НОД для развития познавательной активности дошкольников путем организации исследовательской и конструктивной деятельности. Тема : «Свойства бумаги»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Задачи:
Образовательные: формировать у детей умения и навыки работы с бумагой. Создать условия для изучения свойств бумаги, приемов работы с ней. Помочь детям с помощью экспериментов определить свойства бумаги.
Развивающие: Развивать наблюдательность, память, внимание, моторику рук.
Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих предметов; конструированию из бумаги. Воспитывать умение аккуратно складывать детали, бережно относится к своей работе.
Демонстрационный материал:
Бумажное дерево, ёмкость с водой , кораблик из пластилина.
Раздаточные материал:
Игрушка, лист бумаги на каждого ребенка, конверт, письмо-рисунок
Ход НОД:
- Организационный момент.
Воспитатель:- Ребята, посмотрите! Если ли в нашей группе что-то необыкновенное? (Дерево)
- Почему оно необыкновенное?(На нем бумажные листья)
-С помощью этого необычного дерева мы узнаем о свойствах бумаги.
2.Основная часть.
-Воспитатель: Давайте сорвем один листочек. На обратной стороне что-то написано: «Мне очень грустно».
- Ребята, как можно развеселить наше дерево? ( Погладить листочки, полить его).
- Давайте погладим бумажный листочек, какой он?( гладкий, ровный плотный).
- Этот листик мы повесим на доску.
Сорвем следующий листочек. На нём написано следующее задание:
« Поиграйте со мной в игру «Угадай кто я?».
- Ребята, вы умеете играть в такую игру?
- Сейчас я объясню вам правила игры. Возьмите каждый по одной игрушке в руки. Мне сейчас видно у кого какая игрушка. Как с помощью бумаги сделать так, чтобы я не угадала ваши игрушки? ( Нужно спрятать за листком бумаги). Попробуйте сами спрятать свои игрушки.
- Ребята, как вы думаете, почему мне теперь не видно ваши игрушки?
( Бумага не прозрачная).
- Повесим тоже этот листочек на нашу доску.
- Сорвем ёще один листочек с нашего дерева. На обратной стороне написано:
«Бумага-музыкальный инструмент»
Какие звуки издает бумага, если ее сминать? (Шуршит). Давайте все попробуем произнести звуки с помощью бумаги. Возьмите все по листочку бумаги и сомните из в руках. Что вы слышите?(Она шуршит, шелестит).
-Вешаем листочек на доску.
Физминутка «Гуляют дети»
На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети.
(ходьба на месте)
Ручки, ручки согревают, ручки, ручки потирают.
(потирают руку об руку)
Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко: тот-топ-топ.
(топают ножками)
Нам мороз не страшен, вот как мы теперь попляшем.
(приплясывают, подпрыгивают)
3.Воспитатель: -Ребята, подойдём к нашему дереву и сорвем ещё один листочек.
Читаю: «Помни правило – ты бумагу и огонь никогда один не тронь»
Скажите ребята, а если поднести бумагу к огню, что будет с бумагой? (бумага горит)
- Вспомним с вами правила пожарной безопасности.
- Правильно, бумагу мы поджигать не будем. Спички детям не игрушка.
Вешаем наш листочек.
Сорвем следующий листочек : «Отправим письма своим друзьям».
- Нужно взять большой листочек и сложить его в маленький конверт.
- Ребята, что вы делаете с бумагой? (Складываем, сгибаем)
- Скажите, бумага легко складывается? (Легко)
- Всё правильно. Бумагу можно сгибать и складывать. Я отнесу ваши письма на почту. Повесим и этот листик на доску.
У нас остался ещё один листочек. На нём написано :«Морское путешествие».
-На чём можно отправится в морское путешествие?(На корабле)
- Как вы думаете, из чего мы можем сделать кораблики? ( Из бумаги)
-Я предлагаю каждому сделать кораблик.
4. Показ приемов работы и объяснение.
Воспитатель, обращает внимание детей на схему. Объясняя условные знаки и приёмы складывания.
Далее воспитатель показывает приемы выполнения работы, подробно поясняя каждое свое действие.
1. Я беру лист бумаги. Какой он формы? Ребята, на столе у нас прямоугольник. Кладу перед собой прямоугольный лист и складываю его пополам по длинной стороне, так, чтобы соединились боковые стороны прямоугольника.
У меня снова получился прямоугольник, только поменьше. На линии сгиба (по вертикальной стороне) я обличу середину согнув ее слегка пополам теперь складываем еще пополам, чтобы найти его центр.
2. Загибаю верхние углы к центру под прямым углом.
(правый загибаю и левый, так чтобы уголки точно встретились друг с другом) Хорошенько проглаживаю линию сгиба.
У нас остались свободные края снизу. Подогну их наверх с двух сторон. Вот так… .Одну загибаю, другую, снова проглаживаю линию сгиба.
Загибаю углы краев во внутрь.
Какая фигура получилась (треугольник)
3. Раскрываю наш треугольник и свожу противоположные углы получившегося треугольника. Какая фигура получилась? (квадрат). Закрепляю новую линию сгиба.
4. Загибаю нижние углы к верхнему углу с двух сторон, чтобы получился треугольник.
5. У получившегося треугольника свожу противоположные углы друг к другу - получился опять квадрат.
6. Держу квадрат за верхние уголки и развожу их в сторону, пока не получится кораблик.
- Ребята, теперь пустите кораблики в плавание
- Что делают кораблики? (Плывут)
- А у меню вот такой кораблик. Как вы думаете из чего он? (Из пластилина)
- Опустим его в воду. Что с ним произошло? (Утонул)
- Почему? (Тяжелый, из пластилина)
- Почему бумажный кораблик плавает? (Легкий) Хотели бы вы отправится в путешествие на бумажном корабле? Почему? (Нет. Он намокнет, порвется и утонет)
- Правильно. Бумага легкая, плавает.
Вешаем листочек на доску
5.Итог: - Давайте вспомним, что мы узнали о бумаге. Какая она? (гладкая, легкая, непрозрачная, ее можно сгибать, сворачивать)
Сегодня мы говорили с вами о свойствах бумаги. У бумаги есть ещё много секретов, о которых мы узнаем на другом занятии. Давайте скажем дереву спасибо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД для развития познавательной активности дошкольников путем организации исследовательской и конструктивной деятельности.
Тема : «Свойства бумаги»
Цель: формировать у детей представление о свойствах бумаги. Показать, как провести опыты и эксперименты с бумагой.
Задачи:
Образовательные: формировать у детей умения и навыки работы с бумагой. Создать условия для изучения свойств бумаги, приемов работы с ней. Помочь детям с помощью экспериментов определить свойства бумаги.
Развивающие: Развивать наблюдательность, память, внимание, моторику рук.
Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих предметов; конструированию из бумаги. Воспитывать умение аккуратно складывать детали, бережно относится к своей работе.
Демонстрационный материал:
Бумажное дерево, ёмкость с водой , кораблик из пластилина.
Раздаточные материал:
Игрушка, лист бумаги на каждого ребенка, конверт, письмо-рисунок
Ход НОД:
- Организационный момент.
Воспитатель:- Ребята, посмотрите! Если ли в нашей группе что-то необыкновенное? (Дерево)
- Почему оно необыкновенное?(На нем бумажные листья)
-С помощью этого необычного дерева мы узнаем о свойствах бумаги.
2.Основная часть.
-Воспитатель: Давайте сорвем один листочек. На обратной стороне что-то написано: «Мне очень грустно».
- Ребята, как можно развеселить наше дерево? ( Погладить листочки, полить его).
- Давайте погладим бумажный листочек, какой он?( гладкий, ровный плотный).
- Этот листик мы повесим на доску.
Сорвем следующий листочек. На нём написано следующее задание:
« Поиграйте со мной в игру «Угадай кто я?».
- Ребята, вы умеете играть в такую игру?
- Сейчас я объясню вам правила игры. Возьмите каждый по одной игрушке в руки. Мне сейчас видно у кого какая игрушка. Как с помощью бумаги сделать так, чтобы я не угадала ваши игрушки? ( Нужно спрятать за листком бумаги). Попробуйте сами спрятать свои игрушки.
- Ребята, как вы думаете, почему мне теперь не видно ваши игрушки?
( Бумага не прозрачная).
- Повесим тоже этот листочек на нашу доску.
- Сорвем ёще один листочек с нашего дерева. На обратной стороне написано:
«Бумага-музыкальный инструмент»
Какие звуки издает бумага, если ее сминать? (Шуршит). Давайте все попробуем произнести звуки с помощью бумаги. Возьмите все по листочку бумаги и сомните из в руках. Что вы слышите?(Она шуршит, шелестит).
-Вешаем листочек на доску.
Физминутка «Гуляют дети»
На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети.
(ходьба на месте)
Ручки, ручки согревают, ручки, ручки потирают.
(потирают руку об руку)
Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко: тот-топ-топ.
(топают ножками)
Нам мороз не страшен, вот как мы теперь попляшем.
