Конспект занятия с детьми подготовительной группы, составление рассказов разных видов по сюжетной картине «Кошка с котятами»
методическая разработка (обучение грамоте, подготовительная группа) по теме

Полякова Вера Ивановна

 

Программное содержание:

 

  1. Совершенствовать умение детей строить разные типы высказываний (описание, повествование), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания.
  2. Познакомить с новым видом высказывания — рассуждением.
  3. Формировать умение выбрать наиболее точное слово при формулировании мысли и правильно его применить.
  4. Продолжать учить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.
  5. Упражнять детей в использовании сложносочиненных и сложноподчиненных предложений
  6. Развивать творческое воображение.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Учебный материал №1714.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия
с детьми подготовительной группы,
сопоставление рассказов разных видов
по сюжетной картине «Кошка с котятами»

Воспитатель высшей категории

ГБДОУ №14 Красносельского района

Полякова Вера Ивановна

Санкт-Петербург 2012 г.

Программное содержание:

 

1. Совершенствовать умение детей строить разные типы высказываний (описание,
повествование), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между
предложениями и частями высказывания.

2. Познакомить с новым видом высказывания — рассуждением.

3. Формировать умение выбрать наиболее точное слово при формулировании
мысли и правильно его применить.

4. Продолжать учить согласовывать существительные и прилагательные в роде,
числе и падеже.

5. Упражнять детей в использовании сложносочиненных и сложноподчиненных
предложений

6. Развивать творческое воображение.

Сегодня мы будем составлять рассказы по картине. Кто изображен на картине, мы

узнаем, если правильно отгадаем ребус (см. приложение).

1. Как называется эта картина?

Картина называется «Кошка с котятами» (с этой картиной дети встречались в
разных возрастных группах с определенной целью)

 

* Какие виды рассказов вы знаете?

- Мы знаем описательные и повествовательные рассказы

* Какой рассказ мы называем описательным?
В описательном рассказе мы:

- называем объект, который нарисован на картине
- потом перечисляем признаки и действия
- и в конце мы говорим, что нам нравится или что не нравится

* Что представляет собой повествовательный рассказ?
Повествовательный рассказ это история, в которой рассказывается о том, что происходит
с объектом, происходило или будет происходить

2. Перед  вами две схемы-модели рассказов (круг и паровозик)

 * Какой схемой обозначается описание?

Описание обозначается кругом, разделенным на три части

* О чем мы будем рассказывать в каждой части описательного рассказа?
- ПЕРВАЯ ЧАСТЬ — зеленая, здесь мы называем объекты, которые на картине
- ВТОРАЯ ЧАСТЬ — красная, в ней мы рассказываем об объекте, отвечая на вопросы:
какой? какая? какие? что делает?

- ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ — синяя, здесь мы выражаем свое отношение к объектам

Ребята, вы знаете, для того, чтобы составить рассказ надо очень внимательно
рассмотреть картину:

* Кого вы видите на картине?

На картине мы видим кошку с котятами

* Что делает кошка?

Кошка смотрит, следит, наблюдает, лежит, раздумывает, мечтает, размышляет

* Что делает каждый из котят?

- Рыжий — катает, бегает

- Серый — лакает, пьет, ест, причмокивает

- Пятнистый — спит, дремлет, посапывает, похрапывает, нежится

  Слушайте задание — придумайте красивые слова о том, что я буду называть
(игра с мячом):

Кошка (какая?) ...... пушистая, заботливая, большеглазая, ......

Котенок с клубком (какой?) ...... Еще какой?

Серый котенок (какой?) ......

Котенок, который спит (какой?) ......

Клубки (какие?) ......

Коврик (какой?) ......

Молоко (какое?) ......

Молодцы! Подобрали много красивых слов.

- Чем похожи котята? Какие они? (маленькие, пушистые, забавные, милые)
- Чем отличаются котята друг от друга? Что у низ разное? (один котенок рыжий, второй
черно-белый, третий пестрый). Правильно они отличаются окраской шерсти.

- Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой
котенок по характеру.

- Как назовем кошку? (Мурка, Василиса, Муся)

- Рыжего? — Рыжик, Игрунчик, Васька, Весельчак, Шустрик
- Серого? — Мурзик, Пушок, Боря

- Черно-белого — Соня, Дрема, Степашка

Очень хорошо!

Следующее задание - «Продолжите предложение»:

 
Котенок прижался к кошке, потому что ......

Серый котенок жадно смотри в тарелку, потому что ......
Кошка лежит на коврике и ждет, когда ......

Рыжий котенок играет, а серый ......

* Ребята, как по-другому можно назвать рыжего котенка?

- Шалун, Озорник, Весельчак, Проказник ......

Мы рассмотрели картину и теперь можем составить рассказ. Не забывайте
про схему-модель описания и о том, что в рассказе должно быть три части.

(Один ребенок составляет описательный рассказ по картине)

3. Расскажи стихи руками «Котята»

(см. приложение)

4. Теперь составим повествовательный рассказ

* Какой моделью обозначаем повествовательный рассказ?

Повествовательный рассказ обозначаем поездом, у которого вагончики разного цвета

I. О чем будем рассказывать в первой части?

 

* В первой части расскажем о том, с чего все начиналось, что было до этого
момента. Вспомните, каких слов начинаются многие рассказы?
- Однажды, как-то раз, дело было, это произошло......

* Как вы думаете, кто оставил корзину с клубками?
(варианты детей)

* Теперь давайте придумаем начало рассказа. Вариантов может быть несколько.

Я начну, а вы продолжите:

- Однажды бабушка сидела у телевизора и вязала. Вдруг...

- Дело было вечером, котята спали и вдруг...

- Как-то раз мама принесла в комнату корзину с клубками и...

- Это произошло, когда дома никого не было. Неожиданно...

Молодцы! У нас получились разные интересные варианты начала рассказа.

II. Вспомните, что обозначает второй вагончик?

* Второй вагончик это вторая часть сюжетного расск

аза, в которой мы
рассказываем о том, что видим на картине.

Я думаю, что с этим вы легко справитесь!

III. У нас остался третий вагончик, это конец рассказа. В этой части надо будет

придумать, что будет происходить потом.

Кто готов представить нашему вниманию свой повествовательный рассказ,

состоящий из трех частей?

Воспитатель оценивает рассказ ребенка с точки зрения:
- соблюдения структуры высказывания: зачин, сюжет, завершенность;
- умения связно выстраивать высказывание;

- владения языковыми навыками;

- владения интонационной выразительностью.

5. Мы придумали сегодня два хороших рассказа: описательный и
повествовательный.

* Ребята, как вы думаете, хорошо кошачьей семье живется в этом доме?
- ...... да, ...... нет

* Докажите, почему вы так считаете
(дети говорят, а воспитатель мягко опровергает их)

* Хорошо, хорошо! Вы меня убедили.

Интересно, а вы заметили, что у вас получился еще один рассказ, который называется
РАССУЖДЕНИЕ?

* Как вы думаете, почему его так назвали?
(ответы детей)

*Для этого рассказа есть тоже своя модель - «?», состоящая из трех частей. Это значит,
что рассказ - рассуждение тоже имеет всегда начало, середину и окончание

6. Итак, давайте вспомним, какие рассказы мы сегодня составляли:


- Мы сегодня составляли описательный рассказ, повествовательный и рассказ-
рассуждение.

Умницы! Вы справились с этой нелегкой задачей. СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» в старшей группе. Составление коллективного рассказа по серии сюжетных картин на тему «Благородный поступок»

Этическая беседа является формой ознакомления детей с моральными нормами. Этическое развитие дошкольника связано с развитием его морального сознания. Этической беседа называется потому, что ее предмет...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе. Составление коллективного рассказа по серии сюжетных картин на тему «Некрасивый поступок»

 Этическая беседа является формой ознакомления детей с моральными нормами. Этическое развитие дошкольника связано с развитием его морального сознания. Этической беседа называется потому, ч...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» в подготовительной к школе группе. Составление коллективного рассказа по серии сюжетных картин на тему «Нечестный поступок»

Полноценная подготовка ребенка к школе предполагает умение детей работать с серией картинок, объединенных единым содержанием.  При этом дошкольник должен не только самостоятельно выложить логичес...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе. Составление коллективного рассказа по серии сюжетных картин на тему «Собака и вороны»

Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности,  в том числе и чере...

Составление рассказа по сюжетной картине «Кошка с котятами"

Конспект занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе...

Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ для детей второй младшей группы на тему: «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ «КОШКА С КОТЯТАМИ»».

У детей формируются  умения внимательно рассматривать персонажей картины,обучаются мыслительным действиям, ведущим к перечислению объектов на картине, к преобразованию выбранного персонажа во вре...