Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа)

Актуганова Екатерина Николаевна

В статье рассматривается особая значимость и особенности духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Автором перечислены методы и приемы работы со сказкой, способствующие духовно-нравственному воспитанию. В статье приведены примеры сказок, которые несут в себе нравственность.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, сказка, методы и приемы, традиционные методы, игра, метод «интервью», сочинение телеграмм, проблемная ситуация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Актуганова Е.Н.

МБДОУ «Детский сад № 2 г. Йошкар-Олы «Облачко»

В статье рассматривается особая значимость и особенности духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Автором перечислены методы и приемы работы со сказкой, способствующие духовно-нравственному воспитанию. В статье приведены примеры сказок, которые несут в себе нравственность.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, сказка, методы и приемы, традиционные методы, игра, метод «интервью», сочинение телеграмм, проблемная ситуация.

«Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский).

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, которое обеспечивает устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. [1] Так, в настоящее время остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников. И разрешение данной проблемы требует от нас, педагогов, поиска новых путей решения. Самым актуальным и эффективным в воспитании нравственных качеств дошкольников является сказка. Она является неотъемлемой частью красоты, способствующая развитию эстетических чувств. Используя в работе сказки, дается возможность познать окружающий мир.

Важно уделять внимание духовно-нравственному воспитанию в течение всего периода дошкольного детства, так как именно в этот период закладываются чувства сострадания, любви к родине и окружающим. В младшем дошкольном возрасте, читая такие сказки, как «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Рукавичка», дети учатся быть добрыми, гостеприимными, дружелюбными, готовыми прийти на помощь близким. Знакомясь с данными сказками, дошкольники учатся работать в коллективе, не опускать руки перед трудными жизненными ситуациями, уметь проявлять сочувствие и сострадание. Сказка «Зимовье» подводит к пониманию того, что без дружбы и смелости ничего не получится, важно уметь слушать друг друга.

Использование русских народных сказок в работе с детьми с целью духовно-нравственного воспитания будет иметь положительный характер в случае тщательного подбора различных методов и приёмов.[2] .  

Прежде всего, в работе используются традиционные методы и приёмы: чтение воспитателя, рассказывание, беседы, пересказ, драматизация сказки, просмотр иллюстраций. Еще одна из форм работы со сказкой - дидактические игры, во время которой развивается речь детей, они учатся слушать друг друга, улучшается работа в команде, с радостью помогают друг другу и не отвергают помощь.

Также интересны нетрадиционные методы и приёмы работы со сказкой, которые воздействуют на становления характера дошкольников, формируя положительные черты. Например, игра «хорошо – плохо»; «Метод «Интервью», где дети высказывают свои мнения о героях, о их поступках; метод «Превращения»,  где дошкольники выступают в роли сказочных героев. [3]

Вашему вниманию предоставляется фрагмент непосредственно-образовательной деятельности «По неведомым дорожкам», где дети примеряли на себе роль артистов, и обыгрывали сказку с помощью предметов-заместителей:

4 лепесток: «Расскажи мне сказку».

На магнитной доске вы видите предметы-заместители, с их помощью вы должны рассказать эпизод из знакомой вам сказки «Гуси-лебеди». На доске: белый и черный прямоугольники, 4 кружка разной величины, 3 серых, черный, белый, зеленый, коричневый.

Как вы думаете, кого из персонажей будет обозначать тот или иной заместитель? Предположения детей. С помощью данного метода, дети характеризуют героев сказки, обыгрывая сюжет.

Таким образом, использование в работе с дошкольниками сказок, играет большую роль в духовно-нравственном воспитании. На примере сказок, рассматриваются различные поступки, ситуации, которые могут встретиться детям.

Список литературы:

1. Алексеенкова Е.Г. Зависимость эмоционального отношения дошкольников к персонажам сказки от ее композиции // Вопросы психологии. -2006. - № 6. – С. 39-47.

 2. Кондрашова Н.В. Тенденции развития дошкольного образования в условиях регионализации// Стандарты и мониторинг в образования. – 2009. - № 5. – С. 21.

3. Шорыгина Т.А. Родные сказки // Нравственно-патриотическое воспитание. – М. Прометей,  2005 – С.10-1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....

ПРОЕКТ «Коми сказка как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...

Консультация для педагогов «Роль экологического воспитания в формировании духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».Теодор Рузвельт...

Консультация «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста»

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного учреждения. Оно очень многообразно по содержанию – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение...

Программа дополнительного образования по воспитанию духовно – нравственной культуры для детей старшего дошкольного возраста «Горенка».

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами и родителями. В современном мире...

Методическая разработка "Крещенские посиделки"- итоговое мероприятие святочных дней, как средство формирования духовно-нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста".

Методическа разработка раскрывает актуальность и важность духовно-нравстенного воспитания детей дошкольного возраста, определяет цели изадачи, методы и приемы работы с детьми, дает готовый сценарий пр...