Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

 

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка"

                    

                

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie__vozduh-nevidimka.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

                                     МДОУ «Детский сад

                             комбинированного вида №124»

 

                  КОНСПЕКТ

                       ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ        

                               ПО ЭКОЛОГИИ

                         В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

                                   НА ТЕМУ:

     

                      «ВОЗДУХ-НЕВИДИМКА»                

                             Подготовила воспитатель                                                                                                

                                                                        Подсобляева С.К.

                                           Саратов

                   ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ЗАКРЕПИТЬ С ДЕТЬМИ НЕКОТОРЫЕ СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА ВОЗДУХА, ВЫЯСНИТЬ УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЯ ДЕТЬМИ НА ПРЕДЫДУЩИХ ЗАНЯТИЯХ, ПРОДОЛЖАТЬ РАЗВИВАТЬ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ НАГЛЯДНЫХ МОДЕЛЕЙ, СЛОВ-СИГНАЛОВ, УЧИТЬ БЫСТРО И ПРАВИЛЬНО НА НИХ РЕАГИРОВАТЬ.

     ДАТЬ ДЕТЯМ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

ОБ ИСТОЧНИКАХ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА, О ЗНАЧЕНИИ ЧИСТОГО ВОЗДУХА ДЛЯ НАШЕГО ЗДОРОВЬЯ, О НЕКОТОРЫХ ПРАВИЛАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

     ЗАКРЕПИТЬ С ДЕТЬМИ ПОНЯТИЕ «КИСЛОРОД» И «УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ» И ИСТОЧНИКИ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.

     ДОВЕСТИ ДО ПОНИМАНИЯ ДЕТЕЙ, ЧТО ЭТО ТОЛЬКО ЛЮДИ ЗАГРЯЗНЯЮТ ВОЗДУХ СВОИМИ ДЕЙСТВИЯМИ  В ПРИРОДЕ ОН ЧИСТЫЙ. ОТМЕТИТЬ, КАК МЫ, ДЕТИ, УЖЕ МОЖЕМ ПРЕДОХРАНИТЬ ВОЗДУХ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ: РАЗВЕСИТЬ ЗНАКИ, ПЛАКАТЫ, САМИМ СОБЛЮДАТЬ ЭТИ ЗНАКИ-ПРАВИЛА.

    ВОСПИТЫВАТЬ  БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, СПОСОБСТВОВАТЬ ВОСПИТАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

                                        МАТЕРИАЛЫ:

  1. ПЫЛЕСОСЫ
  2. ПЛАКАТЫ (РИСУНКИ) И ЗНАКИ
  3. КАРТИНКИ, ФИШКИ (БЕЛЫЕ И ЧЕРНЫЕ)
  4. МОДЕЛИ ОБЪЕКТОВ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
  5. МОДЕЛИ: ПАРК, АВТОСТОЯНКА, ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
  6. СТАКАН, ШТАНГА С ШАРАМИ
  7. ПРОТИВОГАЗ, ОСВЕЖИТЕЛЬ ВОЗДУХА
  8. МАГНИТОФОН, МИКРОФОН

                                  ХОД ЗАНЯТИЯ

Сегодня мы с вами, ребята, снова окунемся в мир природы. Про нее действительно можно говорить бесконечно. Ведь все, что нас окружает -природа . Природа - наш дом, а мы хозяева в нем. Нам просто необходимо все знать о своем доме, заботиться, беречь его следить за чистотой в нем, т.е относиться по хозяйски.

Мы с вами много наблюдали, много говорили о деревьях, овощах, цветах, лесе и т.д., а сегодня хотите узнать, о чем мы будем говорить? Тогда сядьте поудобнее и внимательно слушайте загадку,  а отгадка тут же появится здесь, вернее она уже здесь.

                              Есть невидимка: в дом не торопится,

                              А вперед людей бежит, торопится

Правильно, ребята. Это воздух

Воздух: Ох-ох. Здравствуйте, дети! Ну вот наконец-то вы меня заметили, обо мне заговорили, а то обычно не замечаете.

