Использование современных видов конструкторов в процессе развития познавательных способностей дошкольников
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Жидовинова Оксана Валерьевна

    Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также познавательной деятельности – вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создание особых условий в образовании детей, в связи с этим огромное значение отведено – конструированию. Именно конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития познавательных и творческих способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.

                      Актуальность использования современных развивающих конструкторов значима в свете внедрения и реализации ФГОС ДО, так как является великолепным средством для познавательного развития дошкольников. При работе с конструкторскими моделями затрагивается проблема развития логического мышления детей.

                Влияние конструктивной деятельности на умственное развитие детей изучал А.Р. Лурия. Он сделал вывод о том, что упражнения в конструировании оказывают существенное влияние на развитие ребенка, радикально изменяя характер познавательной деятельности. Работа с современными образовательными конструкторами дает ребенку возможность через познавательную игру легко овладевать способами и методами конструирования, сопоставления, проектирования. Хотелось бы отметить что - конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка.

При этом у ребенка развиваются личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность. Развивается способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идею, планировать решение и реализовывать её, что и является результатом образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Что такое образовательный конструктор?

Во-первых, конструктор должен стремиться к бесконечности, т. е. предлагать такое количество вариантов конструирования, которое только способен придумать педагог и ребенок, он не должен ограничивать воображение.

Во-вторых, в конструкторе должна быть заложена идея усложнения, которая как правило обеспечивается составляющими элементами, деталями конструктора, которые делают конструирование разнообразным и в перспективе сложным.

В-третьих, набор для конструирования должен входить в линейку конструкторов обеспечивающих возможность последовательной работы с каждым набором, в зависимости от возраста детей и задач конструирования.

В четвертых, нести полноценно смысловую нагрузку и знания, которые выражаются в осмысленном создании и воспроизведении детьми моделей объектов реальности из деталей конструктора.

В результате конструирования дети демонстрируют степень освоенности ими знания и предметно-чувственного опыта.

Отвечающий этим критериям конструктор способен выполнить серьезную задачу по развитию логического мышления, познавательных способностей и творчества.

При этом важно, что, с одной стороны, ребенок увлечен творческо-познавательной игрой, с другой применение новой формы игры, способствует всестороннему развитию в соответствии с ФГОС.

Однако не все современные развивающие конструкторы обладают перечисленными качествами. К сожалению, производители детских конструкторов не задумываются о стимулировании детского творчества и познавательной активности при выпуске развивающих игрушек. На данный момент создана ситуация, когда подавляющее большинство новых детских конструкторов являлись лишь вариациями на тему классических LEGO. При этом основная черта развивающего конструктора – возможность создавать разнообразные модели из набора стандартных деталей, практически исчезла.

Во всех современных наборах присутствуют индивидуально изготовленные детали, позволяющие собрать модели, максимально похожие на реально существующий объект. Занятия с таким конструктором становятся более «играбельными» – хотите играть ветеринаром, соберите ветеринарную клинику, принцессой – соберите замок из соответствующего мультфильма. А где же сказка? Где элементы фантазии, воображения, того, что называется техническим творчеством? Их зачастую просто нет. Научившись скреплять металлические полоски винтиками, ребёнок сможет пользоваться этим навыком во взрослой жизни. Умея создавать трёхмерные объекты из пространственных пластиковых элементов, он в будущем без проблем освоит мастерство дизайнера, обретёт художественный вкус, сможет легко понять строение молекул ДНК или механизм взаимодействия электронов. Поэтому появление в наборах индивидуальных деталей, зачастую составляющих до 50% всех элементов конструктора, является не улучшением, а ухудшением его развивающих свойств. Процесс творчества фактически исчезает, и вся игра сводится к установке нужной детали в обозначенное инструкцией место. Хорошая гимнастика для рук, но никак не для ума! Возможно, ребёнок поймёт, каким свойством обладает той или иной крепёж деталей, сообразит, что руки робота двигаются благодаря электромотору, а управление машинкой происходит при помощи беспроводной связи. Да, он будет знать общие принципы создания предметов, но не сможет найти им прикладного применения. Скрепляя детали друг с другом, ребёнок безусловно разовьёт мелкую моторику. Он сумеет собрать вертолёт по прилагаемой схеме, но даже не будет пытаться создать из этого же набора автокран. Зачем, когда можно приобрести соответствующий, индивидуальный набор!!!

