Развитие универсальных учебных действий детей старшего дошкольного возраста
материал (подготовительная группа)

Голубцова Марина Анатольевна

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_uud.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       Родительское собрание.

Тема: « Развитие  универсальных учебных действий детей старшего дошкольного возраста».

Предварительная работа:

- анкетирование родителей;

- анкетирование детей;

         - памятки для родителей.

1. Анкета для родителей

1.В чём, на Ваш взгляд, заключается готовность ребёнка к школе (нужное подчеркнуть):

•Умение читать и писать

•Умение считать

•Умение логически мыслить

•Психологическая готовность

•Ответственность и самостоятельность

•Умение общаться в коллективе сверстников и со взрослыми

2.Какую помощь может оказать Вашему ребёнку детский сад?

__________________________________

3.В чём Вы видите свою роль в подготовке детей к школе?

__________________________________

4.Рассказываете Вы ребёнку о своей работе: да, нет, иногда (нужное подчеркнуть)

5.В какой работе вместе со взрослыми участвует Ваш ребёнок

Систематически____________________

От случая к случаю__________________

6.Есть у ребёнка какие-либо постоянные небольшие обязанности:

если да, то какие________________

7.В чём Вы видите наибольшие затруднения: ребёнок не хочет выполнять трудовые поручения; задания взрослого забывает; не доводит начатое до конца; не проявляет себя при выполнении работы; готов бросить дело при затруднении; сомневается (подчеркните, допишите недостающее)

__________________________________

8.Как Вы думаете, является ли для ребёнка трудом следующее (нужное подчеркните)

•Мыть посуду

•Мастерить поделку из бумаги

•Поливать растения

•Стирать носки

•Убирать игрушки

•Строить из кубиков дом

•Вышивание

•Сервировка стола

9.Ваши вопросы и предложения к воспитателям и администрации детского сада

 2. Вопросы к детям

1.Нравится ли тебе трудиться или не очень? Почему?

2.Расскажи, пожалуйста, как ты трудишься дома? Что делаешь?

3.Если к тебе домой придёт товарищ, который ничего не умеет делать, какой работе ты бы его научил? Почему именно этой?

4.«Ты очень хорошо потрудился!» - что это значит, как ты думаешь?

5.Если у тебя не получается какая-нибудь работа, или ты устал, что будешь делать, как поступишь?

3. Памятка для родителей

1.     Давайте детям поручения, выполнение которых входит в повседневные дела семьи.

2.     Предъявляйте единые и постоянные требования к труду ребёнка.

3.     Доступно разъясняйте детям смысл работы и её значение для членов семьи.

4.     Помогайте ребёнку лишь в том случае, если он действительно нуждается в помощи.

5.     Трудитесь вместе с детьми, организовывайте совместный труд детей.

6.     относитесь к детскому труду как к серьёзному делу, не превращайте его в игру. В то же время используйте игровые формы организации труда, чтобы поддерживать интерес ребёнка к нему.

7.     Никогда не используйте труд как средство наказания.

                Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Мы, родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции – цель сегодняшнего разговора.

Мы предлагаем Вам небольшой тест, где Вы определите основные показатели готовности ребёнка к школе. Это то, что должно быть сформировано, выработано в ребёнке, то, что ему будет помогать хорошо учиться в школе.

2.Тест «Пирамида».

Родители разбиваются на несколько рабочих групп по 5-7 человек

Им предлагается следующее задание: Вам предлагаются карточки, где написаны различные показатели. На первую (верхнюю) строчку необходимо выложить тот показатель, который Вы считаете наиболее главным. На вторую выкладываете 2 наиболее главных из оставшихся показателей. На третью - три. На четвёртую - два. На пятую - один показатель.

     Для родителей предлагаются следующие показатели готовности детей к школе:

•Ответственность

•Умение считать, считать, писать

•Умение общаться со взрослыми и сверстниками

•Самостоятельность

•Настойчивость

•Состояние здоровья

•Умение логически мыслить

•Умение организовать рабочее место

•Развитие речи и памяти.

Подводится итог теста (что родители ставят на первое, второе и т. д. место)

   Умение читать, считать и писать, конечно же, недостаточно при подготовке ребёнка к школе. Это мы увидели из ваших анкет и «пирамид». Не менее важно воспитать в ребёнке и волевые качества: самостоятельность, ответственность, настойчивость. Согласитесь, без них невозможно успешное обучение в школе. Эти качества воспитываются не только на занятиях, но и в других видах деятельности.

