"Грибное царство" Конспект занятия по экологии в старшей группе (старшая группа).
план-конспект занятия (старшая группа)

Савельева Ольга Геннадьевна

Разыгрался ветер на лесной поляне,

Закружил осинку в красном сарафане.

И листок с березы золотистой пчелкой

Вьется и кружится над колючей елкой.

Облетели листья клена, клен от холода дрожит.

На дорожке балкона золотой ковер лежит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gribnoe_tsarstvo_ekologiya_konspekt.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

"Грибное царство" Конспект занятия по экологии в старшей группе

(старшая группа).

 Цель: познакомить детей с грибами и научить различать по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя(как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов. Обогатить словарный запас детей.

Материал: кукла-марионетка ,,Старик-Лесовик’’, искусственные деревья (ель, береза, осина), пеньки, муляжи грибов или картинки (боровика, подосиновика, подберезовика, опят, мухомора, бледной поганки, белой поганки, ложного опенка.)

Ход занятия.

-Ребята, недавно мы сказали Лету: ,,До свидания’’, а Осени ,,Здравствуй’’

Воспитатель читает стихотворение:

Разыгрался ветер на лесной поляне,

Закружил осинку в красном сарафане.

И листок с березы золотистой пчелкой

Вьется и кружится над колючей елкой.

Облетели листья клена, клен от холода дрожит.

На дорожке балкона золотой ковер лежит.

-Дети, какие приметы осени вы знаете? (дни становятся короче, а ночи длиннее, листья желтеют и опадают, трава сохнет, Животные готовятся к зиме, перелетные птицы улетают в теплые края, насекомые прячутся и засыпают, постепенно прекращается сокодвижение в деревьях.)

-Осень называют богатой, щедрой, хлебосольной. А почему? (потому что собирают урожай овощей, фруктов, на полях убирают хлеб.)

-Я приглашаю вас в осенний лес за грибами. Давайте отправимся туда на красивом автомобиле.

Дети садятся в игрушечный автомобиль, звучит веселая музыка.

Вот и лес.

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

-Мы с вами попали в настоящее царство грибов. А грибы-любители поиграть в игру под названием ,,Угадай, кто я’’. Ведь грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга. И частенько  трудно бывает определить, какой же гриб ты нашел. Но перед тем как собирать грибы, мы должны вспомнить правила сбора грибов:

Не срывать, не топтать ядовитые грибы—они нужны  многим жителям леса;

Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их—можно повредить грибницу;

Не раскапывать палкой грибницу—она может высохнуть, не покрытая листвой;

Не собирать грибы у проезжей части;

Собирать только известные грибы;

Не срывать старые и очень маленькие грибы.

Встретив гриб в городе, растопчите его или покажите взрослым.

Учите маленьких братьев и сестер этим несложным правилам.

-А вот и первый гриб. Он хочет загадать загадку о себе.

 Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы… (боровик)

-Дети, это боровик, Его Величество Боровик. Он очень важный, сидит на крепкой ножке, похожий на бочонок. У него мясистая шапочка. А еще называют белым грибом. Почему? (предположения детей).

-Потому что после сушки он не меняет своего цвета, как остальные грибы. Когда я была маленькой, мне тоже было интересно все знать, почему боровик называют белым. А моя бабушка подвела меня к шкафу и показала две коробочки: в одной были светлые грибы, а в другой совсем черные. Она сказала: ,,Вот это белые грибы и подберезовики. Белые не боятся ни варки, ни жарки, ни сушки. Они так и остаются белыми. А подберезовики почернели, поэтому в народе их еще называют чернушками. И все грибы темнеют, кроме белых, поэтому гриб еще называют гриб-полковник’’.

Дети подходят к следующему грибу-подосиновику.

-А вот и другой гриб.

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я …  (подосиновик.)

-Почему его так называют? (потому что чаще всего он растет под осиной.)

-Расскажите, что вы знаете, об этом грибе. (Это съедобный гриб. У него прямая ножка и ровная круглая шляпка.)

Дети подходят к следующему грибу.

 Не скрою: не белый, я, братцы, попроще,

Расту я обычно в березовой роще.  (подберезовик.)

--Иногда подберезовик путают с подосиновиком, потому что между собой они очень похожи и растут рядом. Как же все-таки их различить? (предположения детей)

-На изломе подосиновик синеет, а подберезовик остается светлым.

Дети подходят к пеньку семейства Опят.

-А вот сразу несколько грибов, целая семейка.

                             Нет грибов дружней, чем эти,

                             Знают взрослые и дети.

                             На пеньках растем в лесу,

                             Как веснушки на носу.

                                                                    (опята.)

-Опята бывают летние и осенние. И растут они обычно на пнях, сваленных деревьях. Иногда забираются высоко на дерево, что и рукой не достанешь.

-Вот как много мы собрали грибов. Давайте с ними споем и станцуем, ведь мы на волшебной поляне.

Звучит музыка, дети водят хоровод. Воспитатель приглашает детей сесть на пеньки отдохнуть).

-Дети, вы знаете, что многие грибы дружат с деревьями: с березой--…    (подберезовик), с осиной-… (подосиновик); эта дружба помогает им расти. Без грибов лес может заболеть.

Воспитатель вносит куклу-марионетку ,,Старик-Лесовик’’.

-Дети, посмотрите кого мы встретили в лесу. Это старик-Лесовик. Он все лесные тайны знает.

Лесовик: -Ребята, о каких грибах вы сейчас говорили? (о съедобных.)

-А какие есть еще грибы в моем лесу? (несъедобные или ядовитые.)

                             А вот кто-то важный на беленькой ножке,

                             Он в красной шляпке, на шляпке горошки…

                                                                                        (мухомор.)

-Мухомора боятся мухи и падают замертво, но им лечатся лоси, проглатывая его целиком.

                             В лесу есть грибы, что не надо искать,

                             Много растет их на каждой полянке,

                             Но эти грибы нельзя трогать и брать—

                             Яд в них опасный. Это… (поганки.)

 

                             У него невзрачный вид,

                             Воланчик на ножке его не украсил.

                             Ты не трогай этот гриб,

                             Учти, он очень ядовит!

                             Смотри, не бери его с полянки.

                             Его называют.. (бледной поганкой.)

-Молодцы! Страшнее всего те ядовитые грибы, которые похожи на съедобные. Научу я вас, ребята, как определить, какие вы грибы нарвали. Во время варки грибов бросьте в кастрюлю луковицу: если есть хоть один ядовитый—луковица посинеет. А что можно приготовить из грибов и как их можно готовить? (варить, жарить, сушить, мариновать, солить.)

 -А теперь я хочу вас проверить, сможете ли вы навредить лесу. Поиграем в игру ,,Собери грибы в корзину’’. (на полу расставлены фишки: красные--несъедобные, разноцветные—съедобные грибы. Съедобные грибы дети собирают в корзину, следят, чтобы ни один несъедобный гриб не попал туда и не упал.)

-Молодцы! Приготовил я вам угощение. Кушайте на здоровье.

Лесовик угощает детей печеньем ,,Грибы’’.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии "Куда исчез сахар?" старшая группа

Конспект открытого занятия по  экологии с элементами исследовательской деятельности "Куда исчез сахар?" " (В рамках "Школы молодого воспитателя") старшая группа...

Конспект занятия по экологии. Тема: "Дальневосточные первоцветы" старшая группа.

Конспект из цикла занятий по ознакомлению детей с флорой и фауной Приморского края....

Занятие по экологии «Волшебница вода» в старшей группе

Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Закрепить знания детей о том, где, ...

Конспект занятия по экологии "Волшебница вода" в старшей группе.

Знакомство детей со свойствами воды.Формирование знаний о значении воды в жизни людей.Приобритение навыков проведения лабораторных работ....

Интегрированное занятие по экологии и аппликации в старшей группе "Удивительные облака"

Цель:Продолжать знакомить детей с явлениями природы.Сформировать представление об облаках, условиях образования, значение.Научить видеть прекрасное в окружающем мире и бережно относиться к ...

Конспект занятия по экологии ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА в старшей логопедической группе

Основные задачи, решаемые представленным конспектом НОД:·        сформировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее сбережение;·...