Конструирование в детском саду
статья по конструированию, ручному труду

Славина Арина Андреевна

Конструирование – важнейший для дошкольников вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных  самими детьми объектов.

Центральной задачей по конструированию является развитие у детей общих познавательных  и творческих способностей:

- способности к точному восприятию формы размерных  и пространственных отношений;

- способности к обобщению;

- способности продуктивного воображения, то есть преобразования имеющихся представлений  и создания новых, оригинальных образов действительности.

Конструирование создает благоприятные условия для развития этих способностей, позволяет ставить пред детьми целый ряд развивающих конструктивных задач  и определять в процессе их решения  эффективные средства  и способы осуществления познавательных и творческих действий.

Кроме этого, конструирование решает еще одну важную задачу: уже с малых лет необходимо развивать у ребенка зачатки инженерного мышления, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники, конструкторов LEGO и даже роботов. Ребенок должен получать представление о начальном моделировании и конструировании, как о части научно-технического творчества с раннего детства. Основы моделирования и конструирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка так же, как и изучение формы, цвета и размера.

Решению этой задачи способствует организация образовательной деятельности с использованием конструкторов нового поколения такие, как  конструкторы Лего, «Техно-лаб», LEGO Education WEDO 2.0, LEGO TEHNIKS и многие другие.

В  нашем детском саду у детей есть возможность познакомиться с этими конструкторами на кружках в рамках дополнительных услуг:

Во второй младшей группе - «В стране Мастеряндии» для детей 3-4 лет (Авторы: О.В. Талькова, Н.Г. Иванова, С.Н. Бутусова, Е.В. Бабич). В рамках программы у детей формируются основы  конструкторского мышления, развиваются умственные способности, которые проявляются в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. В работе с детьми используется конструктор LEGO DUPLO.  Серия конструкторов LEGO DUPLO разработана специально для малышей – от двух до пяти лет. Яркие и крупные кубики, которые не ломаются и «не глотаются», легко держать в ручках.

- В средней группе - «Клуб юных механиков» для детей 3-4 лет (Авторы: О.В. Талькова, Н.Г. Иванова, С.Н. Бутусова, Е.В. Бабич). Цель программы - развивать у детей познавательную активность посредством обогащения и совершенствования конструкторских умений на основе  конструкторов нового поколения. На занятиях дети не только знакомятся с деталями и способами крепления конструкторов нового поколения, но и  в ходе собственной практической деятельности выявляют их свойства и качества, а также применяют их в деятельности.

В старшей группе - «Юный робототехник»  для детей 5-6 лет (Авторы: О.А. Еник, В.Н. Сараева, М.А. Мамонтова, Е.А. Полянская). На этих занятиях дети совершают увлекательные  путешествия в мир технического конструирования:  своими руками они  создают  робота-пчелку, робота-черепаху и многое другое и при этом закрепляют элементарные математические представления. Всем детям, без исключения,  нравится заниматься с конструкторами, а если в результате сконструированная ими модель начинает двигаться – это вызывает непередаваемые ощущения у маленького конструктора.

-  В подготовительной группе «Занимательная робототехника»  для детей 6-7 лет (Авторы: О.А. Еник, В.Н. Сараева, М.А. Мамонтова, Е.А. Полянская). Дети своими руками создают  роботов из современного конструктора ТехноЛаб: животных, насекомых, транспорт и т.д. Занятия учат детей быть внимательными, развивают память, мышление, что так необходимо для обучения в школе. Кроме того с помощью робототехники дети смогут закрепить имеющиеся знания по математике, сами того не замечая.

Кроме этого в образовательный   процесс детского сада  внедряется программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров», которая направлена формирование у обучающихся предпосылок готовности к изучению технических наук. В рамках этой программы дети составляют  проекты конструкции, создают технические объекты; составляют  инженерную книгу, фиксируя результаты своей деятельности  по созданию моделей; сотрудничают  с  другими детьми  в  процессе выполнения  коллективных творческих работ. В основе организации непосредственно образовательной деятельности по программе  лежат идеи Н.А.Коротковой: для детей организуются такие занятия, как работа в «мастерской»:  группа на время превращается  в пространство, которое отличается следующими условиями: 

1) организация общего рабочего пространства;

2) возможность выбора цели из нескольких — по силам и интересам;

3) открытый временной конец занятия, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе.

В процессе конструирования и моделирования у детей развиваются:

- во-первых, воображение, память, пространственное и логическое мышление, которое в школьном возрасте пригодится при изучении геометрии, математики, черчения, физики и др. предметов, счёт, сенсорные представления: форма, цвет, тактильные ощущения (металлические, резиновые и пластиковые детали, твёрдые и пластичные, холодные и тёплые);

- во-вторых,  речь, так как созданную модель нужно ещё и защитить, объяснить, для чего она нужна, какую функцию выполняет, её уникальность;

- в-третьих, мелкая моторика рук (детали конструкторов сложно скрепляются и требуют хорошей сноровки);

- в-четвёртых, социально-коммуникативные навыки (умение договариваться, умение работать в команде, распределять роли и ответственность, сплочение коллектива);

- в-пятых, инженерное решение конструктивного замысла, элементарное программирование, метапредметные знания.

Опыт работы в этом направлении показал необычайный интерес детей и их родителей к конструированию вообще, но особенно детям любого возраста нравится конструирование и моделирование с использованием конструкторов нового поколения.

В результате дети умеют  конструировать шагающих роботов и роботов различного назначения; владеют основами моделирующей деятельности; умеют сравнивать и классифицировать объекты по 2 - 3 свойствам; ориентируются в понятиях «направо», «налево», «по диагонали»; умеют определять число деталей в простейшей конструкции модели и их взаимное расположение;  придумывают свои конструкции роботов и  создают к ним схемы-рисунки; умеют выделять «целое» и «части» и т.д. 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование в детском саду

Занятия по конструированию в детском саду проводятся с детьми всех возрастных групп, потому что конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а, значит, и развитию ребенка в цел...

конструирование в детском саду

Самоанализ по теме "Развитие конструктивных способностей у детей младшего школьного возраста"...

Конструирование в детском саду

Занятия по конструированию в детском саду проводятся с детьми всех возрастных групп, потому что конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а, значит, и развитию ребенка в целом, и ...

Статья "Конструирование в детском саду с применением компьютерных технологий".

В статье раскрывается значение использования новых информационных технологий в дошкольном образовании. Рассказывается о развитии творческого мышления через ИКТ, об эффективности применения компь...

Статья "Конструирование в детском саду"

Конструирование является одним из моих самых любимых видов работы с детьми. Мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обу...

Консультация для воспитателей "Конструирование в детском саду"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)  Консультация для воспитателей.Подготовила во...

Календарно-тематическое планирование по конструированию в детском саду

Годовое планирование по конструктивной деятельности для детей младшей группы детского сада....