(приплясывают, подпрыгивают)
3.Воспитатель: -Ребята, подойдём к нашему дереву и сорвем ещё один листочек.
Читаю: «Помни правило – ты бумагу и огонь никогда один не тронь»
Скажите ребята, а если поднести бумагу к огню, что будет с бумагой? (бумага горит)
- Вспомним с вами правила пожарной безопасности.
- Правильно, бумагу мы поджигать не будем. Спички детям не игрушка.
Вешаем наш листочек.
Сорвем следующий листочек : «Отправим письма своим друзьям».
- Нужно взять большой листочек и сложить его в маленький конверт.
- Ребята, что вы делаете с бумагой? (Складываем, сгибаем)
- Скажите, бумага легко складывается? (Легко)
- Всё правильно. Бумагу можно сгибать и складывать. Я отнесу ваши письма на почту. Повесим и этот листик на доску.
У нас остался ещё один листочек. На нём написано :«Морское путешествие».
-На чём можно отправится в морское путешествие?(На корабле)
- Как вы думаете, из чего мы можем сделать кораблики? ( Из бумаги)
-Я предлагаю каждому сделать кораблик.
4. Показ приемов работы и объяснение.
Воспитатель, обращает внимание детей на схему. Объясняя условные знаки и приёмы складывания.
Далее воспитатель показывает приемы выполнения работы, подробно поясняя каждое свое действие.
1. Я беру лист бумаги. Какой он формы? Ребята, на столе у нас прямоугольник. Кладу перед собой прямоугольный лист и складываю его пополам по длинной стороне, так, чтобы соединились боковые стороны прямоугольника.
У меня снова получился прямоугольник, только поменьше. На линии сгиба (по вертикальной стороне) я обличу середину согнув ее слегка пополам теперь складываем еще пополам, чтобы найти его центр.
2. Загибаю верхние углы к центру под прямым углом.
(правый загибаю и левый, так чтобы уголки точно встретились друг с другом) Хорошенько проглаживаю линию сгиба.
У нас остались свободные края снизу. Подогну их наверх с двух сторон. Вот так… .Одну загибаю, другую, снова проглаживаю линию сгиба.
Загибаю углы краев во внутрь.
Какая фигура получилась (треугольник)
3. Раскрываю наш треугольник и свожу противоположные углы получившегося треугольника. Какая фигура получилась? (квадрат). Закрепляю новую линию сгиба.
4. Загибаю нижние углы к верхнему углу с двух сторон, чтобы получился треугольник.
5. У получившегося треугольника свожу противоположные углы друг к другу - получился опять квадрат.
6. Держу квадрат за верхние уголки и развожу их в сторону, пока не получится кораблик.
- Ребята, теперь пустите кораблики в плавание
- Что делают кораблики? (Плывут)
- А у меню вот такой кораблик. Как вы думаете из чего он? (Из пластилина)
- Опустим его в воду. Что с ним произошло? (Утонул)
- Почему? (Тяжелый, из пластилина)
- Почему бумажный кораблик плавает? (Легкий) Хотели бы вы отправится в путешествие на бумажном корабле? Почему? (Нет. Он намокнет, порвется и утонет)
- Правильно. Бумага легкая, плавает.
Вешаем листочек на доску
5.Итог: - Давайте вспомним, что мы узнали о бумаге. Какая она? (гладкая, легкая, непрозрачная, ее можно сгибать, сворачивать)
Сегодня мы говорили с вами о свойствах бумаги. У бумаги есть ещё много секретов, о которых мы узнаем на другом занятии. Давайте скажем дереву спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект педагогического совета по теме «Развитие познавательной активности дошкольников через организацию проектной деятельности»
конспект создан для педагогического совета....
Конспект Развитие познавательной активности дошкольников через организацию опытно-экспериментальной деятельности при решении задач в ИЗО деятельности.«Зимний пейзаж»
На этом занятии дети знакомятся новыми видами рисования путём экспериментирования - смешивания красок, рисование свечой. Учатся рисовать пейзаж на стекле с учётом времени суток....
Опыт работы "Развитие познавательной активности детей посредством организации исследовательской деятельности"
Инновационный опыт. Целью является создание комплексной системы работы, направленной на развитие познавательной активности через организацию познавательно- исследовательской деятельности. Ведущая педа...
Доклад по опыту работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности"
Актуальность:В наше время вопрос о развитии конструктивной деятельности безусловно важен. Дети стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса.Специалисты пришли к мнен...
Развитие познавательной активности дошкольников путём организации исследовательской деятельности.
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. С...