Консультация для педагогов «Технология макетирования в ДОУ как инновационная форма образовательного пространства».
консультация

Демиденко Юлия Сергеевна

Консультация для педагогов «Технология макетирования в ДОУ как инновационная форма образовательного пространства».

Наряду с традиционными методиками для развития познавательной сферы детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Я считаю, что наиболее эффективной инновационной педагогической технологией, открывающей новые возможности расширению познавательной сферы детей дошкольного возраста, является метод макетирования.

В чем же эффективность и целесообразность использования технологии макетирования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ? Это новая технология , открывающая новые возможности; современная педагогическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу педагога в познавательно-исследовательской работе с детьми дошкольного возраста.

Самое главное достоинство – простота. Макет могут изготовить все. 

Макет является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала. 

Макет гармонично вписывается в познавательную деятельность дошкольников, в общепринятую систему воздействия на развитие дошкольника и обеспечивает ее логическую завершенность. А так же макет носит характер комплексного воздействия, не только развивает познавательные способности, но и способствует развитию памяти, внимания, мышления, творчества.

Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты.

Макетирование – это форма организации образовательного пространства, способствующая развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка.

В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребёнка.

Игра с макетами является более высокой степенью развития познавательной сферы детей, она востребована детьми и способствует их развитию:

  • открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей;
  • создаёт возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию игровых макетов.

Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребёнка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов на небольшой плоскости с закреплённым на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания. Макет «Соляной шахты»

Макеты-карты- это плоскости (не менее50×60 см) с планом — схемой и объектами-маркерами пространства, отображающие определённую территорию, направляют ребёнка на развёртывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов. 

Универсальный макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Универсальные макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками. Достоинство универсального макета в том, что он даёт возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом.

Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территории (лес — зелёный цвет, река — голубой цвет, земля — коричневый цвет). Территория дополняется мелкими маркерами пространства (деревья, изгородь, изба, мельница). 

 

Варианты макетов:

  • Напольный (макет имеет более крупные конструкционные объемы);
  • Настольный (размер ограничивается размером стола или его части);
  • Подиумный (на специальных подставках-подиумах);
  • Настенный (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний – картина.

Требования к макетам:

  • макты должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место;
  • удобным в обращении, доступны дошкольникам для свободного выбора и игры;
  • должны быть эстетически оформлены;
  • служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.
  • макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач: знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.);
  • развитие познавательной сферы детей;
  • закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме;
  • решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации);
  • развитие монологической и связной речи;
  • развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии;
  • развитие общей и мелкой моторики рук;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • активизация лексического словаря;
  • формирование навыков сочинительства;
  • формирование творческих способностей;
  • воспитание доброжелательности, умения работать в коллективе


Всё новое – это хорошо трансформируемое старое. Я заинтересовалась технологией макетирования и окунулась в детство! Как же здорово придумывать и строить то, во что ты
хочешь поиграть, что ты только что придумал, что хочется создать сам.
Макетирование в современном дошкольном образовании признается
одним из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника.
Процесс макетирования способствует развитию игровой и познавательной деятельности детей.

Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:

  • Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.).
  • Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме.
  • Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации).
  • Развитие монологической и связной речи.
  • Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии. Развитие общей и мелкой моторики рук.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Активизация лексического словаря.
  • Формирование навыков сочинительства.
  • Формирование творческих способностей.
  • Воспитание доброжелательности.
  • Умения работать в коллективе.

Этапы работы по созданию макета:

Предварительный (подготовка и сбор материала для создания макета; сбор методической и художественной литературы по теме; создание развивающей предметно–пространственной среды; подбор дидактических игр; обогащение личного опыта детей).

Основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом). Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно — изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности воспитанников и их родителей и воспитателей: из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов и т.д. Можно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.

Активизация игры с макетом. Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы — заместители, педагог вместе с детьми придумывают игровые сюжеты. Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека, традициях и многое другое) 

Самодельные макеты можно изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов. При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления. 

На основе готовых макетов мы проводим беседы, составление рассказов детьми, сюжетно-ролевые и режиссерские игры. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления продуктивной деятельности. Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны
быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Надо
отметить, что не все объекты прикреплены к макетам, дети могут свободно
их перемещать по всей поверхности макета. Макет является не только
центральным элементом, организующим предметную среду для игры с
мелкими игрушками, но и связующим звеном разных видов совместной
деятельности взрослого с детьми и свободной детской активности. 

Макеты – это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития  творчества как для самых маленьких, начиная с 2-3лет, так и для детей старшего возраста.
Главное, чтобы «прогулки» по улицам макетов не превращались в урок, не
перегружались большим объемом информации, а стали бы веселой
увлекательной игрой, продолжение которой дети бы ждали с нетерпением.
В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности:
эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие. Без сомнения, игровые макеты представляют огромный интерес для познавательной
деятельности ребенка. Не менее интересным для детей, является, возможность дополнить макет, внести свою лепту в создание нового мира.
Наиболее доступный способ предоставить ребенку такую возможность, создать основу для его творческой деятельности. Как бы создать
незаконченный мир, и предложить ребенку дополнить его, теми или иными

предметами и формами, позволить воображению ребенка опираясь на уже
готовые образы, сформировать свои, более конкретные, детализированные, индивидуальные. Макетирование способствует расширению познавательной сферы детей дошкольного возраста.

Макеты – это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка. В процессе игровой макетной технологии развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие.

Таким образом, игровая макетная технология – одна из эффективных инновационных технологий, способствующих формированию игровых умений и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Я убеждена, что макетирование займёт достойное место в процессе творческой деятельности детей в детском саду.

...

На фотографиях использование одного макета в работе по разным темам ("Два веселых гуся", "Зимний пейзаж", "Животные на лужайке", "Сказка "Маша и медведь").

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: "Технология проектирования как инновационный метод организации обучения дошкольников"

В этой консультации вы можете найти определение метода проектов как педагогическую технологию, что она предполагает, классификацию и виды проектов....

Презентация - Методические рекомендации для педагогов "Технология макетирования в детском саду"

Методические рекомендации для педагогов"Технология макетирования в детском саду" - презентация....

Статья "МАКЕТИРОВАНИЕ В ДОУ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА"

Сегодня остро стоит проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Детей окружает изобилие игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогиче...

Консультация для педагогов «Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ»

В настоящее время важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. В основе взаимодействия современного педагога дошкольно...

Консультация для педагогов тема: «Интерактивные (виртуальные) экскурсии, как инновационная форма работы с детьми дошкольного возраста»

Информатизация образовательного процесса заставляет воспитателей:• следовать современным требованиям, осваивать возможности ИКТ;• быть для воспитанников проводником в мир информационных техн...

Консультация для педагогов тема: «Интерактивные (виртуальные) экскурсии, как инновационная форма работы с детьми дошкольного возраста»

Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами...