Представление опыта работы по теме: "Проектная деятельность как условие формирования предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников"
статья (старшая группа)

Ключникова Елена Леонидовна

Проектная деятельность как условие формирования предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как условие формирования предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников

Ключникова Е.Л

воспитатель МБДОУ №52

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда

опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком»

Л. С. Выготский

Одной из задач ФГОС ДО является «обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.

Преемственность содержания образования можно увидеть через требования к результатам освоения Основной образовательной программы дошкольного образования и ООП начального общего образования. Результаты освоения основной образовательной программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров, результаты освоения ООП начального общего образования - в виде планируемых результатов.

Требования к результатам освоения ООП ДО и ООП НОО

ФГОС   ДОО

(целевые ориентиры)

       Предпосылки к учебной деятельности

ФГОС  НОО

(требования к результатам освоения ООП НОО)

Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором он живёт.

Умеет подчиняться правилам и социальным нормам.

Во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения.

Сопереживать неудачам и радоваться успехам других.

- умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;

- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;

- умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;

- формирование познавательной и социальной мотивации;  

- формирование адекватной самооценки;

- формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;

- формирование способности учитывать чужую точку зрения;

- воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)

Личностные, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонный наблюдать, экспериментировать.

Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.д.

Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и, прежде всего в игре.

 

- навыки сформированности сенсорных эталонов;

- ориентировка в пространстве и времени;

- умение применять правила и пользоваться инструкциями;

- умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;

- умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

- умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;

- умение выделять существенные признаки объектов;

- умение устанавливать аналогии на предметном материале;

- умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);

- умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;

- умение производить анализ и синтез объектов;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

- ориентировка в пространстве и времени;

- умение применять правила и пользоваться инструкциями;

- умение ориентироваться в книге;

- умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;

- умение находить нужную страницу;

- умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;

- умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);

- умение пользоваться простейшими инструментами.

Метапредметные результаты (УУД):

Познавательные УУД

Ребёнок способен договариваться, старается адекватно разрешить конфликты.

Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

 

- потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

- желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

- ориентация на партнера по общению,

- умение слушать собеседника.

Коммуникативные УУД

Ребёнок может контролировать свои движения и управлять ими.

Способен к волевым усилиям. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

У ребёнка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив.

Владеет основными движениями.

- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- умение сохранять заданную цель;

- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

- умение контролировать свою деятельность по результату;

- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Регулятивные УУД

Причем, «Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования» и «…предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования».

Сегодня процесс обучения — это творческий процесс, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность. Для активизации познавательной деятельности, эффективного сотрудничества детей и взрослых использую технологию проектирования.

Любой проект имеет свою структуру:

- создание мотивации;

- определение темы проекта;

- "Модель трёх вопросов";

- объявление для родителей;

- реализация проекта;

- презентация;

- системная паутинка;

      Как рождается мотивация?

Не любую совместную деятельность педагога и детей, можно перевести в рамки проектной деятельности. Для проекта выбираю только ту ситуацию, которая не может быть решена прямым действием.

Любой проект разворачивается из проблемной ситуации. Проблемная ситуация может быть сформулирована как самим ребёнком, так взрослым.

Например, проект «Знатоки ПДД» возник по инициативе педагога. Для создания проблемной ситуации я внесла в группу незнакомый детям предмет – жезл.

Очень часто тема проекта вырастает из окружающей обстановки в группе, которая оказалась наиболее значимой для детей, например, проект «Чудо-молоко» возник по инициативе детей. Дети в группе не любили пить йогурт, кушать творожные запеканки, поэтому стало интересно: что можно еще можно приготовить из молока и в чём его польза для здоровья человека?  Далее с детьми определяем тему проекта.

Что даёт данный этап ребёнку, как будущему первокласснику: конечно же, активизирует речевую деятельность и развивает коммуникативные навыки: ребёнок учится формулировать и задавать вопросы; учится отвечать на вопросы, рассуждать, слушать и слышать других детей и взрослого, высказывать своё мнение. Здесь мы можем говорить о предпосылках формирования коммуникативных и личностных универсальных учебных действий.

