Использование техники изонити для формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок универсальных учебных действий.
статья по конструированию, ручному труду на тему

Корепанова Елена Николаевна

Использование техники изонити в работе с детьми дошкольного возраста. (из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование техники изонити для формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок универсальных учебных действий.

Корепанова Елена  Николаевна

                                                                 воспитатель МАДОУ

                                                                    детский сад «Надежда»

                                                                                I квалификационная категория      

 Каждый ребенок любит и по своему умеет рисовать, причем для этого он может использовать самые разнообразные материалы и инструменты (краски, карандаши, мел и т. д).  оказывается, еще можно научить детей рисовать нитью. Этот вид деятельности называется изонить. Изонить - это техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного  образа путем пересечения цветных нитей на картоне. На первый взгляд, техника изонити кажется очень сложной, но это не так! Как показывает опыт, изонить при правильном подходе к обучению осваивает даже ребенок 4-5 лет, который вполне может самостоятельно, или с небольшой помощью взрослого, сделать несложные изображения нитью и получить качественный рисунок. Что и привлекает детей, изонитью с удовольствием занимаются и девочки и мальчики.

Техника изонити не только интересна, но и очень полезна для развития детей. Дошкольный возраст характеризуется развитием у ребенка наглядно - или предметно-действенного, «ручного» мышления. Манипулируя предметами, ребенок познает их свойства и особенности. Рука «познает», а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными анализаторами, в сложные интегрированные образы и представления. Поэтому занятия изонитью способствуют развитию у дошкольников мелкой моторики пальцев рук, сенсорного восприятия, логического мышления, глазомера, волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т. п.), воображения, художественных способностей и эстетического вкуса.  На занятиях изонитью дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете.

Кроме того, в процессе работы в данной технике, у детей формируются предпосылки универсальных учебных действий (УУД):

  • Познавательные действия (предметно-преобразовательная деятельность, способы работы с материалами)
  • Регулятивные действия (целеполагание, планирование и организация действий, умение контролировать соответствие выполняемых действий, способу внесения корректив на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу)
  • Личностные (эстетические ценности и вкусы, толерантность, позитивная самооценка и самоуважение), которые очень пригодятся ребенку при обучении в школе.

Данная техника заинтересовала меня, и я решила использовать изонить в работе с детьми. Опираясь на методическое пособие Н.Н. Гусаровой «Техника изонити для дошкольников» и О.А. Новиковской « Ниткография», я распределила работу по этапам (от простого к сложному). Каждый этап соответствовал определенной возрастной группе. На каждый из этих этапов, с учетом особенностей детей с ЗПР, было составлено перспективное планирование.

                       Первый этап (возраст детей 3-4 года)- подготовительный

Цель:

  •  познакомить детей с нитками. Их свойствами.
  • Обучение передаче несложных силуэтов предметов с помощью нити (ниткография).


Дети учились выкладывать с помощью нити несложные силуэты предметов на «волшебном экране»- ковролине.  

                                                                                                                                             Второй этап (возраст детей 4-5 лет) D:\фото лето 2011\P1030741.JPG

Цель:

  • Познакомить детей с техникой изонить
  • Познакомить с инструментами, необходимыми для работы (игла, шило, фигурные трафареты).
  • Учить определять лицевую и изнаночную стороны картона.
  • Дать понятие «угол»,
  • Учить заполнять угол нитью.

 Знакомство с вышивкой мы начали со шва «вперед иголка», для этого детям давались картонные  заготовки (по типу шнуровки), на которых они вышивали контурное изображение предметов. Ребята учились пользоваться иголкой, вдевать в нее нитку. Когда навык работы с иглой был сформирован, мы перешли к одному из основных элементов изонити-заполнению угла (шляпка гриба, зонтик и др.) Параллельно шло обучение навыку работы по схеме.


Третий этап (возраст детей 5-6 лет)

  •     Цель:
  • Учить детей  моделировать углы (смежные, вертикальные)
  • Дать понятие «окружность».
  • Учить способам заполнения окружности нитью.


Моделируя углы, дети создавали образы с их использованием (домик, кленовый лист и др.). Затем  я
 познакомила детей со вторым основным элементом изонити – окружностью, со способами ее заполнения (мячик, снежинка, солнышко). Дети продолжали учиться работать по схеме, самостоятельно отмерять нитку, завязывать узелок.

              Четвертый этап (возраст детей 6-7 лет).

                                                                                                 Цель:

  •  Учить пользоваться фигурными трафаретами.
  • Учить пользоваться шилом.
  • Дать понятие «дуга», «завиток».
  • Учить заполнять овалы, дуги, завитки.

 На этом этапе шло дальнейшее совершенствование навыков работы в технике изонить. Дети учились анализировать образцы, определять размеры трафаретов на глаз, создавать сюжетные композиции,  узоры.

В ходе работы я использовала следующие приемы:

  • Обследование фона (подбор цветов картона и ниток) это позволяет закрепить название цветов и оттенков, познакомить с их гармоничным сочетанием, активизировать соответствующий словарь.
  • Мотивация к выполнению поделок (оформление группы,  участие в выставках, подарки к празднику)
  • Обсуждение правил пользования  орудиями труда
  • Совместные действия ребенка и взрослого
  • Работа на «пробниках» (отработка какого-либо приема)
  • Учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка
  • Выполнение работы частями
  • Физкультминутки, релаксация
  • Вопросы к детям, которые дают возможность рассуждать

          Успешному осуществлению поставленных задач способствует и работа с родителями. Для родителей проводятся индивидуальные беседы,

консультации, практикумы, совместная деятельность детей и родителей

          По итогам работы с детьми оформлялись выставки: «Веселые зверята», «Снежные узоры»,  «Подводное царство».

           Результаты использования техники изонити показали, что этот вид деятельности хорошо усваивается детьми, повышается познавательная активность, расширяется кругозор их знаний и умений, решаются общевоспитательные задачи.

Результативность

  • Развитие мелкой моторики -90%
  • Развитие изобразительной деятельности-80%
  • Развитие творческих способностей-70%
  • Практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами)-80%

Развитие предпосылок УУД

  • Умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкцию (наглядный и словесный образец)-90%
  • Самоконтроль (наглядный и словесный образец)-50%
  • Самооценка (наглядный и словесный образец)-50%
  • Умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкцию (наглядный и словесный образец)-90%
  • Самоконтроль (наглядный и словесный образец)-50%
  • Самооценка (наглядный и словесный образец)-50%

   Все необычное, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает усвоить любой учебный материал.

   Результат работы в технике изонить завораживает детей красотой. А где красота - там и радость, и праздник, и всегда хорошее  настроение.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок универсальных учебных действий»

Круглый стол на тему: «Взаимодействие участников образовательного процесса и реализация принципов преемственности дошкольного и начального школьного образования»....

Самообразование: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯВоспитатель: Ахтариева Людмила ИвановнаГруппа «Колокольчики» МДОБУ ЦРР д/с «Ромашка»Образование: среднее специальное, высшая категорияТема самообразования: ...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.

Педагогический опыт: решения и находки. Сборник научно-методических статей. Выпуск 37 Часть 1...

Консультация для воспитателей Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.

В настоящее время вопросу подготовки детей к школе уделяется большое внимание.Подавляющее большинство детей, поступающих в первый класс, умеют читать, считать, решать простейшие задачи, имеют большой ...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»

На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах. На практике это заключается в умении детей решать примеры, читать,...