Формирование духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с помощью сказки.
консультация (старшая группа)

Проскурина Екатерина Ивановна
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из основополагающей проблем, стоящих перед нашим обществом. В нашем детском саду серьезное внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию детей, планомерно проводится работа по данному направлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с помощью сказки.

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из основополагающей проблем, стоящих перед нашим обществом. В нашем детском саду серьезное внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию детей, планомерно проводится работа по данному направлению.

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании духовно-нравственных качеств личности дошкольников является сказка.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сегодняшний выпускник дошкольного учреждения умеет читать, писать и считать, но при этом у него отмечается низкий уровень духовно-нравственного воспитания.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие

Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка.

Сказка формирует нравственный багаж ребёнка и является могучим, действенным средством нравственного воспитания детей. За последние годы проведено немало научных исследований, посвященных рассмотрению возможностей сказки в воспитании детей дошкольного возраста, однако раскрывающих особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста с использованием сказок явно недостаточно.

В практике работы ДОУ существует много различных программ по ознакомлению детей с художественной литературой, которые решают задачи развития речи, а задача формирования нравственных качеств у детей почти не решаются. Такое узкое использование произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребёнка возможности осознать, почувствовать и правильно оценить их моральную сущность.

Воспитательное влияние сказки всегда признавалось русской педагогикой. В сказках перед умственным взором ребёнка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образы нравственности и морали.

Многие современные ученые-педагоги и представители педагогической общественности (Ю.А. Азаров, Ш.А. Амонашвили, В. П. Аникин, Л.П. Бочкарева, Е. Н. Водовозова, и др.) указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании личности дошкольника. По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов.

Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка.

Изучение методической и педагогической литературы по вопросу нравственного воспитания дошкольников привело к выводу, что сказка по своей сущности вполне отвечает природе маленького ребёнка: близка его мышлению, представлению.

Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей.

Список литературы:

  1. Кондрашова Н. В., Шорчева М. О. Нравственно-духовное воспитание дошкольников посредством сказок // Концепт. – 2014. – № 04
  2. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков. 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Малыш и сказка»

План работы кружкао духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста   «Малыш и сказка»...

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности в рамках внедрения ФГОС дошкольного образования

Данная работа направлена на формирование общечеловеческих ценностей, на развитие духовно-нравственного воспитания,  уважения  и интерес к культуре, к женщине, матери, будущего поколения...

Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В статье рассматривается особая значимость и особенности духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Автором перечислены методы и приемы работы со сказкой, способствующие духовно-нрав...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

План по самообразованию по теме «Сказка как средство формирования духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста»

План по самообразованиюпо теме «Сказка как средство формирования духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста»...