Конспект НОД с детьми подготовительной группы– Художественно-эстетическое развитие. Тема: «Широкая Масленица».
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Реброва Юлия Андреевна

Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы на тему "Широкая Масленица". Приобщение к народным традициям. Изготовление с детьми куклы-Масленицы из природного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_maslenitsa2.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД – Художественно-эстетическое  развитие

Возрастная группа – Подготовительная группа оздоровительной направленности.

Тема:  «Широкая Масленица».

Цель: развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной культуры, обрядовым народным праздникам, традициям.

Задачи:

-познакомить детей с традициями празднования Масленицы;

- познакомить с народными закличками, потешками, играми;

- активизировать словарный запас детей;

- развивать внимание, память, связную речь;

-развивать мелкую моторику, глазомер, зрительно-моторную координацию;

-воспитывать интерес и уважение к русским народным праздникам, традициям, обычаям.

Оборудование:

- магнитофон;

- мини-уголок «Русская изба»;

- народные костюмы;

- магнитная доска, иллюстрации «Масленичная неделя»;

- образец готовой куклы-Масленицы;

- материалы для изготовления куклы: лыко, лоскутки ткани, пряжа, тесьма;

- шарф и колокольчик для подвижной игры;

- мяч;

- массажные мячики (на каждого ребенка).

Подготовительная работа: знакомство с традициями празднования Масленицы (беседа, просмотр презентации), заучивание закличек и стихотворений о Масленице, рассматривание репродукций картин русских художников (Б. Кустодиев «Масленица», В. Суриков «Взятие снежного городка»), знакомство с народной обереговой куклой, с понятием «оберег».

Организация: подгруппа детей в количестве 6 человек

Ход НОД

Звучит музыка П.И. Чайковского «Февраль. Масленица».

Воспитатель встречает детей, одетых в русские костюмы.

Воспитатель: Здравствуйте, красны девицы!

Дети: Здравствуйте, гости дорогие!

Воспитатель: Мы в костюмы нарядились,

Вокруг себя оборотились.

(Обращает внимание на костюмы детей, уточняет названия костюмов)

Воспитатель: Зима еще царит в наших краях, но скоро уступит черед весне!

Воспитатель: А чтобы не гневалась зима, в срок положенный ушла, русский народ устраивал ей веселые и пышные проводы.

Как называется праздник проводов зимы? (Ответы детей)

Воспитатель: В народе говорили: «Масленица зиму замыкает, Весну-красну приглашает»

Масленица – один из самых любимых народных праздников. Празднуют его в конце февраля – начале марта.

Один из детей читает закличку:

Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

На саночках расписных,

На кониках вороных.

Живет Масленица семь деньков,

Оставайся, Масленица, семь годков!

Почему говорят, что Масленица живет семь деньков? (Ответы детей)

Правильно. Масленицу на Руси праздновали целую неделю, то есть семь дней. И у каждого дня на Масленой неделе свои традиции и обычаи. Давайте их вспомним!

Дети по очереди рассказывают с опорой на иллюстрацию о традициях каждого из дней масленичной недели

Ребенок (1) Начинается празднование в первый день недели – понедельник, его называют «Встреча». В этот день делают чучело Масленицы и начинают печь блины.

Воспитатель: Давайте и мы испечем блины!

Пальчиковая гимнастика «Печем блины»:

Мама нам печет блины,

Очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано

И едим их со сметаной.

(Выполняется два раза: 1 – дети касаются коленей поочередно тыльной стороной кистей и ладонями; 2 – левая рука касается колена тыльной стороной, правая - ладонью).

Молодцы, напекли блинов!

Ребенок (2): Вторник называется «Заигрыш». В этот день строят ледяные горки и снежные крепости для игр, катаются с горок на санях.

Воспитатель: Давайте вместе с вами слепим снежки.

Гимнастика для кистей рук с массажными мячиками «Лепим снежок»:

Я снежок держу в руке,

Зажимаю в кулаке,

Отпускаю, разжимаю

И ладошками катаю.

(Дети выполняют движения в соответствии со словами)

Ребенок(3) Среда – «Лакомка». В этот день ходят в гости друг к другу и угощаются блинами.

Воспитатель: Обыкновенный блин можно назвать разными необычными и ласковыми словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно:

На тарелке он один – называем просто… (блин),

Много испекли их мы – назовем тогда… (блины),

Испекли для дочек – назовем …(блиночек),

Будет кушать сынок  - назовем тогда … (блинок),

А огромный как домище – назовем его … (блинище)!

Молодцы, помогли слова придумать!

Ребенок (4): Четверг – самый веселый день называется он «Разгуляй». В этот день катаются с горок, играют в игры, поют веселые песни.

Воспитатель: Хотите сыграть в игру, в которую в старину играли на Масленицу? (Ответы детей). Называется игра «Перезвон». Но сначала нам нужно выбрать водящего. Как мы это сделаем? (Ответы детей). Есть старинная веселая считалочка, вы ее запомните, она нам еще пригодится:

Зайка серый, куда бегал?

-В лес зеленый.

Что там делал?

-Лыко драл.

Куда клал?

-Под колоду.

Кто украл?

Игра «Перезвон»: Дети встают в круг. В середину круга выходят двое детей – один с завязанными глазами, второй с колокольчиком. Дети вместе с воспитателем говорят слова:

Динь-дон, динь-дон,

Это что за перезвон?

Динь-дон, динь-дон,

Мы его сейчас найдем!

Игрок с завязанными глазами старается поймать игрока с колокольчиком. После того, как игрок с колокольчиком пойман, он становится водящим.

Веселая игра, правда? А теперь садитесь, мы продолжаем.

Ребенок (5): Пятый день Масленицы называется «Вечерка». В этот день  папа приглашает в гости бабушку (мамину маму) и угощает ее блинами.

Воспитатель: блины на Масленицу ели с маслом, со сметаной, с мясом и с грибами. А вы, наверное, больше всего любите сладкие блины – со сгущенным молоком или с вареньем. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Назови варенье». Я буду бросать вам мяч и называть ягоду или фрукт, из которого сварено варенье, а вы мне будете бросать мяч обратно и говорить, как такое варенье называется.

Игра «Назови варенье»:

Варенье из черники – черничное

Варенье из брусники – брусничное

Варенье из малины – малиновое

Варенье из яблок – яблочное

Варенье из клубники – клубничное

Варенье из вишни – вишневое

Воспитатель: Суббота – посиделки. Красны девицы и добрые молодцы собирались вместе для бесед и пения песен.  Девушки во время зимних посиделок занимались нужными делами: пряли, ткали, делали маленьких куколок-Маслениц. (Воспитатель показывает детям домашнюю куклу-Масленицу, дает ее рассмотреть, подержать в руках). Для чего делали такую куколку? (Ответы детей) Хотите сами попробовать сделать такую домашнюю Масленицу? (Ответы детей). Тогда присаживайтесь к столу.

Дети садятся за стол, рассматривают подготовленные воспитателем материалы.

Из чего же мы будем делать нашу Масленицу? Из того же, из чего ее делали в старину. Я просила вас запомнить считалку про зайку серого. Давайте вспомним ее сейчас: «Зайка серый, куда бегал? – В лес зеленый. Что там делал? – Лыко драл»

А что такое лыко? (Ответы детей) Лыко – это кора деревьев, разделенная на тонкие полоски. Из лыка в старину делали очень многие вещи: посуду, мочалки для мытья, плели лапти. Мы сегодня сделаем куклу-Масленицу из липового лыка. Вот оно какое, потрогайте. На что похоже? (Ответы детей)

Дети вместе с воспитателем приступают к изготовлению куклы. (Во время работы тихо звучат русские народные песни). Из лыка делаются руки куклы, голова и туловище, все элементы перевязываются и закрепляются при помощи пряжи.

Воспитатель: Теперь нужно нашу Масленицу нарядить. У нас есть лоскутки ткани, из них мы сделаем фартук. Выбирайте, какой цвет вам по душе. Фартук мы подвяжем красивым пояском. (Дети подбирают ткань для фартука, закрепляют его на туловище куклы тесьмой).  А теперь повяжем голову куклы платочком (Воспитатель показывает детям, как лучше завязать лоскуток ткани на голове куклы). Вот и готовы наши Масленицы! Какие они красивые и нарядные! Вечером вы заберете их домой, и они будут оберегать вас весь год. А может быть, вы захотите их кому-нибудь подарить.

  Сидеть на месте устали? Давайте отдохнем немножко!

Динамическая пауза «Весна-Красна»:

Весна-красна, ты с чем пришла? (Руки в стороны, поклониться.)
С цветами, с травой, с лошадкой вороной. (Руками указать на траву, цветы, взять поводья.)
Мы на ней поскачем по траве луговой, (Подскоки на месте.)
К воде ключевой. (Наклониться, зачерпнуть воображаемую воду.)
Солнышку улыбнёмся, (Соответственно.)
И домой вернёмся. (Сесть на свои места.)

Воспитатель: Садитесь скорее, нам осталось еще узнать, чем  же заканчивается праздник Масленицы.

Ребенок (6): Последний день Масленицы – воскресенье – «Проводы». В этот день жгут костры, чтобы прогнать зимнюю стужу, сжигают чучело Масленицы. А еще этот день называют Прощенным Воскресеньем – люди просят друг у друга прощения за все ошибки и обиды.

Один из детей рассказывает стихотворение:

Пришло время с Масленицей проститься

И друг другу повиниться,

Все обиды и ссоры простить,

Чтоб красиво и честно зажить!

Воспитатель: Вот мы и узнали о том, как в старину праздновали Масленицу. Что мы с вами сегодня делали? Что вы узнали нового? Что вам понравилось, а что не понравилось? (Ответы детей) 

Я хочу вам дать домашнее задание: дома с родителями сделайте куколку-Масленицу из ниток или бумаги или нарисуйте ее и принесите в детский сад.

А теперь мы с вами пойдем на улицу, и я вам покажу еще игры, в которые играют на Масленицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки с детьми подготовительной группы №5 ОНР МДОУ №13 «БУРАТИНО»

Развитие  речевой активности, быстроты мышления и реакции, творческих способностей, воображения; выработка умения играть в команде....

Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Защитники Привольной».

данного занятия вы не встретите нигде, т.к. оно было разработано мной специально для расширения, углубления и закрепления знаний детей о родной станице Привольной, ее истории и героях. Авторы Ксенз В....

Конспект занятия с детьми подготовительной группы, составление рассказов разных видов по сюжетной картине «Кошка с котятами»

Программное содержание: Совершенствовать умение детей строить разные типы высказываний (описание, повествование), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предлож...

Конспект НОД с детьми подготовительной группы «Путешествие Капельки»

Конспект НОД с детьми подготовительной группы  «Путешествие Капельки»Программные задачи: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. О...

Конспект НОД с детьми подготовительной группы с использованием ИКТ "Знакомьтесь-зима"

В конспекте НОД  дети знакомятся с основными приметами и признаками зимы....

Поможем звездным человечкам: конспект занятия с детьми подготовительной группы

Нравственное  воспитание, дружба, этикет. Образовательная область «Познание»....

Лес – великая страна: конспект занятия с детьми подготовительной группы

Экологическое воспитание детей. Уточнить и расширить представления детей о лесе – сообществе животных и растений, о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга. Обр...