Проект для детей старшего дошкольного возраста «Лоскуток»
проект по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Алексеева Ольга Станиславовна

Проект знакомит детей с русскими национальными традициями, с историей появления и создания народных игрушек -  разных кукол. В процессе реализации проекта у детей формируется интерес к прикладному творчеству, развиваются терпение, усидчивость, мелкая моторика рук. После создания игрушки педагог предлагает использовать ее в игре, в обыгрывании сказки, разучивании песни, частушек – народного фольклора. Работа проходит в несколько этапов, дети поочередно знакомятся с определенной куклой, ее особенностями, техникой создания, затем педагог вместе с детьми, или дети самостоятельно, обыгрывают куклы. Тем самым теоретические знания переходят в практические навыки, дети проявляют инициативу, творческие способности, навыки работы с тканями при изготовлении кукол.

Проект адресован работникам дошкольного образования, а также родителям дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_loskutok.docx33.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 201 «Сибирская сказка»»

660062, г. Красноярск, ул. Крупской, д. 22 "А", тел. 247-79-73; 246-61-22

Номинация «Образовательный проект»

Проект  

для детей старшего дошкольного возраста

«Лоскуток»

Сроки выполнения проекта январь-март 2021год

Автор проекта воспитатель:

Алексеева О.С.

Красноярск  2020

Аннотация

Вид проекта: творческий, практико-ориентированный.

Участники проекта дети старшего дошкольного возраста.

Срок реализации проекта: январь-март 2021г.

Проект знакомит детей с русскими национальными традициями, с историей появления и создания народных игрушек -  разных кукол. В процессе реализации проекта у детей формируется интерес к прикладному творчеству, развиваются терпение, усидчивость, мелкая моторика рук. После создания игрушки педагог предлагает использовать ее в игре, в обыгрывании сказки, разучивании песни, частушек – народного фольклора. Работа проходит в несколько этапов, дети поочередно знакомятся с определенной куклой, ее особенностями, техникой создания, затем педагог вместе с детьми, или дети самостоятельно, обыгрывают куклы. Тем самым теоретические знания переходят в практические навыки, дети проявляют инициативу, творческие способности, навыки работы с тканями при изготовлении кукол.

Проект адресован работникам дошкольного образования, а также родителям дошкольников.

 

Актуальность.

В последние годы все острее встает вопрос о необходимости возрождения русских национальных традиций. Каждый человек должен знать историю своего народа, иметь представление о своих корнях, знать, любить и уважать традиции своих предков. В качестве инструмента может выступать народно-прикладное творчество, а именно изготовление народной игрушки, куклы.

С таким интересным прикладным творчеством могут справиться дети старшего дошкольного возраста. Проект дает детям возможность узнать, какой же была народная игрушка, как ею играли. Это естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. В процессе изготовления изделий постепенно образуется система специальных навыков и умений.

Проблема.

У современных детей дошкольного возраста очень слабый интерес к народной тряпичной кукле. В развивающей среде отсутствует ознакомление с тряпичной куклой и ее изготовление.

Цель проекта: приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной тряпичной куклой.

Задачи:

  1. Изучить историю возникновения народной куклы, познакомить с техникой изготовления народной тряпичной куклы, вызвать интерес к созданию народной куклы, подвести к пониманию ее назначения. Познакомить с народным фольклором через игру с куклой.
  2. Развивать развить образное мышление, внимание, фантазию, эстетический и художественный вкус;
  3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, народному календарю, к народным играм и т.д.;

Предполагаемый результат.

В результате обучения, по данному проекту, дети могут: иметь представление и знания о русской народной кукле, могут из необходимых материалов изготовить куклу, использовать ее в игре, овладеть навыками культуры труда.

Возраст детей: 6-7 лет.

Срок реализации: 3 месяца

Принципы, лежащие в основе проекта: доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих способностей); историзма  (предполагает рассмотрение всех исторических фактов, явлений и событий, связанных с данным предметом изучения).

