ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ .
статья по логопедии на тему

Ланина Светлана Геннадьевна

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

ФГОС нового поколения обеспечивают преемственность между дошкольной и начальной ступенями образования [3]. Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Преемственность с точки зрения дошкольного образовательного учреждения – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Преемственность с позиции школы – это опора на  те знания, умения и навыки, которые уже имеются у ребёнка, и пройденное осмысливается на более высоком уровне.

Дошкольная ступень – сохраняет  самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, сохраняя «радость детства». Начальная ступень школы – подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал до уровня понимания и осмысления. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий в логике системно - деятельностного  подхода, а также теории конструктивного обучения [1]. Следует отметить, что универсальные учебные действия как личностно- психологическое новообразование младшего школьного возраста - динамическое качество, предпосылки которого закладываются в дошкольном детстве, а дальнейшее развитие и становление происходит в подростковом возрасте. Поэтому формирование умения учиться становится основанием преемственности разных ступеней образовательной системы.

Дошкольное образование – первая ступень, обеспечивающая преемственность воспитания и обучения ребенка в условиях детского сада, семьи и школы. Центральное место на данной ступени занимают отношения между детьми и взрослыми, отношения с окружающим социумом.  Как показывает практика, далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. О слабой развитости коммуникативных навыков говорят следующие данные: неспособность детей к социальной реализации, снижение речевой памяти, неспособность детей к раскрепощению, недостаточность общей культуры поведения. Возрастосообразная модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности основана на том, что все качества и освоенные способности ребенка носят динамический характер, т.е. не завершены и продолжают развиваться [2].

Многоступенчатая модель организации образовательного процесса современного ДОУ дает возможность гибко строить образовательный процесс и разрабатывать программы, позволяющие поэтапно формировать коммуникативную компетентность:

Первая ступень – ранний возраст, целью которого является ранняя социализация, как предпосылка коммуникативной компетентности.

Вторая ступень – младший дошкольный возраст, целью которого является, развитие речи как средства общения в различных формах и видах детской деятельности.

Третья ступень – средний дошкольный возраст – овладение детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Четвертая ступень – старший дошкольный возраст - развитие свободного общения  со взрослыми и детьми,  саморегуляция своего поведения, развитие толерантности и эмпатии. Становление начальной коммуникативной компетентности ребенка дошкольного возраста происходит в условиях вариативной организации  педагогического процесса, ориентированного на целостное развитие ребенка как субъекта разных видов деятельности и поведения [4].

В связи с этим, задачи психолого-педагогической работы по формированию начальных коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста должны решаться интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением личности. В теории и практике обеспечения преемственности между системой дошкольного и начального образования, имеющей целью эффективное управление процессом последовательного перехода детей от игровой к учебной деятельности, обозначился ряд противоречий, между:

 · современной идеологией образования, ориентирующего личность на непрерывное образование «через всю жизнь», и недостаточно развитой мотивацией образования, учебно-познавательной деятельности у детей и молодежи;

 · традиционной ориентацией начального общего образования на раз- витие у младших школьников учебной самостоятельности и недостаточным  учетом возможностей дошкольного образования в создании предпосылок для становления умения учиться уже в дошкольном возрасте;

 · возможностью и необходимостью становления предпосылок умения учиться в дошкольном возрасте и неразработанностью соответствующих технологий дошкольного и предшкольного образования;

· зависимостью процесса  становления умения учиться в дошкольном возрасте от уровня развития начальных ключевых компетенций и традиционной ориентацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ на развитие отдельных знаний и навыков у ребенка;

 · традиционной и автономной деятельности ДОУ и начальной школы в решении проблемы становления умения учиться у детей и необходимостью совместного решения вопросов форм универсальных учебных действий на ступени предшкольного и начального общего образования.

 Разрешение перечисленных противоречий предполагает системную работу дошкольного образовательного учреждения, направленную на развитие начальных ключевых компетентностей у дошкольников, в том числе коммуникативных, как условия становления умения учиться у детей младшего школьного возраста. Достаточный уровень сформированности коммуникативной компетентности у дошкольников выступает условием последовательного становления у ребенка предпосылок УУД, а значит – эффективной учебной деятельности младшего школьника.

 

                                                      Литература

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.: Просвещение, 2008.

 2. Гогоберидзе А.Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (Концепция образования детей старшего дошкольного возраста)// Управление ДОУ.-2006.-№1.-С.10-19.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

 4. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов ДОУ [Текст] / Л. В. Чернецкая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009 – 256 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ  УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ .

Ланина С.Г. учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №1 «Звездочка» г.Рассказово Тамбовской области.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

ФГОС нового поколения обеспечивают преемственность между дошкольной и начальной ступенями образования [3]. Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Преемственность с точки зрения дошкольного образовательного учреждения – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Преемственность с позиции школы – это опора на  те знания, умения и навыки, которые уже имеются у ребёнка, и пройденное осмысливается на более высоком уровне.

Дошкольная ступень – сохраняет  самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, сохраняя «радость детства». Начальная ступень школы – подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал до уровня понимания и осмысления. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий в логике системно - деятельностного  подхода, а также теории конструктивного обучения [1]. Следует отметить, что универсальные учебные действия как личностно- психологическое новообразование младшего школьного возраста - динамическое качество, предпосылки которого закладываются в дошкольном детстве, а дальнейшее развитие и становление происходит в подростковом возрасте. Поэтому формирование умения учиться становится основанием преемственности разных ступеней образовательной системы.

