Статья "МАКЕТИРОВАНИЕ В ДОУ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА"
статья (старшая группа)

Филягина Александра Николаевна

Сегодня остро стоит проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Детей окружает изобилие игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Поэтому большое внимание в дошкольном образовании уделяется инновационным методам и приёмам в развитии игровой деятельности, способствуя адекватной социализации ребенка.

   Макетирование в современном дошкольном образовании признается одним из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника и стимулирования игровой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_maketirovanie.docx18.58 КБ
Файл maketirovanie_v_dou_prezentatsiya.pptx2.63 МБ

Предварительный просмотр:

VI Республиканский фестиваль педагогических идей

«МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые»

Секция «Современное дошкольное образование»

МАКЕТИРОВАНИЕ В ДОУ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

                               Филягина Александра Николаевна, воспитатель,

        Васильева Ирина Валерьевна, воспитатель,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

                                     учреждение детский сад "Радуга" г.Мариинский Посад

«Только та игра целесообразна, в которой ребёнок активно действует,

 самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности».

Макаренко А. С.

 

Сегодня остро стоит проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Детей окружает изобилие игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Поэтому большое внимание в дошкольном образовании уделяется инновационным методам и приёмам в развитии игровой деятельности, способствуя адекватной социализации ребенка.

   Макетирование в современном дошкольном образовании признается одним из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника и стимулирования игровой деятельности. Игра с макетом для ребенка это увлекательное занятие, где он становится автором, создателем.  Он может придумать любую историю, а потом вывести её из собственной головы в материальный мир, сделать осязаемой, что позволяет ребенку выразить себя. У детей появляется возможность использовать приобретенный опыт для свободного экспериментирования с различным бросовым, природным материалом, бурно работает фантазия, развивается воображение, пространственное мышление, умение мыслить структурно и планировать свои действия. Игра с макетом позволяет развиваться сюжетно-ролевой, режиссерской игре. В процессе макетирования тренируется аккуратность, мелкая моторика и конечно усердие и терпение - те навыки, которые им будут необходимы и в школе, и в жизни.

  Игры с макетами содействуют развитию у детей любознательности, коммуникативной инициативы, умению делать самостоятельный выбор, взаимодействовать со сверстниками, что соответствует основным принципам стандарта дошкольного образования. Процесс макетирования дает возможность для реализации партнерского взаимодействия с ребенком.

Таким образом, макет занимает достойное место в ряду технологий по реализации содержания образовательного пространства в ДОУ.

В групповом пространстве макет - центральный элемент, организующий предметную среду. Макет предназначен как для непосредственно образовательной деятельности, так и для самостоятельной деятельности детей. Его можно использовать при интеграции образовательных областей: "Социализация", "Труд", "Безопасность", "Коммуникация", "Познание", а также оно обеспечивает развитие игровых навыков.

Опираясь на исследования игровой деятельности Н.А. Коротковой и И.Л. Кириллова [3], для группового пространства больше подходят «универсальные» макеты – тематически многозначные маркеры игрового пространства, имеющие широкий диапазон сюжетно-смысловых контекстов, привлекающих детей старшего дошкольного возраста и преобладающих в их свободной самостоятельной игре. Это макеты двух типов: макеты-модели и макеты – карты.

Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов («кукольный дом»).

Макеты-карты, отображают определенную территорию и направляющие ребенка на развертывание сюжетных событий, происходящих «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов («улицы города», ландшафтные макеты).

В зависимости от места расположения, можно выделить макеты разных видов: напольные, настольные, настенные, подиумные.

«Универсальные» макеты как многозначные маркеры игрового пространства служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками, они наводят детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяют участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом.

Для обыгрывания макетов подбираются полифункциональные материалы. Это всевозможные мелкие предметы, которые, в зависимости от детских замыслов, могут стать заместителями недостающих игрушек (маленькие коробочки, баночки, мелкие детали строительных наборов, веточки, мелкие лоскутки и прочий бросовый и природный материал), а так же фигурки человечков и животных.

Дети с большим интересом играют в готовые макеты, но преимущество все же наблюдается за макетами, созданными своими руками. В изготовлении макетов нужно опираться на определенные рекомендации по его созданию: макет должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры, иметь эстетическое оформление.

Перед созданием макета нужно провести предварительную работу, с целью обогащения личного опыта дошкольников. Это просмотр иллюстраций, презентаций, видеороликов, мультфильмов и т. д. На подготовительном этапе осуществляется и продумывание дизайна макета, подбор материалов.

На этапе изготовления самого макета дети выбирают наиболее интересный для них вид деятельности. Это конструирование из природного и бросового материала, аппликация, лепка и т. д. Создается особая эмоциональная атмосфера увлеченности, стимулирующая творческую активность детей.

В процессе развития и активизации игры с макетом – созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы-заместители, педагоги совместно с детьми придумывают рассказы или сказки, которые в дальнейшем служат игровыми сюжетами.

Игра с макетами требует большого профессионального мастерства и должна начинаться уже в процессе его создания. При изготовлении макета можно использовать игровые приемы и ситуации, макеты можно широко использовать для организации экспериментальной деятельности дошкольников, создавая с помощью макетов явления в живой и неживой природе. Процесс макетирования, построенный на игровых методах и приемах, перерастает в увлекательную игру, продолжающуюся длительное время.

Макетирование позволяет организовать развивающую среду в группе, способную заинтересовать любого ребенка, стать связующим звеном разных видов деятельности, создать платформу для партнерского взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Без сомнения, можно сказать, что макетирование в ДОУ является одной из наиболее перспективных форм организации образовательного пространства и стимулирования игровой деятельности детей.

Список используемой литературы:

1. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, - 2007.

2. Короткова Н.А., Кириллов И.Л. Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры старших дошкольников // Дошкольное воспитание, - 1997. №7

3. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. – 2010.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Макетирование в ДОУ как современная форма образовательного пространства. Подготовили: воспитатели МБДОУ детский сад «Радуга» Филягина А.Н. Васильева И.В. VI Республиканский фестиваль педагогических идей «МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые»

Слайд 2

« Только та игра целесообразна, в которой ребёнок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности». Макаренко А. С.

Слайд 3

Макетирование в современном дошкольном образовании признается одним из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника и стимулирования игровой деятельности. Игра с макетом для ребенка это увлекательное занятие, где он становится автором, создателем. Он может придумать любую историю, а потом вывести её из собственной головы в материальный мир, сделать осязаемой, что позволяет ребенку выразить себя.

Слайд 4

Самостоятельно творчески решать различные задачи Критически мыслить Вырабатывать и защищать свою точку зрения Непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования Совершенствовать умения и применять их в действительности ЛИЧНОСТЬ

Слайд 5

МАКЕТЫ Интеллектуальные качества Инициатива Волевое усилие Любознательность Непосредственное наблюдение

Слайд 6

Классификация макетов по Н. А. Коротковой: Макеты – модели; Макеты – карты ; Макеты могут быть : Напольные; Настольные; Подиумные ; Настенными.

Слайд 7

Требования к макетам: Макет может иметь разную тематику . Макет должен быть удобным в обращении . Макет должен быть эстетически оформлен . Макет должен быть доступным . Макет должен служить долгое время . Макет должен быть устойчивый, легко перемещаться с места на место . Фиксированная конструкция .

Слайд 8

О пыт нашей группы по работе с макетами

Слайд 9

« Макет «Улица нашего города »

Слайд 10

Работа с макетом

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Особенности включения детей с ограниченными возможнястями здоровья в современное дошкольное образовательное пространство

Статья: "Особенности включения детей с ограниченными возможнястями здоровья в современное дошкольное образовательное пространство"...

Доклад на тему:«Вовлечение родителей в единое образовательное пространство путем современных форм взаимодействия с семьями воспитанников»

Свое выступление, я бы хотела начать такими словамиСемья – поистине высокое творенье.Она заслон надёжный и причал.Она даёт призванье и рожденье.Она для нас основа всех начал.Е.А Мухачева...

Лэпбук как современная форма взаимодействия педагогов, детей и родителей для создания единого образовательного пространства

Лэпбук  как современная форма взаимодействия педагогов, детей и родителей для создания единого образовательного пространстваЛэпбук разрабатывался в связи с современными требованиями ФГОС ДОУ и с ...

Лэпбук как современная форма взаимодействия педагогов, детей и родителей для создания единого образовательного пространства

Лэпбук разрабатывался в связи с современными требованиями ФГОС ДОУ и с объективной актуальностью проблемы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, а также необходимостью поиска нов...

Творческая группа «Танцевальный флеш – моб как современная форма образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Творческая группа «Танцевальный флеш – моб как современная форма образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»...

Современное дошкольное образовательное пространство

Образовательное пространство современного дошкольного учреждения выступает как средство развития социальной активности дошкольников. И создание, организация развивающей предметно-пространственной сред...

Консультация для педагогов «Технология макетирования в ДОУ как инновационная форма образовательного пространства».

Консультация для педагогов «Технология макетирования в ДОУ как инновационная форма образовательного пространства».Наряду с традиционными методиками для развития познавательной сферы детей ...