Дополнительная общеразвивающая программа
рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Ильдейкина Анжелика Юрьевна

«Фантазия»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fantaziya_1.docx47.97 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 37

города Кузнецка


                                                                  Утверждено Приказом 1Б 31.08.2016

Принята                                                            Заведующий МБДОУ ДС № 37 г. Кузнецка                

Педагогическим советом                                   И. В. Пиунова ________________

МБДОУ ДС №37 г. Кузнецка

Протокол №1 31.08.2016    

 Дополнительная  общеразвивающая программа «Фантазия»

для детей 3-4 лет

Срок реализации - 1год

                                          Программа составлена воспитателем:

                                            Ильдейкиной Анжеликой Юрьевной

                                               

                                                   Кузнецк 2016 год

1.Пояснительная записка.

             Направленность программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Фантазия» художественной направленности определяет содержание и организацию по художественному развитию вне требований основной образовательной программы дошкольного учреждения МБДОУ ДС № 37 г. Кузнецка. Программа направлена на развитие эстетических чувств детей, художественное восприятие,  формирование интереса к занятиям художественной направленности.

            Актуальность программы. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства  на личность, благодаря которому у них формируется художественные чувства и вкус.

Эстетическое воспитание – сложный и длительный процесс, дети получают художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности,  среди которых большое место занимает рисование, лепка,  аппликация. Уже с раннего возраста у ребёнка должно развиваться чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой  и гармонично развитой личности.

Формирование творческой, целостной  личности - это одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Как говорил  В. А . Сухомлинский  «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами : чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, реальной жизни.

               Новизна. Техники и приёмы, используемые в дополнительной общеразвивающей программе «Фантазия», основной образовательной программой дошкольного учреждения МБДОУ ДС № 37 г. Кузнецка не использованы.  

Нетрадиционные материалы раскрепощают ребенка,   дают ему уверенность в успехе работы.

              Художественно-творческая деятельность интересна, увлекательна для детей  т.к. есть возможность передать свои  впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка пластилина, бумаги. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивления. Занятия направлены на развитие у детей творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее  и продуктивнее станет деятельность его воображения. А творческая личность – это достояние всего общества!

Цель программы:

Развитие творческих способностей и задатков, заложенных в ребёнке через необычные и новые для ребёнка формы работы.

Задачи программы:

Обучающие:

-Формировать умение следовать устным инструкциям.

-Знакомить с различным многообразием художественных материалов, их свойствами и приёмами работы с ними.

-Создавать условия для развития ребёнка как личности, мастера ,художника.

-Знакомство со способами аппликации из различных материалов, техникой моделирования, создание мозайки на пластилиновой основе.

Развивающие:

-Развивать внимание, память, образное мышление, логическое и пространственное воображение.

-Развивать у детей способность работать точными движениями пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

-Всестороннее  интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными  приёмами лепки, аппликации, художественного конструирования.

Воспитательные:

-Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца.

-Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

-Воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.

- Воспитание у детей эстетического отношения к действительности.

             Возраст детей: 3-4 года

               Срок   реализации:

Программа рассчитана на 1 год

                 Формы работы:

Для успешного освоения программы, численность детей на занятии составляет 7-8 человек. Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по август, во второй половине дня. Продолжительность занятий 20 мин.

Групповая;

Коллективно-творческая;

Основной вид занятий – практический.

Используются следующие методы и приемы:

Информационно-рецептивный (рассматривание, наблюдение, образец, показ взрослого);

Репродуктивный – это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма (прием – повтора);

Эвристический – метод направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно;

Исследовательский – направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии, творчества;

Ожидаемый результат:

К концу года реализации программы дети будут знать:

-о разнообразии материалов, из которых можно делать поделки;

-о свойствах и качествах различных материалов;

-о способах соединения частей между собой;

-о технической безопасности во время работы с ножницами, клеем.

Дети будут уметь:

-С помощью средств выразительности и различных материалов создавать индивидуальные работы.

- Анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей.

Формы подведения итогов реализации программы:

- Составление альбомов лучших работ.

- Проведение выставок детских работ.

- Участие в конкурсах и тематических выставках.

Работа с родителями:

Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями художественного творчества.

  1. Учебно-тематическое планирование

Вид деятельности

Общее кол-во занятий

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2.

Аппликация из природного материала

3

0,5

2,5

3.

Техника обрывной аппликации

3

0,5

2,5

4.

Аппликация из ниток и ткани

4

0,5

3,5

5.

Мозаика на пластилиновой основе

3

0,5

2,5

6.

Конструирование из бумаги и коробок

2

0,5

1,5

7.

Аппликация из комочков бумаги

3

0,5

2,5

8.

Тестопластика

1

0,2

0,8

9.

Печатание на пластилиновой основе

2

0,5

1,5

10.

Аппликация из круп

2

0,5

0,5

11.

Аппликация из ваты

2

0,5

1,5

12.

Моделирование из природного материала

6

0,5

5,5

13.

Аппликация на основе цилиндра

1

0,5

0,5

  1. Календарно-тематическое планирование

Рлоор     Месяц

Содержание работы

Количество занятий

октябрь

I

Вводное теоретическое занятие «Мы фантазеры»

Цель:  показать разнообразие природного и искуственного материала, его свойств и использование их в работе. Повторение правил по технике безопасности (пользования ножницами, клеем).

1

II

Моделирование из веточек и пластилина «Дерево»

Цель: учить закреплять веточки при помощи пластилина, создавая макет дерева. Развивать мелкую моторику рук.

1

III

Аппликация из крупы «Вкусная груша»

Цель: учить аккуратно распределять крупу по контуру. Развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию.

1

IV

Аппликация из яичной скорлупы «Цыпленок в яичке»

Цель: учить равномерное распределять скорлупу по контуру. Развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию.

1

ноябрь

I

Моделирование из скорлупы грецкого ореха «Кораблик»

Цель: учить деталь нанизывать   на спичку, с помощью пластилина закреплять готовую деталь внутри пластилина.

1

II

Моделирование из скорлупы грецкого ореха «Черепашка»

Цель: учить аккуратно намазывать клеем край скорлупы, наклеивать на заготовки, прижимая салфеткой. Развивать мелкую моторику рук.

1

III

Моделирование из семечек и картофеля «Ёжик»

Цель: учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию.

1

IV

Тестопластика с раскрашиванием «Угощение»

Цель: учить раскатывать тесто между ладонями прямыми и круговыми движениями рук, сплющивать, соединять концы, прижимая их друг к другу.

1

декабрь

I

Аппликация из ваты «Снеговик»

Цель: учить наклеивать кусочки ваты и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями.

1

II

Аппликация из ваты «Снегурочка»

Цель: закреплять навыки наклеивания кусочков ваты на картон. Развивать творческие способности.

1

III

Аппликация на основе цилиндра «Фонарик»

Цель: продолжать учить приёму работы с ножницами, выполнять аппликацию на картоне в форме цилиндра. Развивать воображение, творческую фантазию.

1

IV

Конструирование из полосок бумаги «Гирлянда»

Цель: учить намазывать клеем концы полосок, соединять в кольцо, склеивать. Закреплять умение пользоваться ножницами.

1

январь

I

Мозаика на пластилиновой основе «Подсолнух»

Цель: учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять семена подсолнечника на основе из пластилина.

1

II

Мозаика на пластилиновой основе «Стручки гороха»

Цель: учить закреплять горох на основе из пластилина. Развивать мелкую моторику рук, образное восприятие.

1

III

Моделирование из шишек «Сова»

Цель: развивать умение скреплять детали с помощью пластилина,  дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа.

1

февраль

I

Аппликация из обрывков бумаги «Цыплёнок»

Цель: учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги, заполнять пространство кусочками бумаги неправильной формы.

1

II

Аппликация из обрывков бумаги «Рыбка»

Цель: продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять необходимыми деталями.1

1

III

Аппликация из обрывков бумаги «Зайка беленький»

Цель: продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять изображение при помощи фломастеров необходимыми деталями.

1

IV

Аппликация из комочков бумаги «Гусеница»

Цель: учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу.

1

март

I

Аппликация из комочков бумаги «Мимоза»

Цель: продолжать учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять сюжетную аппликацию

1

Моделирование из шишек «Лесовик»

Цель: развивать умение работать с природными материалами, учить соединять детали с помощью пластилина.

1

II

Аппликация из комочков бумаги «Овечка»

Цель: учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу.

 

1

III

Аппликация из ниток «Собачка»

Цель: учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать технические навыки.

1

IV

Аппликация из ниток «Котёнок с клубком»

Цель: продолжать  учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать творческие способности.

1

апрель

I

Аппликация из семян тыквы «Верба»

Цель: учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать эстетическое восприятие.

1

II

Аппликация из семян тыквы «Ромашка»

Цель: продолжать учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать чувство композиции, воображение, творчество.

1

III

Мозаика на пластилиновой основе «Железная дорога»

Цель: учить закреплять спички на основе из пластилина, создавать композицию. Развивать воображение, творчество.

1

IV

Конструирование из коробок с элементами аппликации «Поезд» (коллективная работа)

Цель: учить соединять детали способом склеивания, создавать композицию. Развивать конструктивные способности.

1

май

I

Печатание на пластилиновой основе «Гусеница»

Цель: учить создавать композиции способом печатания. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа.

1

II

Печатание на пластилиновой основе «Неваляшка»

Цель: продолжать учить создавать композиции способом печатания. Подбирать крышки по размеру для создания образа. Дополнять деталями.

1

III

Аппликация из ткани «Красивое платье»

Цель: учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию.

1

IV

Аппликация из ткани «Чудесное окошко»

Цель: продолжать учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения.

1

  1. Содержание дополнительной образовательной программы

Вводное занятие

Теория: показать разнообразие природного и искуственного материала, его свойств и использование их в работе, повторить правила по технике безопасности (пользование ножницами, клеем).

Практика: дать тактильно ознакомиться с материалами, его свойствами

1. Аппликация из природного материала (3 занятия).

Теория: показать разнообразие природного материала, его свойств и использование их в работе. Повторение правил по технике безопасности (пользования ножницами, клеем).

Практика: создание изображений из яичной скорлупы, семян

2. Техника обрывной аппликации (3 занятия).

Теория: знакомство с техникой обрывной аппликации.

Практика: выполнение сюжетной аппликации из скатанных комочков салфетки.

3. Аппликация из ниток и ткани (4 занятия).

Теория: особенности работы по данному виду творчества.

Практика: мелко нарезанными нитями передавать эффект «пушистой шерстки».

4. Мозаика на пластилиновой основе (3 занятия).

Теория: закреплять методы работы с пластилином (отделять от большого куска пластилина мелкие кусочки, расплющивать их, крепить детали на пластилиновую основу).

Практика: создание барельефов и мозаики на пластилиновой основе.

5. Конструирование из бумаги и коробок (2 занятия).

Теория: использование в работе ножниц, клея.

Практика: развивать конструктивные способности, создавая композицию.

6. Аппликация из комочков бумаги (3 занятия)

         Теория: знакомство с новым способом изображения предмета

         Практика: комкание бумаги, создание целого образа из частей

7. Тестопластика (1 занятие)

        Теория: знакомство с тестом и его свойствами

      Практика: создание разнообразных угощений, раскрашивание

8. Печатание на пластилиновой основе (2 занятия)

       Теория: знакомство с приемом печатания

       Практика: создание композиций

9. Аппликация из круп (1 занятие)

Теория: познакомить с нетрадиционным приемом выделения цветом нарисованного силуэта, крупой

Практика: создание картин на картонной основе

10. Аппликация из ваты (2 занятия)

Теория: рассказать, что бросовый материал вату и пластиковую соломку можно использовать в ручном труде

Практика: создание образа Матрешки, Снегурочки и снеговика с помощью этого материала

11. Моделирование из природного материала (6 занятий)

Теория: рассказать, что с помощью природного материала можно создавать красивые поделки

Практика: создание модельных поделок

12. Аппликация на основе цилиндра (1 занятие)

Теория: повторить правила безопасности при работе с ножницами

Практика: выполнение аппликации на картоне в форме цилиндра

  1. Методическое обеспечение программы

Настоящая программа является дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана развивать у детей умение не только репродуктивным путем осваивать различные приемы и техники, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

Программа разработана с учетом тематического плана основной программы, в результате чего у детей совершенствуются и закрепляются знания, полученные на занятиях в группе. Темы программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным. При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);

Принцип творчества, развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;

Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;

Индивидульно-личностного подхода: учета индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;

Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития;

Принцип системности, последовательности;

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, поэтому мышление упирается на восприятии и представлении:

Связь обучения с жизнью. Изображение должно упираться на впечатление полученное ребенком от действительности.

Методы проведения занятия: словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки. Каждое занятие программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение заданий. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа – информации или беседы. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию мышления, наблюдательности, внимания, воображения.

В процессе работы постоянно напоминается детям о соблюдении правил гигиены и техники безопасности.

  1. Требования к условиям реализации программы

1.Материально-технические условия реализации программы:

Бумага;

Бумажные салфетки;

Ножницы;

Вата;

Природный материал (шишки, сухие листья, веточки, семена, скорлупа грецкого ореха)

Крупы;

Текстильный материал;

Клей;

Спички;

Коробки;

Пластилин;

Тесто;

Гуашь;

Цветные карандаши;

Фломастеры.

2. Способы работы:

Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги;

Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций;

Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение;

Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток;

Наклеивание ниток и ткани на плоскостное изображение;

Скрепление различных деталей;

Скатывание ниток в клубок;

Моделирование из природного материала: скорлупы грецкого ореха., семечек, гороха, веточек, камешков.

Комбинирование природных материалов с различными другими материалами;

Конструирование из коробок с элементами аппликации;

Лепка предметов из теста;

Выкладывание мозаики на пластилиновой основе;

Печатание штампами на пластилиновой основе.

  1. Литература

1. Закон Российской Федерации «Об образовании», ст.9, ст.14, п.5

2. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» Письмо МО РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844.

3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (от 23.11.2009 г.);

4. Сан Пин 2.4.1.1249-03;

5. Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. Изд.: Лист, 1998. - 192с.

6.Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различным материалом. М: Пед.общ.России, 2002. - 147с.

7.Ерёменко Н.И. Конструирование из подсобных материалов. Изд.: Корифей, 2011.-96 с.

8. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М.  Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Изд.: Сфера, 2006. - 128 с;

9.Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. - 256 с.

10. Немешаева Е. Зернышко к зёрнышку. М.: Айрис-Пресс, 2010. - 48 с.

11.Прудова В., Лежнева Л. Игрушки из природных материалов. СПб.: Валери СПД, 1998. - 96 с.

12.Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольников Бумажная пластика. Изд.: Педагогическое общество России, 2007. - 64 с.

13.Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Владос, 2008. - 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...