Творческий проект в старшей группе по художественному труду Тема: «Кукла из соломы»
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Афанасьева Екатерина Андреевна

Учитывая всю прелесть народных кукол можно сделать вывод, что, народная игрушка знакомит детей с окружающим миром, активизирует их, учить действовать. Также она развивает нравственные, коммуникативные и другие качества, важные для социализации, знакомит с трудом взрослых, помогает общению со сверстниками. Основываясь на традициях своего народа, народная игрушка приобщает ребёнка к культуре, воспитывая в нём национальные черты эстетического искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческий проект в старшей группе по художественному труду

Тема: «Кукла из соломы»

Цель проекта: Формирование у детей 5-6 лет интереса к истории и культуре русского народа

Задачи:

Образовательные: познакомить с историей и значением кукол. Продолжать учить изготавливать куклы.

Развивающие: Обогащать  чувственный опыт ребенка. развивать память, мышление, расширять кругозор.

Воспитательные: Воспитывать интерес к русской народной кукле и культуре своего народа.

Предполагаемый продукт проекта: Мини - музей народных кукол «Соломенные куклы чудесницы»

Необходимые материалы: образец народной куклы из соломы, пооперационные карты изготовления народной куклы, ткань, солома, нитки.

Актуальность темы:

Учитывая всю прелесть народных кукол можно сделать вывод, что, народная игрушка знакомит детей с окружающим миром, активизирует их, учить действовать. Также она развивает нравственные, коммуникативные и другие качества, важные для социализации, знакомит с трудом взрослых, помогает общению со сверстниками. Основываясь на традициях своего народа, народная игрушка приобщает ребёнка к культуре, воспитывая в нём национальные черты эстетического искусства.

Этапы реализации проекта

  • 1 этап – подготовительный.

Составление плана работы по изучению и изготовлению народных кукол. Подбор материалов для изготовления кукол. Привлечение родителей к пополнению уголков по знакомству с русским народным творчеством.

  • 2 этап – практический.

Ознакомление детей с историей и значением куклы. Ознакомление детей с художественной литературой. Изготовление с детьми куклы. Выставка детских работ.

  • 3 этап – заключение

Организация Мини – музея.

Реализация 2 этапа.

  1. Ознакомление с куклой.

Кукла — первая из игрушек известная с древности. Кукла сопровождала человека с рождения до самой смерти.

На изготовление шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из травы, из веток деревьев. В домах русских семьях кукол насчитывалось и хранилось десятками. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому куколки довольно часто носились как талисман.

Народная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы - обереги, игровые, обрядовые.

Обрядовые куклы.

Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла «Плодородие», то будет достаток и хороший урожай. Так же были обрядовые куклы: «Покосница», «Десятиручка», «Купавка» и др. Куклу «Масленница» используем и сейчас. Были и лечебные куклы, их изготавливали из лечебных трав. («Козьма и Демьян») Они приносили благо и здоровье в дом.

Куклы – обереги.

Кукла защищала от болезней, несчастий и всяких злых духов. Она как бы заменяла человека, отвлекала на себя злые силы и тем самым берегла своего хозяина. Так её и звали — оберег или берегиня. Делали их из природных материалов, которые приносили из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов.

Игровые куклы

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали веревкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

К игровым куклам относятся куклы закрутки, «кукла-полено», малышок - голышок, «девка-баба» и др.

Образ куклы в художественной литературе

 Как вы видие на слайде кукла в сказке обычно помогает героям преодолеть сложности. Древние славяне также имели кукол, которые помогали им во всем; такая куколка и была у Василисы Премудрой: она оживала, ела и давала дельные советы, указывала дорогу, помогала быстро и слаженно проделать определенную работу, которую задавала мачеха.

Сегодня мы с вами изготовим куклу - оберег из соломы «Метлушка»

Один из немногих древних оберегов, обладающий множеством значений и используемый для разных случаев. Как известно метла всегда считалась оберегом от злых сил. Именно поэтому метла с успехом используется в обрядах очищения дома. Метлушка для очищения дома/постройки.

Работа над соломенной скульптурой всегда начинается с изготовления основы фигуры – каркаса. Он делается из пучков соломки или проволоки, образуя форму человека. Затем каркас оплетается соломкой. В тех местах, где это необходимо, следует сделать перевязки, которые должны быть очень тугими, тогда изделие будет более красивым, поскольку связанная соломка сокращается в объеме, а соломка, отходящая от перевязки, становится похожей на веер, который можно красиво распушить. Еще один вариант украшения изделия – перевязать его цветными нитками, при этом лучше всего подойдет красный цвет. Для этих же целей используют тесьму или окрашенную соломку.

Этапы изготовления куклы

Сначала надо сделать «закрытую голову». Возьмите пучок соломы немного подлиннее, чем для изготовления предыдущих кукол. Перевяжите туго верхушку пучка, разделите оставшуюся часть пополам и поднимите вверх, оставив внутри перевязанную верхушку, «спрячьте» ее. Затем крепко сожмите отогнутый пучок руками и снова перевяжите его примерно на уровне окончания «спрятанной» верхушки.

Возьмите небольшой пучок соломы и перевяжите его с обоих концов. Получатся руки. Вставьте их в пучок-туловище, разделенный на две части. Часть, которая приходится на грудь куклы, перегните. Соедините соломку-туловище, перевязав его на линии талии подровняйте концы. Согните руки куклы и зафиксируйте их в таком положении, связав с туловищем. Получившиеся куклы будут небольшого размера, поскольку изготовляют их из цельного пучка соломки. Чтобы кукла была побольше, необходимо сделать ее из нескольких частей, соединенных между собой. Чаще всего это туловище и юбка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект по художественному труду в старшей группе Тема: Кукла – оберег «Метлушка»

Слайд 2

Содержание….. Предмет проекта - процесс изготовления традиционной русской куклы. Цель проекта: Формирование у детей 6-7 лет интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы. Задачи проекта: Образовательные: Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол. Продолжать учить детей изготавливать народные куклы своими руками. Развивающие: Обогащать чувственный опыт ребенка: развитие тактильных ощущений при работе с тканью, соломой, двигательного опыта рук; Развивать зрительно-моторную координацию.

Слайд 3

Воспитательные: Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа. Воспитывать интерес к ручному труду; Воспитывать стремление помогать своим товарищам; Срок реализации проекта: средней продолжительности Участники проекта: воспитатель, дети старшего дошкольного возраста. Тип проекта: познавательно-творечский Объект проекта - традиционная русская кукла. Предмет проекта - процесс изготовления традиционной русской куклы.

Слайд 4

Актуальность темы В наше время кукла утратила свое предназначение, поэтому считается целесообразным отвлечь воспитанников от кукол «Барби», «Кенов» и открыть для них волшебный мир народных кукол, помочь им расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности. В игре через куклу у ребенка развивается мышление, воображение, фантазия, творческие способности. Через игру с куклой дети усваивают нравственные нормы и правила поведения в быту. У них развиваются нравственные чувства.

Слайд 5

Этапы реализации проекта 1 этап подготовительный: Изучение истории возникновения русской народной куклы. Подбор методической литературы об истории куклы, ее видах. Составление плана работы по изучению и изготовлению народной куклы. Подбор материалов для изготовления куклы. Привлечение родителей к сбору информации о народных куклах, к пополнению уголков по знакомству с русским народным творчеством.

Слайд 6

2 этап практический: Ознакомление детей с историей и значением куклы, в жизни русского народа. Ознакомление детей с художественной литературой. Изготовление с детьми обрядовой куклы. Проведение выставок детских работ. 3 этап заключительный: Оформление мини-музея.

Слайд 7

Реализация 2 этапа Ознакомление с историей и значением народной куклы. Кукла — первая из игрушек известная с древности. Сначала люди создавали скульптуры богов, потом лепили из глины фигурки людей и животных, чтобы разыграть сцены охоты. Куклы не раз спасали человеку жизнь, заменив его в обрядах жертвоприношения. Наверное, это и были одни из самых первых кукол. Куклам, как будто, не придавали особого значения, но теперь, по прошествии времени, выясняется, что без кукол не обходился, ни один праздник.

Слайд 10

Куклы обереги

Слайд 11

Игровые куклы

Слайд 12

Образ куклы в художественной литературе В русских народных сказках иногда нам встречаются игрушки. Там неодушевленный предмет выступает в качестве чудесного помощника главного героя. Кукла в сказке обычно помогает героям преодолеть сложности. Возможно, в этом отразились древние представления славян о куклах. Игрушка как воплощение магической сверх силы, способной помогать в трудные минуты, представлена во многих сказках.

Слайд 13

Кукла – оберег «Метлушка» Когда всё валилось из рук, кто-то раздражался без причины или болезни сменяли друг друга, вердикт был однозначным — сглаз. В подобном случае выбрасывалось всё ненужное и мастерилась кукла-оберег Метлушка.

Слайд 14

Этапы изготовления куклы

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие работы воспитанников старшей группы по ручному труду 2012учебный год

Снегирь.Алой кисточкой заряКрасит грудку снегиря,Чтоб в  морозы и  в  пургу,Не замёрз он  на  снегу. (А. Игнатова.) Результатом интегрированного занятия послужило следующ...

Конспект занятия в подготовительной группе по художественному труду Тема «Развлекательно – познавательный КВН»

Наш КВН посвящен творческой деятельности, которая включает в себя рисование, аппликацию, художественный труд....

Познавательно-творческий проект в старшей группе по теме: «Домашние птицы».

Цель: Закрепить представления о внешнем виде, повадках, домашних птиц, о приносимой пользе. Уточнить представления о детенышах домашних птиц. Активизировать в речи слова, обозначающие признаки и дейст...

Информационно-творческий проект в старшей группе №3 на тему: «Волшебное электричество».

Актуальность: ž     Дети имеют представление об электроприборах, их значении для человека. Но, в основном, ничего не знают об электрическом токе и о правилах безопасности в обращен...

Творческий проект в старшей группе на тему: «Мир кукол»

Цель: развивать у детей художественное творчество при создании кукол-обереговЗадачи проекта:Формировать представление детей о народных куклах, их видах, способах изготовления. (Познавательное развитие...