Народная игрушка
презентация к уроку по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Конспект занятия для подготовительной группы "Народная игрушка" с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_narodnaya_igrushka.docx22.84 КБ
Файл narodnaya_igrushka.pptx2.42 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности для детей

подготовительной группы

«Народная игрушка»

ЦЕЛИ :

ОБУЧАЮЩИЕ:

-Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег).

-Через игрушку продолжать знакомить с историей России, традициями.

-Познакомить детей с изготовлением традиционной «куклы – пеленашки».

-Развивать мелкую моторику рук.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

-Развивать внимание, творческие способности детей.

- Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

-Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.

-Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу.

-Воспитывать терпеливость, усидчивость.

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ: Безликая, Скатка, Оберег.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Чтение сказки «Василиса Премудрая», рассматривание иллюстраций о русской народной кукле, заучивание старинных колыбельных песен дома.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

Презентация  «Куклы современные и тряпичные»; заготовки из ткани для изготовления куклы.

ПРИВЕТСТВИЕ:

Организационный момент

                Встанем рядышком, по кругу,

                Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

А теперь давайте мы с вами присядем на поляну знаний.

     -Уши слушают – и все слышат.

Глаза смотрят – и всё видят.

Ноги – руки не мешают.

А голова хорошо думает.

-О чём мы будем беседовать, вы узнаете, отгадав загадку:

 - Есть ноги, а не ходит.

   Есть рот, но не говорит.

   Доставляет детям радость,

   Но сама радоваться не может.

Кто это? (кукла)

- Скажите, а для чего нужны куклы?

- Из какого материала сделана эта кукла (показать современную куклу)? (пластмасса)

Посмотрим на экран:

Слайд 1. (куклы: тряпичные, соломенные, глиняные и другие).

- Скажите, а такие куклы у вас есть?

- Как вы думаете, из чего они сделаны? (ответы детей)

- Посмотрите на современную куклу и на эти... Они чем - то отличаются друг от друга?

Ответы детей (есть лицо, волосы, сделаны из разных материалов)

- Таких кукол НЕ ПОКУПАЛИ, родители сами мастерили своим детям из подручного материала:

тряпочек, соломы, бересты, глины, дерева и наряжали.

- Как вы думаете, что означает слово ПОДРУЧНЫЙ материал?

Правильно, который всегда под рукой.

- А сейчас поиграем в игру «Какая кукла»

Дети садятся на ковре полукругом, воспитатель катит мяч и говорит:

-Кукла сделана из глины, какая она? (глиняная)

-из резины...

- из дерева...

- из ткани...

- из соломы...

- из бересты...

- из пластмассы...

- из бумаги...

- Поиграли, отдохнули, а сейчас посмотрите на этих кукол ещё раз, да меня послушайте...

- ДАВНЫМ- давно на Руси была такая присказка:

   

   «В каждом доме, в каждой хате,

На крылечке, на полатях

Кукла сидит во все стороны глядит.»

И действительно в крестьянских семьях таких самодельных кукол было много. Их не бросали, не ломали, а берегли, хранили в сундуках. А в крестьянских семьях было иногда очень много. Почему их было много, я вам расскажу. Сейчас родители покупают детям 1-2 для игры, а раньше мастерили не только игровые куклы, но и куклы обереги. Мы с вами знаем, что все тряпичные куклы делались без лица. Вот и обережные куклы наряжали, но лицо не рисовали никогда, так как по народным поверьям через глаза в нее мог вселиться злой дух и навредить ребёнку. Такая безликая кукла была защитницей от всех бед и несчастий. Её так и называли «БЕРЕГИНЯ» - от слова ОБЕРЕГАТЬ. Слайд 2.

- Как называли такую куклу?

- Почему у куклы не было лица?

-Ребята, сейчас я вам расскажу о нескольких обережных куклах.

ДЕНЬ – НОЧЬ. Слайд 3. Оберегала жилище, была двуликая, то есть имела два лица. Рано утром поворачивали светлой стороной на «день», а вечером – тёмной «на ночь», приговаривали: «День прошёл спокойно, слава богу, пусть ночь так же пройдёт»

ТРАВНИЦА. Слайд 4. Представляла собой мешочек из разных лечебных трав. Ребёнок играл, а кукла излечивала от болезней.

ЗЕРНУШКА. Слайд 5. Такую куклу наполняли зерном свежего урожая и хранили до нового посева. Считалось, что такая игрушка сберегает силы Матушки Земли.

- А давайте вспомним какая русская народная сказка поведала нам про куклу оберег (Василиса Прекрасная)

- Вспомните, что дала матушка Василисе?

- Зачем она дала куколку?

- Какой совет дала, чтобы правильно обращаться?

(Никому не показывать, прежде чем попросить что-нибудь, покормить куколку).

- Получив по наследству куклу, Василиса приобрела помощницу, которая всегда выручала из беды.

-А вы хотели бы попробовать сделать обережную куклу своими руками?

- Посмотрите какая интересная куколка, свёрнутая в маленький кулёчек. Это кукла ПЕЛЕНАШКА. Слайд 6. В старину считалось, что бы сбить злых духов с толку такую подкладывали младенцу в колыбель, чтобы она принимала на себя все напасти.

- Сделать такую куклу очень просто. Крестьянская девочка уже в 5 лет делала такую куклу своим младшим братьям и сестрёнкам. Я думаю и у вас получится.

В старину долгими зимними вечерами вся семья садилась за рукоделие. Электричества не было и приходилось работать при свечке, поэтому важно было хорошее зрение.

- А теперь я вам покажу, как сделать куклу – пеленашку.

- Берем лоскут белой ткани. Какой он формы? (прямоугольной)

     - Скручиваем его вот так, трубочкой. Потом берем полоски и перевязываем – получается головка.

     - А теперь перевязываем ПЕЛЕНАШКЕ талию. Покажите, где у вас талия?

    - Что у нас получилось? (голова, туловище куклы).

    - Берем цветной лоскуток. Какой он формы? (треугольной)

    -Это платок ПЕЛЕНАШКИ. Надеваем платочек на голову ПЕЛЕНАШКЕ, подогнув кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле. Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (прямоугольной)

   - Кладем Пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначала с боков, потом ноги.

   - Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось?

   - У нас ещё есть полоска ткани, которой я завязываю одеяло кукле. Вы можете завязать, как вам нравится: перекрещивая, бантом, узелком и помочь друг другу.

   - Теперь вспомним, что надо сделать, чтобы получилась кукла Пеленашка? (Скрутить лоскут ткани).

  - Что надо сделать потом? (перевязать головку и талию)

  - Что вы сделаете потом? (нужно запеленать куклу в одеяло и завязать)

  - Когда вы будете делать куклу Пеленашку, придумайте ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть, а, может быть, вы решите её подарить какому-нибудь малышу как оберег.

  - Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнем их, поиграем с ними.

- На Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста в круг, повторяйте за мной слова и движения:

  • У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
  • Жили в маленькой избушке
  • (сложить руки домиком)
  • Семь сыновей (семь пальцев)
  • Все без бровей, (очертить брови пальцем)
  • Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
  • Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
  • Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы)
  • Вот с такой головой, (очертить большую голову)
  • Вот с такой бородой, (показать руками)
  • Они не пили и не ели (поднести ко рту чашку, другой - ложку)
  • На Маланью всё глядели, (держа руки  у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
  • И все делали вот так… (показать любое движение).

Самостоятельная работа детей.

ИТОГ: -А теперь давайте возьмем наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе-праздник. Вы можете поиграть с ними в группе или подарить кому захотите.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Куклы из подручного материала

Слайд 2

Куклы обереги

Слайд 4

Травница

Слайд 5

Кукла Зернушка

Слайд 6

Кукла Пеленашка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русская народная игрушка. Богородская резьба. Дымковская игрушка".(Средняя группа).

Презентация "Русская народная игрушка. Богородская резьба. Дымковская игрушка" (Средняя группа) является дополнительным материалом к системе занятий по теме "Русские народные промыслы",  в з...

Проект по ознакомлению с народной игрушкой "Матрешка русская игрушка"

Проект " Матрешка русская игрушка" предназначен для I младшей группы. Цель его, развивать интерес у детей к народно-прикладному искусству....

Конспект НОД в средней группе "Дымковская игрушка – народная игрушка"

Конспект интегрированной образовательной деятельности (Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художестыенно-эстетическое развитие)...

Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением в старшей группе «Нарядные народные игрушки» (итоговое занятие, закрепляющее полученные ранее знания об игрушках).

Цели: 1. Воспитывать патриотизм, любовь к Родине через познание народной культуры.2. Дать представление о многообразии народных промыслов.3. Воспитывать бережное отношение к труду людей.4.  Разви...

Проект по приобщению детей младшего дошкольного возраста к народной игрушки "Народная игрушка"

Проект по приобщению детей младшего дошкольного возраста к народной игрушки "Народная игрушка"...

Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности :"Народная игрушка -деревянная игрушка"

В данном конспекте дети знакомятся с изготовлением народной игрушки  ее мастерами ,закрепляют знания о  промыслах и   символе  России  -матрешке....