Выступление на РМЦ тема :Шахматы, как средство формирования предпосылок универсальных учебных действий дошкольников
консультация (подготовительная группа) по теме

Радионова Светлана Владимировна

Опыт работы по формированию предпосылок УУД у детей старшего дошкольного возраста через шахматы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шахматы, как средство формирования предпосылок универсальных учебных действий у дошкольника

(слайд1)

В настоящее время детский сад и школа решают сложные задачи перехода на новые федеральные государственные  образовательные стандарты. Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок УУД. 

(слайд2)

В соответствии с требованиями Федерального государственногого образовательного стандарта в дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки универсальных учебных действий.

соответствующих ключевым целям общего образования: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

(Слайд 3)

УУД формируются в различных видах образовательной деятельности. Особое внимание сегодня хотелось бы уделить игре в шахматы. В нашем ДОУ обучение детей элементам игры в шахматы начинается с трехлетнего возраста. Игра в шахматы способствует формированию предпосылок универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста,  так как она направлена на развитие личности ребёнка, формирование и развитие ключевых компетенций  у воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных), на развитие навыков групповой работы дошкольников, на обучение воспитанников способности самостоятельно мыслить, на формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, системности,  умения производить логические операции, дисциплины, и других элементов культуры),   на формирование и развитие интеллектуальных процессов, творческого мышления, самостоятельной исследовательской деятельности. На воспитание усидчивости, культуры общения, управления своими эмоциями и действиями, тем самым позволяя ему в дальнейшем успешно адаптироваться к школе. Уважаемые коллеги, на слайде вы можете видеть разнообразие шахматного материала соответственно возраста детей.

Целью  работы по обучению детей игре в шахматы является: привить детям интерес к мудрой игре, ненавязчиво содействовать формированию УУД.

Слайд –4 регулятивные УУД

Будущий первоклассник должен уметь принимать инструкцию из 3-4 предложений, сохранять инструкцию до конца задания, в конце работы просматривать выполненное задание, находить и исправлять ошибки. На занятии работать согласно правилу, управлять своим поведением.В ходе проигрывания  проблемных шахматных ситуаций дошкольники учатся ставить цель, выстраивать свою деятельность и прогнозировать результат. 

Слайд 5

 Лучше всего предпосылки регулятивных ууд у детей формируются через такие шахматные игры, как:

  • «Лабиринт»                                        
  •  «Перехитри часовых»
  •  «Захват контрольного поля»
  • «Ограничение подвижности»
  • «Цепочка»
  • «Самая короткая дорожка»

С целью поддержки мотивации шахматные игры и задания использутся  на напольном полотне, в дидактическом оформлении,  а так же с использованием интерактивного оборудования.

Слайд 6 коммуникативные и личностные ууд

Разбирая шахматные логические задачи, осуществляя процесс поиска правильных решений, доказывая свой выбор действий, обсуждая предполагаемый результат у ребёнка, как будущего первоклассника, активизируется речевая деятельность и развиваются коммуникативные навыки: ребёнок учится формулировать и задавать вопросы;  учится отвечать на вопросы, рассуждать, слушать и слышать других детей и взрослого, высказывать своё мнение. Здесь мы можем говорить о предпосылках формирования коммуникативных и личностных универсальных учебных действий в таких играх как

Слайд 7

«Шахматный мешочек», «Цепочка», «Найди такую же»,  «Атака неприятельской фигуры», «Взятие», «Защити свою фигуру», шахматные игры по сюжетам сказок, - обсуждение любой шахматной задачи формирует коммуникативные  и личнстные УУД.

Слайд 8

Знакомство с правилами поведения в игре в шахматы незаменимо при формировании личностных УУД

Слайд 9(познавательные ууд)

Через изучение истории древней игры, поддерживая инициативу поиска информации о знаменитых шахматистах, знакомясь с шахматными фигурами и терминами мы способствуем формированию предпосылок познавательныхУУД. Например, обсуждая варианты поиска ответов на интересующие вопросы, дети предлагают обратиться за помощью к взрослым, найти информацию в книгах, энциклопедиях, посетить библиотеку, воспользоваться Интернетом. С этой целью в группах созданы уголки шахматной литературы - «Хочу все знать  о шахматах». Это очень важно для поддержки и развития детской любознательности как основы познавательной активности будущего ученика.

Слайд 10,11

Иигра в шахматы нашла свое применение и в непосредственно образовательной деятельности: в развитии элементарных  математических представлений,

Слайд 12

в ИЗО деятельности и  конструировании. (Интегрирование)

Таким образом, в ходе обучения детей игре в шахматы формируются все виды УУД дошкольников 

Слайд 13 достижения

Воспитанники нашего ДОУ являются неоднократными участникамии призерами городских и региональных конкурсов. А главным нашим достижением считаем то, что воспитанники продолжают свое шахматное образование в школьных кружах и городских клубах и радуют своими успехами шахматного обучения и успехами в освоении школьной программы.

Слайд 14 про родителей 

 Конечно,  решить самостоятельно все поставленные задачи дошкольники ещё не могут,  поэтому педагоги и родители являются полноправными участниками образовательного процесса по обучению игре в шахматы.

Интресной формой  работы с родителями стали творческие «Встречи шахматного клуба». В клубе педагоги, дети и родители выступают как равноправные участники, как субъекты совместной деятельности.

Совместно со специалистами детского сада мы  готовим для родителей практические  консультации и памятки о влиянии шахматного образования на развитие мышления ребенка, которые помещаем  в родительские уголки. Подготавливаем различные шахматные материалы для родителей в папке  «Играйте  вместе с нами».

Для семейного чтения рганизована библиотека выходного дня, где размещена литература по обучению детей игре в шахматы. Интересный познавательный материал по шахматам родители  получают в работе с подборкой «Умных книг». Используем работы таких авторов, как И.Сухин, А.К. и Н.П Костенюк, Е.П. Быкова, Т.И. Локтева, И. Мельников.

 

  Древняя мудрая игра способствует сплочению коллектива детей, родителей и педагогов, а так же помогает  формировать высоко-нравственную, гармонично развитую и творчески активную личность.

Слайд 15 общая

В заключение хочется отметить, что обучение детей игре в шахматы, являясь средством формирования УУД, которые обеспечивают активность детей в образовательном процессе, способствует развитию самостоятельности ребёнка в решении творческих, умственных, художественных и других задач,  помогают быть успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной, то есть быть готовым к продолжению образования.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий

Презентация  "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных  действий"...

Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников и младших школьников с помощью игрового комплекта PERTRA.

Игровой комплект Пертра предназначен для психологического развития и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста. Способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестет...

Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений

Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений будут полезны для педагогов образовательных организаций...

МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРУ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Шахматы – одно из средств формирования предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения решают сложные задачи федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Успехи современного школьного обучения в немалой степени ...

МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРУ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Шахматы – одно из средств формирования предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения решают сложные задачи федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Успехи современного школьного обучения в немалой степени ...

Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников.

В статье кратко описаны УУД, даны советы по формированию УУД у дошкольников....

Семинар-практикум для педагогов «Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности»

Целью семинара-практикума "Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности" для педагогов  является обеспечени...