Главные вкладки

    «Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
    статья (старшая группа)

    Руденко Наталия Александровна

    ДОКЛАД

     

    На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

     

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 49 «АЛЕНУШКА»

    с.ЕКАТЕРИНОВКА САЛЬСКОГО РАЙОНА

    ДОКЛАД

    На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

     

                                                        Выполнил:

                                                                               Воспитатель Руденко Н.А

    2020

    «Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО» 

     

     

    Актуальность проблемы определяется тем, что в настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. 

    ФГОС ДО предусматривает обновление содержания экологического образования посредством смещения акцентов в сферу формирования экокультурных ценностей, социального и нравственно-ценностного опыта взаимодействия детей с природой. 

     Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. 

    С введением федерального государственного образовательного стандарта в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников. 

    Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс дошкольных учреждений. При этом исследовательская деятельность дошкольников выступает как современная образовательная технология, функционально позволяющая реализовать специфическое содержание образования, ориентированное на развитие субъектной позиции дошкольников, которая обеспечивает готовность к школе.  

    Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников  особого внимания заслуживает детское экспериментирование которое позволяет сформулировать исследовательскую активность ребенка.  

    Способствует формированию словесно-логического мышления, становление познавательных интересов, развитию продуктивной и творческой деятельности, расширению взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром, становление элементарного планирования и прогнозирования. 

    В.И. Логинова считает, что эксперимент – это преобразование жизненной ситуации предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения. 

    Н.Н.Поддьяков отмечает, что детская деятельность экспериментирования позволяет получить более полную информацию об изучаемом явлении или объекте, увидеть то, что недоступно пониманию при словесном изложении воспитателя. 

    Таким образом, данные авторы теоретически доказали, что развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. 

     

    Значение элементарной исследовательской деятельности в экологическом образовании дошкольников 

     

    Одной из актуальных проблем современной системы образования является развитие творческого потенциала каждой личности. По определению психологов и педагогов, творческая деятельность – это одна из содержательных форм психической активности человека. Творческий процесс – это особая форма качественного перехода от уже известного к новому, неизвестному. У детей дошкольного возраста этот переход осуществляется через организацию различных форм поисковой, экспериментальной деятельности.  

    Под экспериментальной деятельностью понимается совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе учебной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, то есть, в процессе познания мира. 

    Использование элементарной исследовательской деятельности в системе экологической работы с детьми имеет огромное значение.  

    Во-первых, элементарная исследовательская деятельность дошкольников является важнейшим средством удовлетворения естественной детской любознательности, пытливости, потребности «докопаться» до сути причин природных явлений.  

    Во-вторых, как было указано выше, эксперименты рассматривают как элементы развивающего обучения, применяемые в работе с дошкольниками, поскольку экспериментная деятельность предполагает активное познание ребенком окружающей действительности, тех закономерностей, которые ей присущи.  

    В-третьих, в процессе проведения экспериментов, раскрывая для себя причины тех или иных явлений в природе, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, что способствует развитию их мыслительных процессов и операций, в эксперименте ребенок получает знания не как готовый факт, а как результат, приобретенный в процессе деятельности. Кроме того, эксперименты способствуют развитию речи, т.к. детям надо довольно четко и понятно для окружающих формулировать свои вопросы, суждения, выводы. 

    Вопрос об использовании элементарной исследовательской деятельности в процессе ознакомления дошкольников с миром природы ставился учеными достаточно давно. После прошедшего в 1924 году 3-го съезда по дошкольному воспитанию одним из основных принципов работы с детьми выдвигается принцип активности и всю работу по ознакомлению дошкольников с природой предлагается строить на основе исследовательских методов.  

    Фундаментально вопрос об использовании исследовательской деятельности в работе с детьми изучался Л.М.Маневцовой.  

    В процессе экспериментирования совершенствуются познавательные умения, познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе, что позволяет детям творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой. Ребенок накапливает нравственно – ценностный опыт, это придает его деятельности гуманный характер, повышается уровень экологической воспитанности. Развитие элементарных естественнонаучных представлений играет важную роль в подготовке ребенка к школе. 

    Детское экспериментирование помогает педагогам развить у детей наблюдательность, любознательность, сформировать трудовые навыки, научить четко выражать свою мысль, а также планировать и анализировать свою деятельность, отбирать и готовить материалы и инструменты. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры – все это способствует формированию элементарных математических представлений. 

    Отсутствие или недостаток эмоциональных, чувственных контактов с природой, информации об окружающем мире, ограничение удовлетворения потребностей ребенка в приобретении тех экологических ценностей, которые признаются обществом, приводят к экологической депривации. В современных условиях даже малейшее ограничение потребностей детей в общении с природой недопустимо и может привести к серьезным осложнениям не только в решении задач экологического образования подрастающего поколения, но и развития личности ребенка в целом. 

    Существует несколько подходов к определению понятия – эксперимент. Психологи отмечают, что эксперимент – это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности.  

    По определению педагогов - эксперимент – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. 

    Детская элементарно исследовательская деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Элементарная исследовательская деятельность включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Т. е. детская исследовательская деятельность является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. 

    Элементарная исследовательская деятельность оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. 

    Исследовательская деятельность является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их  неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. 

    Исследовательская деятельность, в которую включены разные виды деятельности, способствует приобретению более содержательных сведений о свойствах воды. Исследуя окружающую действительность, дети подготовительной группы стремятся выйти за пределы непосредственного окружения. 

    Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах — является необходимым условием успешного становления личности дошкольника подготовительной группы, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира. 

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО»

    Статья "Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО"...

    "Развитие познавательной активности дошкольников, посредством экспериментально-исследовательской деятельности"

    статья из опыта работы "Развитие познавательной актианости лошкольников, посредством экспериментально-исследовательской деятельности"...

    Развитие познавательной активности ребёнка посредством экспериментально-исследовательской деятельности

    laquo;Умейте открыть перед ребёнкомвокружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед     детьми всеми красками радуги.Оставляйте всегда что...

    Психологическая гостиная «Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность естественнонаучной направленности»

    Цель: Формирование представлений у родителей об особенностях развития познавательной активности  у детей дошкольного возраста экспериментально-исследовательскую деятельность Задачи:1. О...

    Проект в средней группе «Развитие познавательных интересов дошкольников посредством экспериментально – исследовательской деятельности»

    Проект в средней группе «Развитие познавательных интересов дошкольников посредством экспериментально – исследовательской деятельности»...

    Развитие познавательной активности дошкольников посредством использования технологии исследовательской деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

    Развитие исследовательских способностей ребенка-одна из важнейших задач современного образования. Это и обусловило выбор этой темы....