Методы занятий: словесный  (устное изложение, беседа, рассказ); наглядный (показ иллюстраций, показ выполнения педагогом, работа по образцу); практический  (выполнение работ по схемам).

Методы, в основе которых лежит деятельность  детей: объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный  (дети воспроизводят полученные знания и основные способы изготовления); исследовательский  (самостоятельная творческая работа детей).

На занятиях педагог показывает иллюстрацию или наглядный пример куклы, дети рассматривают внешний вид, изучают на ощупь, что находится внутри, фактуру ткани. Затем приступают к изготовлению куклы, обращая внимание на технологическую схему. В процессе изготовления кукол, дети самостоятельно выбирают ткань для основы, для одевания игрушки. С готовыми куклами дети играют в сюжетно-ролевые игры, используют их для обыгрывания народных песен, потешек, стихов.

Ресурсы: ткань (лоскутки) разного цвета и размера, вата, нитки, тесьма,  ножницы, крупа.

План работы по проекту

месяц

тема

цель

практика

январь

1.Беседа «Что мы знаем о куклах», «История тряпичной куклы».

Формирование у детей представлений о традиционной кукле, истории возникновения.

Воспитатель рассказывает историю возникновения куклы, показывает иллюстрации, либо наглядный пример, рассматривает с детьми, какими особенностями обладает каждая кукла. После рассматривания кукол дети непосредственно работают с материалами: обводят шаблон на ткань и вырезают; завязывают узелок из нитки; складывают ткань вдвое; плетут косичку из шерстяной пряжи; делают «скрутку» из полоски ткани и перевязывают её нитками.

2.Изготовление лоскутной куклы «Покосница-игровая».

Развитие умения изготавливать традиционную народную куклу в лоскутной технике.

Педагог рассказывает о том, что в деревне женщина умела многое, сами шили одежду и предметы быта, оставались лоскута, которые хранили. И часто из таких кусочков ткани делали кукол. Куколку игровую Покосницу взрослые делали детям во время сенокоса, чтобы развлечь и занять их, пока взрослые заняты. Дети подбирают лоскута для изготовления куклы, выбирают определенный цвет ткани. В центре прямоугольного лоскута светлых тонов, помещаем вату для головы куклы, формируют голову, нитками обматывают ткань, формируют руки.

3.Изготовление лоскутной куклы «Покосница-игровая». (завершение работы)

Формирование творческого отношения к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности.

Дети подбирают наряд для куклы (платье, платок, поясок), выбирают по цвету, трогают текстуру ткани. На куклу надевают юбку – так чтобы была видна «рубаха» - светлая основа куклы, фиксируют нитками. Выворотным способом надевают передник, повязывают поясок. Платок завязывают концами назад. Педагог показывает прием работы, обращает внимание на технологическую карту.

4.Кукла «Зайчик на пальчик»

Формирование представлений об игровой кукле «Зайчик на пальчик»

Педагог говорит детям о том, что в старину родители давали игрушку ребенку, когда уходили из дома, чтобы, оставаясь один, он не скучал, и ему не было страшно. Зайчик надевается на пальчик, и игрушку нужно крепко держать в ладошке, как бы загораживая от всех, тоже оберегая его.

Дети приступают к изготовлению игрушки. Лоскут ткани складывают пополам вдоль. Один угол от сгиба прогибают внутрь – это будущие ушки. Обматывают нитками вокруг основания каждого ушка и вокруг обоих вместе. Кусок ваты помещают под ушками и перевязывают ниткой. С нижнего конца заготовку скручивают в рулетик и перевязывают нитками «лапки». Лапки подвигают к шее, перевязывают нитками, отстригают концы нитки.

Воспитатель подводит итог.

5.Заучивание русской народной песенки «Заинька поскачи»

Развитие интереса к русской народной культуре.

Педагог предлагает детям поиграть с игрушкой «Зайчик на пальчик». Включает запись песни, обращает внимание на настроение песни. Дети заучивают текст, затем надевают игрушку на палец, воспроизводят песню и танец.

