Выступление на вебинар “Формирование универсальных учебных действий через конструирование и проектную деятельность”
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Дерова Ольга Геннадьевна

Продукт нашего проекта -  макет мемориала “Доблести и Славы”,  посвященный погибшим землякам в годы Великой Отечественной войны. В основу изготовления проекта легли  4 техники, каждая отражает определенный вид искуства, который мы адаптировали для детей старшего дошкольного возраста. Благодаря этому, дети  открывали для себя новые приемы, способы, средства и виды конструирования, последовательно переходя от одной техники к другой, развивая различные навыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_vebinare_pesochentsev.docx10.52 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на вебинар “Формирование универсальных учебных действий  через конструирование и проектную деятельность”

Продукт нашего проекта -  макет мемориала “Доблести и Славы”,  посвященный погибшим землякам в годы Великой Отечественной войны. В основу изготовления проекта легли  4 техники, каждая отражает определенный вид искуства, который мы адаптировали для детей старшего дошкольного возраста. Благодаря этому, дети  открывали для себя новые приемы, способы, средства и виды конструирования, последовательно переходя от одной техники к другой, развивая различные навыки

Рассмотрим макет. Основание мемориала выполнено в плоскостной техники “Кинусайга”. 

Для выполнения этой работы нам необходимо: пиноплен (этот строительный материал ), ткань (желательно для детей дошкольного возраста выбирать такую ткань, которая не будет крошиться и тянуться, не рекомендую использовать кожу и атлас), клей ПВА карандаш (не используйте жидкий ПВА, т.к он оставляет следы на изделии), ножницы, стеки, а так же бумага, линейка,  карандаш и фломастер.

Ход:

выбираете рисунок (на первых занятиях рекомендую использовать геометрические фигуры, с которыми дети уже знакомы , и только после этого переходить на окружности. С волнистыми плавными линиями ребенку дошкольнику справиться тяжело как и с мелкими фигурами). Переносим рисунок на бумагу. Вырезаем каждую часть. Далее работаем как с трафаретом, собираем рисунок на пиноплене и обводим каждую часть. После чего подключается педагог и при помощи резака, по контуру каждой части делает надрезы на пеноплене. Затем, каждую часть бумажного трафарета переносим на ткань отступая 1-1,5 сантиметра от края. Вырезаем. Прикладываем заготовку ткани на нужную часть рисунка на пеноплене и заправляем края изделия в прорези придерживая за центр работы. В том же алгоритме продолжаем работу с остальными частями рисунка. Обратите внимание, на протяжении всей работы ребенок овладевает следующими компетенциями:

- конструировать  из ткани, изучать способы и средста изготовления изделия, выполнять не сложные проекты под руководством взрослого, находить необходимую информацию для выполнения, решение конструкторских задач, развитие мелкой моторики рук.

В Технике “Стринг Арт” мы показываем плоскостное конструирование с 3Д эфектом. Приподнимая конструкцию на небольшое растояние от изделия. Таким образом, мы рассмотрим новый  вид конструирования с использованием ниток и силовых кнопок. Для того чтобы выполнить данную работу, нам понадобиться пеноплен (вот мы к нему и вернулись), силовые кнопки, нити для вязания, трафареты или рисунки детей.

Ход:

 На пеноплен наноситься трафарет, по краю трафарета вставляются силовые кнопки (эта ваша фантазия ,какого цвета они будут). Так как мы делаем внешнее плетение, следующий ряд кнопок выполняем по контуру картины. После чего считаем кнопки по периметру и по контуру трафарета. Сравниваем, каких кнопок больше и на сколько. Лишнее количество надо распределить по меньшему кругу. Затем начинаем плетение, вставляем кончик нити в пеноплен и через одну кнопку пропускаем нить. После того как прошли в одну сторону, надо пройти в другую. Этот внешний способ конструирования с простым плетением.

Так, у ребенка развивается навык выполнения объемного изделия. Благодаря этой технике идет фомирование пространственного воображения, художественно-конструкторского мышления и закладывается основа творческого мышления. На этом этапе  происходит мощное развитие мелкой моторики, памяти, счета формируется предпосылка к постановки руки к письму, т.к в данной работе нужна точночть, четкость и сосредоточенность, это те навыки, которые необходимы ребенку при переходе на следующую ступень обучения.

Используем простое плетение, элементы котого можно усложнять по мере развития навыков у дошкольников:  при этом происходит

- развитие эстетических представлений, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, выполнение элементов моделирования.

Техника “Агамограф” дает детям первичные знания о геометрии. Это соединение двух техник (декоративного рисования и оригами). Обратите внимание,что мы начали изготовление  плоскосной вертикальной конструкции, пловно переходя на моделирование.

Для выполнения этой техники нам потребуются два рисунка на одинаковых форматах, линейка, карандаш, ножницы, клей.

Ход:

Каждый рисунок делится на одинаковые полоски при помощи линейки и карандаша (при этом формируем у ребенка навыки счета, умение пользоваться линейкой). Номируем чередуя полоска 1(первая полоска с первого рисунка), 2 (первая полоска со второго рисунка и т.д. Разрезаем. Приклееваем через одину полоску по номерам. Ждем до полного высыхания клея и складываем в технике оригами “гармошкой”.  

Молекулярная техника конструирования.

На первый взгляд очень простая техника, но для её выполнения  нужны определенные навыки и опыт. Благодаря этой техники мы способствуем развитию навыков моделирования.

Для  работы нам необходимы деревянные палочки (зубочистки, нарезанные разной длинной палочки), пластелин (соленое тесто, горох, шарики пенопласта), схемы.

Ход:

На первых занятиях мы закрепляем геометрические формы и фигуры учимся собирать плоскостные конструкции, знакомимся со способом соединения и с разнообразием материала для соединения.  Затем разбираем понятия: платформа, ребро, вершины, секции, равновесие и т.д. после чего переходим к конструирование по схеме, а уже в дальнейшем дети сами будут находить интересные для себя модели и самостоятельно конструировать.

Выбираем схему. Считаем сколько точек соединения и ребер у модели. Заготавливаем шарики из пластелина.

При этом мы решаем конструкторско-техническую задачу, умение выполнять действия по алгоритму, ориентироваться в пространстве, работать самостоятельно и в группе.

Таким образом используя различные техники конструирования и моделирования, мы развиваем у ребенка предпосылки к учебной деятельности в образовательной области “Технология”. Спасибо за внимание, готова ответить на ваши вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников

Формирование  универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию  универсальных учебных действий  у первоклассников...

Парциальная рабочая программа «Ступеньки мастерства» по конструированию и моделированию старших дошкольников для развития предпосылок к формированию универсальных учебных действий в предметной области «Технология»

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государс...

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья

В наше время одним из приоритетных направлений в образовании является доступность образовательной среды для всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с огранич...

«Использование метода проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий старших дошкольников»

Проектно-исследовательская деятельность дошкольников позволяет: активизировать познавательную деятельность и обеспечивает формирование положительной мотивации к самостоятельной познавательной де...