Дошкольное образование – первая ступень, обеспечивающая преемственность воспитания и обучения ребенка в условиях детского сада, семьи и школы. Центральное место на данной ступени занимают отношения между детьми и взрослыми, отношения с окружающим социумом.  Как показывает практика, далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. О слабой развитости коммуникативных навыков говорят следующие данные: неспособность детей к социальной реализации, снижение речевой памяти, неспособность детей к раскрепощению, недостаточность общей культуры поведения. Возрастосообразная модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности основана на том, что все качества и освоенные способности ребенка носят динамический характер, т.е. не завершены и продолжают развиваться [2].

Многоступенчатая модель организации образовательного процесса современного ДОУ дает возможность гибко строить образовательный процесс и разрабатывать программы, позволяющие поэтапно формировать коммуникативную компетентность:

Первая ступень – ранний возраст, целью которого является ранняя социализация, как предпосылка коммуникативной компетентности.

Вторая ступень – младший дошкольный возраст, целью которого является, развитие речи как средства общения в различных формах и видах детской деятельности.

Третья ступень – средний дошкольный возраст – овладение детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Четвертая ступень – старший дошкольный возраст - развитие свободного общения  со взрослыми и детьми,  саморегуляция своего поведения, развитие толерантности и эмпатии. Становление начальной коммуникативной компетентности ребенка дошкольного возраста происходит в условиях вариативной организации  педагогического процесса, ориентированного на целостное развитие ребенка как субъекта разных видов деятельности и поведения [4].

В связи с этим, задачи психолого-педагогической работы по формированию начальных коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста должны решаться интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением личности. В теории и практике обеспечения преемственности между системой дошкольного и начального образования, имеющей целью эффективное управление процессом последовательного перехода детей от игровой к учебной деятельности, обозначился ряд противоречий, между:

  современной идеологией образования, ориентирующего личность на непрерывное образование «через всю жизнь», и недостаточно развитой мотивацией образования, учебно-познавательной деятельности у детей и молодежи;

  традиционной ориентацией начального общего образования на раз- витие у младших школьников учебной самостоятельности и недостаточным  учетом возможностей дошкольного образования в создании предпосылок для становления умения учиться уже в дошкольном возрасте;

  возможностью и необходимостью становления предпосылок умения учиться в дошкольном возрасте и неразработанностью соответствующих технологий дошкольного и предшкольного образования;

 зависимостью процесса  становления умения учиться в дошкольном возрасте от уровня развития начальных ключевых компетенций и традиционной ориентацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ на развитие отдельных знаний и навыков у ребенка;

  традиционной и автономной деятельности ДОУ и начальной школы в решении проблемы становления умения учиться у детей и необходимостью совместного решения вопросов форм универсальных учебных действий на ступени предшкольного и начального общего образования.

 Разрешение перечисленных противоречий предполагает системную работу дошкольного образовательного учреждения, направленную на развитие начальных ключевых компетентностей у дошкольников, в том числе коммуникативных, как условия становления умения учиться у детей младшего школьного возраста. Достаточный уровень сформированности коммуникативной компетентности у дошкольников выступает условием последовательного становления у ребенка предпосылок УУД, а значит – эффективной учебной деятельности младшего школьника.

                                                      Литература

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.: Просвещение, 2008.

 2. Гогоберидзе А.Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (Концепция образования детей старшего дошкольного возраста)// Управление ДОУ.-2006.-№1.-С.10-19.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

 4. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов ДОУ [Текст] / Л. В. Чернецкая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009 – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных действий

Модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности основана на том, что все качества и освоенные способности ребенка носят динамический характер, т.е. не завершены и продолжают развиват...

Формы совместной деятельности с детьми в процессе формирования языковой и коммуникативной компетентности

Консультация содержит раскрытие понятий "коммуникация, "коммуникативная компетенция", "языковая компетенция", характеристику особенностей процесса общения и языковой компетенции детей с ОНР. В консуль...

Формирование у дошкольников коммуникативной компетентности

.Компетентностный  подход в настоящее время провозглашен в качестве основного на всех ступенях образования: от детского сада до высшей школы.Проблема компетентности и ее формирования стало актуал...

Викторина «Знатоки правил пожарной безопасности» Цель: создание условий для формирования личности дошкольника, знающего и соблюдающего правила пожарной безопасности, способного действовать в экстремальной ситуации.

создание условий для формирования личности дошкольника, знающего и соблюдающего правила пожарной безопасности, способного действовать в экстремальной ситуации....

Викторина «Знатоки правил пожарной безопасности» Цель: создание условий для формирования личности дошкольника, знающего и соблюдающего правила пожарной безопасности, способного действовать в экстремальной ситуации.

создание условий для формирования личности дошкольника, знающего и соблюдающего правила пожарной безопасности, способного действовать в экстремальной ситуации....

Возрастосообразная модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных действий

В данной статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности у дошкольников. Авторы предлагают возрастосообразную модель, которая учитывает особенности развития детей на разных...