Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников и младших школьников с помощью игрового комплекта PERTRA.
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Широкая Наталья Николаевна

 Игровой комплект Пертра предназначен для психологического развития и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста. Способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, речи; развитию коммуникативных навыков.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №1125

Создание специальных условий коррекции развития детей с ОВЗ с  использованием игрового набора психолога

ПЕРТРА.

Авторская программа педагога-психолога

Широкой Натальи Николаевны

        МОСКВА  2016

Пояснительная записка.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения ребенка с ОВЗ (в частности с ЗПР) – это система профессиональной деятельности специалистов, работающих с детьми ( воспитателей, педагогов, психологов и др.) и родителей, направленная на создание благоприятных социально-психологических условий, для детей с проблемами в развитии, от которых зависит улучшение их психофизического состояния и успешность адаптации в обществе.

Игровой комплект Пертра предназначен для психологического развития и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста. Способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, речи; развитию коммуникативных навыков.

Любая информация поступает к человеку через органы чувств, поэтому важно, чтобы в исследовании предметов, явлений и процессов участвовало как можно больше анализаторных систем.

Результатом восприятия становится образ, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений. В дальнейшем этим образом оперируют внимание, память, мышление, эмоции человека. Мыслительная деятельность основывается именно на той информационной базе, которую ребенок получает через органы чувств. С развитием тактильного восприятия ребенка, с приобретением навыков исследовательской деятельности обогащается его словарь, ребенок учится сравнивать предметы, различать критерии, по которым сравнение возможно или, наоборот, невозможно.

Способность к тактильному восприятию напрямую связана с развитием мелкой моторики ребенка. Подробнейший образ предмета создается за счет восприятия информации об его форме, поверхности путем ощупывания и манипуляций с разнообразными по форме деталями. Эта работа развивает мелкую моторику ребенка, координацию движений пальцев, их силу, ловкость, скоординированные движения пальцев руки.

Одной из важнейших задач, является формирование у ребенка содружественных движений глаз и руки.

Такое умение позволит ребенку быстрее овладеть навыками чтения и письма.

При работе с образцом какого-либо узора формируется сознательное, целенаправленное изучение объекта, дети учатся внимательно исследовать, понимать и использовать инструкцию, а затем создавать свой, четкий и понятный, алгоритм  действий.

Методика может использоваться в работе с детьми младшего  и старшего дошкольного возраста  в образовательной и психолого-педагогической работе.

Цель: создание специальных условий для коррекции и предупреждению нарушений в развитии у детей с ОВЗ.

Задачи:

- развитие концентрации и устойчивости внимания;

- осуществление своевременного и полноценного личностного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала;

-формирование и развитие коммуникативных компетенций;

- развитие произвольного выдоха необходимой интенсивности (необходимо для плавности речи);

-формирование графомоторных навыков, подготовка к обучению письму;

- развитие памяти;

- зрительно-моторное соотнесение;

- работа по образцу;

-формирование способности к выделению значимых признаков (классификация);

- развитие мелкой моторики;

-формирование и развитие произвольной регуляции деятельности

-формирование умения действовать по инструкции;

-формирование пространственных представлений;

- усвоение понятий «больше и меньше», «столько же», представления о количестве;

- развитие тактильного восприятия.

Основные принципы психолого-педагогической работы:

- индивидуализация;

- разносторонность;

- комплексность;

- систематичность.

Индивидуализация развивающей работы психолога - это организация процесса, при котором осуществляется подбор способов, приемов, методов, соответствующих индивидуальным особенностям детей и обеспечивающих максимальную эффективность коррекционной деятельности.

Разносторонность – нацеленность  педагога не только на устранение выявленных у ребенка проблем, но и на полноценное развитие его личности.

Комплексность - объединение усилий всех субъектов педагогического процесса: психологов, дефектологов, логопедов, педагогов и родителей.

Систематичность проведения рационально спланированной, скоординированной работы дает основание говорить о достижении положительных результатов.

Формы работы с детьми

            Совместная деятельность детей и педагогов

Самостоятельная деятельность

Индивидуальные игровые упражнения

Упражнения  для работы в диадах

Подгрупповые  игровые упражнения

развитие концентрации и устойчивости внимания; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала.

формирование и развитие коммуникативных компетенций; повышение мотивации;

формирование и развитие произвольной регуляции деятельности

развитие навыков работы в команде, сотрудничества;

формирование умения действовать по инструкции;

формирование пространственных представлений;

отсутствие четко заданной игровой последовательности при работе с комплектом пробуждает фантазию и любопытство детей и содействует их творческому развитию.

Планируемые результаты.

В результате использования игрового набора на занятиях у детей формируются представления о пространственных отношениях: умеют определить где находится предмет-справа, слева, под, над...;развивается концентрация и устойчивость внимания: работают по инструкции педагога, стараются не отвлекаться; навыки работы в команде и сотрудничество приводят к формированию коммуникативных компетенций: совместно планируют действия, обсуждают их, договариваются друг с другом, готовы помочь друг-другу; подготовка к обучению письму, развитие математических навыков и работа по образцу – формируют предпосылки к успешной учебной деятельности.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий

Презентация  "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных  действий"...

Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений

Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений будут полезны для педагогов образовательных организаций...

Выступление на РМЦ тема :Шахматы, как средство формирования предпосылок универсальных учебных действий дошкольников

Опыт работы по формированию предпосылок УУД у детей старшего дошкольного возраста через шахматы...

Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников.

В статье кратко описаны УУД, даны советы по формированию УУД у дошкольников....

Семинар-практикум для педагогов «Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности»

Целью семинара-практикума "Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности" для педагогов  является обеспечени...

Формирование предпосылок универсальных учебных действий в процессе опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.

Одним из видов деятельности, в котором наиболее ярко проявляются и развиваются регулятивные универсальные учебные действия – является опытно-экспериментальная деятельность.  В своей работе ...

Представление опыта работы по теме: "Проектная деятельность как условие формирования предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников"

Проектная деятельность как условие формирования предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников...