Проект на тему: «Личностные универсальные учебные действия старших дошкольников как один из факторов готовности к успешной деятельности в школе».
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Катаван Ирина Александровна

 

Проект на тему:

«Личностные универсальные учебные действия старших дошкольников как один из факторов готовности к успешной деятельности  в школе».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «МГОСГИ» ФПК и ПП

Проект на тему:

«Личностные универсальные учебные действия старших дошкольников как один из факторов готовности к успешной деятельности  в школе».

                                                         

                                                                                        Выполнила:                

                                                                                        педагог-психолог

                                                                                        МДОУ ЦРР – д/с№7

                                                                           Катаван И.А.

                                                                                   Шифр группы: ПС 1-12

                                                                                        Проверила: доцент

                                                                                        Тарасенко Н.Н.        

г.Луховицы  2012 г.

                                                         

        Содержание

Введение……………………………………………………….  3

  1. Теоретическая часть
  1. Проблема готовности к обучению в школе в отечественной психологии……………………………………………………….5
  1. Практическая часть
  1. Подбор методов психологической диагностики личностных универсальных учебных действий у старших дошкольников……………………………………………….8
  2. Результаты изучения уровня развития личностных универсальных учебных действий у дошкольников старшего возраста……………………………………………………..11

    Вывод………………………………………………………………13

Список литературы……………………………………………….14

            Введение 

     

      Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В каком возрасте  отдавать ребенка в школу? По какой программе  обучать: по традиционной  системе, по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова или по системе Л.В.Занкова, а может в специализированной школе? Сможет ли справиться со школьной нагрузкой?

     Эти вопросы беспокоят родителей, воспитателей, учителей, с этими вопросами они обращаются к психологам, работающим в детских садах и школе.

    Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом зависит от того насколько верно определяется уровень подготовленности к обучению в школе. 

     На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В разное время психологи занимались проблемой готовности к школе, разработано множество методик, программ (Гудкина Н.Н., Овчарова Р.В., Безруких М.И. и др.) диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости.

       Внедрение    новых федеральных государственных образовательных стандартов, где основным результатом образования является овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи, вносит свои коррективы в оценку комплексов  готовности к обучению в школе. В составе основных видов универсальных учебных действий, можно выделить четыре блока:

1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

       Поэтому актуальна тема изучение сформированности  универсальных учебных действий в предшкольный период. Это обеспечит успешную адаптацию дошкольников к условиям школьной жизни и поможет им совершенствовать универсальные учебные действия в начальной школе.

    Цель исследования: исследование уровня  развития личностных универсальных учебных действий у детей 6 – 7 лет как фактора готовности к успешной деятельности в школе.

     Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать теоретические подходы в отечественной психологии  к изучению готовности к обучению.
  2. Выделить показатели развития личностных универсальных действий.
  3. Подобрать диагностические методики для изучения личностных универсальных учебных действий.
  4. Провести диагностику  сформированности личностных универсальных  учебных действий у старших дошкольников.
  5. Проанализировать результаты исследования.

  Предметом исследования являются личностные универсальные учебные действия  старших дошкольников.

     Объект  исследования универсальные учебные действия в предшкольный период.

Методы исследования:

  1. Анализ психологической литературы.
  2. Методы психологической диагностики:

             анкетирование, беседы и т.д.

1.Теоретическая часть.

1.1.Проблема  готовности к обучению в школе в отечественной психологии.

       Проблема готовности ребенка к школьному обучению на сегодняшний день стоит достаточно остро.   В отечественной психологии серьезная проработка проблемы готовности к школьному обучению, своими корнями идущей из трудов Л. С. Выготского, содержится в работах Л. И. Божович (1968); Д. Б. Эльконина (1981, 1989); Н. Г. Салминой (1988); Е. Е. Кравцовой (1991); Н. В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрикова (1999, 2001) и др.

     Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению – значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

   Л.С. Выготский все время подчеркивает, что психическое развитие – это целостное развитие всей личности.      Обоснование Л.С.Выготским принципа культурно-исторической природы психики и ее развития как процесса присвоения социо-культурного опыта сделало обучение фокусом внимания.

      А.Н.Леонтьев  выдвинул положение о деятельности как движущей силе развития личностного и познавательного развития, подчеркнув ключевое значение мотивационно-смысловой сферы. П.Я.Гальперин обосновал роль и функции ориентировки в успешности любой человеческой деятельности, показал, что качество развивающего обучения зависит от типа ориентировочной основы формируемых действий (от полноты системы условий, на которые опирается учащийся в процессе решения задачи и способ выделения ориентировочной основы).  

         Д.Б.Эльконин, выдвинув гипотезу о спиралевидности развития, показал  единство и взаимообусловленность развития  мотивационно-смысловой и операционно-технической сфер личности в ходе осуществления  системы видов деятельности, прежде всего, ведущей. Согласно его гипотезе, в процессе развития ребенка сначала должно происходить освоение мотивационной стороны деятельности (иначе предметные действия не имеют смысла!), а затем операционально-технической; в развитии можно наблюдать чередование этих видов деятельности.

Гипотеза Д. Б. Эльконина творчески развивает учение Л. С. Выготского, она преодолевает интеллектуализм его учения о системном и смысловом строении сознания. Она объясняет возникновение и развитие у ребенка мотивационно-потребностной сферы личности.

     Д. Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу. Она открывается ориентацией в сфере человеческих отношений. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов.

     Обсуждая проблему психологической готовности к школе, Л. И. Божович (1968) рассматривает два ее аспекта: личностную и интеллектуальную готовность. При этом выделяется несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе:

  1. определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения;
  2. достаточное развитие произвольного поведения;
  3. определенный уровень развития интеллектуальной сферы.

Основным критерием психологической готовности к школе в трудах Л. И. Божович выступает новообразование  «внутренняя позиция школьника», представляющее собой новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате сплава познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне.

     Д. Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. К наиболее важным предпосылкам он относил:

  1. умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
  2. умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе;
  3. умение слушать и выполнять инструкции взрослого;
  4. умение работать по образцу.

Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях; обобщение переживаний, связанных с оценкой; особенности самоконтроля.

Д. Б. Эльконин подчеркивал, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту «диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода» (1981, с. 6).

2. Практическая часть

2.1. Подбор методов психологической диагностики личностных универсальных учебных действий у старших дошкольников.

       Для того чтобы выделить комплекс качеств, умений, необходимый  дошкольнику для обучения в начальной школе на современном этапе, надо раскрыть  понятие универсальные учебные действия.

     В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

      В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 

   Универсальные учебные действия включают в себя четыре составляющие: личностные,  познавательные, регулятивные, коммуникативные. Все они тесно взаимосвязаны друг с другом, но в первую очередь на предшкольном этапе важна сформированность личностных универсальных действий. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

- личностное, профессиональное, жизненное  самоопределение;

- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Исходя из показателей, необходимых для формирования личностных универсальных учебных действий, можно выделить основные критерии оценивания у будущих первоклассников и рекомендовать методики для изучения уровня развития данных показателей.

   Личностные универсальные учебные действия и его личностные результаты

(показатели развития)

 

 

         Основные критерии оценивания

 

 

 

Диагностические методики 

 

 1. Самоопределение

Внутренняя позиция школьника

 

- положительное отношение к школе;

- чувство необходимости учения,

-  предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

- адекватное  содержательное представление о школе;

 -  предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки  дошкольным способам поощрения (сладости, подарки)

Беседа о школе  (модифици-рованный вариант)  (Нежнова Т,А.

Эльконин Д.Б

Венгер А.Л.)

 Тест «Рисунок школы»

 

Самооценка

 

-сформированность адекватной  (адекватно –завышенной) самооценки

-способность к оценке результатов собственных действий и своих возможностей

 Методика «Лесенка"        

( авт.В.Г.Щур) 

Тест на развитие самоконтроля (Н.В.Нижегородцева,В.Д.Щадриков)

2. Смыслообразование

 

Мотивация учебной деятельности

 

 сформированность познавательных мотивов – интерес к новому;

 сформированность социальных мотивов; сформированность учебных мотивов

 Методика «Определение мотивов учения»  (автор М.Р.Гинзбург)

 

Действие нравственно-этического оценивания

Основные критерии оценивания

Задачи для предшкольной стадии

1. Выделение морального содержания ситуации нарушение/следование моральной норме

Ориентировка на моральную норму

(справедливого распределения,  взаимопомощи,  правдивости)

«Раздели игрушки»

(норма справедливого распределения)

2. Решение моральной дилеммы на основе децентрации

 

 

 

Учет ребенком объективных последствий нарушения нормы

Учет мотивов субъекта при нарушении нормы

Учет чувств и эмоций субъекта при нарушении норма

Принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм

 

Разбитая чашка (модификация задачи Ж.Пиаже)

 (учет мотивов героев)

«Невымытая посуда» (учет чувств героев)

 

 

3.Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы

 

Адекватность оценки действий субъекта с точки зрения

Все задания

4. Умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы

Уровень развития моральных суждений

Все задания

Для ступени предшкольного образования:

- личностные действия самоопределения и смыслообразования, находящие отражение  во внутренней позиции школьника; действие нравственно-этического оценивания;


2.2. Сводная таблица изучения уровня развития личностных универсальных учебных действий у старших дошкольников.

  Ф.и.

Ребенка

        самоопределение

            самооценка

смыслообразование

Действия нравственно-этического оценивания

         Примечание

Внутренняя позиция

 школьника

Эмоциональное отношение к школе и учению

 

Самооценка   себя

Способность к оценке результатов собственных возможностей и действий

 

Сформированность мотивов

Ориентировка на моральную норму

Учет объективных последствий нарушений нормы

Учет мотивов субъекта при нарушении нормы

Учет чувств и эмоций субъекта при нарушении нормы

Нет интереса к школе

Начальная стадия формирования  В.П.Ш.

В.П.Ш. сформирована

Эмоционально благополучное

тревога

страх

Неадекватно завышенная

завышенная

адекватная

заниженная

Не развита или развита слабо

Развита хорошо

Разносторонний анализ ситуаций

Внешний мотив

Игровой мотив

  отметка

      Позиционный мотив

        Социальный мотив

              Учебный мотив

               эгоцентризм

             альтруизм

Осознанная ориентация на норму

 Не учитывает

учитывает

Учитывает мотивы

Не учитывает мотивы

Учитываются чувства и эмоции

 Не учитываются

Т.Ж.

               +

+

               +

         +

                                     +

               +

       +

        +

+

Б.Р.

       +

       +

        +

+

        +

+

+

+

        +

З.Д.

       +

       +

        +

         +

                              +

+

    +

        +

+

М.Т.

       +

      +

                +

         +

                  +

         +

    +

+

+

Б.А.

       +

+

        +

         +

                  +

+

       +

+

        +

Д.Р.

+

      +

+

+

                  +

+

+

     +

        +

Т.С.

        +

+

                 +

               +

                               +

                +      

        +

+

+

        Анализируя, полученные результаты сформированности личностных универсальных действий можно  выделить уровни личностной готовности к  успешной деятельности в школе данной группы дошкольников старшего возраста. Так высокий уровень готовности отмечается у 29% дошкольников, средний уровень у 57%,  ниже среднего наблюдается у 14% детей. Детальный анализ  результатов показателей развития личностных универсальных учебных действий показывает, что наиболее сформированы личностные действия самоопределения и смыслообразования, находящие отражение во внутренней позиции школьника.  Внутренняя позиция школьника находится на начальной стадии формирования, что характерно для предшкольного периода. У большинства детей сформировалась адекватная и завышенная самооценка  - это тоже является  нормальным возрастным показателем. В основном у дошкольников обследуемой группы преобладает мотив получения отметки при обучении в школе, но наряду с ним формируются социальные и учебный мотив. Однако  прослеживается некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для них ситуации. Также видно отставания формирования действий нравственно-этического оценивания.

Рекомендации:

  1. Организовать дополнительно анкетирование родителей, воспитателей позволяющее раскрыть причины,  тормозящие успешное формирование личностных универсальных учебных действий.
  2. Продолжать работу по формированию внутренней позиции школьника с группой дошкольников, расширяя круг их знаний и представлений о школьно-учебной деятельности. Для этого в работу  можно включить цикл занятий по профилактике школьной дезадаптации и снижения тревожности «На пороге школы», который построен  по сюжетам сказок М.А.Панфиловой «Лесная школа»  (опубликован в « справочнике старшего воспитателя дошкольного учреждения» №9/2008).
  3. Провести с родителями и педагогами консультации по применению стратегии позитивного оценивания ребенка:
  1. Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения.
  2. Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или нарушения норм поведения.
  3. Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения.
  4. Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.
  5. Выражение уверенности в том, что у него все получиться.
  1. Обратить внимание на развитие эмоциональной сферы дошкольников:
  1. формировать способность распознавать эмоции, используя метод пиктограмм.
  2. для обучения детей произвольному выражению различных эмоциональных состояний использовать групповые игры: «море волнуется», «колечко, колечко, выйди на крылечко»,  «скульптор», «музей восковых скульптур» и другие. Занятия психогимнастикой.
  1. Совместно с педагогами разработать программу  для развития и коррекции нравственных норм.

 

Вывод: Подводя итог изучению формирования универсальных учебных действий в предшкольный период на современном этапе, в связи с внедрением в начальную школу новых федеральных государственных стандартов образования, в сфере личностных универсальных учебных действий должны будут сформированы:

  1. Внутренняя позиция школьника;
  2. Личностная мотивация учебной деятельности;
  3. Ориентация на моральные нормы и их выполнения;

Все эти критерии позволят будущему первокласснику успешно формировать новые личностные универсальные учебные действия в начальной школе.

       Список литературы

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. под редакцией А.Г. Асмолова  – М. «Просвещение», 2008

2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М., 2002

3. Безруких М.М. Ступеньки к школе. – М.  Дрофа, 2001

4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1999

5. Овчарова Р.В. Практическая психология образовании. –М «Академия», 2003

6. Нижегородцева Н.В., Щадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М. «Владос», 2001

7. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М. «Академия», 1998

8. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М. «Академия», 1999

9. Детская практическая психология. под редакцией  Т.Д. Марцинковской. – М. Гардарки, 2001

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников и младших школьников с помощью игрового комплекта PERTRA.

Игровой комплект Пертра предназначен для психологического развития и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста. Способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестет...

Методы формирования предпосылок познавательных универсальных учебных действий у дошкольников

Презентация для методического семинара. выступление прозвучало на муниципальном конкурсе "Педа.гог года - 2016" (первое место). В презентации раскрыты основные методы, используемые в работе воспитател...

Формирование предпосылок к универсальным учебным действиям у дошкольников (образовательная технология «СИТУАЦИЯ»)

    Универсальные учебные действия – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новы...

Презентация квест-игры для старших воспитателей ДОУ "Формирование универсальных учебных действий у дошкольников"

Представленная презентация раскрывает основные принципы формирования УУД у детей дошкольного возраста. Предложены игры, задания в форме "Лаборатории Мозга"....

Семинар-практикум для педагогов «Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности»

Целью семинара-практикума "Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности" для педагогов  является обеспечени...

Представление опыта работы по теме: "Проектная деятельность как условие формирования предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников"

Проектная деятельность как условие формирования предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников...

«Использование метода проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий старших дошкольников»

Проектно-исследовательская деятельность дошкольников позволяет: активизировать познавательную деятельность и обеспечивает формирование положительной мотивации к самостоятельной познавательной де...