С конструкторами типа «Лего» справится любой ребёнок. Это  привлекает педагогов и родителей в первую очередь. Да, для взрослых простота решения задач безусловно является привлекательной, но стоит ли настолько упрощать ребёнку процесс знакомства с окружающим миром? Внешне создаётся впечатление, что использование пластиковых кирпичиков и их всевозможных клонов предоставляет неограниченный простор для фантазии. Из них можно собрать автомобиль или космический корабль, а докупив соответствующий комплект электромоторов, шестерёнок, контроллеров и модулей беспроводной связи, собрать высокотехнологичную модель. И здесь возникает первое «но».

Первая тенденция заключается в отказе производителя выпускать универсальные игровые наборы. В случае с «Лего» эта тенденция проявляется все сильнее, так как большинство наборов пластикового конструктора давно уже стали исключительно специализированными. Процесс технического творчества превращается в построение стандартных конструкций по жёстко заданной схеме, при этом приобрести набор, позволяющий создавать произвольные, оригинальные модели практически невозможно. Родители, которые заинтересованы в том, чтобы создать своему ребёнку простор для фантазии и воображения, вынуждены покупать вместо одного набора несколько. Остальные предпочитают приобретать то, что рекомендует производитель, то есть бесконечные серии «вариаций на тему».

Вторая тенденция заключена в превращении творческого развивающего процесса, в развивающий механические навыки сборки. Общеизвестно, что игра является способом взросления ребёнка, она облегчает ему переход из воображаемого игрового пространства во взрослый реальный мир. Далее следует этап непосредственно технического творчества к которому ребёнок проявляет склонность в случае, если его не привлекают гуманитарные занятия (изобразительное искусство, музыка, спорт). Однако работа с конструкторами типа «Лего» совершенно не обеспечивает дальнейший переход к полноценному техническому творчеству. Безусловно, они хороши для детей младшего дошкольного возраста, так как довольно близки к традиционным детским «кубикам», с которыми играет любой малыш. Однако пробудить интерес старшего дошкольного возраста к техническому творчеству подобные конструкторы не способны.

Третьей тенденцией является отказ от постепенного усложнения творческого процесса, без которого немыслимо развитие ребёнка. Вместо придумывания собственных конструкций ребёнку предлагают готовые схемы, усложняющиеся только в техническом смысле: неподвижная модель – подвижная модель – дистанционно управляемая модель. Максимум, что может извлечь ребёнок из занятий с подобным конструктором – это приобрести навыки «продвинутого пользователя», причём ключевым словом здесь является «пользователь».

 Становится очевидно то, что, к сожалению, современные конструкторы в массе своей не являются полноценными развивающими игрушками. Благодаря максимальной «играбельности» наборов ребёнок надолго застревает в игровой реальности. В результате он часто оказывается неприспособленным к переходу во взрослый мир, где успех сопутствует в первую очередь тому, кто обладает навыками созидания.

Часть родителей, и, к сожалению, педагогов, считают, что важным для развития ребёнка является сам процесс игры, а не его конечный результат. Однако простота и удобство обращения с игрушками приводит к тому, что в процессе взросления ребёнок переносит черты игрового мира на окружающую действительность, предпочитая имитацию деятельности реальному труду.

К счастью, в последнее время на рынке игрушек стали появляться действительно современные развивающие детские конструкторы, стимулирующие познавательный творческий потенциал ребёнка, развивающие его воображение и фантазию. Их главной особенностью является универсальность, когда из одного и того же набора деталей можно создавать не только предлагаемые разработчиком, но и свои собственные, авторские модели и изобретать всевозможные фантастические конструкции. Играя с таким конструктором, ребёнок ощущает себя творцом и властелином собственного мира, мира подлинного технического творчества. С этим конструктором ребёнок учился моделировать не потребительскую реальность по принципу «создай предмет и забудь о нём», а сам процесс построения какой-либо вещи, процесс реального производства, когда любая техническая новинка создаётся инженерами из ограниченной номенклатуры существующих деталей. Этот конструктор с успехом выполнял одну из главных задач воспитательного процесса – адаптацию ребёнка к реалиям взрослого мира, показывая возможность производства чего-либо нового с позиции создателя, а не потребителя. И показывал детям, что в игре действуют те же физические законы, что и во взрослом мире, например, модели должны сохранять устойчивость, а соединения деталей – надёжность.

Современные родители могут сказать, что такие свойства конструктора необходимы для ребёнка с ярко выраженными техническими наклонностями, а вот будущему гуманитарию они абсолютно не к чему. Однако проблема заключается в том, что ни родители, ни педагоги не в состоянии определить, какой путь развития выберет для себя ребёнок. Можно с полным правом утверждать, что отсутствие созидательных навыков при наличии одних лишь пользовательских потребностей снижают адаптационные способности ребенка, делая его инфантильным, не приспособленным к взрослой жизни.