Отрадно, что все родители в подготовке детей к школе большую роль отводят себе:

•Чтение книг, с последующим извлечением идеи прочитанного

•Развитие творчества через пение, танцы, художественную литературу

•Привитие желания к учёбе

•Развитие самостоятельности и ответственности

•Умение общаться со взрослыми и сверстниками

•Расширение кругозора

•Научить слушать

•Научить усидчивости и вниманию

И, конечно же, немалая роль отводится и детскому саду:

•Дать детям знания в системе с постепенным усложнением

•Развитие мелкой моторики руки

•Пробудить в ребёнке заинтересованность к учёбе

•Физическое развитие ребёнка

•Развитие логического мышления

•Научить ребёнка общаться со сверстниками

•Специально подготовить ребёнка: счёт, письмо, чтение

Из ваших анкет мы узнали, что все дети в работе со взрослыми участвуют, т. е. они трудятся. Но не всегда это происходит систематически. А чаще бывает тогда, когда он хочет сам, когда это ему интересно, это ему нравится.

  Но бытовой труд довольно однообразен, одни и те же действия повторяются каждый день. И ребёнок утрачивает к нему интерес.

  Но если ребёнок помнит о своих обязанностях, старательно доводит начатое дело до конца. То можно говорить о том, что у него есть чувство ответственности, он может преодолеть трудности, чтобы достичь желаемого результата.

   Чтобы воспитать в ребёнке волевые качества необходимо, чтобы труд был не от случая к случаю, а систематический. Необходимо, чтобы у ребёнка были свои обязанности по дому.

  В ваших анкетах был вопрос: является ли для ребёнка трудом следующее (перечислить).

  Почти все из вас отметили: мытьё посуды, уборка игрушек, стирка носочков, полив растений.

  Конечно же  нам, взрослым, кажется, что, например, вышивание, сервировка стола, самоделка из бумаги - это очень просто.

Давайте разберёмся. Как вы думаете, чем игра отличается от труда?

  Труд предполагает всегда результат, который значим для других.

Виды труда:

•Самообслуживание

•Художественно-бытовой труд

•Ручной труд

•Труд в природе

   Следующий вопрос анкеты пытался выявить затруднения при организации труда ребёнка. Давайте вместе попытаемся найти выход из ваших затруднений.

•Ребёнок не хочет выполнять трудовые поручения, задания взрослых (дать понять значимость его труда для других; заочное поощрение: я знаю, что ты сможешь ; будьте рядом с ребёнком, а не над , объяснитесь с ним на равных)

•Не доводит до конца начатое дело (может быть не посильно для него; можно разделить работу на этапы: это выглядит более конкретно и по силам; словесный стимул)

  Предложить родителям ознакомиться с ответами детей на вопросы: «Прочитайте, это будет Вам интересно. Может быть, учтёте их желания в организации труда дома.

А теперь давайте попробуем решить педагогические ситуации.

1.За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно рассказывает её: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»

Мама: Почему у тебя вся одежда мокрая?

Дима: Воспитательница сказала, что очень старался.

Мама: Сколько раз тебе говорить - клади штаны и варежки на батарею!

Дима: Я ещё дома попробую такую птичку сделать

Мама: Вот теперь пойдёшь - в мокром.

Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться.

Вопросы: В чём мама допускает ошибку? (гаснет интерес, желание делиться). Как бы Вы поступили на её месте?  

  Чтобы вам легче было организовать труд детей дома, мы дарим вам памятки. Ознакомьтесь с ними. Если есть вопросы, мы на них ответим.

А теперь хочется показать вам презентацию: «Какими учебными действиями должен обладать старший дошкольник в соответствии Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования»

             Стандарт дошкольного детства — это, по сути впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования — такого не было никогда, т.е. раньше дошкольный возраст рассматривался как одной из ступеней для подготовки детей к школе. Сейчас дошкольный возраст сам по себе ценен. Сущность изменения касается модели образовательного процесса. Из неё напрочь нужно искоренить учебную модель. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие — стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступного для их возраста вида деятельности — игры. В результате весь образовательный процесс будет встроен в игру, и дети, сами того не замечая, будут обучаться. Так же в тексте ФГОС не употребляется слово занятие. Однако это не обозначает переход на позиции попустительства. Мы занимаемся с детьми, но само понятие занятие сейчас рассматривается как занимательное дело без отождествления его с занятием как формой учебной деятельности. В стандарте учитываются индивидуальные потребности каждого ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.