Воспитатель: садитесь, пожалуйста. Не обижайтесь мы ведь всегда с вами, мы без Вас просто не смогли бы жить. И мы много о Вас знаем.

Воздух: Ну что например? Интересно бы узнать.

Воспитатель: ребята давайте расскажем, что мы знаем из опытов, проводимых на занятиях. Я вам буду подсказывать, показывая подсказку (показываю детям вспомнить свойства и качества воздуха). Например:

Логическая игра:

  1. стакан - невидимый, прозрачный, бесцветный
  2.  яблоко, освежитель воздуха – приятный, ароматный, свежий
  3.  мяч – упругий, сжатый
  4. противогаз – ядовитый
  5. штангу с воздушными шарами – легкий

Воздух: Вот теперь я рад, а я думал, вы меня не замечаете и ничего не знаете обо мне.

Воспитатель: Я предлагаю вот такую новую игру, она непростая, но я думаю, вы с ней справитесь, если будете внимательными. Я вам буду говорить разные качества воздуха, а вы будете показывать белую или черную фишки (благоприятные и неблагоприятные) и при этом, если он вредный – пересаживаться и затыкать нос.

Воздух: На самом деле сам по себе я не могу быть ядовитым, едким, грязным. Это некоторые люди делают меня таким, принося тем самым вред не только мне, но и себе, и всей земле.

Воспитатель: Мы знаем, что Вы – добрый и всегда давали бы нам пользу, и не только людям, а всему живому.

Ребята, кому нужен чистый воздух?

Воздух: газ все мы вдыхаем (кислород). А выдыхаем? (углекислый газ). А кто же помогает очищать воздух от углекислого газа? Высказываются дети (деревья: они дают О2,а забирают СО2). МОЛОДЦЫ

Вдруг откуда – то непонятный шум. Ой, ребята, что это такое? (на подоконнике появляется Карлесон – из открытого окна).

Карлесон: Ой – ой – ой, спасите, пожалуйста, меня, самого больного на свете Карлесон ( чихает, кашляет ).

Воспитатель: Быстрее сюда, сейчас дадим тебе лекарство, правда оно горькое, но хорошо лечит (достает пузырек)

Карлесон: Лекарство? Да еще горькое? Вы что забыли, что я выздоравливаю только от варенья? Ну, в крайнем случае, от вкусного торта.  А от горького лекарства я совсем заболею, могу даже умереть.

Воспитатель: Ну, хорошо – хорошо, Карлсон, дорогой, мы дадим тебе варенья, только скажи, что с тобой случилось?

Карлесон: Я поэтому здесь и приземлился, услышал, что ваши дети - умные и все знают о воздухе; добрые, думаю, не оставят меня, беднягу – Карлесона, в беде.

Воспитатель: Конечно – конечно. Говори скорей.

Карлесон:  Как вы знаете, я живу ….. Ага, на крыше. Там у меня всегда чистый воздух, а от грязного я сразу заболеваю и начинаю чихать и кашлять.

Воспитатель: Но где же ты дышал грязным воздухом? Ребята, как вы думаете, где у нас в городе грязный воздух? Где очутился наш бедный Карлесон? (дети предполагают)

Карлесон: Вот – вот, я вылетел на прогулку подышать свежим воздухом (а тут на пути вот такие огромные трубы, а из них дым валит)

                                      Я по воздуху летел

                                    И моторчиком гудел

                              Вдруг – труба, над нею дым,

                                     Оказался я над ним

                                    Заблудился я в дыму

                                  Что со мною не пойму

                                  Долго кашлял и чихал,

                                   Даже видеть перестал.

                               Здесь вопрос любому ясен:

                               Грязный воздух нам опасен

                                    Не летайте над трубой –

                                      Вы рискуете собой.

