Конспект занятия для средней группы на тему: "Воздух – невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

ЦЕЛЬ УРОКА: Знакомство с понятием “ВОЗДУХ”. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

 

ЗАДАЧИ:

·        Показать способы обнаружения воздуха.

·        Познакомить со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений.

·        Развивать интерес к познавательной деятельности.

·        Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;

·        Расширять и активизировать словарь детей;

·        Дать элементарные представления о значении чистого воздуха;

·        Прививать бережное отношение к окружающей среде.

 

Материалы и оборудование:

Целлофановые мешочки.

Стаканы большие и маленькие.

Стаканы с водой и трубочки.

Воздушные шары.

Сказочный персонаж кукла – Незнайка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орг.момент

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным веществом, которое существует в природе. Познакомимся мы с этим веществом при помощи опытов. К нам сегодня в гости пришел Незнайка, который тоже желает познакомиться с интересным веществом.

I.Опыт: “Что внутри”.

-Ребята, возьмите в руки мешочки, и посмотрите, что внутри? (ответы детей).

-А теперь скрутите мешочек. Что с ним случилось? (ответы детей).

-Его раздуло.

-Что его раздуло? Что внутри? (ответы детей).

-Незнайка: А я считаю, что внутри ничего нет.

-Так кто же прав? (ребенок прокалывает свой мешочек и струю направляет на себя).

-Что вы чувствуете? Что было в мешке? (ответы детей)

-В мешке был воздух.

-Незнайка: Воздух? Я его не вижу.

-Мы его видим? Нет. Значит воздух невидимый. Но его можно обнаружить.

II. Опыт: “Определи движение воздуха”.

- А как нам убедиться в существовании воздуха? Ведь увидеть мы его не можем.

- Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если …

-Педагог: Помашите рукой перед лицом. Что вы чувствуете? (ответы детей)

+Движение воздуха.

Чтобы почувствовать воздух, надо заставить его двигаться.

- А как называется движущийся воздух?

(ветер)

-А почему дует ветер? (Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.)

 

 

- Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать. (демонстрация игрушки с пищалкой)

- Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк)

- Думаю, теперь никто не сомневается в том, что воздух существует.

 Вывод: воздух невидимый.

- Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать.

Незнайка: Ха- ха – ха услышать, чего придумали. Разве воздух можно услышать, это же не музыка.

-Подожди незнайка, я тебе сейчас это докажу.

 (демонстрация игрушки с пищалкой)

Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк)

- Думаю, теперь никто не сомневается в том, что воздух существует.

 

III. Опыт: “Опусти стаканчик, в воду держа его прямо”.

-Педагог: Возьмите маленький пустой стаканчик, переверните его вверх дном и медленно опустите его в большой стакан с водой. Обратить внимание на то, что стаканчик нужно держать ровно.

-Что получается? Попадает ли вода в стаканчик?

-Незнайка: У меня в стаканчике вода.(ответы детей: А у меня стаканчик сухой, вода в него не попала ).

-Почему у Незнайки в стаканчике оказалась вода? (ответы детей).

Вывод: в стаканчике есть воздух, он не пускает туда воду. Он прозрачный, невидимый.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

 Вправо – влево, влево – вправо

 Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

 А давайте вместе

 Все попрыгаем на месте. (Прыжки).

 Выше! Веселей! Вот так.

 Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).

 Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).

V. Опыт: “Пускание пузырьков из воды”.

-Педагог: А, как вы думаете, можно ли воздух увидеть? (ответы детей).

-Незнайка: конечно, нет, он же невидимый.

-Педагог: Давайте проверим. Что произойдет, если опустить соломинку и подуть в нее? (опустите соломинку в стакан с водой, подуйте). Что видите? (ответы детей)

-Это пузырьки, которые мы выдыхаем.

-Почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность? (ответы).

-Незнайка: им так нравится.

-Педагог: Потому что воздух легче воды.

-Где вы наблюдали это явление – компрессор в аквариуме.

-Зачем же нужен воздух?

- Прежде всего, воздух необходим для дыхания.

- Вспомните, какие дыхательные упражнения мы знаем.

1. Глубокий вдох, выдох порциями.

2. Глубокий вдох, выдох с шипением.

3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.

Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные…. Почему же тогда кислород до сих пор не закончился в воздухе? (ответы детей)

Незнайка: А я знаю, а я знаю, воздух нам  привозят в мешках с луны, берут мешок, закручивают и везут к вам.

-Нет, незнайка ты не прав, растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом, поддерживается равновесие в составе воздуха.

- Итак, воздух необходим для дыхания всем живым организмам.

-Ребята давайте подышим носом Отлично.

-Как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей).

-Незнайка: Неет, я знаю точно, воздух не имеет запаха.

(дети приводят примеры, где и когда они чувствовали запах воздуха).

Трубы заводов и фабрик выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Выражение “нечем дышать” все чаще встречается в разговорах большинства жителей городов. - Какие еще источники загрязнения воздуха можете назвать?

Источники загрязнения воздуха:

1) машины,

2) заводы и фабрики,

3) пыль, дым.

-Полезно ли дышать человеку, таким воздухом? (ответы детей).

Незнайка: Конечно, полезно, что в этом плохого?

Все большее количество жителей нашей планеты страдают болезнью – астмой. У больных людей сильно затруднено дыхание, они задыхаются.

- Что же делать? Ждать, пока наша планета превратится в безжизненную пустыню? Какие меры должен предпринимать человек, чтобы сохранить, очистить, пока еще не поздно, воздух на планете? (ответы детей)

-Способы охраны воздуха: (рисунки) фильтры на заводах и фабриках,

посадка растений в городах, использование невредных видов транспорта, топлива, создание организаций по охране окружающей среды,

Молодцы ребята,  вы правы,  в нашей стране есть даже День защиты окружающей среды – 5 июня.

 -Нужен ли всем воздух?

-Незнайка: предлагает детям: закрыть нос и рот и не дышать.

-Ребята, что вам хочется сделать в этой ситуации? (ответы детей).

Вывод: воздух нужен всем: человеку, животным и растениям.

-Незнайка предлагает детям шары.

Почему они называются воздушными? (ответы детей)

VII. Опыт “Надуй шарик”.

-Педагог: Мы как бы ловим ртом воздух и запираем его в воздушном шарике

-Иногда шары надувают особым газом из болона. Этот газ легче воздуха, и поэтому такие шары могут улететь вверх.

-Незнайка: есть шары на которых можно путешествовать и я хочу предложить вам на рисовать для меня проект такого воздушного шара и его устройства Договорились? Ну, тогда, до свидания! До встречи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_vozdukh-nevidimka.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

на тему:

"Воздух – невидимка"

учитель начальных классов:

Степанова Дарья Николаевна

ЦЕЛЬ УРОКА: Знакомство с понятием “ВОЗДУХ”. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

ЗАДАЧИ:

  • Показать способы обнаружения воздуха.
  • Познакомить со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений.
  • Развивать интерес к познавательной деятельности.
  • Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
  • Расширять и активизировать словарь детей;
  • Дать элементарные представления о значении чистого воздуха;
  • Прививать бережное отношение к окружающей среде.

Материалы и оборудование:

Целлофановые мешочки.

Стаканы большие и маленькие.

Стаканы с водой и трубочки.

Воздушные шары.

Сказочный персонаж кукла – Незнайка

Орг.момент

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным веществом, которое существует в природе. Познакомимся мы с этим веществом при помощи опытов. К нам сегодня в гости пришел Незнайка, который тоже желает познакомиться с интересным веществом.

I.Опыт: “Что внутри”.

-Ребята, возьмите в руки мешочки, и посмотрите, что внутри? (ответы детей).

-А теперь скрутите мешочек. Что с ним случилось? (ответы детей).

-Его раздуло.

-Что его раздуло? Что внутри? (ответы детей).

-Незнайка: А я считаю, что внутри ничего нет.

-Так кто же прав? (ребенок прокалывает свой мешочек и струю направляет на себя).

-Что вы чувствуете? Что было в мешке? (ответы детей)

-В мешке был воздух.

-Незнайка: Воздух? Я его не вижу.

-Мы его видим? Нет. Значит воздух невидимый. Но его можно обнаружить.

II. Опыт: “Определи движение воздуха”.

- А как нам убедиться в существовании воздуха? Ведь увидеть мы его не можем.

- Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если …

-Педагог: Помашите рукой перед лицом. Что вы чувствуете? (ответы детей)

+Движение воздуха.

Чтобы почувствовать воздух, надо заставить его двигаться.

- А как называется движущийся воздух?

(ветер)

-А почему дует ветер? (Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.)

- Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать. (демонстрация игрушки с пищалкой)

- Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк)

- Думаю, теперь никто не сомневается в том, что воздух существует.

 Вывод: воздух невидимый.

- Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать.

Незнайка: Ха- ха – ха услышать, чего придумали. Разве воздух можно услышать, это же не музыка.

-Подожди незнайка, я тебе сейчас это докажу.

 (демонстрация игрушки с пищалкой)

Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк)

- Думаю, теперь никто не сомневается в том, что воздух существует.

III. Опыт: “Опусти стаканчик, в воду держа его прямо”.

-Педагог: Возьмите маленький пустой стаканчик, переверните его вверх дном и медленно опустите его в большой стакан с водой. Обратить внимание на то, что стаканчик нужно держать ровно.

-Что получается? Попадает ли вода в стаканчик?

-Незнайка: У меня в стаканчике вода.(ответы детей: А у меня стаканчик сухой, вода в него не попала ).

-Почему у Незнайки в стаканчике оказалась вода? (ответы детей).

Вывод: в стаканчике есть воздух, он не пускает туда воду. Он прозрачный, невидимый.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

 Вправо – влево, влево – вправо

 Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

 А давайте вместе

 Все попрыгаем на месте. (Прыжки).

 Выше! Веселей! Вот так.

 Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).

 Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).

V. Опыт: “Пускание пузырьков из воды”.

-Педагог: А, как вы думаете, можно ли воздух увидеть? (ответы детей).

-Незнайка: конечно, нет, он же невидимый.

-Педагог: Давайте проверим. Что произойдет, если опустить соломинку и подуть в нее? (опустите соломинку в стакан с водой, подуйте). Что видите? (ответы детей)

-Это пузырьки, которые мы выдыхаем.

-Почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность? (ответы).

-Незнайка: им так нравится.

-Педагог: Потому что воздух легче воды.

-Где вы наблюдали это явление – компрессор в аквариуме.

-Зачем же нужен воздух?

- Прежде всего, воздух необходим для дыхания.

- Вспомните, какие дыхательные упражнения мы знаем.

1. Глубокий вдох, выдох порциями.

2. Глубокий вдох, выдох с шипением.

3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.

Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные…. Почему же тогда кислород до сих пор не закончился в воздухе? (ответы детей)

Незнайка: А я знаю, а я знаю, воздух нам  привозят в мешках с луны, берут мешок, закручивают и везут к вам.

-Нет, незнайка ты не прав, растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом, поддерживается равновесие в составе воздуха.

- Итак, воздух необходим для дыхания всем живым организмам.

-Ребята давайте подышим носом Отлично.

-Как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей).

-Незнайка: Неет, я знаю точно, воздух не имеет запаха.

(дети приводят примеры, где и когда они чувствовали запах воздуха).

Трубы заводов и фабрик выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Выражение “нечем дышать” все чаще встречается в разговорах большинства жителей городов. - Какие еще источники загрязнения воздуха можете назвать?

Источники загрязнения воздуха:

1) машины,

2) заводы и фабрики,

3) пыль, дым.

-Полезно ли дышать человеку, таким воздухом? (ответы детей).

Незнайка: Конечно, полезно, что в этом плохого?

Все большее количество жителей нашей планеты страдают болезнью – астмой. У больных людей сильно затруднено дыхание, они задыхаются.

- Что же делать? Ждать, пока наша планета превратится в безжизненную пустыню? Какие меры должен предпринимать человек, чтобы сохранить, очистить, пока еще не поздно, воздух на планете? (ответы детей)

-Способы охраны воздуха: (рисунки) фильтры на заводах и фабриках,

посадка растений в городах, использование невредных видов транспорта, топлива, создание организаций по охране окружающей среды,

Молодцы ребята,  вы правы,  в нашей стране есть даже День защиты окружающей среды – 5 июня.

 -Нужен ли всем воздух?

-Незнайка: предлагает детям: закрыть нос и рот и не дышать.

-Ребята, что вам хочется сделать в этой ситуации? (ответы детей).

Вывод: воздух нужен всем: человеку, животным и растениям.

-Незнайка предлагает детям шары.

Почему они называются воздушными? (ответы детей)

VII. Опыт “Надуй шарик”.

-Педагог: Мы как бы ловим ртом воздух и запираем его в воздушном шарике

-Иногда шары надувают особым газом из болона. Этот газ легче воздуха, и поэтому такие шары могут улететь вверх.

-Незнайка: есть шары на которых можно путешествовать и я хочу предложить вам на рисовать для меня проект такого воздушного шара и его устройства Договорились? Ну, тогда, до свидания! До встречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка"                              ...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности по теме «Воздух - невидимка» средняя группа

Задачи:  Дать детям представление о воздухе, как о газообразном веществе, познакомить с его свойствами и способами его обнаружения. Закрепить значение воздуха в жизни человека и других живых орга...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Воздух невидимка»

Цели: уточнить и расширить знания детей о воздухе; продолжать учить делать открытия, экспериментировать, анализировать и делать соответствующие выводы. Формировать эмоционально - положительное, ответс...

Опытно-экспериментальная деятельность педагога с детьми средней группы на тему: «Воздух - невидимка»

Задачи:Образовательные:- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что воздух обладает свойствами (невидим, не имеет запаха), а также что ветер &ndash...

Конспект занятия в средней группе по ФЦКМ «Воздух-невидимка»

Данный конспект поможет воспитателю закрепить представления детей о воздухе, его свойствах; учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха; продолжать закреплять навыки проведения опытов....

Конспект открытого занятия в средней группе на тему "Воздух-невидимка"

Данное занятие учит детей упражнять в наблюдательности за окружающей средой, закрепить представление детей о воздухе, его свойствах, продолжать закреплять навыки проведения опытов....