рабочая программа по робоконструированию "Робомишки"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Макеев Артём Александрович

рабочая программа по робоконструированию "Робомишки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_robokonstruirovaniyu.docx68.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»)

        

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОУ

«Детский сад «Медвежонок» г. Надыма»

____________________ Л.И. Мифтахова

Приказ №          от                           2021 г.

                 

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

«Детский сад «Медвежонок» г. Надыма»

Протокол №      от                           2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Конструирование и робототехника»

«РОБОМИШКИ»

для детей 5-7 лет

образовательная область «Познавательное развитие»

Педагог дополнительного образования

Макеев А.А.

Надым

2021

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Мы живём в удивительное время, когда на наших глазах меняется представление о грамотности человека. Если 15 лет назад показателем грамотности служило умение читать и писать, а ещё недавно необходимой составляющей являлся навык работы с компьютером, то уже завтра каждый образованный человек должен будет уметь работать с роботами. Роботы постепенно, но уверенно входят в нашу жизнь. Они работают на производстве (например, в автомобильной промышленности), а также помогают людям в быту (например, робот-пылесос или кофеварочная машина).

Программы-роботы «беседуют» с человеком во многих CALL-центрах, помогая выбрать нужный тариф или услугу, а в банке, МФЦ, ПФР или поликлинике робот следит за порядком в очереди.

Актуальность программы

Программа соответствует действующим нормативным правовым актам и Концепции развития дополнительного образования в сфере технического творчества.

Новизна программы и её педагогическая целесообразность обусловлены применением новых оригинальных образовательных технологий в робототехнике. В программе представлены современные идеи и актуальные направления развития науки и техники. Программа «Конструирование и робототехника» формирует конвергентное мышление, т. е. является соединением различных предметных областей, таких как математика, информатика, физика и технология. В процессе создания робота учащемуся необходимо делать математические вычисления, знать физические процессы, чтобы понимать, какой принцип используется при работе датчиков, уметь применять технологические приёмы в конструировании робота и программировать его информационный код.

Цель программы: ознакомление с основами конструирования и программирования учебных роботов.

Задачи программы

Обучающие:

- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся на занятиях по конструированию и робототехнике;

- развитие сформированных универсальных учебных действий через создание на занятиях учебных ситуаций, постановку проблемных задач, требующих выбора, обоснования и создания определенной модели конструкции, написания алгоритма действий робота с помощью пиктограмм графического языка;

- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

Развивающие:

- развитие навыков взаимной оценки;

- развитие навыков рефлексии, готовность к самообразованию и личностному самоопределению;

- формирование представления о мире профессий, связанных с робототехникой, и требованиях, предъявляемых такими профессиями, как инженер, механик, конструктор, архитектор, программист, инженер-конструктор по робототехнике.

Воспитательные:

- содействовать социальной адаптации обучающихся в современном обществе, проявлению лидерских качеств;

- воспитывать ответственность, трудолюбие, целеустремленность и организованность.

Метапредметные универсальные учебные действия:

–     регулятивные:

  • владение основами самоконтроля, самооценки, осуществление контроля своей деятельности, корректирование своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией;

–     познавательные:

  • умение читать схемы сборки, инструкции;
  • умение составлять схемы и строить конструкции по собственному замыслу;

–     коммуникативные (обеспечивающие возможность сотрудничества):

  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками, работать в группе: находить общее решение на основе согласования позиций и учёта общих интересов и мнений при выполнении учебно-исследовательских работ и проектов по робототехнике; умение устанавливать необходимые контакты с другими людьми.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Формы занятий:

- индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение.

- групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная).

- соревнования (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию).

Режим занятий: продолжительность занятия от 25 минут – старшая группа, 30 минут – подготовительная группа.

Методы, приемы и средства обучения дошкольников техническому конструированию и робототехнике.

1. Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный) (знакомство, рассказ, экскурсия, чтение художественной литературы, загадки, пословицы, беседы, дискуссии, моделирование ситуации, инструктаж, объяснение.) достигает своей цели в результате предъявления готовой информации, объяснения, иллюстрирования словами, изображением, действиями.

2. Репродуктивный или метод организации воспроизведения способов деятельности. Метод осуществляется через систему упражнений, устное воспроизведение, решение типовых задач, (программирование, составление программ, сборка моделей, конструирование, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами, проекты, игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), обыгрывание постройки, моделирование ситуации, конкурсы, физминутки).

3. Метод проблемного обучения формирует творческий потенциал дошкольников. Он осуществляется через проблемное изложение. Педагог ставит проблему и раскрывает доказательные пути её решения. Осуществляет мысленное прогнозирование определенных шагов логики решения, работает непроизвольное запоминание.

4. Частично-поисковый (эвристический) метод. Педагог ставит проблему, составляет и предъявляет задания на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблем, планирует шаги решения, руководит деятельностью обучающегося, создает промежуточные проблемные ситуации. Дошкольник осмысливает условия, самостоятельно решает часть задач, осуществляет в процессе решения самоконтроль и самооценку, самостоятельно мотивирует деятельность, проявляет интерес, что способствует непроизвольному запоминанию, продуктивному мышлению.

5. Исследовательский метод. Педагог составляет и предъявляет обучающемуся проблемные задачи для самостоятельного поиска решения, осуществляет контроль за ходом решения. Дошкольник воспринимает проблему или самостоятельно её усматривает, планирует этапы решения, определяет способы исследования на каждом этапе, сам контролирует процесс, его завершение, оценивает. Преобладает непроизвольное запоминание, воспроизведение хода исследования, мотивировка деятельности.

На занятиях используются основные виды конструирования: по образцу, по модели, по условиям, по простейшим чертежам и наглядным схемам, по замыслу, по теме:

- Конструирование и программирование по образцу.

- Конструирование и программирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

- Конструирование и программирование по модели. Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу.

- Конструирование и программирование по условиям. Не давая детям образца, определяют лишь условия, которым модель должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое её назначение. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

- Конструирование и программирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

- Конструирование и программирование по замыслу. Данная форма – не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.

- Конструирование и программирование по теме. Основная цель организации создание модели по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику.

Учебно-тематический план 1-й год обучения

№ занятия

Тема занятия

Общее кол-во часов

в том числе

теоретические

практические

I РАЗДЕЛ «Я КОНСТРУИРУЮ»

1

Введение.

1

0,5

0,5

2

Мотор и ось.

1

0,5

0,5

3

Зубчатые колеса.

1

0,5

0,5

4

Коронное зубчатое колесо.

1

0,5

0,5

5

Шкивы и ремни.

1

0,5

0,5

6

Червячная зубчатая передача.

1

0,5

0,5

7

Кулачковый механизм

3

1

2

8

Датчик расстояния

2

1

1

9

Датчик наклона.

1

0,5

0,5

II РАЗДЕЛ «Я ПРОГРАММИРУЮ»

1

Алгоритм.

1

0,5

0,5

2

Блок "Цикл".

1

0,5

0,5

3

Блок "Прибавить к экрану".

1

0,5

0,5

4

Блок "Вычесть из Экрана".

1

0,5

0,5

5

Блок "Начать при получении письма".

1

0,5

0,5

III РАЗДЕЛ «Я СОЗДАЮ»

1

Разработка модели «Танцующие птицы».

1

0

1

2

Свободная сборка.

2

0

2

3

Творческая работа «Порхающая птица».

2

0

2

4

Творческая работа «Футбол».

3

0

3

5

Творческая работа «Непотопляемый парусник».

2

0

2

6

Творческая работа «Спасение от великана».

1

0

1

7

Творческая работа «Дом».

3

0

3

8

Маркировка: разработка модели «Машина с двумя моторами».

1

0

1

9

Разработка модели «Кран».

1

0

1

10

Разработка модели «Колесо обозрения».

1

0

1

11

Творческая работа «Парк аттракционов».

1

0

1

12

Конкурс конструкторских идей.

1

0

1

 

ВСЕГО:

36

8

28

Календарное планирование

для старшей группы

(первый год обучения)

тема

тема занятия по техническому конструированию и

основам робототехники

Сентябрь

1. Здравствуй, детский сад  

Мониторинг

Конструирование по замыслу

Введение.

2. Золотая осень

Мотор и ось.

Знакомство с конструктором LEGO, правилами организации рабочего места. Техника безопасности. Знакомство со средой программирования, с основными этапами разработки модели. Знакомство с понятиями мотор и ось, исследование основных функций и параметров работы мотора, заполнение таблицы. Выработка навыка поворота изображений и подсоединения мотора к LEGO-коммутатору. Разработка простейшей модели с использованием мотора – модель «Обезьяна на турнике». Знакомство с понятиями технологической карты модели и технического паспорта модели.

3. Праздник урожая (овощи и фрукты)

Зубчатые колеса.

Знакомство с элементом модели зубчатые колеса, понятиями ведущего и ведомого зубчатых колес. Изучение видов соединения мотора и зубчатых колес. Знакомство и исследование элементов модели промежуточное зубчатое колесо, понижающая зубчатая передача и повышающая зубчатая передача, их сравнение, заполнение таблицы. Разработка модели «Умная вертушка» (без использования датчика расстояния). Заполнение технического паспорта модели.

4. Веселая ферма (сельскохозяйственные профессии)

Коронное зубчатое колесо.

Знакомство с элементом модели коронное зубчатое колесо. Сравнение коронного зубчатого колеса с зубчатыми колесами. Разработка модели «Рычащий лев» (без использования датчиков). Заполнение технического паспорта модели.

5. Домашние животные и птицы

Шкивы и ремни.

Знакомство с элементом модели шкивы и ремни, изучение понятий ведущий шкив и ведомый шкив. Знакомство с элементом модели перекрестная переменная передача. Сравнение ременной передачи и зубчатых колес, сравнений простой ременной передачи и перекрестной передачи. Исследование вариантов конструирования ременной передачи для снижения скорости, увеличение скорости. Прогнозирование результатов различных испытаний. Разработка модели «Голодный аллигатор» (без использования датчиков). Заполнение технического паспорта модели.

Октябрь

1. Лесные дары (грибы и ягоды)

Червячная зубчатая передача.

Знакомство с элементом модели червячная зубчатая передача, исследование механизма, выявление функций червячного колеса. Прогнозирование результатов различных испытаний. Сравнение элементов модели червячная зубчатая передача и зубчатые колеса, ременная передача, коронное зубчатое колесо.

2. Человек

Кулачковый механизм.

Знакомство с элементом модели кулачок (кулачковый механизм), выявление особенностей кулачкового механизма. Прогнозирование результатов различных испытаний. Способы применения кулачковых механизмов в разных моделях: разработка моделей «Обезьянка-барабанщица», организация оркестра обезьян-барабанщиц, изучение возможности записи звука. Закрепление умения использования кулачкового механизма в ходе разработки моделей «Трамбовщик» и «Качелька». Заполнение технических паспортов моделей.

3. Одежда. Обувь

4. Семья. Семейные традиции

Ноябрь

1. В мире профессий

Датчик расстояния.

Знакомство с понятием датчика. Изучение датчика расстояния, выполнение измерений в стандартных единицах измерения, исследование чувствительности датчика расстояния. Модификация уже собранных моделей с использованием датчика расстояния, изменение поведения модели. Разработка моделей «Голодный аллигатор» и «Умная вертушка» с использованием датчика расстояния, сравнение моделей. Соревнование роботов «Кто дольше». Дополнение технических паспортов моделей.

2. Орудия труда и инструменты

3. Транспорт и безопасность

Датчик наклона.

Знакомство с датчиком наклона. Исследование основных характеристик датчика наклона, выполнение измерений в стандартных единицах измерения, заполнение таблицы. Разработка моделей с использованием датчика наклона: «Самолет», «Умный дом: автоматическая штора». Заполнение технических паспортов моделей.

4. Городские достопримечательности

Алгоритм.

Знакомство с понятием алгоритма, изучение основных свойств алгоритма. Знакомство с понятием исполнителя. Изучение блок-схемы как способа записи алгоритма. Знакомство с понятием линейного алгоритма, с понятием команды, анализ составленных ранее алгоритмов поведения моделей, их сравнение.

Декабрь

1. Зимушка-зима

 Блок «Цикл».

Знакомство с понятием цикла. Варианты организации цикла в среде программирования LEGO. Изображение команд в программе и на схеме. Сравнение работы блока Цикл со Входом и без него. Разработка модели «Карусель», разработка и модификация алгоритмов управляющих поведением модели. Заполнение технического паспорта модели.

2. Дикие животные

Блок «Прибавить к экрану».

Знакомство с блоком «Прибавить к экрану», обсуждение возможных вариантов применения. Разработка программы «Плейлист». Модификация модели «Карусель» с изменение мощности мотора и применением блока «прибавить к экрану».

3. Зимующие птицы

Блок «Вычесть из Экрана».

Знакомство с блоком «Вычесть из экрана», обсуждение возможных вариантов применения. Разработка модели «Ракета». Заполнение технического паспорта модели.

4. Безопасность

Блок «Начать при получении письма».

Знакомство с блоками «Отправить сообщение» и «Начать при получении письма», исследование допустимых вариантов сообщений, прогнозирование результатов различных испытаний, обсуждение возможных вариантов применения этих блоков. Разработка модели «Кодовый замок». Заполнение технического паспорта модели.

5. Волшебство Нового года

Разработка модели «Танцующие птицы». Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели.

Январь

2. Такие разные дома  

Творческая работа «Дом».

Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта моделей «Дом», «Машина». Знакомство с понятием маркировка. Разработка и программирование моделей с использованием двух и более моторов. Придумывание сюжета, создание презентации для представления комбинированной модели «Дом» и «Машина».

3.  Мебель

4. Электроприборы

Февраль

1. Посуда и продукты питания

Свободная сборка.

Составление собственной модели, составление технологической карты и технического паспорта модели. Разработка одного или нескольких вариантов управляющего алгоритма. Демонстрация и защита модели. Сравнение моделей. Подведение итогов.

2. Животные разных стран

3. Жители подводного мира

Творческая работа «Непотопляемый парусник».

Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Непотопляемый парусник». Развитие модели: создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели, создание и программирование модели с более сложным поведением.

4. День защитника Отечества

Март

1. Международный женский день

Разработка модели «Колесо обозрения». Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Колесо обозрения»

2. Весна красна

Разработка модели «Кран».

Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Кран», сравнение управляющих алгоритмов.

3. Береги свою планету (цветы, растения)

4. Книжкина неделя

Творческая работа «Спасение от великана».

Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Спасение от великана», придумывание сюжета для представления модели (на примере сказки Перро «Мальчик с пальчик»).

5. Деревья и кустарники

Апрель

1. Всемирный день здоровья

Творческая работа «Парк аттракционов». Составление собственной модели, составление технологической карты и технического паспорта модели. Разработка одного или нескольких вариантов управляющего алгоритма. Демонстрация и защита модели. Сравнение моделей. Подведение итогов.

2. Загадочный космос

3. Перелетные птицы

Творческая работа «Порхающая птица» Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели. Развитие модели: создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели, создание и программирование модели с более сложным поведением.

4. Удивительный мир насекомых

Май

1. Праздник Победы

Маркировка: разработка модели «Машина с двумя моторами».

Повторение понятия маркировка, обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Машина с двумя моторами».

2. Азбука безопасности   

3. Весенняя лаборатория

Творческая работа «Футбол».

Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Нападающий». Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Вратарь». Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели).

Организация футбольного турнира – соревнования в сборке моделей «Нападающий» и «Болельщики», конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Ликующие болельщики». Подведение итогов.

4. Скоро лето!

5. ЛЕТО!!!

Конкурс конструкторских идей.

Создание и программирование собственных механизмов и моделей с помощью набора LEGO, составление технологической карты и технического паспорта модели, демонстрация и защита модели. Сравнение моделей. Подведение итогов.

Промежуточные результаты освоения программы

 Сенсорное развитие:

  • владеет основными эталонами цвета, формы, величины, выделяет пропорциональные особенности объектов;
  • различает и использует в деятельности различные детали, формы.

Развитие конструктивной деятельности:

  • использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов (по длине, ширине, высоте, толщине);
  • создает постройки по рисунку, схеме, по образцу, по заданию взрослого, самостоятельно подбирая детали;
  • выделяет структуру объекта и устанавливает ее взаимосвязь с практическим назначением объекта;
  • знает основные приемы сборки, принципы построения и функционирования роботов (на базе образовательных наборов Huno).

Развитие детского творчества:

  • владеет способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности;
  • самостоятельно создает модели и конструкции.

Результат освоения образовательной программы по конструктивно – модельной деятельности и робототехнике, зависит и включает в себя необходимую этапность обучения от простого к сложному.

Критерий овладения умениями (метапредметные достижения).

Познавательная деятельность

Практическая деятельность

Коммуникативная деятельность

Сформированность умений следовать инструкции, схеме.

Овладение простейшими навыками сортировки и классификации деталей конструкторов. Умение выбрать подходящую деталь.

Знание и выполнение правил ТБ.

Сформированность представлений о протяженности деталей, предметов по: длине, высоте, выше- ниже, уже – шире и сравнение предметов по пространственным характеристикам.

Осуществление сборки моделей роботов с заданными характеристиками.

Навыки вступления в общение с знакомыми и незнакомыми людьми (сверстниками, старшими). Пополнение словарного запаса технического словаря.

Склонность и способности видеть окружающий мир в натуральном колорите и трехмерном пространстве (пространственное мышление). Применяет свои навыки для решения реальных проблем.

Узнавание способов моделирования. Сформированны умения анализировать сделанные конструкции, определять пространственное расположение деталей, выделять основные части конструкции (структурные особенности).

Использование в речи, в общении комментирования конструктивных действий в т. ч. последовательности этапов конструктивного замысла.

Представляет работу некоторых технических устройств

Воспроизведение известных способов крепления, знание первоначальных конструкторских и технологически понятия. Имеет представления о основных узлах и агрегатах в транспортных машинах.

Сформированность навыков коллективной работы: умение распределять обязанности, планировать процесс изготовления модели, работа в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

Проявляет творческий подход и креативность.

Готов проектировать модели роботов самостоятельно.

Бесконфликтное общение.

Ставит эксперимент и наблюдает за ним.

Участие в соревнованиях и мероприятиях различного уровня.

Создание коллективного выставочного проекта.

Календарное планирование

для подготовительной группы

(второй год обучения)

тема

тема занятия по техническому конструированию и

основам робототехники

Сентябрь

1. День Знаний 

Введение

Рассказ о развитии робототехники в мировом сообществе и в частности в России. Показ видео роликов о роботах и роботостроении. Правила техники

безопасности.

2. Золотая осень

История создания первых роботов. История робототехники

Робототехника для начинающих, базовый уровень. Основы робототехники.  Понятия: датчик, интерфейс, алгоритм и т.п.

