Опыт работы "Развитие познавательной активности детей посредством организации исследовательской деятельности"
учебно-методический материал

Маслова Наталья Витальевна

Инновационный опыт. Целью является создание комплексной системы работы, направленной на развитие познавательной активности через организацию познавательно- исследовательской деятельности. Ведущая педагогическая идея опыта - в определении путей повышения эффективности познавательного развития детей дошкольного возраста посредством широкого внедрения в образовательный процесс самостоятельной и совместной со взрослыми исследовательской (экспериментальной) деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon опыт работы 97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел I .  Информация об опыте

          Началом  работы по теме опыта стало проведение  мониторинга с целью исследования предпочитаемого детьми вида деятельности, выявления места детского экспериментирования (исследовательской деятельности) в предпочтениях детей (Прохорова Л. «Выбор деятельности»). Полученные данные свидетельствует о том, что экспериментирование, как и игра, является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте (23% детей на первое место поставили экспериментирование, 18% - игру).                                                   

  Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.                                                      

Я пришла к идее разработки инновационного опыта, целью которого является создание комплексной системы  работы, направленной на развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно - исследовательской деятельности.

Новизна данного опыта:  использования элементов ранее известных и современных методик познавательно – исследовательской деятельности при организации работы с детьми.

Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира. Вместе с тем, в  педагогической практике является очевидным противоречие между необходимостью активизации познавательного развития детей посредством вовлечения их в экспериментальную деятельность и не проработанностью организации этого вида деятельности дошкольников в разных возрастных группах.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения эффективности познавательного развития детей дошкольного возраста, посредством широкого внедрения в образовательный процесс самостоятельной и совместной со взрослым исследовательской (экспериментальной) деятельности.

Работа над опытом охватывает период с 2017 по 2019гг.  год и осуществлялась поэтапно.

Диапазон опыта представлен системой работы воспитателя по познавательному развитию детей дошкольного возраста посредством вовлечения их в исследовательскую деятельность.

        Теоретической    базой   опыта  стали  исследования Н.Н Поддъякова [7,8], который в качестве основного вида ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. Он называет эту деятельность истинно детской, и считает её ведущей на протяжении всего дошкольного детства.

  •         Теоретический анализ, проведённый по проблеме исследования в процессе становления опыта, позволил определить педагогические условия для эффективного осуществления детского экспериментирования, в котором исследовательская деятельность формируется и происходит познавательное  развитие.

        Новизна опыта состоит в разработке системы работы воспитателя  по познавательному развитию детей дошкольного возраста посредством вовлечения их в экспериментальную деятельность. В технологии использованы элементы существующих методик,  использования элементов ранее известных и современных методик познавательно – исследовательской деятельности при организации работы с детьми.

     Данный опыт работы был успешно представлен на районном методическом объединении воспитателей ДОУ Дубровского района  в 2017, 2019гг.  Может использоваться в дошкольных образовательных учреждениях воспитателями,  педагогами дополнительного образования.

Раздел II. Технология опыта

        На протяжении последних лет я   углубленно работаю над темой «Опытно-исследовательская деятельность в детском саду», так как считаю, что поисково-познавательная деятельность, протекающая в форме экспериментальных действий, играет существенную роль в формировании представлений о физических свойствах объектов окружающего мира. Свою деятельность,  я организую в соответствии  с требованиями ФГОС ДО.

Работу я начала с оборудования мини-лаборатории «Хочу всё знать». Лаборатория оснащена  оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности, которое включает:

  • объекты для исследования в реальном действии;
  • образно-символический материал;
  • измерительные инструменты, блокноты для фиксации результатов:
  • мини-среды,  представленные в виде макетов;
  • ландшафт с объектами природы.                                               

        Материалы распределяются по разделам: «Песок и вода», «Фоамиран», «Магниты», «Пластмасса», «Стекло»,  «Резина»,  «Древесина», «Ткань», «Бумага».  Расположены они в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве. Весь материал расположили в доступном для детей месте, в количестве, чтобы одновременно могли заниматься от 6 до 10 детей.          Оснащение мини–лаборатории постепенно пополнялось в связи с расширением тематики экспериментов. Всё оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим и педагогическим требованиям. Для безопасности детей при экспериментировании вместе с детьми были разработаны правила работы в лаборатории.

        Для экспериментирования выделялось время в организованной образовательной деятельности, в  режимных процессах. Дети имели возможность заниматься экспериментированием  в самостоятельной деятельности.

      Стратегию моей деятельности определяют основные принципы дошкольного образования:  Содержание, формы и методы организации экспериментальной деятельности дошкольников.

Мною составлено и апробировано перспективное планирование по опытно-исследовательской деятельности для   дошкольников. Содержание перспективного планирования разработала в соответствии с требованиями ФГОС ДО  в образовательной области «Познавательное развитие».              

Планирование и организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами: живая природа, неживая природа, человек.  

Создана картотека опытов-экспериментов.                          

Согласно тематическому плану разрабатывались конспекты организованной   образовательной  деятельности с детьми, проекты, основанные на  совместной деятельности детей и взрослых, с возможностью самостоятельного экспериментирования.                                                                

Направления экспериментальной деятельности во всех возрастных группах одинаковы, но усложняются по содержанию, задачам и способам их реализации в соответствии с возрастом детей.  

При организации исследовательской работы с детьми соблюдаю определённые правила: учу детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций, не сдерживаю  инициативу детей, не делаю за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно, формирую навыки самостоятельного решения проблем исследования.                Отношения с детьми  строю на основе партнерства.                                                                                                                         Логика процесса экспериментирования потребовала поиска иной,  по сравнению с традиционной, формы организации детской деятельности. Мы назвали  ее лабораторной. На лабораторном занятии главное действующее лицо – ребенок. Экспериментируя, он учится наблюдать тот или иной процесс, набирается умений, опыта, в использовании лабораторного инструмента.  В игровой форме дошкольник делает первые шаги по освоению экспериментального метода естественных наук, а главное, в нем развивается любознательность и вкус к познавательной деятельности.        В ходе практической деятельности педагогическим коллективом детского сада были найдены наиболее оптимальные формы организации исследовательской деятельности с дошкольниками: занятия – экспериментирования, работа  в мини-лабораториях, организация мини-музеев в группах, дошкольные мини-конференции, проектные дни в детском саду, музейная педагогика, издательская деятельность: выпуск газет, создание книжек-малышек.                                                                                                Обобщение материалов. Сведения, которые  собрали  дети о каком-то определенном  объекте, анализируем и обобщаем.  Учим  на этом этапе   ребенка смело высказывать свои мысли. На этом материале развиваются зачатки креативного мышления, творческие способности ребенка.                                         

В детском саду вся работа с детьми проводилась согласованно с родителями. Необходимо было знать мнение родителей о планируемой работе по экспериментированию. С этой целью было проведено анкетирование. Результаты показали неоднозначное отношение. В связи с этим встала необходимость проведения просветительской работы для родителей.  Для просвещения родителей провела консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с фоамираном».                                                    

      С большим интересом проведена воспитанниками нашего детского сада исследовательская работа «Конструкторы разные нужны, конструкторы разные важны».    

       Идея исследования возникла в ходе создания в группе мини-музея «Пластмассовый калейдоскоп».

Объектом исследования стала пластмасса.

Предмет исследования:  история возникновения  пластмассы и ее назначение.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Задачи:

  • Сформировать у детей интерес и  представление о  разнообразном мире пластмассы и её предназначении.
  • Найти интересные факты о пластмассе.
  • Познакомить  с разнообразием пластмасс и полимеров, их назначением и применением.
  • Познакомить с профессиями людей данной сферы (инженер, конструктор, литейщик, прессовщик, сварщик).
  • Активизировать и обогащать словарь детей по данной теме, формировать грамматически правильную речь.
  • Развивать творчество и фантазию, учить конструировать по образцу, по условиям, по замыслу.
  • Развивать художественно-творческое восприятие и художественно- эстетический вкус.
  • Развивать коммуникативное общение и социальные навыки.
  • Развивать мелкую моторику и общую координацию движений.
  • Создавать постройки из разных видов конструктора.

Для работы нами выбраны методы исследования: выбор темы, постановка задач, выдвижение гипотезы.

В ходе проведенной работы мы собрали и обобщили материал по истории конструкторов   и их роли в жизни человека и пришли к следующим выводам:

 Мы узнали, что конструкторы  видоизменялись и совершенствовалась в течение многих лет.  Познакомились    с разнообразием конструкторов, их назначением и применением.

 Экспериментально мы установили, что из деталей конструктора  можно сделать много интересных вещей:  роботов, животных, дома, мосты.                                  

Итогом работы стала успешная защита исследовательской работы воспитанниками   группы на    итоговом  мероприятии родителей и сверстников "Парад техников".

Раздел III. Результативность опыта

        Результаты показали, что количество дошкольников, проявляющих устойчивый интерес к экспериментальной деятельности, увеличилось до 34%.                                                                    

Качественно улучшилась сама деятельность экспериментирования. В группе не осталось детей, не проявляющих интереса к этой деятельности; существенно уменьшилось количество детей с низким уровнем, не умеющих принимать поставленную перед ними задачу (с 39,1% до 9%); увеличилось число детей со средним (с 43,5% до 52%) и высоким уровнем (с 17,4% до 39%), т.е.  дети стараются самостоятельно открыть для себя новые знания об объекте исследования, пытаются высказать гипотезу и доказать или опровергнуть её. Их действия носят поисковый характер, сопровождаются речью, если возникают проблемы, спрашивают, уточняют. Таким образом, можно отметить, что у детей проявляется устойчивый интерес к опытно - экспериментальной деятельности.                    

       Итоги диагностики познавательного развития  позволяют сделать выводы о позитивных результатах планомерной и систематической работы по познавательному развитию дошкольников  посредством вовлечения их в экспериментальную деятельность. Количество детей с  высоким уровнем (третьим) составило 39,1% против 8,7% на констатирующем этапе, детей со средним уровнем (вторым) тоже стало больше – 56,5% против 43,5%, а число детей с низким уровнем (первым) уменьшилось – 17,4% против 34,8%.  

Проанализировав свой опыт работы с детьми дошкольного возраста можно сделать вывод:

  • При создании определенных условий дети дошкольного возраста способны заниматься поисково-исследовательской деятельностью с младшего дошкольного возраста.
  • Когда у детей повысился интерес к исследовательской деятельности, проведение экспериментов стало нормой их жизни. Начали практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт.
  • Изменилась речевая способность детей. Дети стали использовать в речи выражения: « Я думаю», «Я уверен», «Я считаю», « По моему мнению» и др.
  • В ходе нашего поиска я убедилась в том, что ребенок переносит полученные знания в свободную игровую деятельность. Любимое место в группе – это лаборатория, здесь и продолжается детская игра в исследования.
  • Родители отмечают, что у детей повысился интерес к проведению опытов, что, придя домой, многие дети находят сами или спрашивают у родителей инструментарий,  которым пользовалась на играх - занятиях в детском саду и проводят опыты дома.
  • Организация мини-лабораторий в группах.
  • Создание базы методического обеспечения инновационной деятельности.

      Таким образом, доказано, что при целенаправленном систематическом  использовании экспериментов в процессе организованной образовательной деятельности и в режимных моментах в детском саду и дома ребенок учится моделировать в своем сознании  картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.  При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят  творческий характер, вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность.                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (опыт работы)

    Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирован...

"Развитие познавательной активности дошкольников, посредством экспериментально-исследовательской деятельности"

статья из опыта работы "Развитие познавательной актианости лошкольников, посредством экспериментально-исследовательской деятельности"...

Развитие познавательной активности ребёнка посредством экспериментально-исследовательской деятельности

laquo;Умейте открыть перед ребёнкомвокружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед     детьми всеми красками радуги.Оставляйте всегда что...

доклад к педагогическому совету на тему: «Развитие познавательной активности детей посредством поисково-исследовательской деятельности»

доклад к педагогическому совету на тему: «Развитие познавательной активности детей посредством поисково-исследовательской деятельности»...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

«Развитие познавательной активности детей посредством экспериментально-исследовательской деятельности»

laquo;Развитие познавательной активности детей посредствомэкспериментально-исследовательской деятельности»...