Возрастосообразная модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных действий
статья по развитию речи

 Зосимова Наталья Александровна

В данной статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности у дошкольников. Авторы предлагают возрастосообразную модель, которая учитывает особенности развития детей на разных возрастных этапах. Коммуникативная компетентность определяется как одно из важных условий становления предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников, обеспечивающих их успешную адаптацию и обучение на последующих ступенях образования. В рамках предложенной модели авторы акцентируют внимание на необходимости создания благоприятной среды для общения и взаимодействия детей, включении родителей в образовательный процесс, а также формировании у педагогов соответствующих компетенций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастосообразная модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных действий

Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Национальной стратегии действий в интересах детей на  2012-2017 гг, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. [2]

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование», федеральных целевых программ.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. [2]

ФГТ и ФГОС нового поколения обеспечивают преемственность между дошкольной и начальной ступенями образования.

Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.

Преемственность с точки зрения дошкольного образовательного учреждения – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

 Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, умения и навыки, которые уже имеются у ребёнка, и пройденное осмысливается на более высоком уровне.

Дошкольная ступень – сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, сохраняя «радость детства».

 Начальная ступень школы – подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал до уровня понимания и осмысления.

Достижение дайной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий в логике системно - деятельностного подхода, а также теории конструктивного обучения. Конструктивизм выдвигает на передний план свой основной принцип: знания не могут быть получены пассивным методом, обучающиеся должны быть активными в процессе обучения. Поэтому обучающимся, в соответствии с их возрастом, должна быть предоставлена самостоятельность, чтобы они приняли активное участие в процессе обучения.  [3]

Системно - деятельностный подход, основанный на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывает основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.  [1]

Следует отметить, что универсальные учебные действия как личностно-психологическое новообразование младшего школьного возраста - динамическое качество, предпосылки которого закладываются в дошкольном детстве, а дальнейшее развитие и становление происходит в подростковом возрасте. Поэтому формирование умения учиться становится основанием преемственности разных ступеней образовательной системы.

Дошкольное образование – первая ступень, обеспечивающая  преемственность воспитания и обучения ребенка в условиях детского сада, семьи и школы. Центральное место на данной ступени занимают отношения между детьми и взрослыми, отношения с окружающим социумом.

Наблюдения за детьми в детском саду позволили обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Можно выделить некоторые психологические группы детей:

1. Одни чувствуют себя «хозяевами»;

2. Другие оказались в подчинении у первых;

3. Третьи остались вообще вне игры, дети не принимают их (причем, к некоторым из таких детей они относятся крайне негативно, других вообще не замечают);

4. Четвертые, хотя и держатся уверенно, при отсутствии каких-либо ссор и обид сами отходят от сверстников, предпочитая игру в одиночестве.

 Анализ показывает следующие результаты:

  - неспособность детей к социальной реализации.

  - снижение речевой памяти.

  - не способность детей к раскрепощению.

  - недостаточность общей культуры поведения.

Все это свидетельствует о слабой развитости коммуникативных навыков.  

Возрастосообразная модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности основана на том, что все качества и освоенные способности ребенка носят динамический характер, т.е. не завершены и продолжают развиваться.

Предпосылки коммуникативной компетентности закладываются  в раннем возрасте. Накопленный нами опыт в работе с детьми раннего возраста показывает, что ранняя социализация, понимаемая нами как процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе, есть не что иное  как предпосылки формирования коммуникативной компетентности.

Многоступенчатая модель организации образовательного процесса дает возможность гибко строить образовательный процесс и разрабатывать программы, позволяющие поэтапно формировать коммуникативную компетентность:

Первая ступень – ранний возраст, целью которого является ранняя социализация, понимаемая нами,  как предпосылки коммуникативной компетентности.

Вторая ступень – младший дошкольный возраст, целью которого является, развитие речи как средства общения в различных формах и видах детской деятельности;

Третья  ступень – средний дошкольный возраст – овладение детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми;

Четвертая ступень – старший дошкольный возраст -  развитие свободного общения со взрослыми и детьми, саморегуляция своего поведения, развитие толерантности и эмпатии.

Становление начальных коммуникативной компетентности ребенка дошкольного возраста происходит в условиях вариативной организации педагогического процесса, ориентированного на целостное развитие ребенка как субъекта разных видов деятельности и поведения.

В связи с этим, задачи психолого-педагогической работы по формированию начальных коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста должны решаться интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»), наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением личности.

В теории и практике обеспечения преемственности между системой дошкольного и начального образования, имеющей целью эффективное управление процессом последовательного перехода детей от игровой к учебной деятельности, обозначился ряд противоречий, между:

- современной идеологией образования, ориентирующего личность на непрерывное образование «через всю жизнь», и недостаточно развитой мотивацией образования, учебно-познавательной деятельности у детей и молодежи;

- традиционной ориентацией начального общего образования на развитие у младших школьников учебной самостоятельности и недостаточным учетом возможностей дошкольного образования в создании предпосылок для становления умения учиться уже в дошкольном возрасте;

- возможностью и необходимостью становления предпосылок умения учиться в дошкольном возрасте и неразработанностью соответствующих технологий дошкольного и предшкольного образования;

- зависимостью процесса становления умения учиться в дошкольном возрасте от уровня развития начальных ключевых компетенций и традиционной ориентацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ на развитие отдельных знаний и навыков у ребенка;

- традиционной и автономной деятельности ДОУ и начальной школы в решении проблемы становления умения учиться у детей и необходимостью    совместного решения вопросов форм универсальных учебных действий на ступени предшкольного и начального общего образования.

Разрешение перечисленных противоречий предполагает системную работу дошкольного образовательного учреждения, направленную на развитие начальных ключевых компетентностей у дошкольников, в том числе коммуникативных, как условия становления умения учиться у детей младшего школьного возраста.

Достаточный уровень сформированности коммуникативной компетентности у дошкольников выступает условием последовательного становления у ребенка предпосылок УУД, а значит – эффективной учебной деятельности младшего школьника.

                                    Готовность к реализации

                                    коммуникативного компонента

                                учебной деятельности

                      Коммуникация

                     как саморегуляция

   

Коммуникация

как интерактивное взаимодействие            

     

 

Коммуникация

как речевое развитие

                                      Коммуникация  как социализация

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М., Просвещение, 2008. – 1с.
  2. Гогоберидзе А.Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (Концепция образования детей старшего дошкольного возраста)// Управление ДОУ.-2006.-№1.-С.10-19.
  3. Федеральные государственныйе требования к структуре основной общеобразовательной рограммы дошкольного образования (приказ минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года).
  4. Универсальные учебные действия www.-detstve.ru Портал 8rguot; Моя педагогическая инициатива+.


Автор:

Авдеева Наталья Александровна,26.09.1982г.

старший воспитатель МДОУ «Новоорловский центр развития ребенка – детский сад «Аленушка».

Домашний адрес: 687520, Забайкальский край., Агинский район,

гп. Новоорловск, д. 19 кв.8

паспорт: 4303   057854, выдан Агинским РОВД, Читинской области, 15.08.2003г.

ИНН 800104201183

Страховое свидетельство 110-615-525-01

e-mail: natalya._82@mail.ru

Тел:  79144857543,  79143610070


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий"

Данное пособие представляет собой методические рекомендации по формированию у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий.Методические рекомендации призваны оказать методическую помо...

Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий

Презентация  "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных  действий"...

Модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных действий

Модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности основана на том, что все качества и освоенные способности ребенка носят динамический характер, т.е. не завершены и продолжают развиват...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ .

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Представление опыта работы по теме: "Проектная деятельность как условие формирования предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников"

Проектная деятельность как условие формирования предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников...