"Развитие познавательной активности дошкольников, посредством экспериментально-исследовательской деятельности"
статья на тему

Родина Вера Ивановна

статья из опыта работы "Развитие познавательной актианости лошкольников, посредством экспериментально-исследовательской деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rodina_v.i.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие познавательной активности дошкольников,

посредством экспериментально-исследовательской деятельности.

                                                                                       подготовила :

                                                                                      воспитатель

                                                                                   Родина В. И.

                                                                                            Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

Китайская пословица

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Много необычного и интересного может подарить детям исследовательская деятельность. Отсюда и выбор темы моей работы "Развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности".

 Программа «Детство» по которой работает наш детский сад содержит раздел «Ребенок открывает мир природы», в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразие растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программы ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на ее чувственном восприятии и познании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, взаимосвязей внутри природных сообществ.

Проблема развития познавательного интереса дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности, воспитания трудовых навыков.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его познавательной активности в области экологии. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукции, ухаживать за  растениями).

Увлекательные наблюдения на прогулках, самостоятельные опыты, помогут детям в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы, совершенствовать свои навыки в исследовательской и опытнической работе, сделать свои первые выводы причинно-следственных связей и закономерностей.

Всё это поможет формированию нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, школьника, защитника не только себя, своего Отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА. 

Тем временем, работая с детьми, я заметила, что без надлежащей помощи природная детская любознательность начинает угасать уже на пятом-шестом году жизни. А нам известно, что этот возраст детства - это возраст «почемучек», очень благоприятный для обучения. У меня возник в связи с этим ряд вопросов: почему большая часть детей не задаёт вопросов познавательного характера? Почему дети не проявляют необходимого интереса к предлагаемому материалу, деятельности, а на вопросы воспитателя отвечают только тогда, когда их спрашивают, или механически повторяют ответы своих товарищей, или совсем молчат? У этого феномена много причин. Главные из них такие:

           - воспринимая информацию, дети в большинстве пользуются только одним или двумя сенсорными каналами, т.е. они или пассивно слушают, или воспринимают материал только зрительно. Воспитатель исполняет роль информатора, а дети – роль «копилки». Как видим, позиция и воспитателя, и детей при этом пассивная;

           -воспитатели сами задают детям вопросы;

           -дети не владеют познавательными действиями: происходит принуждение детей к познанию, игнорирование того, что «познание должно быть для них забавой» (К.М. Фобий).

Так как же построить познавательный процесс так, чтобы детям было интересно? Как сформировать надлежащий уровень познавательного интереса?

Итак, я стала наблюдать за детьми с целью выявить, в каком виде деятельности в большей степени проявляется познавательный интерес детей. Оказывается, познавательная активность детей в большей степени проявляется в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Дети с интересом экспериментируют и исследуют свойства и качества того или иного предмета, открывают для себя много нового.

Принципиальное и очевидное различие между исследованием ребенка и ученого заключается в общем итоге: ученый открывает новое знание для всего человечества, а то новое, что открывают дети, – это субъективная новизна лишь для них самих.

До того как приступить к работе над данной темой, я изучила ряд программ. Прежде всего, программу "Детство", по которой работает наш детский сад. Реализация данной образовательной программы осуществляется путем творческого подхода, который обеспечивает дошкольникам возможность приобрести опыт познания не только с помощью взрослых, но и самостоятельно. Кроме того, мной была изучена технология «Формирования начал экологической культуры»
С.Н. Николаевой
. Она, в свою очередь, ориентирована на постоянное и систематическое взаимодействие детей с живой природой, что было обязательно учтено мной при организации предметно-развивающей среды как в группе, так и при организации "зелёной зоны" на участке. Изученная также программа Н.А. Рыжовой "Наш дом – природа" ориентирована на исследовательскую деятельность детей во время прогулок и опытов, построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.

Таким образом, материал вышеперечисленных программ был применен в моей работе. Кроме того, для развития исследовательских навыков я использовала некоторые идеи методики "Исследовательского обучения" В. Савенкова. Построена данная методика на игровой основе с использованием карточек-схем для руководства исследовательской работы ребенка.

Анализируя познавательное развитие детей в группе, выявила проблему, что большинство детей затрудняются в установлении причинно-следственных связей происходящего. Имея определенный уровень знаний, не всегда могут применить их в жизненных ситуациях. Для решения этой проблемы была поставлена цель: создать систему работы, обеспечивающую развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Подобрать соответствующие программе «Детство» технологии и методики. Создать оптимальные условия, стимулирующие развитие познавательной активности, творческих способностей.
  2. Сформировать у детей потребность в участии исследовательской деятельности.
  3. Создать условия для совместной исследовательской деятельности детей и взрослых (родителей, социума).

Проанализировав свою педагогическую деятельность, я пришла к выводу, что необходимо использовать более эффективные методы и приемы развития познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности. Отработала следующую систему работы:

1. Создание условий для детского экспериментирования (исследовательская лаборатория, центр игровой деятельности и пр.)

3. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы. Проведение эвристических бесед.

4. Развитие параллельного взаимодействия в сферах: воспитатель – ребенок; ребенок – ребенок; воспитатель – родитель; воспитатель – ребенок – родитель.

5. Сбор информации об изучаемом объекте с помощью различных методов. Систематизация познавательных задач и проблемных ситуаций.

6. Отработка различных приемов развития мысли ребенка от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.

   Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная развивающая предметно-пространственная среда. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В группе создан многофункциональный природный уголок. В нем есть лаборатория, в которой имеются различные материалы для исследований:

  • образцы песка, глины;
  • семена цветов, деревьев (шишки, желуди, крылатки, каштаны и др.) семена огородных культур;
  • гербарий (растений, произрастающие в нашей местности, на участке);

Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут. Для активизации исследовательской деятельности я использую оборудование:

  • разнообразные емкости (кружки, колбы, тарелочки, пробирки, стаканчики и т.д.);
  • шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые), воронки, сито;
  • увеличительные стекла, лупы;
  • измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.); пилочки, наждачная бумага, пипетки;
  • губка, пенопласт, поролон, вата и т.д.

Вместе с детьми выращиваем разнообразные комнатные растения, занимаемся посадкой растений зимой на подоконнике и весной на опытном участке. Дети прослеживают взаимосвязи и взаимозависимости между изменениями в природе и росте растений, жизнью птиц, насекомых, животных. Они учатся рассуждать и делать умозаключения на основе наблюдений.

В группе вместе с родителями собираем познавательную литературу: энциклопедии «Все обо всем» (А. Ликум), «Что есть что», «Сто тысяч почему» (М. Ильин), «Что такое, кто такой» (А.Г. Алексин и др.), рассказы, сказки, пословицы, загадки и пр.; исторические сведения о родном крае - «Край мой Арзамасский» и т.д.

В уголке природы имеются картины, иллюстрации, дидактические игры, модели исследуемых объектов.

Каждую неделю посвящаю определенной познавательной теме, которая соответствует тематическому планированию. В пятницу во второй половине дня определяю, какая у нас следующая тема, начинаю поэтапную работу над ней.

1-й этап - выбор исследовательского объекта.

2-й этап - «постановка вопросов»: 1. Какие бывают виды исследуемого объекта? 2. Какие функции выполняют данные объекты? 3. Какими свойствами и качествами обладают?

3-й этап - проведение исследования.

4-й этап – подведение итогов. По возможности вместе с детьми фиксируем результат или обсуждаем.

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Детское экспериментирование - особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н. Поддьяков). Одно из направлений экспериментальной деятельности, которое я активно использую - опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем, деятельности. Опыт - это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты для осознания причинно-следственных связей. Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок. Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой и неживой природы. Так, пересадив осенью бархатцы в группу, дети сравнивают длительность их цветения в группе и на улице, делают выводы о том, где цветет дольше, почему; какое влияние на этот процесс оказывает температура. Результаты заносим в дневник наблюдения.

Алгоритм проведения опыта, эксперимента:

  1. Постановка проблемы (задачи).
  2. Поиск решения проблемы.
  3. Проведение опытов.
  4. Фиксация наблюдений.
  5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Исследуются и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, почва и пр. Например, предлагаем слепить фигуру из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится и почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов – песчинок, этим и объясняется свойство сухого песка.

Наблюдение  это очень сложный процесс и требует огромной концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий. В содержание наблюдений за объектами природы включаются следующие моменты:

  • определение строения растений и животных, выделение целостного объекта и частей, из которых он состоит;
  • разнообразные проявления живых существ (способы функционирования, для животных – разные формы поведения);
  • выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик;
  • определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности).

В первый месяц зимы организуем наблюдения за снегом. Выделяем элементарные свойства снега (холодный, липкий или рассыпчатый, белый или темный (грязный), может оставлять следы птиц, животных, человека), устанавливаем зависимость свойств снега от температуры воздуха на улице, рассматриваем растения в снегу (сыплется снег с веточек или нет). Таким образом, чем больше органов чувств задействованы в познании, тем больше свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться. Сущность наблюдений заключается в чувственном познании природных объектов, через различные формы восприятия - зрительную, слуховую, тактильную, кинестетическую, обонятельную и др.

Специальный цикл наблюдения посвящается представителям растительного мира: комнатным растениям, растениям, произрастающим на участке детского сада (рябине, березе и пр.), первоцветам. Детей знакомлю с растениями в помещении и на участке. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дошкольники учатся различать растения, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки - форму, размер, окраску листьев, плодов, цветов, стеблей. Знакомятся с функциями органов: корнями растений (удерживается в земле, высасывает из нее воду и питательные вещества, которые по стеблю, ствол веткам переходят в листья, цветы, плоды). Главная функция листьев - поглощение солнечного света. Цветок - это орган размножения, на его месте появляется плод с семенами, из которых в дальнейшем могут вырасти новые растения.