Алгоритм программы представляется по принципу LEGO. Из визуальных блоков составляется программа. Каждый блок включает конкретное задание и его выполнение. По такому же принципу собирается сам робот из различных комплектующих узлов (датчик, двигатель, зубчатая передача и т.д.) узлы связываются при помощи интерфейса (провода, разъемы, системы связи, оптику и т.д.

3. Праздник урожая (овощи и фрукты)

4. Праздник урожая (сельскохозяйственные профессии)

Основы механики. Знакомство с конструкторами и деталями

  Технология NXT. О технологии EV3. Установка батарей.  Главное меню.

 Сенсор цвета и цветная подсветка.  Сенсор нажатия.  Ультразвуковой сенсор.  Интерактивные сервомоторы. Использование Bluetooth.

EV3 является «мозгом» робота MINDSTORMS. Это интеллектуальный, управляемый компьютером элемент конструктора LEGO, позволяющий роботу ожить и осуществлять различные действия.

Различные сенсоры необходимы для выполнения определенных действий. Определение цвета и света. Обход препятствия. Движение по траектории и т.д.

5. Домашние животные и птицы

Октябрь

1. Лесные дары (грибы и ягоды)

Основы кинематики. Сборка первых роботов с использованием основных законов кинематики

   Знакомство с конструктором.  Твой конструктор (состав, возможности).

Основные детали (название и назначение). Датчики (назначение, единицы измерения). Двигатели. Микрокомпьютер EV3.Аккумулятор (зарядка, использование). Как правильно разложить детали в наборе.

В конструкторе MINDSTORMSEV3 применены новейшие технологии робототехники: современный 32 – битный программируемый микроконтроллер; программное обеспечение, с удобным интерфейсом на базе образов и с возможностью перетаскивания объектов, а также с поддержкой интерактивности; чувствительные сенсоры и интерактивные сервомоторы; разъемы для беспроводного Bluetooth, WI-FI и USB подключений. Различные сенсоры необходимы для выполнения определенных действий. Определение цвета и света. Обход препятствия. Движение по траектории и т.д.

2. Тело человека

3. Одежда. Обувь. Головные уборы

Основы динамики. Сборка первых роботов с использованием основных законов динамики

   Начало работы.  Включение и выключение микрокомпьютера (аккумулятор, батареи, включение, выключение). Подключение двигателей и датчиков (комплектные элементы, двигатели и датчики EV3). Тестирование (Tryme). Мотор. Датчик освещенности. Датчик звука. Датчик касания. Ультразвуковой датчик. Структура меню EV3. Снятие показаний с датчиков (view).

4. Семейное дерево. Семейные национальные праздники

Ноябрь

1. В мире профессий и инструментов

2. Безопасность жизнедеятельности

3. Транспорт и безопасность

Изучение среды программирования. Знакомство с интерфейсом программы. Программирование первого робота

   Программное обеспечение EVА. Требования к системе. Установка программного обеспечения. Интерфейс программного обеспечения. Палитра программирования. Панель настроек. Контроллер. Редактор звука. Редактор изображения. Дистанционное управление. Структура языка программирования EV3. Установка связи с EV3.Usb. BT. WI-FI. Загрузка программы. Запуск программы на EV3. Память EV3: просмотр и очистка.

4. Мой город, моя страна

Декабрь

1. Волшебница зима

2. Дикие животные зимой

3. Птицы зимнего леса

4. Безопасность

5. Новый год в разных странах

Январь

2. Жилища разных народов

3. Мебель

Основы механики. Сборка и программирование роботов с

использованием основных законов механики

   Первая модель.  Сборка модели по технологическим картам. Составление простой программы для модели, используя встроенные возможности EV3 (программа из ТК + задания на понимание принципов создания программ).

4. Бытовая техника. Электроприборы

Февраль

1. Посуда и продукты питания

2. Животные разных стран

3. Защитим мировой океан

4. День защитника Отечества

Март

1. Международный женский день

Датчики

  Модели с датчиками. Сборка моделей и составление программ из ТК. Датчик звука.  Датчик касания.  Датчик света.  Подключение лампочки.

Выполнение дополнительных заданий и составление собственных программ.  Соревнования.

Проводится сборка моделей роботов и составление программ по технологическим картам, которые находятся в комплекте с комплектующими для сборки робота. Далее составляются собственные программы.

2. Весна красна

3. Планета – наш общий дом (цветы, растения)

Сборка и программирование спортивных роботов с использованием

 датчиков

   Программы. Составление простых программ по линейным и псевдолинейным алгоритмам.  Соревнования.

Учитывая, что при конструировании робота из данного набора существует множество вариантов его изготовления и программирования, начинаем с программ, предложенных в инструкции и описании конструктора.

4. Книжкина неделя

5. Деревья и кустарники

Апрель

1. Всемирный день здоровья

Сборка и программирование выставочных роботов

  Модели с датчиками.  Составление простых программ по алгоритмам, с использованием ветвлений и циклов.

2. Покорители вселенной

3. Перелетные птицы

4. Насекомые и их знакомые

Сборка и программирование авторских роботов творческой категории

Программы. Составление авторских программ по линейным и псевдолинейным алгоритмам. Соревнования.

Май

1. Праздник Победы

2. Азбука безопасности   

3. Весенняя лаборатория

Выставка. Демонстрация возможностей роботов

   Программы. День показательных соревнований по категориям:

Категории могут быть различными.

Категории соревнований заранее рассматриваем различные. Используем видео материалы соревнований по конструированию роботов и повторяем их на практике. Затем применяем все это на соревнованиях.

4. Скоро лето!

5. ЛЕТО!!!

Заключительное занятие.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности

Предметные результаты изучения программы:

- осознание роли техники в процессе развития общества, понимание экологических последствий развития производства, транспорта;

- владение методами исследовательской и проектной деятельности;

- владение научной терминологией, методами и приёмами конструирования, моделирования и роботостроения;

- умение устанавливать взаимосвязь с разными предметными областями (математика, физика, природоведение, биология, анатомия, информатика и др.) для решения задач по робототехнике;

- владение ИКТ-компетенциями при работе с информацией.

По окончании изучения учебной программы дошкольник будет:

1. иметь представление:

- об основных частях робота;

- об основных приёмах соединения деталей при конструировании механизмов;

- об организации соревнований роботов.

2. знать:

- основные конструкции роботов;

- основные программы управления роботами;

- принципы работы и применения датчиков света, расстояния, касания;

требования к оборудованию;

- основы работы со средой программирования.

3. уметь:

- использовать основные команды программирования роботов;

- управлять роботом на соревнованиях;

- устанавливать и обновлять программы.

4. владеть:

- навыками работы с ПК;

- основными командами управления роботом;

- приёмами работы с различными палитрами.

Способы определения результативности:

- педагогическое наблюдение;

- педагогический анализ активности обучающихся, анализ результатов участия в соревнованиях роботов;

- подготовка и защита проектной работы для участия в мероприятиях;

- участие в конкурсах.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 5-7 лет.

Срок реализации программы: 2 года, программа рассчитана на 36 часов в год, один раз в неделю (период обучения – сентябрь-май).

Программа реализуется в отдельном кабинете «Исследовательско-техническая лаборатория».

III. ОРГАНИЗАЦТОННЫЙ РАЗДЕЛ

 Материально-техническое оснащение, оборудование.

        Совместная деятельность проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться.

        С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к конструированию с элементами программирования, развития конструкторского мышления, определена необходимая предметно-развивающая среда:

- столы, стулья (по росту и количеству детей);  

- демонстрационный столик;

- технические средства обучения (ТСО) – компьютер, интерактивная доска.

 - презентации (по темам занятий);

 - игрушки для обыгрывания;

 - технологические карты, схемы, образцы моделей;

- образовательные наборы:

  • В учебном процессе предполагается использование образовательных конструкторов. На занятиях применяются образовательные конструкторы HUNA-MRT, Fun & Bot, WeDo 2.0, Mindstorms EV3 различной конфигурации и различные подручные материалы. В базовый набор входят: контроллер, моторы, датчики, аккумулятор, соединительные кабели, а также конструктивные элементы – балки, оси, зубчатые колеса, штифты, кирпичи, пластины и другие вспомогательные детали.
  • Huno Fun & Bot story состоит из не менее 173 деталей в т. ч. материнская плата и один DC двигатель. Иллюстрированная брошюра по сборке моделей.   Прилагаются пошаговые схемы сборки ряда статичных персонажей из сказок: можно собрать волка и трёх поросят, можно собрать страуса краба и слона из сказки «Прятки». Производителем в предложенной брошюре даны пошаговые схемы сборки четырех моделей с двигателем: можно собрать «Робота- Крокодила», «Робота-Лягушку», «Робота- Собаку», «Робото-Кролика». После сборки модели двигаются прямолинейно благодаря двигателю на 4-х батарейках ААА.
  • Fun & Bot sensing состоит из не менее 133 деталей в т. ч. материнская плата и два DC двигателя IR – датчика. Иллюстрированная брошюра по сборке. Уникальность данного конструктора заключается в том, что здесь используются инфракрасные датчики, которые могут определять расстояние до предмета и черный цвет. После сборки модели двигаются по заранее заложенным программам (4 вида). Можно собрать «Робота -Лыжника» который может определить край стола и отъехать, «Робота- Утку» которая может следовать за предметом, «Робота - Томаса» поезд и «Робота- Пожарная машина» которые могут ездить по черной линии. Огибать препятствия.
  •  Fun & Bot exsiting состоит из не менее 237 деталей в т. ч. материнская плата и два DC двигателя, пульт с возможностью одного из 8 каналов управления. Иллюстрированная брошюра по сборке. Можно собрать роботов с дистанционным ИК управлением: автомобиль F1, рыцарь Дон Кихот, жука с шестью ногами и танк. Каждый робот издает характерный звук.

 Список используемой и рекомендуемой литературы.

  1. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч.-метод. центр образоват. робототехники. — М.: Изд.-полиграф. центр «Маска», 2013. — 100
  2. Кружок робототехники, [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/-lego-
  3. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
  4. С.А.Филиппов Робототехника для детей и родителей. – СПб.:Наука, 2010, 195 стр.
  5. Образовательная робототехника во внеурочной учебной деятельности: учебно-методическое пособие / Л. П. Перфильева, Т. В. Трапезникова, Е. Л. Шаульская, Ю. А. Выдрина; под руками. В. Н. Халамова; М-во образования и науки Челябинской обл., ОГУ «Обл. центр информ. и материально-технического обеспечения образовательных учреждений, находящихся на территории Челябинской обл.» (РКЦ). — Челябинск: Взгляд, 2011. — 96 с.: ил.
  6. Робототехника для детей и их родителей / Ю. В. Рогов; под ред. В. Н. Халамова — Челябинск, 2012. — 72 с.: ил.
  7. Внеурочная деятельность как условие развития технического творчества младших школьников: методические рекомендации / И. В. Фалалеева, В. А. Воробьева — Курган: ИРОСТ, 2012.
  8. Робототехника для детей и родителей. / Филиппов С. А. — СПб: Наука, 2013. 319 с.
  9. Робототехника в образовании / В. Н. Халамов. — Всерос. уч.-метод. центр образоват. робототехники. — 2013. — 24 с.
  10. Ресурсы интернет:

http://irostizdat-45.nnovo.ru/katalog/51-neurochnaya_deyatelnost_kak_uslovie.html

http://www.wroboto.org/

http://www.roboclub.ru/

http://robosport.ru/

http://www.int-edu.ru/

www.hunarobo.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...