Классификация современных конструкторов

Точная классификация детских конструкторов, которая включала бы в себя самый широкий набор характеристик, до сих пор не разработана. Наиболее универсальным является разделение по материалу изготовления: металлические, деревянные, пластиковые и магнитные. В свою очередь, конструкторы из магнитных элементов можно разделить на металломагнитные и смешанные – состоящие из пластиковых деталей на металлизированной магнитной основе.

В последнее время возродились конструкторы из кирпичиков – силикатных или глиняных блоков, а также из натуральных камней различной формы, позволяющей собирать плоские фигуры или объёмные модели. Появилось и семейство «мягких» конструкторов с элементами из ковролина, полимерной массы или вспененной резины.

Детские конструкторы можно также разделить по так называемому «критерию объёмности» на двухмерные (плоские) и трёхмерные (объёмные).

К плоским конструкторам относятся различные пластиковые и бумажные мозаики. При этом бумажные мозаики являются больше играми-головоломками, чем конструкторами. Если ребёнку или взрослому удалось собрать из нескольких сотен, а то и тысяч маленьких «пазлов» большую картину, у него вряд ли возникнет желание снова разобрать её на отдельные элементы.

В отличие от бумажных, пластиковые мозаики в виде цветных шестерёнок, колёсиков, панелек и «кнопочек» предоставляют большую свободу творчества. Из одного набора «кнопочек» можно собрать плоскую модель самосвала, домика или, например, зайчика.

Самым известным примером объёмного конструктора является LEGO. Он состоит из пластиковых плоских панелей и «кирпичиков» с шипами, позволяющих собрать трёхмерные модели зданий, сооружений и техники. Особенностью этого конструктора и его различных аналогов является технология сборки деталей, производимая «снизу вверх», когда на один, нижний элемент одевается один или несколько верхних элементов. Модель, собранную из элементов LEGO, невозможно надстроить вбок или в сторону, так как боковые грани кирпичиков совершенно гладкие, и присоединить к ним следующий элемент не представляется возможным. Фактически соединение элементов происходит по двум из 6 граней «кирпичика» – верхней и нижней.

Такие объёмные конструкторы, как российский Фанкластика предоставляют ребёнку большую свободу действий. Прямоугольные пластины  конструктора соединяются друг с другом по 6 боковым граням, а элементы – по всем 6 сторонам. Это позволяет собирать модели, которые легко надстраиваются не только вверх, но и в бок, так как элементы конструктора обладают большими степенями свободы.

Какими качествами обладает современный детский конструктор

Стилизованность                                                                                                               Это значит, что собранные модели не являются масштабными копиями реально существующих прототипов, объектов живой и неживой природы. Примером может служить самая маленькая сборная модель «муха Меккано»

Универсальность

Отдельная деталь конструктора или собранный модуль могут одновременно быть ногой робота, стрелой крана или опорой светофора. Это в равной степени зависит как от фантазии разработчика модели, так и от ребёнка, который (если позволяют технические возможности конструктора) может собрать из одного и того же набора деталей совершенно разные стилизованные, фантазийные модели.

Стандартность

Детские конструкторы различных производителей соответствуют своим стандартам формы, материалов и способов соединения деталей. При этом все наборы одного и того же производителя полностью совместимы друг с другом. Обычно конструкторы разных торговых марок не совместимы друг с другом из-за различных принципов и способов соединения элементов. Для решения этой проблемы выпускаются различные переходники.

Гендерность

Эта характеристика означает, что некоторые модели детских конструкторов разработаны специально для мальчиков (например, пистолет или танк), а некоторые – для девочек (кукольный домик, карета для принцессы). В последнее время созданы конструкторы для детей, одинаково интересные для мальчиков и девочек, например, «Тайкон», детали которого представляют разноцветные пластиковые трубочки со специальными соединителями, однако производители классических детских конструкторов стараются придерживаться гендерного подхода к разработке новых моделей и наборов.

Возрастные категории

Все детские конструкторы в зависимости от сложности сборки моделей, а иногда и от размеров деталей в наборе, принято делить на три возрастные группы. Данное деление является относительным, так как часто ребёнок 4-5 лет в состоянии собрать модель, предназначенную для детей старше 8 лет.

Характерный способ сборки моделей

Классические детские конструкторы соответствуют одному принципу «один набор деталей – одна модель». Ребёнок собирает модель по инструкции и в результате получает именно то, что изображено на картинке. Детали в таком наборе подобраны в строгом соответствии со схемой сборки, не взаимозаменяемы и не позволяют собрать из конюшни королевский замок, а из трактора – вертолёт.

Значительная часть конструкторов для детей позволяет создавать из одного и того же набора деталей несколько различных моделей, при этом предоставляя определённую свободу творчества. Например, на коробке написано, что из этого набора можно собрать дом, гараж или фонтан, при этом точных схем сборки не даётся. Обычно детали таких конструкторов достаточно универсальны, а сходство собранных моделей с реальным прототипом невысоко.

Третий тип сборки предоставляет ребёнку максимальную свободу творчества, когда он сам выбирает, что и из чего строить. Детали такого конструктора могут иметь как простую (кубики, трубочки, кирпичики), так и сложную форму (элементы Фанкластик, магнитная мозаика, панели Crystal Climbers и др.). В этом случае облик и величина моделей ограничены лишь количеством деталей в наборе.

Определённый способ соединения деталей

Классический способ сборки моделей подразумевает наличие в наборе и деталей, и соединительных элементов для сборки. Например, в Meccano детали представляют собой металлические пластинки с дырочками, шестерёнки, колёса, а соединительные элементы - болты, гайки, оси и шпильки. Для сборки моделей из такого конструктора нужен гаечный ключ и отвертка. В пластиковых конструкторах соединительными элементами могут быть различные втулки и штифты.

Большинство современных развивающих конструкторов для детей (LEGO, Fanclastic, K`NEX) состоят из элементов, которые напрямую соединяются друг с другом. При этом возможности сборки, а, следовательно, и дизайна моделей, существенно зависят от способа соединения деталей.

Техничность

Классический детский конструктор – это прежде всего техническая игрушка, предназначенная для технического, а не художественного творчества. Современный развивающий конструктор для детей отражает в себе технические достижения, касающиеся как технологии сборки моделей, так и их использования в качестве игрушки. Примером высокотехнологичного детского конструктора служит робот Spykee.

Основной критерий, который отличает детский конструктор от любого сооружения, собранного из отдельных деталей, не изменялся на протяжении двух веков. Он заключается в возможности полной разборки модели для повторной сборки без ухудшения каких-либо характеристик элементов конструктора.

Конструктивная деятельность в  процессе развития познавательных способностей дошкольников нашей группе базируется на таких принципах как: сотрудничество и содействие детей и взрослого, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка; поддержка инициативы детей; вариативность и разнообразие детской деятельности. Мы создаём условия для повышения мотивации детей в познавательно-исследовательской деятельности через конструирование, проектирование и моделирование средствами современных образовательных конструкторов.

Современные развивающие конструкторы применяются в таких видах детской деятельности как:

1. Познавательно-исследовательская деятельность – наблюдение натуральных объектов, исследование объектов окружающего мира, экспериментирование с деталями конструктора, проектирование, моделирование.

2. Игровая деятельность – использование разнообразия образовательных конструкторов во всех видах игр.

3. Коммуникативная деятельность – составление рассказов «Построй свою историю» на основе используемого оборудования.

4. Двигательная деятельность – подвижные игры и соревнования с использованием образовательных конструкторов, игровые упражнения на развитие крупной и мелкой моторики.

5. Проектная деятельность – долгосрочные и краткосрочные проекты, детско-родительские творческие выставки, фестивали.

6. Продуктивная – конструирование по схеме, инструкции, образцу, замыслу, условиям и теме.

7. Музыкальная деятельность – использование построек из конструкторов в качестве декораций к сказкам, инсценировкам, обыгрывание построек и моделей.

Таким образом, использования современных развивающих конструкторов в нашей группе указывают на то что: дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к созданию новых образов на основе опыта и к нахождению собственных оригинальных решений. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. Дети стали больше сравнивать, активнее заниматься творчеством, приобрели оригинальный склад мышления. Проявили живой интерес к знаниям.

Так же были созданы условия, для взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе, посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Одним из таких родительских проектов стал победителем в конкурсе «Мама папа я - инженерная семья» конструктор своими руками из бросового материала. В результате такого взаимодействия у родителей формируется активная позиция на основе продуктивного сотрудничества ДОО и семьи, развивается инициативность родительского сообщества в условиях введения ФГОС ДО, а также повышается компетентность родителей в вопросах современного образования с использованием современных  развивающих конструкторов.

Занимаясь с детьми конструированием хочется отметить, что это та деятельность, которая необходима детям, она доступна и совсем необязательно иметь дорогостоящие и далеко не всем финансово возможные конструкторы, ведь конструировать можно из того, что есть под руками, главное приложить усилие, фантазию, а дети с удовольствием поддержат творческую инициативу своей познавательной деятельностью.

 


 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных видов конструкторов в процессе развития познавательных способностей дошкольников

    Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также познавательной деятельности – вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создание особых условий в образовании детей, в связи с этим огромное значение отведено – конструированию. Именно конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития познавательных и творческих способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.

                      Актуальность использования современных развивающих конструкторов значима в свете внедрения и реализации ФГОС ДО, так как является великолепным средством для познавательного развития дошкольников. При работе с конструкторскими моделями затрагивается проблема развития логического мышления детей.

        Влияние конструктивной деятельности на умственное развитие детей изучал А.Р. Лурия. Он сделал вывод о том, что упражнения в конструировании оказывают существенное влияние на развитие ребенка, радикально изменяя характер познавательной деятельности. Работа с современными образовательными конструкторами дает ребенку возможность через познавательную игру легко овладевать способами и методами конструирования, сопоставления, проектирования. Хотелось бы отметить что - конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка.

При этом у ребенка развиваются личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность. Развивается способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идею, планировать решение и реализовывать её, что и является результатом образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Что такое образовательный конструктор?

Во-первых, конструктор должен стремиться к бесконечности, т. е. предлагать такое количество вариантов конструирования, которое только способен придумать педагог и ребенок, он не должен ограничивать воображение.

Во-вторых, в конструкторе должна быть заложена идея усложнения, которая как правило обеспечивается составляющими элементами, деталями конструктора, которые делают конструирование разнообразным и в перспективе сложным.

В-третьих, набор для конструирования должен входить в линейку конструкторов обеспечивающих возможность последовательной работы с каждым набором, в зависимости от возраста детей и задач конструирования.

В четвертых, нести полноценно смысловую нагрузку и знания, которые выражаются в осмысленном создании и воспроизведении детьми моделей объектов реальности из деталей конструктора.

В результате конструирования дети демонстрируют степень освоенности ими знания и предметно-чувственного опыта.

Отвечающий этим критериям конструктор способен выполнить серьезную задачу по развитию логического мышления, познавательных способностей и творчества.

При этом важно, что, с одной стороны, ребенок увлечен творческо-познавательной игрой, с другой применение новой формы игры, способствует всестороннему развитию в соответствии с ФГОС.

Однако не все современные развивающие конструкторы обладают перечисленными качествами. К сожалению, производители детских конструкторов не задумываются о стимулировании детского творчества и познавательной активности при выпуске развивающих игрушек. На данный момент создана ситуация, когда подавляющее большинство новых детских конструкторов являлись лишь вариациями на тему классических LEGO. При этом основная черта развивающего конструктора – возможность создавать разнообразные модели из набора стандартных деталей, практически исчезла.

Во всех современных наборах присутствуют индивидуально изготовленные детали, позволяющие собрать модели, максимально похожие на реально существующий объект. Занятия с таким конструктором становятся более «играбельными» – хотите играть ветеринаром, соберите ветеринарную клинику, принцессой – соберите замок из соответствующего мультфильма. А где же сказка? Где элементы фантазии, воображения, того, что называется техническим творчеством? Их зачастую просто нет. Научившись скреплять металлические полоски винтиками, ребёнок сможет пользоваться этим навыком во взрослой жизни. Умея создавать трёхмерные объекты из пространственных пластиковых элементов, он в будущем без проблем освоит мастерство дизайнера, обретёт художественный вкус, сможет легко понять строение молекул ДНК или механизм взаимодействия электронов. Поэтому появление в наборах индивидуальных деталей, зачастую составляющих до 50% всех элементов конструктора, является не улучшением, а ухудшением его развивающих свойств. Процесс творчества фактически исчезает, и вся игра сводится к установке нужной детали в обозначенное инструкцией место. Хорошая гимнастика для рук, но никак не для ума! Возможно, ребёнок поймёт, каким свойством обладает той или иной крепёж деталей, сообразит, что руки робота двигаются благодаря электромотору, а управление машинкой происходит при помощи беспроводной связи. Да, он будет знать общие принципы создания предметов, но не сможет найти им прикладного применения. Скрепляя детали друг с другом, ребёнок безусловно разовьёт мелкую моторику. Он сумеет собрать вертолёт по прилагаемой схеме, но даже не будет пытаться создать из этого же набора автокран. Зачем, когда можно приобрести соответствующий, индивидуальный набор!!!

С конструкторами типа «Лего» справится любой ребёнок. Это  привлекает педагогов и родителей в первую очередь. Да, для взрослых простота решения задач безусловно является привлекательной, но стоит ли настолько упрощать ребёнку процесс знакомства с окружающим миром? Внешне создаётся впечатление, что использование пластиковых кирпичиков и их всевозможных клонов предоставляет неограниченный простор для фантазии. Из них можно собрать автомобиль или космический корабль, а докупив соответствующий комплект электромоторов, шестерёнок, контроллеров и модулей беспроводной связи, собрать высокотехнологичную модель. И здесь возникает первое «но».

Первая тенденция заключается в отказе производителя выпускать универсальные игровые наборы. В случае с «Лего» эта тенденция проявляется все сильнее, так как большинство наборов пластикового конструктора давно уже стали исключительно специализированными. Процесс технического творчества превращается в построение стандартных конструкций по жёстко заданной схеме, при этом приобрести набор, позволяющий создавать произвольные, оригинальные модели практически невозможно. Родители, которые заинтересованы в том, чтобы создать своему ребёнку простор для фантазии и воображения, вынуждены покупать вместо одного набора несколько. Остальные предпочитают приобретать то, что рекомендует производитель, то есть бесконечные серии «вариаций на тему».

Вторая тенденция заключена в превращении творческого развивающего процесса, в развивающий механические навыки сборки. Общеизвестно, что игра является способом взросления ребёнка, она облегчает ему переход из воображаемого игрового пространства во взрослый реальный мир. Далее следует этап непосредственно технического творчества к которому ребёнок проявляет склонность в случае, если его не привлекают гуманитарные занятия (изобразительное искусство, музыка, спорт). Однако работа с конструкторами типа «Лего» совершенно не обеспечивает дальнейший переход к полноценному техническому творчеству. Безусловно, они хороши для детей младшего дошкольного возраста, так как довольно близки к традиционным детским «кубикам», с которыми играет любой малыш. Однако пробудить интерес старшего дошкольного возраста к техническому творчеству подобные конструкторы не способны.

Третьей тенденцией является отказ от постепенного усложнения творческого процесса, без которого немыслимо развитие ребёнка. Вместо придумывания собственных конструкций ребёнку предлагают готовые схемы, усложняющиеся только в техническом смысле: неподвижная модель – подвижная модель – дистанционно управляемая модель. Максимум, что может извлечь ребёнок из занятий с подобным конструктором – это приобрести навыки «продвинутого пользователя», причём ключевым словом здесь является «пользователь».

 Становится очевидно то, что, к сожалению, современные конструкторы в массе своей не являются полноценными развивающими игрушками. Благодаря максимальной «играбельности» наборов ребёнок надолго застревает в игровой реальности. В результате он часто оказывается неприспособленным к переходу во взрослый мир, где успех сопутствует в первую очередь тому, кто обладает навыками созидания.

Часть родителей, и, к сожалению, педагогов, считают, что важным для развития ребёнка является сам процесс игры, а не его конечный результат. Однако простота и удобство обращения с игрушками приводит к тому, что в процессе взросления ребёнок переносит черты игрового мира на окружающую действительность, предпочитая имитацию деятельности реальному труду.

К счастью, в последнее время на рынке игрушек стали появляться действительно современные развивающие детские конструкторы, стимулирующие познавательный творческий потенциал ребёнка, развивающие его воображение и фантазию. Их главной особенностью является универсальность, когда из одного и того же набора деталей можно создавать не только предлагаемые разработчиком, но и свои собственные, авторские модели и изобретать всевозможные фантастические конструкции. Играя с таким конструктором, ребёнок ощущает себя творцом и властелином собственного мира, мира подлинного технического творчества. С этим конструктором ребёнок учился моделировать не потребительскую реальность по принципу «создай предмет и забудь о нём», а сам процесс построения какой-либо вещи, процесс реального производства, когда любая техническая новинка создаётся инженерами из ограниченной номенклатуры существующих деталей. Этот конструктор с успехом выполнял одну из главных задач воспитательного процесса – адаптацию ребёнка к реалиям взрослого мира, показывая возможность производства чего-либо нового с позиции создателя, а не потребителя. И показывал детям, что в игре действуют те же физические законы, что и во взрослом мире, например, модели должны сохранять устойчивость, а соединения деталей – надёжность.

Современные родители могут сказать, что такие свойства конструктора необходимы для ребёнка с ярко выраженными техническими наклонностями, а вот будущему гуманитарию они абсолютно не к чему. Однако проблема заключается в том, что ни родители, ни педагоги не в состоянии определить, какой путь развития выберет для себя ребёнок. Можно с полным правом утверждать, что отсутствие созидательных навыков при наличии одних лишь пользовательских потребностей снижают адаптационные способности ребенка, делая его инфантильным, не приспособленным к взрослой жизни.

Классификация современных конструкторов

Точная классификация детских конструкторов, которая включала бы в себя самый широкий набор характеристик, до сих пор не разработана. Наиболее универсальным является разделение по материалу изготовления: металлические, деревянные, пластиковые и магнитные. В свою очередь, конструкторы из магнитных элементов можно разделить на металломагнитные и смешанные – состоящие из пластиковых деталей на металлизированной магнитной основе.

В последнее время возродились конструкторы из кирпичиков – силикатных или глиняных блоков, а также из натуральных камней различной формы, позволяющей собирать плоские фигуры или объёмные модели. Появилось и семейство «мягких» конструкторов с элементами из ковролина, полимерной массы или вспененной резины.

Детские конструкторы можно также разделить по так называемому «критерию объёмности» на двухмерные (плоские) и трёхмерные (объёмные).

К плоским конструкторам относятся различные пластиковые и бумажные мозаики. При этом бумажные мозаики являются больше играми-головоломками, чем конструкторами. Если ребёнку или взрослому удалось собрать из нескольких сотен, а то и тысяч маленьких «пазлов» большую картину, у него вряд ли возникнет желание снова разобрать её на отдельные элементы.

В отличие от бумажных, пластиковые мозаики в виде цветных шестерёнок, колёсиков, панелек и «кнопочек» предоставляют большую свободу творчества. Из одного набора «кнопочек» можно собрать плоскую модель самосвала, домика или, например, зайчика.

Самым известным примером объёмного конструктора является LEGO. Он состоит из пластиковых плоских панелей и «кирпичиков» с шипами, позволяющих собрать трёхмерные модели зданий, сооружений и техники. Особенностью этого конструктора и его различных аналогов является технология сборки деталей, производимая «снизу вверх», когда на один, нижний элемент одевается один или несколько верхних элементов. Модель, собранную из элементов LEGO, невозможно надстроить вбок или в сторону, так как боковые грани кирпичиков совершенно гладкие, и присоединить к ним следующий элемент не представляется возможным. Фактически соединение элементов происходит по двум из 6 граней «кирпичика» – верхней и нижней.

Такие объёмные конструкторы, как российский Фанкластика предоставляют ребёнку большую свободу действий. Прямоугольные пластины  конструктора соединяются друг с другом по 6 боковым граням, а элементы – по всем 6 сторонам. Это позволяет собирать модели, которые легко надстраиваются не только вверх, но и в бок, так как элементы конструктора обладают большими степенями свободы.

Какими качествами обладает современный детский конструктор

Стилизованность                                                                                                               Это значит, что собранные модели не являются масштабными копиями реально существующих прототипов, объектов живой и неживой природы. Примером может служить самая маленькая сборная модель «муха Меккано»

Универсальность

Отдельная деталь конструктора или собранный модуль могут одновременно быть ногой робота, стрелой крана или опорой светофора. Это в равной степени зависит как от фантазии разработчика модели, так и от ребёнка, который (если позволяют технические возможности конструктора) может собрать из одного и того же набора деталей совершенно разные стилизованные, фантазийные модели.

Стандартность

Детские конструкторы различных производителей соответствуют своим стандартам формы, материалов и способов соединения деталей. При этом все наборы одного и того же производителя полностью совместимы друг с другом. Обычно конструкторы разных торговых марок не совместимы друг с другом из-за различных принципов и способов соединения элементов. Для решения этой проблемы выпускаются различные переходники.

Гендерность

Эта характеристика означает, что некоторые модели детских конструкторов разработаны специально для мальчиков (например, пистолет или танк), а некоторые – для девочек (кукольный домик, карета для принцессы). В последнее время созданы конструкторы для детей, одинаково интересные для мальчиков и девочек, например, «Тайкон», детали которого представляют разноцветные пластиковые трубочки со специальными соединителями, однако производители классических детских конструкторов стараются придерживаться гендерного подхода к разработке новых моделей и наборов.

Возрастные категории

Все детские конструкторы в зависимости от сложности сборки моделей, а иногда и от размеров деталей в наборе, принято делить на три возрастные группы. Данное деление является относительным, так как часто ребёнок 4-5 лет в состоянии собрать модель, предназначенную для детей старше 8 лет.

Характерный способ сборки моделей

Классические детские конструкторы соответствуют одному принципу «один набор деталей – одна модель». Ребёнок собирает модель по инструкции и в результате получает именно то, что изображено на картинке. Детали в таком наборе подобраны в строгом соответствии со схемой сборки, не взаимозаменяемы и не позволяют собрать из конюшни королевский замок, а из трактора – вертолёт.

Значительная часть конструкторов для детей позволяет создавать из одного и того же набора деталей несколько различных моделей, при этом предоставляя определённую свободу творчества. Например, на коробке написано, что из этого набора можно собрать дом, гараж или фонтан, при этом точных схем сборки не даётся. Обычно детали таких конструкторов достаточно универсальны, а сходство собранных моделей с реальным прототипом невысоко.

Третий тип сборки предоставляет ребёнку максимальную свободу творчества, когда он сам выбирает, что и из чего строить. Детали такого конструктора могут иметь как простую (кубики, трубочки, кирпичики), так и сложную форму (элементы Фанкластик, магнитная мозаика, панели Crystal Climbers и др.). В этом случае облик и величина моделей ограничены лишь количеством деталей в наборе.

Определённый способ соединения деталей

Классический способ сборки моделей подразумевает наличие в наборе и деталей, и соединительных элементов для сборки. Например, в Meccano детали представляют собой металлические пластинки с дырочками, шестерёнки, колёса, а соединительные элементы - болты, гайки, оси и шпильки. Для сборки моделей из такого конструктора нужен гаечный ключ и отвертка. В пластиковых конструкторах соединительными элементами могут быть различные втулки и штифты.

Большинство современных развивающих конструкторов для детей (LEGO, Fanclastic, K`NEX) состоят из элементов, которые напрямую соединяются друг с другом. При этом возможности сборки, а, следовательно, и дизайна моделей, существенно зависят от способа соединения деталей.

Техничность

Классический детский конструктор – это прежде всего техническая игрушка, предназначенная для технического, а не художественного творчества. Современный развивающий конструктор для детей отражает в себе технические достижения, касающиеся как технологии сборки моделей, так и их использования в качестве игрушки. Примером высокотехнологичного детского конструктора служит робот Spykee.

Основной критерий, который отличает детский конструктор от любого сооружения, собранного из отдельных деталей, не изменялся на протяжении двух веков. Он заключается в возможности полной разборки модели для повторной сборки без ухудшения каких-либо характеристик элементов конструктора.

Конструктивная деятельность в  процессе развития познавательных способностей дошкольников нашей группе базируется на таких принципах как: сотрудничество и содействие детей и взрослого, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка; поддержка инициативы детей; вариативность и разнообразие детской деятельности. Мы создаём условия для повышения мотивации детей в познавательно-исследовательской деятельности через конструирование, проектирование и моделирование средствами современных образовательных конструкторов.

Современные развивающие конструкторы применяются в таких видах детской деятельности как:

1. Познавательно-исследовательская деятельность – наблюдение натуральных объектов, исследование объектов окружающего мира, экспериментирование с деталями конструктора, проектирование, моделирование.

2. Игровая деятельность – использование разнообразия образовательных конструкторов во всех видах игр.

3. Коммуникативная деятельность – составление рассказов «Построй свою историю» на основе используемого оборудования.

4. Двигательная деятельность – подвижные игры и соревнования с использованием образовательных конструкторов, игровые упражнения на развитие крупной и мелкой моторики.

5. Проектная деятельность – долгосрочные и краткосрочные проекты, детско-родительские творческие выставки, фестивали.

6. Продуктивная – конструирование по схеме, инструкции, образцу, замыслу, условиям и теме.

7. Музыкальная деятельность – использование построек из конструкторов в качестве декораций к сказкам, инсценировкам, обыгрывание построек и моделей.

Таким образом, использования современных развивающих конструкторов в нашей группе указывают на то что: дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к созданию новых образов на основе опыта и к нахождению собственных оригинальных решений. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. Дети стали больше сравнивать, активнее заниматься творчеством, приобрели оригинальный склад мышления. Проявили живой интерес к знаниям.

Так же были созданы условия, для взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе, посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Одним из таких родительских проектов стал победителем в конкурсе «Мама папа я - инженерная семья» конструктор своими руками из бросового материала. В результате такого взаимодействия у родителей формируется активная позиция на основе продуктивного сотрудничества ДОО и семьи, развивается инициативность родительского сообщества в условиях введения ФГОС ДО, а также повышается компетентность родителей в вопросах современного образования с использованием современных  развивающих конструкторов.

Занимаясь с детьми конструированием хочется отметить, что это та деятельность, которая необходима детям, она доступна и совсем необязательно иметь дорогостоящие и далеко не всем финансово возможные конструкторы, ведь конструировать можно из того, что есть под руками, главное приложить усилие, фантазию, а дети с удовольствием поддержат творческую инициативу своей познавательной деятельностью.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация развивающей направленности игр В.В. Воскобовича в процессе развития познавательных способностей дошкольников

В настоящее время разработано большое количество игровых технологий. Спонтанно накопительный чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но неупорядоченным, направить его в нужное...

Использование современной игровой ТРИЗ- технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Плохой учитель преподносит истину, Хороший учит ее находить.        А. Дистервег Дошкольный возраст уникален, поэтому важно не упуститьэтот период для раскрытия творческо...

Семинар практикум «Использование современных видов конструктора в работе с дошкольниками»

Работа с современными образовательными конструкторами дает ребенку возможность через познавательную игру легко овладевать способами и методами конструирования, сопоставления, проектирования. Хотелось ...

План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"

План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"...