Воспитатель: Спасибо, что ты нас предупредил. Но как же мы без заводов? Ребята, как вы думаете, смогли бы прожить без заводов и фабрик? (дети рассуждают)

Карлесон: Но на этом мои злоключения не закончились.

Только я оттуда улетел, вдохнул свежего воздуха, как вдруг почувствовал, что мой моторчик забарахлил. Это тоже от грязного ядовитого воздуха, наверное. Пришлось вынужденную посадку делать – и прямо на стоянке машин. Сначала даже обрадовался: думаю, здесь – то мой моторчик быстро починят. И вправду починили; даже денег не взяли. Говоря: «у Карлесона денег не берем». Любят меня! Но пока я ждал, машины начали туда – сюда ездить, дым, гарь выпускать из выхлопных труб. Тут я чуть не задохнулся! Эти машины – не то, что мой моторчик. Он у меня экологически чистый, воздух не загрязняет. А вы, ребята, когда-нибудь видели, как машины дым пускают? Это правильно, да? (дети рассуждают)

Воспитатель: да, ребята! Ведь мы не можем прожить ни без автомобилей, ни без заводов.

Карлсон: Фу, я кажется, выздоровел в вашей комнате, вы, наверное, только что ее проветривали? Я  даже стихи сочинил, отживел:

                                        Кто от пыли задохнулся

                                     Едким дымом поперхнулся

                                        Будет кашлять и хрипеть

                                        И совсем не сможет петь

                                        Не поможет ни варенье

                                        Ни конфеты, ни печенье!

Воспитатель: значит, Карлесон, лучше летать там, где воздух чище. Для этого нам всем придется подумать, как сохранить воздух чистым.

Карлсон: Поскольку я великий мыслитель и изобретатель, то знаю, что нужно делать. Ко мне пришла просто гениальная мысль. Я видел, как моя фрекен Бок чистила ковры, какой-то страшной машиной, она очень шумит и из дырки воздух валит.

Воспитатель: Ребята, как такая машина называется? (пылесос). Что делает пылесос?

Карлсон: Кстати, а у вас есть такая «грязисоска»?

Воспитатель: Пылесос, Карлесон.  От слова – сосет пыль.  Конечно, есть. Раз она сосет пыль, почему бы ее не поставить на заводе? В трубе! Тогда воздух будет чище. Точка? Несите скорее его сюда!

                              Рассматриваем устройство пылесоса

Включаем: пусть дети ладошками почувствуют разницу, где воздух всасывается, а где выходит. Получается: пылесос всасывает грязный воздух, с пылью, а выпускает – чистый. Куда же прячется пыль?

(обращаем внимание на плотный материал, на нем следы пыли), ткань позволяет воздуху пройти сквозь нее, но пыль обратно не выпускает. Поэтому воздух очищается.

Воспитатель: Ты, Карлесон, конечно, молодец. Но вынуждена тебя огорчить: пылесосы для труб люди уже придумали до тебя. Для предохранения воздуха от загрязнения над трубами фабрик и заводов устанавливают уловители дыма, золы и вредных газов. Ребята, помните, мы с вами читали книгу, «почемучка»? Как там называют такую машину для очистки воздуха? (дымоловка)

Карлсон: ну вот опять все придумали вперед меня и вы, вроде бы маленькие дети, а все знаете о воздухе лучше меня

Воспитатель: Карлесон, ты не грусти, а лучше набирайся знаний, учись у детей наших. Ведь мы с ними уже давно задумывались об очистке воздуха. Ребята, где бы вы посоветовали сделать посадку в следующий раз? (расставляю модели – парк – лес, железная дорога, автостоянка  - дети отвечают – где и почему (деревья: поглощают углекислый газ, а отдают О2, собирают пыль)

Воспитатель: Понял, Карлесон? Это тебе на будущее. Посмотри, ты сам можешь убедиться, смотри, какие радостные, «живые» деревья в парке.

Карлсон: Конечно, понял, я теперь буду дружить с чистым воздухом, и особенно с деревьями – «зелеными пылесосами».

Воспитатель: Карлесон, как ты думаешь, воздух относится к живой или неживой природе? Ребята, Карлесон затрудняется. Помогите ему, пожалуйста, ответить. Дети: «к неживой»! ребята, а  давайте поиграем в игру: одна команда выберет из всех этих объектов природы только те, которые относятся к живой природе, а другая – к неживой.

                      Игра-эстафета «живая и неживая природа»

Карлсон: вот спасибо. Как много я узнал сегодня нового. Я знал, что вы мне поможите. В награду я вам хочу подарить (показывает).  Дети: «воздушные шары»

Воспитатель: спасибо. Мы тебя тоже так просто не отпустим. Чтобы ты снова не заболел, не начал чихать и кашлять, мы тебе даем вот этот освежитель воздуха. Это раз. Вот этот противогаз для особо опасных загрязненных мест. Это два. А три – вот эти знаки, чтобы ты всегда помнил о чистоте воздуха и о своем здоровье.

Карлсон: а я не знаю, что это, и для чего?

Дети рассказывают значения знаков для охраны воздуха:

  1. нельзя курить
  2. не жечь костер
  3. не устраивать свалку мусора
  4. не разжигать листья
  5. сажать деревья
  6. поливать весной и летом тротуары и дороги
  7. следить за исправностью машины.

Карлсон: вот спасибо. Я теперь везде развешу эти знаки, чтобы все люди видели, что воздух загрязнять нельзя и на нашей планете станет чище.

Воспитатель: ребята, мы с вами вырастем, а пока прямо сегодня мы развесим свои плакаты. Сделаем же все для чистоты воздуха, а сейчас давайте обратимся к взрослым, пусть они прислушаются. Дети читают стихотворения:

             УСЛЫШЬТЕ НАС, ВЗРОСЛЫЕ ДЯДИ И ТЕТИ,

                 УВЕРЕНЫ, ВЫ  ВСЕ ЖИВОЕ СПАСЕТЕ

                 МЫ ГРЯЗНЫЙ ВОЗДУХ НЕ ВЫНОСИМ

                        И О ЗАЩИТЕ ОЧЕНЬ ПРОСИМ!    

Воздух: как вы меня порадовали. Теперь я убедился, что растет достойная смена защитников окружающей среды. Вы – настоящие хозяева нашего общего дома. И я понял, что я – воздух – просто необходим для всей Земли. Спасибо Вам!       

                         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по экологии в старшей группе

это конспект комплексного занятия с элементами эксперементирования...

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Занятие нацелено на расширение представления детей об условиях необходимых для жизни животных в лесу; развивать умение замечать изменения в природе; воспитывать заботливое отношение к представит...

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Занятие нацелено на расширение представления детей об условиях необходимых для жизни животных в лесу; развивать умение замечать изменения в природе; воспитывать заботливое отношение к представит...

Конспект занятия по экологии в старшей группе "Удивительные свойства воды"

На занятии дети знакомятся со свойствами воды , разгадывают кроссворд, участвуют в интересной и увлекательной игре-эксперементе....

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему Знакомство с черепахой.Автор Садвакасова Асель Жоламановна -воспитатель старшей группы.

Занятие по знакомству детей дошкольного возраста с рептилиями ( черепахой), с использованием дидактического панно, кругов Эйлера и и видеосюжетов о жизни черепах...

"Грибное царство" Конспект занятия по экологии в старшей группе (старшая группа).

Разыгрался ветер на лесной поляне,Закружил осинку в красном сарафане.И листок с березы золотистой пчелкойВьется и кружится над колючей елкой.Облетели листья клена, клен от холода дрожит.На дорожке бал...

"Грибное царство" Конспект занятия по экологии в старшей группе (старшая группа).

Цель: познакомить детей с грибами и научить различать по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя(как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отли...