«Использование метода проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий старших дошкольников»
статья

Воробьева Оксана Юрьевна

 Проектно-исследовательская деятельность дошкольников позволяет: активизировать познавательную деятельность и обеспечивает формирование положительной мотивации к самостоятельной познавательной деятельности, познавательное развитие, развитие личности ребенка, формирование у него готовности к освоению универсальных учебных действий. НО, организация проектной деятельности в ДОУ имеет определенные особенности, о которых и говорится в статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektnoy_deyatelnosti.docx15.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование метода проектно-исследовательской   деятельности в формировании универсальных учебных действий

старших дошкольников»

Инновационные процессы в системе дошкольного образования определяют новые методы, формы и современные технологии, ориентированные на развитие личности ребенка, его способностей. Дошкольное образование не только дает воспитаннику определенный набор знаний, умений и навыков, но и учит поиску информации и рациональному её применению в различных сферах жизни. Таким образом, целесообразным становится использование активных методов обучения таких, как проектно-исследовательская деятельности детей дошкольного возраста.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет: активизировать познавательную деятельность дошкольников и обеспечивает формирование положительной мотивации к самостоятельной познавательной деятельности, познавательное развитие, развитие личности ребенка, формирование у него готовности к освоению универсальных учебных действий.

Следует отметить, что организация проектной деятельности в ДОУ имеет определенные особенности. Главное отличие проектной деятельности дошкольников – невозможность самостоятельного поиска нужной информации в силу неразвитой письменной речи. Поэтому очень велика роль взрослого, который должен не брать на себя роль источника знаний, а скорее помогать детям сориентироваться в возможных источниках информации, вместе с ним открывать знания. На этапе постановки проблемы, выбора темы взрослые (родители, педагоги) должны направлять внимание детей на определенную проблему, либо помогать им сформулировать проблему, создать игровую ситуацию, в том числе через оснащение развивающей предметной пространственной среды, для введения детей в тему проекта. На этапе постановки задач, планирования работы взрослые должны помочь наметить основные задачи и этапы работы, ориентируясь на мнение и желания детей. При проведении сбора информации обеспечить поиск и чтение книг детям, ответы на вопросы, проведение экскурсий, экспериментов, просмотр видеофильмов, прослушивание аудиозаписи, рассматривание иллюстраций, фотографий и т. д. Организуя деятельность детей, взрослые помогают им объединиться в подгруппы, предлагают всевозможные материалы. При необходимости нужно оказать практическую помощь. Взрослые могут показать детям способы действий, которые можно использовать для решения проблемы. Взрослые должны ненавязчиво направлять и координировать ход деятельности. При этом важно предусмотреть активность всех участников проектной группы независимо от их способностей и особенностей личности – включать в посильную работу слабых, застенчивых детей, помогая им обрести веру в себя и почувствовать интерес к совместной деятельности. При организации проектной деятельности педагоги уделяют большое внимание методам, направленным на повышение познавательной и эмоциональной активности детей. В ходе которых у дошкольников формируются умения самостоятельно рассуждать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и закономерности, делать выводы, сравнительный анализ различных предметов, объектов окружающего (природного, социального) мира.

Так, педагогами нашего детского сада был разработан и реализован проект на тему «Что за чудо - футбольный мяч!». Цель проекта: изучение истории изменения структуры и основных характеристик футбольного мяча. Исходя из цели, были поставлены и реализованы следующие задачи: изучить историю появления и изменения футбольного мяча; изучить конструкцию современного футбольного мяча и основные требования к его параметрам; изучить стадии производства и определения качества футбольного мяча; изготовить самостоятельно футбольный мяч; привлечь родителей к совместной деятельности; создать выставку мячей по результатам проекта.

В рамках предпроектной работы с целью выявления заинтересованности детей и родителей в получении знаний и представлений о мяче, его истории возникновения, проведено интервьюирование «Для чего и зачем?».

Итог - у большинства интервьюированных недостаточно сформированы знания о значении и характеристиках спортивного инвентаря. Дети, родители сомневаются в ответах, недостаточно владеют информацией и в связи с этим   выразили желание узнать об истории возникновения и принять участие в проекте «Что за чудо - футбольный мяч!».

Проект реализовывался в три этапа.

Подготовительный: составление плана работы проекта, подбор методической, научно-популярной, художественной литературы, наглядного и дидактического материала по теме; оснащение развивающей предметно – пространственной среды.

Основной этап включал реализацию запланированных мероприятий согласно плану проекта «Что за чудо – футбольный мяч!». В ходе данного этапа было проведено исследование составных частей футбольного мяча, который опытным путем был изготовлен.

 На заключительном этапе были представлены совместные продукты деятельности – организация выставки изготовленных мячей.

Результат проекта «Что за чудо – футбольный мяч» оказался положительным для всех участников. Дети узнали об истории возникновения мяча. Отбор познавательного материала позволил сформировать у дошкольников представление о том, какие виды мячей существуют и что для игры в футбол необходим специальный мяч. Педагоги в ходе реализации проекта помогли детям узнать составные части и основные характеристики футбольного мяча. Интересные факты помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить знания, полученные в ходе проекта.

Таким образом, проектно- исследовательская деятельность значима в формировании универсальных учебных действий старших дошкольников, способствует формированию психологических новообразований и способностей, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности в дальнейшей учебной деятельности и освоения предметных дисциплин на этапе начального общего образования.