Формирование нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста, как части личностного компонента универсальных учебных действий
статья (подготовительная группа) на тему

Смирнова Наталья Викторовна

Личностные УУД, опыт работы по формированию нравственных качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostnye_uud.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Наталья Викторовна,

воспитатель,

Андреева Светлана Викторовна,

методист,

МБДОУ д/с №58, г. Кострома

Формирование нравственных качеств личности

детей старшего дошкольного возраста, как части личностного компонента универсальных учебных действий

В современном мире ребенок живет и развивается, окруженный разнообразием источников воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. Эти источники ежедневно обрушиваются на несформированный интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Вопросы нравственного воспитания особенно остро встают сегодня, когда меняются ценности общества. Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Основные моральные качества формируются в эти годы.

Одним из средств формирования нравственных качеств в дошкольном возрасте являются предпосылки личностных универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия (УУД) – это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

Основой для разработки понятия служит деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова. В данном подходе наиболее полно раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся.

УУД являются одним из ключевых понятий в теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.

Овладение универсальными учебными действиями происходит в контексте разных видов детской деятельности и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию воспитанников (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Исследование развития морального сознания ребенка обнаружило, что к моменту перехода из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу происходит усвоение ребенком трех моральных норм: нормы справедливого распределения, нормы взаимопомощи и нормы правдивости.

Норма взаимопомощи основывается на сопереживании одного человека трудностям другого человека. Способность сопереживать другому человеку предполагает необходимость познавательной и эмоционально-личностной децентрации, то есть возможность увидеть ситуацию с точки зрения другого человека. Ценностными эквивалентами нормы взаимопомощи являются милосердие, сострадание и забота. Развитие общения со сверстниками в контексте игровой деятельности является значимым фактором выделения ребенком нормы взаимопомощи и ориентации на эту норму как существенное условие позитивного выстраивания и сохранения межличностных отношений.

Норма справедливого распределения предполагает наличие имущественных отношений между субъектами ситуации. Реализация нормы справедливого распределения обеспечивается с помощью способности к децентрации. Щедрость, бескорыстие, доброта – как не жадность являются ценностными эквивалентами нормы справедливого распределения.

Норма правдивости тесно связана с несоблюдением нормы правдивости, что предполагает наличие лжи или обмана. Однако необходимо помнить о том, что ложь и обман возможны только в случае, если лгущий понимает, что он лжет и различает реальную ситуацию и предлагаемую им ситуацию. Таким образом, субъект обмана должен быть способен к выделению двух позиций – реальной и воображаемой, что является проявлением децентрации. Таким образом, ориентация на норму правдивости, равно как и ее нарушение, также тесно связана со способностью ребенка к децентрации. Ценностными эквивалентами могут выступать честность, искренность, верность слову.

Правильное нравственное воспитание дошкольников помогает избежать отрицательного опыта и приобретения вредных привычек, которые препятствуют формированию личности ребенка.

Вооружение нравственными знаниями важно, потому что они не только информируют дошкольника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Воспитание нравственного поведения – это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности.

В работе с детьми по формированию личностного компонента УУД эффективным будет использование следующих форм и методов работы:

  • Создание ситуаций на социально-нравственные темы «Поделись игрушкой», «В группе новенькая», «Сломалась игрушка». Дети с удовольствием предлагают различные варианты разрешения спорных ситуаций.
  • Чтение художественной литературы – расширение представлений детей о разнообразии нравственных поступков: С. Михалков «Фома», Остер «Вредные советы», рассказ « Уроки вежливости» Л. Васильев-Гангрус, «Волшебное слово» В. Осеева.
  • Рассматривание объектов изобразительного искусства и беседа на осмысление увиденного (Рембрант «Возвращение блудного сына», В.И. Суриков «Милосердный самаритянин»).
  • Особое место в группе средств отводится общению воспитателя с детьми. Общение – лучше всего выполняет задачи по корректировке представлений о морали и воспитании чувств и отношений. В течении всего дня воспитатель общается с детьми, обсуждает поступки сверстников, корректирует поведение.
  • Прослушивание музыкальных произведений, таких как: «Доброта» в исполнении ансамбля «Барбарики», «Дорогою добра» Ю. Энтин, «В сказке победило вновь добро» из мультфильма «Летучий корабль», «Хорошо бродить по свету с карамелькой за щекою» из мультфильма «Приключения Фунтика».
  • Просмотр мультфильмов, где  просматривается положительные или отрицательные поступки героев, последствия этих поступков. Таких как: «Приключения Вовки в тридевятом царстве», «Хаврошечка», «Приключения Фунтика», «Голубой щенок», «Летучий корабль», «Цветик – семицветик» и др.
  • Природа способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их. Ухаживая за комнатными растениями, наблюдая за животными на прогулке дети учатся доброму отношению к окружающему миру.
  • Собственная деятельность детей: игра, труд, учебная деятельность, художественная деятельность.
  • Дидактические игры:  «Что такое хорошо и что такое плохо» закрепления знания отрицательных и положительных поступков; «Поделись с товарищем», « Подумаем о доброте», «Угадай мое настроение»,  «Правда-неправда». Сюжетно-ролевые игры по сюжету литературного произведения («Хаврошечка», «Гуси-лебеди») или на социально-бытовую тему: («Мама пришла из магазина», «Братья играют»). При проведении подвижных игр (по возрасту детей) заострять внимание детей на соблюдение правил, что приводит к саморегулированию поведения в обычной жизни соблюдению моральных норм (выбор ведущего, уступить девочке).
  • Художественная деятельность «Портрет друга», «Дом Доброты», «Добрый доктор Айболит», коллективная аппликация «Дерево добра».
  • Проектная деятельность. Например, реализация проектов: «Что такое доброта», «Что значит быть милосердным?»
  • Проведение тематических дней: «Совершаем добрые поступки», «Поможем малышам», «Чем я могу порадовать родных». Эта форма работы с детьми помогает погрузить детей в тему, дает возможность им глубоко осознать, прочувствовать тему с разных позиций, проявить себя в совершении добрых поступков.

Чтобы видеть каких успехов добились дети, в формировании моральных норм, рекомендую использовать диагностику уровня формирования нравственных качеств у детей, на основе методики «Сюжетные картинки» разработанной Р.Р. Калининой.

Реализация всех вышеперечисленных форм работы дает в результате высокую сформированность нравсвенно-этических понятий, что составляет личностный компонент УУД.

Список литературы:

  1. Буре Р.С., Костелова Л.Д. Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей // Ярославский педагогический вестник. - 2000. -№ 2. – 176 с.
  2. Калинина Р.Р. Становление нравственности в дошкольном возрасте и социальное окружение:  Дис. канд. психол. наук. – СПб. 1998. – 356 с.
  3. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. – М.: Сфера, 2004. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей Тема «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста» В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные качества, имеющие важное значение, дл...

Роль развлечений в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Часто мы не дооцениваем значение развлечений в воспитании детей. Они имеют очень важное воспитательное значение для формирования нравственных качеств у дошкольников.  Эффективность воздейств...

"Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста"

Материал представлен в виде тематических бесед для старших дошкольников на этические, нравственные темы такие как: дружелюбие, справедливость, великодушие, милосердие, сострадание и др. А также для де...

«Тематические развлечения как средство формирования духовно – нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста»

В статье представлен опыт работы по теме  «Тематические развлечения как средство формирования духовно – нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста»....

Подвижная игра как средство формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста

Укрепление физического и духовного здоровья обучающихся средствами игровых технологий в соответствии со стандартами нового поколения...

План по самообразованию на тему: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок» на 2018 – 2019 учебный год.

План по самообразованию на тему: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок» на 2018 – 2019 учебный год....