В содержание наблюдений за животными включаются следующие компоненты:

- способы передвижения (как и с помощью каких органов оно происходит),

  • - облик: части тела, особенности строения, характеристики (окраска, форма, размер), внешних органов,
  • . ориентировка в пространстве (как прислушиваются к звукам и шумам, как осматриваются);

-как реагируют на окружающее;

-среда обитания - особенности местности, корм, другие животные - соседи (враги, нейтральные);

-взаимоотношения с людьми - реакция на их появление;

  • жизненные проявления в разные сезоны: изменения в окраске в переходные сезоны, гнездостроение, запас кормов, их поиск зимой.

Очень помогли мне в работе наблюдения за домашними животными, птицами, насекомыми. Я не сторонник содержания животных в уголке природы, поэтому мы наблюдаем за ними в естественных условиях. Так, наблюдая за птицами (воробьями, воронами, синичками), отмечаем их поведение, передвижение, окраску, наблюдаема за рассаживанием птиц на излюбленных местах (карнизы домов, толстые ветки деревьев, тонкие ветки кустарника и т.д.). Отмечаем взаимосвязь поведения птиц и состояние погоды: птицы нахохлились, спрятали клюв под крыло – к морозу, вороны сидят на верхней ветке дерева – к морозу. Подкармливаем птиц. Наблюдаем за тем, какие птицы что любят больше клевать.

Наблюдения, прогулки, экскурсии давали обогащенную почву для размышлений побуждали в детях пытливость и любознательность. Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий являлось обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирали природный материал для коллекций, исследовали растения, почву, воду, камни и т.д.

Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников – игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания).

Большое значение в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника имеет семейное воспитание. Мы проводим вечера вопросов и ответов, создали специальный стенд, где помещаются информация о нашей деятельности с детьми и предложения, советы родителям. Например: что рекомендуем почитать, рассказать, нарисовать, как провести совместную экскурсию, организовать опыт.

Большую помощь родители оказывают при организации предметной среды как в группе, так и на участке. Вместе с родителями изготовили следующее оборудование: машины, на которых мы вместе с детьми отправляемся путешествовать, гусеницу из пеньков, паровозик. Также на нашем участке «поселился» Лесовичок, которые присылает нам различные письма, например, «Письмо от дождевого червя», вопросы, на которые мы отвечаем вместе с детьми после проведения опыта, например, «Какое любимое блюдо у кошки?» или «Зачем бабочке цветная окраска?» и т.д. Для проведения опытов с песком и водой вместе с родителями соорудили небольшое озеро и «поселили» рядом с ним лебедя, сделали красивые клумбы, за которыми ухаживали вместе с детьми все лето. Родители помогают изготавливать нам альбомы, например, «Времена года», собирать различный природный материал.

Организуем различные выставки: «Осенний вернисаж», «Мастерская Дедушки Лесовика» (поделки из природного материала), «Мастерская Деда Мороза» (поделки из бросового материала) , проводим совместные праздники: «Весна-красна», «Осенины», «День птиц» и т.д.

В исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому я стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научиться ориентироваться в ее потоке.

Исследовательская деятельность дошкольного учреждения позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Поэтому дальнейшую работу по развитию познавательной активности детей через исследовательскую деятельность считаю нужным продолжить, а также направить на развитие творческой активности, самостоятельности, инициативности не только детей, но и родителей, бабушек и дедушек.


Литература

1. Бережнова С.В., Киреева Л.Г. Формирование экологической культуры дошкольников – Волгоград: Учитель, 2008.

2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2001.

3. Дошкольное воспитание. – 2004. – №8.

4. Дошкольное воспитание. – 2005. – №12.

5. Дошкольное воспитание. – 2006. – №1.

6. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство дошкольников с окружающим миром. Дидактические игры. Утренняя гимнастика – Воронеж: ИП Лукоценин С.С., 2009.

7. Михайлова З.А. Детство. Программа развития и воспитания в детском саду. СПб.: Детство-Пресс, 1999.

8. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду – М.: Просвещение, 2000.

9. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

10.  Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. СПб.: Детство-Пресс, 2010.

11. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. Программа экологического воспитания в детском саду – М.: Карапуз, 2005.

12. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс,2010.


3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности ребёнка посредством экспериментально-исследовательской деятельности

laquo;Умейте открыть перед ребёнкомвокружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед     детьми всеми красками радуги.Оставляйте всегда что...

Психологическая гостиная «Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность естественнонаучной направленности»

Цель: Формирование представлений у родителей об особенностях развития познавательной активности  у детей дошкольного возраста экспериментально-исследовательскую деятельность Задачи:1. О...

Проект в средней группе «Развитие познавательных интересов дошкольников посредством экспериментально – исследовательской деятельности»

Проект в средней группе «Развитие познавательных интересов дошкольников посредством экспериментально – исследовательской деятельности»...

«Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

ДОКЛАД На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...

Развитие познавательной активности дошкольников посредством художественно-игровой деятельности.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством художественно-игровой деятельности....

«Развитие познавательной активности детей посредством экспериментально-исследовательской деятельности»

laquo;Развитие познавательной активности детей посредствомэкспериментально-исследовательской деятельности»...