«Тематические развлечения как средство формирования духовно – нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста»
статья (старшая группа) на тему

Кучина Жанна Ивановна

В статье представлен опыт работы по теме  «Тематические развлечения как средство формирования духовно – нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx21.64 КБ
PDF icon konferentsiya_prez.pdf1.26 МБ

Предварительный просмотр:

 «Тематические развлечения как средство формирования духовно – нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста»

Каждая эпоха в развитии нашего общества ставит новые задачи по разработке методов воспитания и коррекции. Не секрет, что обучение и воспитание детей находится под влиянием современных технологий, заимствования культурного наследия других стран и иных последствий глобализации. Все это, несомненно, обогащает представления детей о мире в целом. Однако все больше теряется связь с исконно русскими формами, влияющими на развитие детей. Из повседневной жизни семьи уходят знания русских традиций, игр, форм раннего взаимодействия матери и ребенка. Следует отметить, что и в российских семьях, где русский язык является родным, основным и часто единственным, традиционный фольклор в общении с детьми используется крайне мало.[1]

В послании президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто, что « духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить  и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений»

 Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоение народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры, пословицы, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство, этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно – прикладное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.

Академик Д.С. Лихачев неоднократно подчеркивал, что «народ живет, пока живет его культура... Отсюда следует вывод: чтобы сохранить народ, необходимо сохранить его культуру».

Ознакомившись с разными программами дошкольного образования сделали для себя вывод, что знакомство детей с народной культурой  происходит в рамках нескольких тем , например знакомство с росписями, народными играми, праздниками и тд. Чаще всего это сухое представление информации с демонстрационным материалом или же участие детей в традиционных праздниках (Масленица). А как совместить приятное с полезным? Что необходимо сделать, чтобы и родители подключились к образовательному процессу?

И как нам кажется, мы нашли решение. Это проведение тематического развлечения.  Поведаем о некоторых из них.

Наш опыт начался с «Рождественских посиделок».  С детьми познакомились с историей празднования Рождества, учились делать новогодние игрушки, инсценировали сказки, пели колядки, учили потешки, считалки, хороводные игры. Наши родители тоже  не скучали: участвовали в конкурсе на изготовление народного костюма (для девочек – сарафан и кокошник, для мальчиков косоворотка и кепка), знакомились с историей Деда Мороза в папках передвижках. Кульминацией нашей подготовки стал тематический вечер «Рождественские посиделки». Входе вечера звучали частушки, колядки, потешки. Дети с родителями играли в народные игры. Родители участвовали в рождественской викторине и за правильный ответ получали печатный пряник. Закончился вечер чаепитием, домой разошлись довольные.

Одним из незабываемых моментов стало тематическое развлечение «Гжельская зима». Подготовка была более кропотливая. С детьми знакомились с росписью Гжель, учились выполнять элементы, расписывали посуду. Разучивали гжельские частушки, стихи, учились играть на ложках, танцевать хороводы. Рукодельницы мамы участвовали в конкурсе «Гжельский платок», а девочки с платками водили хоровод. Получилось очень красиво, что даже наш руководитель танцевального кружка участвовала с номером «Гжель» в городском конкурсе. Итогом развлечения была совместная деятельность родителей и детей по росписи бытовых предметов в стили Гжель. Но самой главной оценкой нашей деятельности был вопрос родителей: « А что мы в следующий раз расписываем?» Значит, у нас получилось, и мы затронули далекие уголки их русской души.

В таком стиле можно организовать обучение по любой теме: будь то куклы, росписи, строение избы и т.д. В развлечении можно использовать устное народное творчество (фольклор) и художественное народное творчество (народные художественные промыслы). Работа в данном направлении интересна и там воспитателям. Ведь разрабатывая определенную тематику развлечения необходимо ознакомиться с разной литературой по данной теме. А это и есть самообразование педагога. Нами готовится развлечение «Золотая хохлома», а в будущем мы хотим прикоснуться к волшебству тряпичной куклы.

На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их. У них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

Работая в данном направлении ставим перед собой цель: Формирование и развитие у дошкольников творческих умений и индивидуальных способностей, воспитание уважения к народному искусству.

       Для достижения поставленной цели можно  определить следующие приоритеты в работе с воспитанниками:

Обучающие  задачи:

  • познакомить дошкольников с историей народного искусства;
  • научить детей владеть различными техниками работы с материалами (иглы, ткани, тесьма, кружево);
  • обучить элементам  росписи.

Воспитательные:

  • формировать устойчивый интерес к народному искусству;
  • создавать творческую атмосферу и устанавливать контакт с воспитанниками, а также с их родителями;
  • воспитывать уважение к народным культурным ценностям и национальным традициям.

Развивающие:

  • создавать условия для развития личности каждого воспитанника, раскрытие его способностей к творчеству;
  • развивать эстетические чувства;
  • развивать чувство цветовой  гармонии, композиционного построения.

Великий педагог-просветитель К.Д.Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и освоенное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное божье создание на земле, и воспитанию только остается черпать из богатого и чистого источника». [5,161]

Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека (а народное искусство является его неотъемлемой частью),  известный психолог Б.М.Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображения и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и  волю. От сюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности». (3;8)

Таким образом, народное искусство дает нам знать о том, что это искусство очень многогранно, интересно, познавательно и необходимо для развития и становления человека. Дети старшего дошкольного возраста очень эмоциональны, восприимчивы и любознательны, поэтому все грани народного искусства они воспринимают с радостью и восхищением.

Список литературы:

  1. Белопольская Н.Л. Хороводные игры как метод коммуникативного развития дошкольников с нормативным и нарушенным психическим развитием[Текст]Н.Л. Белопольская; О.В. Рубан                                         Социальная психология и общество. № 4/2012
  2. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании детей [Текст]: книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий / Т.С. Комарова. – М.: Педагогическое общество России. – 2000. – 256 с. ISBN  5-93134-101-3
  3. Некрасова, Мария Александровна. Народное искусство как часть культуры: теория и практика [Текст]  / М. А. Некрасова. [под редакцией Д. С. Лихачева] – М.: Изобразительное искусство.- 1983. – 343с. : ил. ISBN: 5-7695-0888-4
  4. Подмогаева, Г.В. Декоративно-прикладное творчество как средство воспитания любви к родному краю [Текст]  / Г.В. Подмогаева // Дополнительное образование и воспитание. – 2013. – №4. – С. 47-50
  5. Ушинский, Константин Дмитриевич. Педагогические сочинения [Текст]/  В 6 т. Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика. - 1998. -1т. - 161. ISBN 5-7155-0009-5


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие духовно-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, через художественное слово.

Тезисы  к выступлению на тему "Развитие духовно-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста  через художественное слово"...

«Виртуальный музей «Песни, опаленные войной» как средство формирования духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста»

Основная цель проекта: организация образовательного процесса,  способствующего повышению уровня духовно-нравственного потенциала  воспитанников старшего дошкольного возраста через использова...

ПРОЕКТ "Виртуальный музей "Песни опаленные войной как средство формирования духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста"

Проект "Виртуальный музей "Песни опаленные войной как средство формирования духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста" используется в сфере дошкольног...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...