка – цилиндры. Развивать конструкторские умения, мышление, воображение. Воспитывать культуру общения, стремление оказывать помощь друг другу в затруднительных ситуациях.

7

«Средневековый замок». Коллективная работа (продолжение работы)

1

Продолжить начатую коллективную работу. Формировать умение изготавливать из картонной развертки крыши-конусы. Развивать умение работать с ножницами. Воспитывать интерес к архитектуре.

8

«Средневековый замок». Коллективная работа (продолжение работы)

1

Формировать у детей умение объективно оценивать свою работу, дополнять работу деталями. Развивать творческие способности, художественный вкус. Воспитывать интерес к истории.

9

Практическая работа. «Подарок другу»

1

Совершенствовать навыки работы с бумагой и картоном. Закреплять умение аккуратно обводить детали по шаблону, вырезать их и самостоятельно собирать в готовое изделие. Развивать пространственное мышление. Воспитывать желание сделать свою работу аккуратной.

10

Заключительное занятие

1

Закреплять умение детей работать по схеме, по замыслу;

продолжать учить проявлять творчество в создании художественного образа;

поощрять стремление детей к самостоятельному решению практических задач;

стимулировать эстетические оценки и суждения

Заключение

Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.

Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности педагога с детьми. В совместной деятельности педагог широко использует дидактические, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки.

Большая роль отводится прослушиванию литературных и музыкальных произведений, так как наиболее эффективное воздействие оказывают на детей средства эстетического воспитания.

Список используемой литературы

Для педагогов:

  • Т.Н.Доронова «Радуга»
  • Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду»
  •  Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. – И.: Контэнт, 2010. – 48 с.Л.А. Ремезова «Учимся конструировать»
  • Зайцева, А. Искусство квиллинга. – И.: Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с.
  • Тарловская «Обучение детей конструированию и ручному труду»
  • Для воспитанников:

Материально – технические (пространственные) условия организации художественного творчества детей старшего дошкольного возраста

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Работа выполнена в технике «Квиллинг»

«Открытка»

C:\Users\Настя\Documents\фото\Детский сад\Старшая группа\Фото0336.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Из опыта работы в технике «Квиллинг»

«Бабочка»

C:\Users\Настя\Desktop\на конкурс портфолио\фото\IMG_20160204_170921.jpg

C:\Users\Настя\Desktop\на конкурс портфолио\фото\IMG_20160204_170031.jpg

C:\Users\Настя\Desktop\на конкурс портфолио\фото\IMG_20160204_165103.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Работа выполнена в технике «Оригами»

Кукла- напёрсток «Заяц»

C:\Users\Настя\Desktop\на конкурс портфолио\фото\IMG_20160204_123916.jpg

Кукла- напёрсток «Волк»

C:\Users\Настя\Desktop\на конкурс портфолио\фото\IMG_20160204_123946.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по конструированию из бумаги (оригами) для детей среднего дошкольного возраста.

Данный материал был разработан с целью систематического обучения детей 4-5 лет технике оригами....

"Художественное конструирование из мягких материалов для детей старшего дошкольного возраста "Отражение русских традиций в куклах-оберегах. Птица-радость"

"Художественное конструирование из мягких материалов для детей старшего дошкольного возраста "Отражение русских традиций в куклах-оберегах. Птица-радость"...

Статья «Возможности использования лего-конструирования в развитии игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста»

В современных условиях развития, дошкольное образование претерпело ряд некоторых изменений. Одним из важных нововведений федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), ...

Родительское собрание "Влияние конструирования на формирование математических представлений детей старшего дошкольного возраста"

Цель: формирование компетентности родителей по вопросу развития у детей математических представлений дошкольников через конструирование....

Конструирование в технике оригами для детей старшего дошкольного возраста

Конструирование в технике оригами для детей старшего дошкольного возраста...

Мастер-класс "Конструирование из бумажных пружинок" для детей старшего дошкольного возраста

В рамках городского фестиваля технического творчества дошкольных образовательных учреждений  "Вместе в будущее" с 15.03 по 17.03.2022г. в МАОУ детский сад №210 "Ладушки" 4 кор...

Роль конструирования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Происходящие в обществе преобразования порождают новые требования для развития дошкольников в дошкольных образовательных организациях. Одним из них является развитие творческих способностей у дошкольн...