Конспект занятия в средней группе "Чудеса в воздухе"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Соловова Елена Николаевна

Конспект интегрированого занятия в средней группе по эксперименьальной деятельности в рамках работы клуба юных изобретателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chudesa_v_vozduhe.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в средней группе по экспериментированию «Чудеса в воздухе»

Составитель: воспитатель высшей квалификационной категории Соловова Е.Н.

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментальной деятельности

Задачи:

  • познакомить детей со свойствами воздуха;
  • дать понятие о значимости воздуха в жизни человека и природы;
  • обогащать и активизировать словарь детей;
  • развивать навыки проведения опытов;
  • развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;
  • воспитывать умение работать сообща;
  • воспитывать дружеские отношения между детьми;
  • воспитывать аккуратность при работе с водой.

Оборудование:

  • воздушный  шарик;
  •  бейджики по количеству детей;
  • нарисованные схемы: глаз, нос, руки, ухо;
  •  полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);
  • прозрачный стаканчик с салфеточкой на дне;
  • стаканчики с водой, на дне – горох (по количеству детей);
  • духи;
  • таз с водой;
  • веера по количеству детей;
  • крышки от фломастеров (по количеству детей);
  • трубочки;
  • гуашь;
  • альбомные листы.

Ход занятия:

В: Ребята, сегодня к нам на занятие прилетел Воздушный шарик.  Посмотрите, какой он грустный и печальный. Он что-то хочет нам рассказать. Давайте послушаем.

Слайд с изображением воздушного шарика

Воздушный шарик: Я совсем недавно родился и ничего про себя не знаю. даже не знаю, почему меня называют воздушным. От этого очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому я решил обратиться к вам за помощью. Ребята, помогите мне, пожалуйста, узнать больше о себе.

В: Ребята, поможем? (ответы детей)

В: Да, конечно, Шарик, не переживай,  мы обязательно тебе постараемся помочь.

Возд. Шарик: Спасибо, вам ребята. Я знаю, что есть такая страна – Воздушия, и именно в ней можно все тайны обо мне разгадать. Но я не знаю как туда попасть.

В: Что же делать, ребята? (ответы детей)

Возд. Шарик: Ребята, я вспомнил, однажды мне загадали загадку, но я никак не мог ее отгадать, помогите мне. Оказывается у меня есть старший брат, но вот кто он я не знаю:

С теплым воздухом шар, 

А под ним корзинка, 

Под ногами земля – 

Словно на картинке

Дети :Воздушный шар.

В: Шарик, есть такие воздушные шары, на которых можно летать. Такой шар мы с ребятами можем построить сами и отправиться на нем в страну Воздушию.

Возд. Шарик: А я вам помогу.

        Конструирование воздушного шара из стульев с привязанными к ним шариками.

В: Ну что, ребята, полетели?

Дети садятся в воздушный шар и отправляются в полет.

        В: Ребята, посмотрите как красиво вокруг (на экране картинки с движущимися облаками и землей)

В: Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух, он всегда вокруг нас. А для чего нам нужен воздух? (ответы детей) 

В: А кому ещё нужен воздух? (ответы детей) 

В: Но воздух никто не видел, не трогал руками. Так может, и нет никакого воздуха? (ответы детей) 

В: Ребята, кажется мы уже приземлились.

На слайде Облако

В: нас кто – то встречает

Облако: Здравстыуйте, ребята, давно у меня не было гостей. Я знаменитое Воздушное Облако. (дети здороваются)

В: здравствуйте, уважаемое Облако. Мы прибыли в твою страну, чтобы все узнать о воздушном шарике. Помогите нам пожалуйста.

Облако: С радостью. Для этого пройдите в мою научную лабораторию и сами как настоящие ученые-исследователи проведите опыты, чтобы узнать побольше интересного о воздухе, а я вам в этом помогу.

Дети проходят в лабораторию

В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Кто знает какие? (ответы детей -  не нарушать тишину, не перебивать друг друга, бережно обращаться с оборудованием, пользоваться только своими инструментами.

Облако: Проходите  в лабораторию, не забудьте одеть халаты и пристегнуть таблички - вот теперь мы научные сотрудники моей лаборатории.

В: Садитесь за столы. Ученые при исследовании часто пользуются схемами, моделями. Мы с вами тоже будем применять их методы.  Посмотрите на исследовательскую доску. На первой схеме изображен глаз. Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас? (ответы детей – как можно увидеть воздух) 

Опыт 1. «Поймай воздух».

В: Возьмите со столов  полиэтиленовые пакеты. Смотрите, какие они тоненькие, их можно сложить в несколько раз.

Теперь попробуйте поймать в пакет воздух и закрутите его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Значит, воздух существует! Воздух занял всё место в пакете, хоть мы его и не видим.

Вывод: воздух прозрачный, он везде,  чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!

Опыт 2 «Есть ли воздух в стаканчике

В: Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Следующий эксперимент. На дно крыжечки приклеиваем на пластилине салфеточку. Переворачиваем крышку вверх дном и опускаем его прямо вертикально в ёмкость с водой, до дна ёмкости.