6.Изготовление лоскутной куклы «Ангел»

Формирование представлений о кукле «Ангел».

Педагог предлагает детям обратить внимание на сундучок, в нем лежит игрушка ангел, читает отрывок из книги «Троицкие цветки с луга». Рассказывает детям, что Ангелы в представлении людей – это что-то хорошее и светлое, люди также считают, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель, поэтому люди пытаются сделать ангелов в виде игрушек, кукол.

Дети повторяют технику безопасности с ножницами. Берут лоскут белой ткани для основы, в центр лоскута кладут вату, формируют голову, затем, обматывая ниткой, формируют руки. Из второго лоскута формируются крылья и красной нитью приматывают к основе.

Педагог обращает внимание на технологическую карту.

февраль

1.Кукла «Закрутка»

2. Завершение работы кукла «Закрутка».

Формирование представлений о технологии изготовления игровой куклы «Закрутки».

Воспитатель рассказывает детям о  том, что раньше взрослые делали кукол для детей, по куклам можно было рассудить аккуратная девочка или не очень. Показывает технологическую карту изготовления «Закрутки».

Дети берут плотную белую ткань белого цвета, закручивают ее в столбец, обматывают ниткой, закрепляют, делают головку - обматывают место головки синтепоном. Ручки и шею перевязывают красной нитью. Из цветной ткани делают сарафан, одевают куклу., подвязывая красной нитью. Делают из пряжных ниток длинную косу.

3.Кукла «Колокольчик».

4. Завершение работы кукла «Колокольчик»

Формирование представлений об игровой кукле «Колокольчик»

Педагог показывает куклу «Колокольчик», предлагает детям сделать ей подружек. Рассказывает историю возникновения куклы о том, что она оберегала от разных болезней.

Дети берут три лоскута круглой формы, начиная с большого, обворачивают сверток.  Берут прямоугольник из белой ткани для лица и ручек. Расправляют лицо, туго перевязывают шейку. Повязывают нарядным платочком и куколка-Колокольчик готова.

5.Русские народные  подвижные игры

Формирование интереса, положительного отношения к истории русского народа.

Игра «Кукла –колокольчик»:дети проговаривают слова, передавая куклу по кругу, у кого кукла останавливается , тот выходит в центр и танцует.

Проговаривают потешки с использованием изготовленных кукол. Самостоятельно выбирают игру, используя изготовленные куклы.

6.Пеленашка «Кукла-младенчик»

7. Сюжетно-ролевые игры с использование фольклора.

Ознакомление с обрядовой куклой «Пеленашкой» и технологией ее изготовления

Знакомство с русским народным фольклором

Дети выслушивают историю возникновения куклы, о том, что она была связана с рождением малыша.

Дети берут большой лоскут ткани, плотно скручивают в скатку – плотную тряпичную трубочку и с усилием перетягивают посередине пояском.  Для обозначения головы скатку перетягивают нитями с одного из концов. На голову повязывают платок.

Воспитатель включает колыбельную песню, предлагает детям запомнить и спеть песню. Дети распределяют роли для сюжетно-ролевой игры. Играют.

8.Выствка кукол.

Формирование положительного отношения к проекту.

Педагог вместе с детьми оформляет выставку кукол, используя драпировки в деревенском стиле. Дети, рассматривая иллюстрации, высказывают свое мнение по расположению кукол на выставке. Рассказывают, какая кукла больше понравилась и почему.

март

1.«Кукла Куватка»

2.Завершение работы «Кукла Куватка».

Ознакомление с традициями, символикой и технологией изготовления куклы Куватки.

Педагог показывает куклу-оберег, рассказывает, что она является обрядовой. Дети рассказывают, какие обряды проводятся на масленицу, высказываются, от чего могла оберегать кукла в те времена.

Педагог предлагает сделать куклу, обращает внимание на технологическую карту. Воспитатель показывает прием работы, в процессе изготовления кукол контролирует приемы работы, помогает детям, затрудняющимся в выполнении задания. Дети выбирают лоскута по размеру, скрученный лоскут перегибают пополам, получается голова. Далее на тело надевают платье, обращая внимание на пышность платья. Делятся впечатлениями от получившейся куклы.

