МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРУ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Шахматы – одно из средств формирования предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения решают сложные задачи федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок универсальных учебных действий (УУД).

В соответствии с требованиями ФГОС в дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

УУД формируются в различных видах образовательной деятельности. Особое внимание уделяется игре в шахматы. В дошкольном отделении обучение детей элементам игры в шахматы начинается с 5-6 лет. Игра в шахматы способствует формированию предпосылок универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста, так как она направлена на развитие личности ребёнка, формирование и развитие ключевых компетенций у воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных), на развитие навыков групповой работы дошкольников, на обучение воспитанников способности самостоятельно мыслить, на формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, системности, умения производить логические операции, дисциплины, и других элементов культуры), на формирование и развитие интеллектуальных процессов, творческого мышления, самостоятельной исследовательской деятельности, на воспитание усидчивости, культуры общения, управления своими эмоциями и действиями, тем самым позволяя ему в дальнейшем успешно адаптироваться к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРУ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И

УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Шахматы – одно из средств формирования

предпосылок универсальных учебных действий у детей

старшего дошкольного возраста

Подготовили:

Хасанова Г.С., Асадуллина Э.Д.,

воспитатели дошкольного отделения МБОУ «СШ №40»  

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения решают сложные задачи федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок универсальных учебных действий (УУД). 

В соответствии с требованиями ФГОС в дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

УУД формируются в различных видах образовательной деятельности. Особое внимание уделяется игре в шахматы. В дошкольном отделении обучение детей элементам игры в шахматы начинается с 5-6 лет. Игра в шахматы способствует формированию предпосылок универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста, так как она направлена на развитие личности ребёнка, формирование и развитие ключевых компетенций у воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных), на развитие навыков групповой работы дошкольников, на обучение воспитанников способности самостоятельно мыслить, на формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, системности, умения производить логические операции, дисциплины, и других элементов культуры), на формирование и развитие интеллектуальных процессов, творческого мышления, самостоятельной исследовательской деятельности, на воспитание усидчивости, культуры общения, управления своими эмоциями и действиями, тем самым позволяя ему в дальнейшем успешно адаптироваться к школе.

Цель работы по обучению детей игре в шахматы: формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста. Будущий первоклассник должен уметь принимать инструкцию из 3-4 предложений, сохранять инструкцию до конца задания, в конце работы просматривать выполненное задание, находить и исправлять ошибки. На занятии работать согласно правилу, управлять своим поведением. В ходе проигрывания  проблемных шахматных ситуаций дошкольники учатся ставить цель, выстраивать свою деятельность и прогнозировать результат.

Лучше всего предпосылки регулятивных УУД у детей формируются через такие шахматные игры, как: «Захват контрольного поля», «Лабиринт», «Ограничение подвижности», «Перехитри часовых», «Самая короткая дорожка», «Цепочка» и др. С целью поддержки мотивации шахматные игры и задания используются на напольном полотне, в дидактическом оформлении, а также с использованием интерактивного оборудования.

Разбирая шахматные логические задачи, осуществляя процесс поиска правильных решений, доказывая свой выбор действий, обсуждая предполагаемый результат у ребёнка, как будущего первоклассника, активизируется речевая деятельность, развиваются коммуникативные навыки: ребёнок учится формулировать и задавать вопросы; учится отвечать на вопросы, рассуждать, слушать и слышать других детей и взрослого, высказывать своё мнение.

Знакомство с правилами поведения в игре в шахматы незаменимо при формировании личностных УУД. Через изучение истории древней игры, поддерживая инициативу поиска информации о знаменитых шахматистах, знакомясь с шахматными фигурами и терминами мы способствуем формированию предпосылок познавательныхУУД. Например, обсуждая варианты поиска ответов на интересующие вопросы, дети предлагают обратиться за помощью к взрослым, найти информацию в книгах, энциклопедиях, посетить библиотеку, воспользоваться Интернетом. С этой целью в группах созданы уголки шахматной литературы - «Хочу все знать о шахматах». Это очень важно для поддержки и развития детской любознательности как основы познавательной активности будущего ученика.

Игра в шахматы нашла свое применение в образовательной деятельности: в развитии элементарных математических представлений, в изодеятельности и конструировании. Таким образом, в ходе обучения детей игре в шахматы формируются все виды УУД дошкольников. Воспитанники дошкольного отделения – неоднократные участники городских и региональных конкурсов. Есть ребята, которые продолжают свое шахматное образование в школьных кружках и городских клубах. Конечно, решить самостоятельно все поставленные задачи дошкольники ещё не могут,  поэтому педагоги и родители являются полноправными участниками образовательного процесса по обучению игре в шахматы. Интресной формой  работы с родителями стали творческие «Встречи шахматного клуба». В клубе педагоги, дети и родители выступают как равноправные участники, как субъекты совместной деятельности.

Совместно со специалистами дошкольного отделения и учителями начального звена средней школы для родителей даем практические консультации, размещаем памятки о влиянии шахматного образования на развитие мышления ребенка, которые в родительских уголках. Древняя и мудрая игра способствует сплочению коллектива детей, родителей и педагогов, а также помогает формировать высоконравственную, гармонично развитую и творчески активную личность.

Таким образом, обучение детей игре в шахматы, являясь средством формирования УУД, которые обеспечивают активность детей в образовательном процессе, способствует развитию самостоятельности ребёнка в решении творческих, умственных, художественных и других задач, помогают быть успешным в разных видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность как одно из средств развития ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста

В данной методической разработке представлены теоретические основы влияния изобразительной деятельности на ручную умелость у детей старшего дошкольного возраста, а также методика использования разнооб...

Семинар для воспитателей Здоровьесберегающая педагогика как одно из средств реализации технологий оздоровления детей

Данный материал предназначен для воспитателей детских садов, в нем дана характеристика основных направлений оздоровительной деятельности, перечислены  современные здоровьесберегающие технологии, ...

Консультация для воспитателей "Оригами – как одно из средств развития мелкой моторики рук в среднем дошкольном возрасте"

Говоря о развитии творческих способностей детей, это одна из актуальных задач образования, нельзя не сказать о том, что среди всего разнообразия средств развития детского творчества можно выделить &la...

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья

В наше время одним из приоритетных направлений в образовании является доступность образовательной среды для всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с огранич...