Посмотрим, намокнет ли салфетка. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая)

Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в стакане (воздух везде) – пускай мы его и не видим (потому что он невидимый), но именно он и не пускал туда воду.

Опыт 3 «Воздух в человеке»

В: А внутри людей есть воздух? Давайте проверим.
Двигайте к себе стаканчики с водой, на дне стаканчиков лежат горошинки
. Хотите оживить горошины? Что надо сделать? (ответы детей  – надо подуть в трубочки). Что мы видим? Появились пузырьки - это воздух.  А что делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух? – мы подули в трубочки.

Вывод: значит, сейчас мы убедились, Воздушный шарик, что в человек есть воздух! Мы им дышим!

В: Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. Какая следующая схема на нашей исследовательской доске? ((ответы детей - нос)

В: Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?

Опыт 4. «Есть ли запах у воздуха

Предложить детям понюхать воздух – не слышно запаха. 

Дать понюхать детям духи.

Вывод: воздух без запаха, но  может передавать чужие запахи.

Физкультминутка.

Я с утра сегодня встал,

С полки шар воздушный взял.

Начал дуть я и смотреть –

Стал мой шарик вдруг толстеть.

Я все дую – шар все толще,

Дую – толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок –

Лопнул шарик, мой дружок…

В: Давайте теперь опять обратимся к исследовательской доске. Что изображено на следующей схеме? (ответы детей – руки). 

В: Как вы думаете, что руки могут обозначать? - Как почувствовать воздух.

Опыт 5. «Движение воздуха»

В: Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть? Когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается – получается ветерок. На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта) .

В: Воздух не видим, зато мы его можем ощутить. Возьмите веера и помашите им в лицо. Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).

В: Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение.

Вывод: ветер – это движение воздуха.

В: Посмотрите, на следующую модель, нарисовано – ухо. На какой вопрос мы должны найти ответ? (ответы детей)   Как услышать воздух?

Опыт 6. «Слышим воздух»

В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера или сдуть шарик, то мы можем услышать воздух.

Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

Вывод: воздух можно услышать.

Облако: Итак, коллеги, помогли ли вам опыты узнать больше о воздухе? (ответы детей) 

Облако: Вы были очень внимательными, активными, любознательными. Но только что я получил письмо от вашего друга воздушного шарика. Он вас совсем заждался. Ему очень не терпится все узнать о себе. Вам пора отправляться в обратный путь. А я вам дарь халаты ученых для новых экспериментов.

В: Спасибо тебе, Облачко, что разрешил поработать в своей лаборатории. (дети благодарят)

Дети садятся в воздушный шар и отправляются в обратный путь.

Возд. Шарик.: ребята,я вас совсем заждался. Скорее расскажите, что вы узнали обо мне. (ответы детей – воздух повсюду, он невидим, не имеет запаха, но может издавать звук, движется)) 

Возд. Шарик: Спасибо вам, ребята. Теперь я все о себе знаю. За вашу помощь, хочу вам сделать подарок – трубочки для проведения в детском саду игры - опыта «Рисование воздухом». Я узнал, что с помощью воздуха можно еще и рисовать. Но а как, вы мне потом расскажите. (дети благодарят шарик за подарок)

В: Спасибо тебе Шарик за подарок, мы с ребятами обязательно нарисуем тебе картинки в подарок, чтобы ты никогда не грустил.

Возд.Шарик.: Спасибо и до новых встреч. (дети прощаются с шариком)

В: А теперь, уважаемые коллеги - научные сотрудники, мы вернулись в детский сад, Надеюсь, вы сможете повторить увиденные эксперименты, и сможете придумать новые. А в группе я предлагаю вам приняться за рисование картин для Воздушного Шарика.

В: Спасибо за работу, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для средней группы на тему: "Воздух – невидимка"

ЦЕЛЬ УРОКА: Знакомство с понятием “ВОЗДУХ”. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; ЗАДАЧИ: ·        Показать способы обнаружения во...

Конспект занятия для средней группы "Чистый и загрязненный воздух"

Конспект занятия для средней группы "Чистый и загрязненный воздух"Цель: Дать представление о том, какую роль играют растения в нашей жизни, как они влияют на чистоту воздуха и состояние здоровья челов...

Конспект занятия в средней группе "Воздух и его роль в жизни человека"

Конспект составлен на основе требований ФГОС...

Конспекты занятий по физической культуре на воздухе с использованием маршрута терренкура для детей средней группы.

Терренкур, как способ оздоровления детей на свежем воздухе,  с преодолением препятствий по дорожкам здоровья....

Конспект занятия в средней группе "Воздухо-искатели"

Экспериментально -опытническая деятельность захватывает детей средней группы от начала до конца занятия.В гости к детям прилетает их старый знакомый Шар-Шарыч,он приглашает детей в свою лабораторию и ...

Конспект интегрированного занятия в средней группе: «Волшебный воздух»

развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования;развивать познавательную активность, любознательность, внимание , наглядно-образное мышление; обогащать словарь детей: аф...