3.Разучивание песни «Масленица»

Формирование интереса к народному творчеству.

Воспитатель включает песни о масленице. Дети надевают русские платки на плечи, в руках держат куклы «Куватка»,  обыгрывают текст песни с помощью куклы.

4.Кукла «Крупеничка»

5.Изготовление куклы «Крупеничка».

Ознакомление с лоскутной куклой «Крупеничка».

Педагог знакомит детей с куклой «Крупеничка». «Крупеничка» - это тряпичная кукла на сытость, достаток в семье и хозяйственность. Дети расстилают цветной лоскут квадратной формы и на середину высыпаем небольшой горкой зерно или крупу, для перевязывания используют крепкую нитку, расправляют складки, следуют технологической карте. После  изготовления основы, приступают к одеванию - для платка выбирают красный лоскут ткани. Поправляют голову куклы, размещая равномерно крупу.

6.Кукла «Неразлучники»

7.Завершение работы кукла «Неразлучники»

8.Итоговое мероприятие «Мини-музей»

Изготовление орбядовой куклы «Неразлучники»

Формирование положительного отношения к прикладному искусству

 Дети знакомятся со значением куклы, ее смысла – символ семейного счастья. Берут палочку, которая необходима при изготовлении куклы «Неразлучники», обращают внимание на технологическую схему и следуют ей. Педагог в процессе изготовления кукол контролирует приемы работы, помогает детям, затрудняющимся в выполнении задания.

Педагог вместе с детьми оформляет «Мини-музей» кукол, используя драпировки в деревенском стиле. Дети, рассматривая иллюстрации, высказывают свое мнение по расположению кукол на выставке. Рассказывают, какая кукла больше понравилась и почему

Оценка результатов реализации проекта.

Результатом проекта послужит оформленная выставка народных кукол, также через наблюдение будет оценен интерес, проявляемый у детей, в процессе игры с куклой, пополнение у детей активного словарного запаса стишками, песенками, народным фольклором.

Распространение результатов проекта.

Проект будет размещен на сайте ДОО. Оформление пространственной среды – создание мини-музея «Народная кукла».

Устойчивость проекта.

Принимая во внимание, что для изготовления кукол необходимы такие материалы как ткань, ленты и так далее, необходимо привлечение родителей. Устойчивость проекта также может поддерживаться наличием собственных ресурсов педагогов.

Бюджет

Проект не предусматривает финансовый вложений, так как будем использовать собственные ресурсы.

.

Литература

  1. Сборник мастер-классов по изготовлению традиционной лоскутной куклы, как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры/Нагибина Е.А., - Камышлов: ГБОУ СПО «Камышловский педагогический коллеж», 2018
  2. Жили-были…: Рус.обрядовая поэзия / Сост. Г.Г. Шаповалова, Л.С. Лаврентьева – СПб.: Русско-Балт. Информац. Центр БЛИЦ, 1998.
  3. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
  4. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  5. Русские обычаи, обряды, предания и суеверия / Сост. А.В. Копылова. – М.: Рипол класик, 2003.
  6. От рождения до школы [текст]: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. − М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. − 304 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

ПРОЕКТ для детей старшего дошкольного возраста «Люди старшего поколения!»

Цель проекта:Вовлечение жизненного опыта бабушек и дедушек воспитанников в образовательный процесс открытого образовательного пространства «Детский сад – Семья». Задачи:развивать эмоционально-эст...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Культура питания» ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Паровозик» «Культура питания»

Актуальность проекта обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения за столом, обучению правилам хорошего тона детей старшего дошкольного возраста.Проблема: В ходе наб...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...

Фото-отчет по реализации проекта для детей старшего дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения. Актуальность организации работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма несомненна. У детей дошкольного возраста отсутствует защит

Фото-отчет по реализации проекта для детей старшего дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения. Актуальность организации работы по предупреждению дорожно-транспортного т...