       На момент начала работы над любым проектом, важно было выяснить, какие знания имеются у детей, что их интересует, где можно найти полезную информацию. На данном этапе проектной деятельности я использую   приём: модель трёх вопросов.  В проекте «Чудо-молоко» дети уже знали: из молока делают сметану, оно жидкое, молоко добавляют в «киндер», но хотели бы узнать, что еще делают из молока, как делают кефир, сгущенное молоко? И предлагали источники нахождения информации. Например, обсуждая варианты поиска ответов на интересующие вопросы, дети предлагали обратиться за помощью к взрослым, найти информацию в книгах, энциклопедиях, посетить библиотеку, воспользоваться Интернетом.    

На этом же этапе с детьми обсуждается план реализации проекта: какие продукты они хотят получить, что будет осуществляться в условиях детского сада, а что дома; где и как можно найти ответы на интересующие вопросы, к кому обратиться за помощью, какие исследования можно провести и что для этого понадобится, какие принадлежности и оборудование могут использоваться для продуктивной деятельности. Дети с большим удовольствием принимают участие в заполнении таблицы. Далее, мы с детьми, составляем объявление для родителей (я пишу, дети оформляют рисунками по теме проекта). Заполненная таблица и объявление размещаем в приёмной и вовлекаем родителей в совместную работу по проекту.

На данном этапе дошкольники учатся ставить цель, выстраивать свою деятельность и прогнозировать результат.  

На следующем этапе начинается непосредственная реализация проекта. С детьми проводим беседы, читаем энциклопедии, художественную литературу, народный фольклор (загадки, пословицы). Играем в сюжетно-ролевые, словесные, дидактические, подвижные игры. Проводим исследовательские эксперименты, опыты.  Рисуем, лепим, делаем аппликации. За знаниями идём в библиотеку. Родители принимают активное участие в реализации проекта: (готовят совместно с детьми сообщение, пополняют предметно-пространственную среду (д.игры, книги, поделки и т.д.). На данном этапе дети пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям окружающего мира, экспериментируют.

Практический этап основывается на реализации принципа интеграции образовательных областей и использовании специфичных для дошкольников видов детской деятельности.

На практическом этапе дошкольники воплощают в реальность свой план, проявляют определённые усилия в случае преодоления затруднений, препятствий, учатся доводить начатое дело до конца. То есть здесь речь идёт о регулятивных универсальных учебных действиях. Также практический этап обеспечивает возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с воспитателем, так и со сверстниками. То есть, у дошкольников формируются предпосылки коммуникативных универсальных учебных действий.    

       Так как, проектная деятельность имеет адресный характер, по её завершению проходит презентация проектов, где каждому ребёнку необходимо и важно почувствовать свою значимость. На данном этапе я создаю условия для индивидуальных презентаций, входе которых дети рассказывают о проделанной работе: в проекте «Чудо - молоко» совместно с родителями проводили опыты с молоком (кипятили, замораживали, заквашивали, смешивали прокисшее молоко с чаем), выполнили макет стакана с трубочками, обозначающими состав молока, создали альбомы «Все о сыре», «Как приготовить молочный коктейль» и т.д., пополнилась предметно-пространственная среда: в «Магазине» появился отдел «Молочные продукты». Далее обязательно организуем выставку для родителей «продуктов» проекта - макеты, рисунки, тексты, иллюстрации с целью:

-привлечение малоактивных семей;

-показа интересных находок с участием семьи;

Далее с детьми анализировали и систематизировали полученные знания с помощью модели «паутинка», которая, по сути, является ответом на детские вопросы, поступившие на первом этапе.

Таким образом, реализация технологии проектной деятельности дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, помогает систематизировать информацию, и использовать полученные знания, умения и навыки в практической деятельности, а также способствует формированию элементов учебной деятельности:

- умение определять цель, способы её достижения (целеполагание);

- планирование предстоящей деятельности;

- выполнение действий по разработанному алгоритму;

- самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

- самооценка.

 Можно сделать вывод о том, что проектная деятельность является важным условием для формирования предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования, тем самым обеспечивая преемственность между ДОО и НОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных действий

Модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности основана на том, что все качества и освоенные способности ребенка носят динамический характер, т.е. не завершены и продолжают развиват...

Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников и младших школьников с помощью игрового комплекта PERTRA.

Игровой комплект Пертра предназначен для психологического развития и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста. Способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестет...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ .

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников.

В статье кратко описаны УУД, даны советы по формированию УУД у дошкольников....

Семинар-практикум для педагогов «Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности»

Целью семинара-практикума "Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности" для педагогов  является обеспечени...

Возрастосообразная модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных действий

В данной статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности у дошкольников. Авторы предлагают возрастосообразную модель, которая учитывает особенности развития детей на разных...