Изменения касаются также позиции взрослого. Взрослый взаимодействует, но взаимодействие рассматривается не в формальном контексте (я в группе, я контролирую, делаю замечания, поучаю, а в сущностном (партнёрство)). Взрослый  взаимодействует с детьми: вместе ставит цели, вместе действует по достижению этих целей и вместе оценивает тот продукт, что получился на выходе.

Главным стало по новому закону психологическая подготовка детей к школе, которая включает:

•интеллектуальную готовность;

•мотивационную готовность;

•эмоционально-волевую готовность;

•коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы — … лес

К 6–7-и годам ребенок должен знать:

•свой адрес и название города, в котором он живет;

•название страны и ее столицы;

•имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

•времена года, их последовательность и основные признаки;

•названия месяцев, дней недели;

•основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.

Мотивационная готовность…

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.

             С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

           Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:

•способностей ставить перед собой цель,

•принять решение о начале деятельности,

•наметить план действий,

•выполнить его, проявив определенные усилия,

•оценить результат своей деятельности,

•а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

          Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине.

       Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными его возрасту.

Относитесь к ребёнку, как к себе, мы ценим себя по тому, что можем и умеем, так как всё знать невозможно.

Коммуникативная готовность.

       Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.

     Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

     В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Казалось бы каждый из вас считает, что ребенок готов к школе, но придя в школу, он будет испытывать трудности и вы с этим согласитесь. Я хочу обратить ваше внимание и зачитать

«Портрет» первоклассника, не готового к школе:

•чрезмерная игривость;

•недостаточная самостоятельность;

•импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;

•неумение общаться со сверстниками;

•трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;

•неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;

•низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;

•плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);

•недостаточное развитие произвольной памяти;

•задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

2. Еще одной из главных задач перед школой воспитывать самостоятельность у ребенка.

•Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребёнка к гигиене.

•Научите малыша убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам.

•Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.

•Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котёнка, поливать цветы. Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять. Практика показывает, если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, они легче справлялись с учебной деятельностью

Правила детского общежития, которые вы с ребенком должны проговаривать

•Не отнимай чужого, но и не всё своё отдавай

•Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться

•Не дерись без обиды

•Не обижайся без дела

•Сам ни к кому не приставай

•Зовут играть - иди, не зовут – попросись. Это не стыдно.

•Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чём не проси

•Из-за отметок не плачь. Будь гордым. С учителем за отметки не спорь. И на учителя на отметки не обижайся.

•Не ябедничай за спиной у товарищей

•Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе пойдём домой

•И не выставляйся. Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый

•Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, и я буду ждать и думать о тебе

             Дорогу переходи внимательно, не торопись

Формулы вербального (словесного) общения, которыми может овладеть ребёнок к концу дошкольного возраста

Приветствие: « Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, рад тебя или Вас видеть, привет»

Прощание: «До свидания, спокойной ночи, до завтра, счастливого пути, доброй ночи»

           Извинение: «Извините, пожалуйста; простите, пожалуйста; прошу прощения»

           Обращение: « Скажите, пожалуйста; будьте добры, могли бы вы; вас не затруднит»

         Знакомство: « Давайте познакомимся, меня зовут.. познакомьтесь, это…

           Взрослые, помните!

     Подражая взрослым, дети легко усваивают правила вежливости

  Вот портрет дошкольника, готового к обучению в школе по ФГОСАМ:

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы физические качества и потребность в двигательной активности. Соблюдает элементарные правила ЗОЖ.

Любознательный. Интересуется новым и неизвестным. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности.

Эмоционально-отзывчивый. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту).  Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

Таким образом, в портрете выпускника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности, а не знания умения и навыки как было раньше.

Но самое главное и это прописано в законе об образовании, что первым и главным в воспитательно — образовательном процессе для детей являетесь вы, родители, а мы воспитатели можем оказать помощь в воспитании, посоветовать вам и всегда рады, когда вы к нам обращаетесь.

                               Литература

  1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года).

 2.Немов Р.С. Психология: В 3-х книгах. Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 512 с.

 3. Психодиагностическая работа в начальной школе: Ч.1.: Определение готовности к обучению в школе. – СПб., 1994. – 78 с.

4.  Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988. – 206 с.

5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1996.-529 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование техники изонити для формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок универсальных учебных действий.

Использование техники изонити в работе с детьми дошкольного возраста. (из опыта работы)...

презентация Средняя группа формирование познавательных действий детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности

Средняя группа формирование познавательных действий детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности...

Презентация "Дидактическая игра как средство формирования учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

quot;Дидактическая игра как средство формирования учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста"...