"РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (опыт работы)
статья по теме

Скакун Виктория Витальевна

      Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания -  важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Возникновение опыта тесно связано с процессом обновления содержания образования на основе федеральных государственных требований, внедрением инновационных технологий воспитания дошкольников по образовательным областям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx121.26 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Литературный обзор состояния вопроса.

1.1. История  педагогического   опыта «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности»  в  педагогике         …………………………………………………………………………….....4

1.2. История изучения  педагогического опыта «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности»  в  муниципальном   образовании    и     образовательном   учреждении ……………………………………………………………………...………………..6

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта…….…………………………………………………………………………..7

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта……...…….9

3..Педагогический опыт «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности»

3.1. Описание   основных   методов   и   методик,   используемых   в представляемом  педагогическом опыте…………………………………...........12

3.2. Актуальность педагогического опыта…..…………………………....20

3.3.Научность в представляемом педагогическом опыте..……………...21

3.4.Результативность педагогического опыта …..…………………….....25

3.5.Инновационность представляемого педагогического опыта..……...30

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта..……...31

3.7. Описание   основных   элементов   представляемого   педагогического опыта.…………………………………………………………..33

4.Выводы……………………………………………………………………..........33

5. Библиографический список……………..…………………………...………...34

6. Приложения………………………….……………………….….……..............37

Приложение  №1 Выступление на методическом  объединение педагогов района « Развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста посредством организации экспериментальном деятельности (из опыта работы)»……………………………………………………………………38

Приложение  №2 Презентация опыта работы «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности» ………………………………………………………………………………….......44

Приложение №3 Перспективный план экспериментальной деятельности в средней группе ……………………………………………………………….....51

                         Приложение №4 Оборудование мини-лаборатории в детском саду.........56

         Приложение №5 Консультации для родителей...........................................57

         Приложение №6 Конспекты непосредтвенно-образовательной деятельности………………………………………………....................................60

Приложение №7 Конспекты развлечений…………………………...…...66

Приложение №8 Совместный проект воспитателей, родителей и детей………………………………………………………………………….........68

          Приложение №9 Картотека игр по опытам и экспериментам для дошкольников……………………………………………………………………..82

          Приложение №10 Сценарий родительского собрания по теме:

«Растим любознательных»……………………………………………………….97

         Приложение№11  Мастер-класс …………………………………………102


1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА

1.1. История темы педагогического опыта «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности» в педагогике

        Определяющим в отношении дошкольников к природе, согласно данным экологической психопедагогики  (В. Ясвин, С. Дерябо), является когнитивный компонент, то есть готовность и стремление ребенка получать, искать и обрабатывать информацию об объектах природы. Психологи экспериментально исследовали, что уровень развития познавательной сферы определяет характер взаимодействия с природными  объектами и отношения к ним. То есть, чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательной интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучие самого объекта, а не оценивание его взрослыми. Важно своевременно использовать эту возрастную особенность дошкольников для организации процесса их взаимодействия с миром природы.

     Вопрос о сущности, структуре и значении поисковой деятельности в системе других видов деятельности детей дошкольного возраста исследуются достаточно разнопланово в трудах О.М. Ивановой, В.В. Кондратовой, С.Н. Николаевой и других научных работников. Н. Лысенко дала такое определение:  поисково-исследовательская деятельность – это организованная педагогом деятельность детей, в которой они путем самостоятельного открытия природы, решения проблемных заданий, практически-преобразовательных действий одновременно овладевают новыми знаниями, а также умениями и навыками их последующего самостоятельного приобретения. Н.Н.Поддъяков говорил: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования». Задача формирования детской любознательности и активности оптимально соответствует экспериментирование как форма детской познавательной деятельности и как метод ее организации (Н.Н.Поддъяков, Ф.А.Сохин, С.Н.Николаева).

      В дошкольной педагогике по-разному определяется понятие «экспериментирование».

«Экспериментирование» - деятельность, в которой проводится научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий» (М.А.Поваляева).

«Экспериментирование» - одна из форм организации детской деятельности, с одной стороны, и один из видов познавательной деятельности детей, с другой» (Н.Н.Поддъяков).

           В научной и методической литературе доказывается эффективность экспериментирования как метода познания окружающего мира. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, познавательную активность. По мнению академика Н.Н.Поддъякова, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

          Рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов: Н.Н.Поддъякова, Ф.А.Сохина, С.Н.Николаевой, Л.А.Венгера, Н.А.Ветлугиной, И.Д.Зверева и др. Ученые предлагают организовать работу таким образом, чтобы дети могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.

           Как показали исследования О.В. Запорожца и Н.Н. Поддъякова, старшие дошкольники могут выделять в процессе предметно-чувственной деятельности существенные (основные) связи между явлениями действительности и воспроизводить их в образной форме – форме представлений. С помощью этой системы знаний ребенок учится обобщать, то есть выходить в процессе мышления за пределы конкретного явления.  

     Наблюдение  целесообразно использовать на занятиях разных видов. Занятия обеспечивают широкое пространство для творческой реализации содержания наблюдений, которое предопределено включением детей в разные виды экологической деятельности с участием в ней воспитателя. Целью каждого вида такой деятельности неизменно выступает формирование первооснов экологического сознания, экологического поведения, а следовательно и экологической культуры личности.

     О большой роли наблюдений и их воспитательном значении в жизни ребенка говорил еще И.Г. Песталоцци. Вот что он писал о них: «Я хочу, чтобы наблюдение всегда предшествовало слову и, чтобы точные знания всегда предшествовали суждению»; «Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнение в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи!».  

     В овладении естественными знаниями, как и знаниями о человеке приоритетной должна стать поисково-исследовательская деятельность. Она гармонично интегрирует всю многогранность не только теоретических знаний, но и умений и навыков в отношении их приобретения и перенесения в разные сферы жизнедеятельности дошкольника. В связи с этим необходимо оптимизировать деятельность воспитателя и воспитанников как фактор формирования экологической культуры личности путем внедрения ее самой рациональной формы – поисково-исследовательской, в основу которой заложена целостная система взаимодействующих и целеустремленных средств влияния на детей.

     Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобщать.

1.2. История изучения темы педагогического опыта

«Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности» в  муниципальном образовании и образовательном учреждении

      Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания -  важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Возникновение опыта тесно связано с процессом обновления содержания образования на основе федеральных государственных требований, внедрением инновационных технологий воспитания дошкольников по образовательным областям, предусмотренным реализуемой в ДОУ примерной основной общеобразовательной программой «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова), технологиями  программ С.Н. Николаевой «Юный эколог» и Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа».

Наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания уже более 10 лет. За годы работы была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:

- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;

- воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, чувство симпатии;

- формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.

Эти задачи решаются через педагогическое просвещение педагогов в различных консультациях,  семинарах, семинарах-практикумах, методических объединениях.

Ведется активный поиск эффективных и современных форм работы.  Были разработаны практические рекомендации, консультации для воспитателей и родителей: «Экспериментирование в ДОУ», «Неизведанное рядом», «Экспериментируем дома», «Наш дом-природа» и др.

На территории ДОУ разработана экологическая тропа, состоящая из множества познавательных остановок, включающих природные зоны и центры экспериментальной деятельности, которые активно используются нами в воспитательно-образовательном процессе с детьми.

  Разработана система игр, бесед, наблюдений по формированию представлений о явлениях природы у детей дошкольного возраста, которая помогает нам просветить ребенка, дать ему минимальные знания об окружающей среде, сформировать нравственные понятия, выработать у него навыки экологически грамотного поведения.

  Материалы опыта работы представлены на районных, краевых конкурсах по экологическому воспитанию дошкольников:

- 2006 год –  ДОУ - победитель краевого конкурса «На лучшую постановку экологического образования и воспитания учащихся Кубани», в материалы вошел мною составленный экологический паспорт  Приморско-Ахтарского района и прилегающей территории к детскому саду;

- 2011-2013 год – принимала участие в краевом конкурсе «Семейные экологические проекты» в номинации «Малыши и взрослые»;

 - 2013 год – конспект непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие по зимнему царству» вошел в опыт работы ДОУ «Экологическое воспитание дошкольников», который занял 3-е призовое место в краевом конкурсе «На лучшую постановку экологического образования и воспитания учащихся Кубани»;  

 Регулярно выступаю по данному вопросу на педагогических советах ДОУ, а также на методических объединениях для воспитателей района.

 Презентация данного опыта работы была проведена в декабре 2013 года в   рамках  конкурса «Воспитатель года-2014».

Материалы опыта работы размещены на сайте http://www.maaam.ru/users/Scacun и социальной сети работников образования http://nsportal.ru/skakun-viktoriya-vitalevna.

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

В описании педагогического опыта использованы следующие основные понятия и термины:

Воспитание - целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей.

Деятельность - форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Деятельность состоит из более мелких единиц — действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат.

Игра - один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе.

Игровая деятельность – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, реализующая его потребность в социальной компетенции и определяющая специфику социальной ситуации развития ребенка.

Игровое направление экологического воспитания дошкольников – направление, которое предполагает широкое и постоянное использование игровых обучающих ситуаций в процессе экологического воспитания дошкольников, частое проведение дидактических игр природоведческого содержания.

Инновация – внедрение новых идей, технологий и др. в педагогическую отрасль; процесс создания, освоения и практической реализации педагогических научно-технических достижений.

Исследовательский метод – метод, при котором самостоятельно решают познавательные и учебные задачи ( в процессе постановки задачи, ее анализа, выдвижения гипотез, поиска путей решения, формирования выводов). 

Cоциализация  - процесс и результат активного присвоения человеком норм, идеалов, ценностных ориентаций, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения.

Метод проектов – система обучения, возникшая во второй половине 19 века, в которой приобретаются знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий (проектов).

Моделирование как метод экологического воспитания – совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей, направленная на то, чтобы обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Мониторинг – процесс отслеживания состояния объекта( системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей.

Наблюдение – метод сбора первичных эмпирических данных в конкретном исследовании; заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом, непосредственном восприятии и регистрации фактов, подвергающихся контролю и проверке.

Проект – замысел, план.

Технология обучения – система учебно-воспитательных, организационно-методических, материально-технических и иных воздействий на процесс обучения, позволяющая создать условия для максимального раскрытия творческого потенциала путем совершенствования мотивов к обучению, его индивидуализации, использования продуктивно-творческих методов, гуманизация всех составляющих системы обучения.

Цикл экологических наблюдений – организационно-методическая форма педагогического процесса, направленная на повышение эффективности работы по экологическому образованию дошкольников.

2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГРУППЫ ВОСПИТАННИКОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ БАЗОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

В формировании представляемого педагогического опыта принимали участие воспитанники детского сада группы «Цветик-семицветик».

В  группе  25 детей: девочек - 13, мальчиков – 12.

По группам здоровья: I – 15человек, II – 8 человек, III – 2 человек.

Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания основной общеобразовательной  программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:

  • совместной деятельности взрослого и детей;
  • самостоятельной деятельности детей.

Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно- образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).

       Непосредственно-образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:

-игровой,

-двигательной,

-познавательно-исследовательской,

-коммуникативной,

-продуктивной,

-музыкально-художественной,

-трудовой,

-чтения художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

В процессе развития у детей постепенно углубляются  знания, развиваются умственные способности, формируется отношение  к окружающему миру, происходит становление личности.

Традиционно возрастные рамки среднего дошкольного возраста ограничиваются психологами периодом от трех до пяти лет. В этом возрасте происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система, в силу чего недопустимо длительное пребывание детей в неудобных позах, сильные мышечные напряжения, поскольку это может спровоцировать дефекты осанки, плоскостопие, деформацию суставов.

Происходит изменение и в психических процессах. В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память. Она нужна и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий - подготовки детей к школьному обучению.

Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними.

Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к опытам, направленным на выяснение неизвестного.

Происходит дальнейшее расширение круга общения детей с миром взрослых людей и детей. Взрослый воспринимается как образец, они берут с него пример, хотят быть во всем похожим на него.

Возраст от трех до пяти лет уникален по своему значению для речевого развития: в этот период дети обладают  повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В среднем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи.

Познавательное развитие  детей  данной группы продолжается по следующим основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире.

Формирование символической функции способствует становлению у детей внутреннего плана мышления. При активном взаимодействии и экспериментировании дети начинают познавать новые свойства природных объектов и отдельных явлений — это позволяет им каждый день делать удивительные «открытия».

Дети начинают усваивать этические нормы, принятые в обществе. Они учатся оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у них появляются этические переживания. В среднем дошкольном возрасте развиваются начала эстетического отношения к миру (к природе, окружающей предметной среде, людям). Ребенка отличает целостность и эмоциональность восприятия образов искусства, попытки понять их содержание.

Средством, помогающим ребенку среднего дошкольного возраста нормально общаться со сверстниками, является совместная игра. Дети, которые умеют и любят играть, обязательно научатся устанавливать контакты с партнерами, распределять роли, создавать игровую ситуацию.

В этом возрасте продолжается формирование представлений детей о растительном и животном мире, о сезонных явлениях в природе. Мы прививаем интерес к окружающей природе, способность любоваться ее красотой, бережно относиться к растениям и животным: осторожно обходить кусты, цветы; срезанные или в небольшом количестве сорванные растения ставить в воду; спокойно вести себя возле птиц и других животных; проявлять заботу о живых существах. Таким образом, у детей закладываются основы экологической культуры.

Развивается память, закладываются основы мыслительной деятельности. Дети уже могут делать самостоятельные суждения, высказывать свое мнение.

Детей очень легко научить чему-либо, настолько они просто схватывают все на лету и впитывают в себя, как губка.

          4-5 лет - возраст «почемучки». Теперь уже дети начинают понимать, что предмет не так прост, как им казалось раньше. У них появляются новые и все более глубокие познавательные интересы. Дети начинают изучать предметы, пытаясь проникнуть в их устройство и сущность. Но им мало этих сведений, и они обращается к взрослым: «Почему?» «Как?»

         Детей среднего дошкольного возраста обуревают тысячи вопросов, разрешить которые они способны только в контакте с взрослыми. Но удовлетвориться разъяснениями они могут лишь в том случае, если взрослый отнесется к вопросу как к чему-то действительно важному. Ведь дети, вступающиеся в область умозрительных рассуждений и теряющие привычную опору на наглядность, чувствует на первых порах себя крайне неуверенно. Главное, что требуется от нас - уважительное отношение к первым попыткам детей выйти в область неведомых знаний. Выслушать их серьезно - только полдела. Заинтересоваться и включиться в поиск  - уже настоящее дело.


3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте

Данный педагогический опыт осуществлялся с сентября 2012 года  по  декабрь 2013 год на базе МБДОУ Детский сад комбинированного вида  №18 «Солнышко» г. Приморско-Ахтарска в группе «Цветик-семицветик».

Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.  Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
В Федеральных государственных требованиях дано описание качеств ребенка, поступающего в школу: «любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире); задает вопросы взрослому, любит экспериментировать, способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности)».

 В связи с этим важность и своевременность вопроса развития познавательных интересов в дошкольном возрасте  не подлежит сомнению.

Китайская пословица гласит: «Расскажи –  и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

  Для того чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, необходимо создать соответствующие условия, а также использовать приемы, вызывающие у детей ощущение собственного роста. Углубленная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей даёт определённые положительные результаты. Осознавая важность выбранной темы, нами была подобрана специальная литература и оборудование, созданы все условия для познавательной активности детей, составлен перспективный план с отражением тем и содержанием познавательных занятий.
     Наблюдение является  одной из форм экспериментальной деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Однако наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека.  

При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей. Маленькие дети хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, если в три года они задавали вопрос: «Что это?», то в четыре уже появились «Почему?», «Зачем?», а в пять - шесть лет очень важный для развития «Как это происходит?»

Исследователь Павлов И.П. считал наблюдательность одним из самых главных качеств исследователя, без которого невозможно сделать ни одного открытия. Наблюдение - очень сложный процесс и требует огромной концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий.

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В своей работе с детьми мы придаем большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Большой – маленький», «Времена года», «С какого дерева листик?» «Назови, кто я?», «Где, чей домик?» Такие игры помогают в ознакомлении детей с  явлениями природы.

Словесные игры:  «Что лишнее?», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?» и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.    

У детей поддерживается интерес к экспериментам в том случае, если результат виден сразу или через непродолжительное время. Эксперименты с живой природой,  как правило, в большинстве долгосрочные и требуют определенного терпения от дошкольников, в результате чего нередко интерес к такой деятельности угасает, цель экспериментирования забывается детьми. Поэтому для развития интереса к поисково-исследовательской  деятельности используем эксперименты и опыты с неживой природой, знакомим детей со свойствами воды, песка, земли, глины, воздуха, магнетическими свойствами некоторых предметов и т.п.

 Главное  достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

-  Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном,  формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

          Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать  какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

  В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Эксперименты классифицируются по разным принципам:

- по характеру объектов, используемых  в эксперименте: опыты - с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек;

- по месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в парке и т.д.;

- по количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные;

- по причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка;

- по характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические;

- по продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.);

- по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические;

- по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;

- по характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам);

- по характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач;

- по способу применения: демонстрационные, фронтальные.

 Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

Основной формой  детской экспериментальной деятельности, которую мы активно используем, являются опыты. Их проводим в совместной деятельности  с детьми в режимных моментах. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.  Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием мы с детьми проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом.
      Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы проводим ряд опытов: 
- мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки);
- у нас есть вдох и выдох;
- сколько весит воздух?
- можно ли поймать воздух?
- бывает ли воздуху холодно?
- вдунь шарик в бутылку;
- может ли воздух быть сильным?
Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.
     
Продолжаем знакомить детей с песком и глиной, их свойствами. Вместе с ними экспериментируем с песком: 
- песчаный конус (течения песка);
- свойства насеянного песка;
- свойство мокрого песка;
- песочные часы;
- своды и тоннели.
      Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз даем детям возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы.
      Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей. 
      Вода один из главных источников жизни на Земле. Воды на планете очень много - суша занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Рассказываем и показываем, где в природе есть вода и какими свойствами она обладает. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. И проводим следующие эксперименты: 
    «Тонет, не тонет». В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы (вода выталкивает более легкие предметы). 
   
«Подводная лодка из яйца». В одном стакане соленая вода, в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает (в соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли). 

«Цветы лотоса». Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются (бумага намокает, становится тяжелее, и лепестки распускаются). 

«Чудесные спички». Надломить спички посередине капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться). 
   
«Подводная лодка из винограда». Берем стакан газированной воды и бросаем виноградинку, она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа и виноградинка всплывает (пока вода не выдохнется виноград будет тонуть и всплывать). 
   
«Капля шар». Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки (пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков).
     
«Можно ли склеить бумагу водой?»  Берем два листа бумаги, двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются (вода обладает склеивающим действием). 
   
 «Чем пахнет вода». Даем три стакана воды с сахаром, солью, чистую. В один из них добавляем раствор валерианы. Есть запах (вода начинают пахнуть теми веществами, которые в неё положены). 
      «
Сравнить вязкость воды и варенья» (варенье более вязкое, чем вода). 
       «
Есть ли у воды вкус?» Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую (вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено). 
        «
Испаряется ли вода?». Наливаем в тарелку воды, подогреваем на пламени. Воды на тарелки не стало (вода в тарелке  испарится, превратится в газ). 
          «Куда делись чернила? Превращение». В стакан с водой капнули чернил, туда же положили таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах (уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя). 
           «Делаем облако». Наливаем в банку горячей воды 3см, на противень кладем кубики льда и ставим на банку, воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается. Водяной пар концентрируется, образуя облако. 
        Практика показывает, что дети с удовольствием проводят разнообразные исследования, педагогу необходимо лишь создать условия для экспериментальной деятельности. Для развития познавательной активности и поддержания интереса к экспериментированию в групповой комнате при активном участии родителей нами создана «исследовательская лаборатория», оборудованная всем необходимым материалом для исследования:  

1. Приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магнит, микроскоп).

2. Разнообразные по объему и форме сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы.

3.Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена.

4.Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки.

5.Технические материалы: гайки, скребки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора.

6. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.

7. Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски)

8. Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши, трубочки для коктейля.

9. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.

10. Измерительный материал: метр, линейка, условные мерки.

      При оборудовании нашей исследовательской лаборатории мы старались учитывать следующие требования:

- безопасность для жизни и здоровья детей;

- доступность расположения всех материалов;

- достаточность.

      Для систематизации экспериментальной деятельности для каждой возрастной группы нами создана картотека опытов из различных природных и других материалов.

        Таким образом,  руководствуя исследовательской деятельностью детей, мы добьёмся того, чтобы ребенок получил первоначальные знания о физических явлениях, технических устройствах и свойствах материалов, а также мог провести несложные, но интересные эксперименты и научился самостоятельно наблюдать, сопоставлять факты, делать логические выводы.

Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Главными задачами во взаимодействии с родителями считаем: 
- во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;
-во-вторых, создать атмосферу общности интересов;
- в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.
    Воспитатели и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач развития поисково-исследовательской деятельности  детей. С целью выявления отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей нами проведен мониторинг. По результатам анкетирования сделан вывод, что их заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к детскому экспериментированию и понимают его значимость в развитии ребенка и подготовке его к школе. Наибольшее затруднение вызвали вопросы об  организации и руководстве детских опытов. Родители отмечали занятость на работе, и нехватку времени на экспериментальную деятельность с детьми.

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: разработаны  и проводятся  родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме, оформляется серия наглядной информации для родителей, проводятся индивидуальные и групповые консультации.

Повторное анкетирование родителей с целью выявления отношения их к поисково-исследовательской активности детей показало, что:
- 64% родителей ответили, что экспериментирование детей проявляется в игровой деятельности: рисование (смешивание красок), конструирование, в играх с песком, водой, воздухом;
-
52% анкетированных родителей ответили, что дети часто продолжают начатые эксперименты в детском саду дома;
- 40% родителей принимают участие в экспериментальной деятельности ребенка;
-
44% родителей сказали, что дети делятся открытиями с ними.
Из этого следует, что наша работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
       
Нам хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
   На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая нами  понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Мы стараемся не только уделять внимание формированию знаний, умений, навыков детей и адаптации их к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставляю детям возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.         Нами был составлен план работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста по поисково-экспериментальной деятельности.
 Для нас важно, что данная деятельность не задаётся заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Убеждены, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому  стараемся учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько предлагать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.

Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Мы на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Быть может, в недалеком будущем «на пыльных тропинках далеких планет» останутся следы наших ребят—любознаек и почемучек.

Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства. Дети учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый — не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
     Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию мы даем задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя. В уголках экспериментирования «живут» персонажи, придуманные и сделанные совместно с детьми. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. Эти герои вместе с детьми составляют правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются.
       
Отрадно, что эти герои стали для ребят не неодушевленными куклами, а настоящими друзьями, с которыми можно посоветоваться, обратиться к ним с просьбой, разделить радость открытий.
       
Уже сейчас видны результаты нашей работы. Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить младшим детям некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Ответственно относятся к выполнению домашних заданий.
Интересно наблюдать за детьми, когда они самостоятельно находят ответы на заданные вопросы. Сколько радости, интереса и восторга в их глазах.
       На основе диагностики определяем уровень овладения детьми деятельностью экспериментирования. При беседах с ребятами и наблюдением за их деятельностью выявляется степень популярности и использования уголков экспериментирования, намечаются пути коррекции воспитательно-образовательного процесса.

    Итак, детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете, явлении, веществе. Получение новых знаний и сведений выступает при этом как основной мотив деятельности с ярко выраженной установкой на получение чего-то нового, неожиданного. И в этом заключается основа чрезвычайной гибкости детского экспериментирования, способности детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.

3.2. Актуальность педагогического опыта

     На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

       Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.

       Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников, отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные,  предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».

       Опытно - экспериментальная деятельность позволяет нам объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. 

      Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

        Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.

       Исследовательская деятельность вызывает у ребёнка неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. В исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления. 

      Наиболее важными задачами познавательного развития ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы и освоение культурных форм упорядочения опыта. В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте

   Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И.Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н.Мясищев и в педагогической литературе Г.И.Щукина, Н.Г.Морозова.

Г.И.Щукина считает, что в действительности интерес выступает перед нами:

- и как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;

- и как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

- и как мощный побудитель активности личности;

- и, наконец, как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.  Н.Г. Морозова характеризует интерес, по крайней мере, тремя обязательными моментами:

1) положительной эмоцией по отношению к деятельности;

2) наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познавания и познания;

3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает его заниматься, независимо от других мотивов.

Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно- субъективная сущность (характер, процесс, результат).

Интерес – это "сплав" многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению).

Важнейшая область общего феномена интереса – познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

Познавательный интерес, будучи, включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе – познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам – формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру, которому способствует познавательный интерес.

Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения. Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания.

Познавательный интерес – интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.

Познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости.

На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешен от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. Проблема любознательности разрабатывается в отечественной психологии достаточно давно, хотя она далека еще от своего окончательного решения. Значительный вклад в понимание природы любознательности внесли С.Л. Рубинштейн, А. М. Матюшкин, В.А. Крутецкий, В.С. Юркевич, Д.Е.Берлайн, Г.И.Щукина, Н.И.Рейнвальд, А.И.Крупнов и др.

Морозова Г.Н. считает, что любознательность близка к интересу, но она «диффузна, не сосредоточена на определенном предмете или деятельности».

Щукина Г.И. рассматривает любознательность как ступень развития интереса, отражающую состояние избирательного отношения ребенка к предмету познания и степень влияния его на личность.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. 

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

       В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).

      Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и nолноценнее он развиваетcя.

Он выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской деятельности.

Первый. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие.

Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода им приводятся доказательства.

1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.

2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.

3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т

   3.4. Результативность педагогического опыта

С целью выявления у детей отношения к экспериментальной деятельности мы разработали показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью. За основу взяли сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования (Иванова А.И.)

На основании индивидуальных карт обследований и наблюдений за степенью овладения экспериментальной деятельностью выяснилось, что дети имеют низкий уровень овладения экспериментальной деятельностью. Познавательный интерес детей неустойчив, они не всегда понимают проблему. При выборе материалов для самостоятельной деятельности допускают ошибки из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. Часто дети забывают о цели, увлекаясь процессом, тяготеют к примитивным действиям. Затрудняются сделать вывод. Рассуждения формальные, ориентируются на внешние, несущественные особенности материала, с которыми они действуют, не вникая в его подлинное содержание.

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.

Уровни

Отношение к экспериментальной деятельности

Планирование

Реализация

Рефлексия

                                             Высокий

Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге с взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи достигнутый результат или нет, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы.

Средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно с взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий

Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен.

Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств.

Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям ,манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей и последовательностей (что сначала, что потом).

Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные, псевдологические, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует не вникая в его подлинное содержание.

Для оценки изучения уровня развития познавательной активности проведен мониторинг. Основой послужила анкета «Изучение познавательных интересов» (В.С.Юркевича)

№ п/п

Вопросы

Возможные ответы

Балл

1

Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

2

Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?

а) рассуждает самостоятельно

б) когда как

в) получить готовый ответ от других

5

3

1

3

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а) очень эмоционально

б) когда как

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

5

3

1

4

Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

5

Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать);

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

6

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

30-22 баллов – познавательная активность выражена сильно;

21 –18 баллов – познавательная активность выражена умеренно;

17 и меньше баллов – познавательная активность выражена слабо.

Из вышеприведенных результатов мы увидели, что:

4% детей – познавательная потребность выражена сильно.

28% детей – познавательная потребность выражена умеренно.

68% детей – познавательная потребность выражена слабо.

       Таким образом, по результатам мониторинга мы выявили, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности; дети мало проявляли интерес к поисковой деятельности, отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для экспериментирования (умения ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат); познавательный интерес выражен недостаточно; дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой природы.

       После целенаправленной систематической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста был проведен промежуточный мониторинг.

       Данные полученные в результате повторной диагностики представлены в таблице. Были получены следующие результаты.

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.

Код Ф. И.

Сентябрь 2012 год

Декабрь 2013 года

Уровень развития

А.М.

17 б.

21 б.

низкий

средний

А.А.

10б.

17 б.

низкий

низкий

Б.И.

20 б.

27 б.

средний

высокий

Б.Н.

18 б.

20 б.

средний

средний

Б.П.

28 б.

30 б.

высокий

высокий

Б.В.

11 б.

18 б.

низкий

средний

Б.К.

12 б.

18 б.

низкий

средний

Г.Д.

18  б.

21 б.

низкий

средний

Г.А.

16 б.

18 б.

низкий

средний

З.И.

21 б.

26 б.

средний

высокий

З.Е.

9 б.

17 б.

низкий

низкий

К.Е.

17 б.

20 б.

низкий

средний

К.Г.

21 б.

28 б.

средний

высокий

К.Л.

20 б.

28 б.

средний

высокий

К.П.

16 б.

21 б.

низкий

средний

О.С.

16 б.

20 б.

низкий

средний

О.А.

8 б.

10 б.

низкий

низкий

О.К.

21 б.

28 б.

средний

высокий

С.В.

11 б.

16 б.

низкий

низкий

С.Д.

21 б.

30 б.

средний

высокий

Т.И.

8 б.

16 б.

низкий

низкий

Т.К.

6 б.

10 б.

низкий

низкий

Т.А.

10 б.

16 б.

низкий

низкий

Х.Р.

6 б.

8 б.

низкий

низкий

Ч.А.

11 б.

17 б.

низкий

низкий

ДИАГРАММА

УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

детей группы «Цветик-семицветик» МБДОУ №18

                   сентябрь 2012 г.                                          декабрь 2013 г.      

                

Условные  обозначения:

             - высокий уровень             - средний  уровень              - низкий  уровень

Высокий уровень –4%                               Высокий уровень – 28 %

Средний уровень – 28 %                            Средний уровень – 36 %

Низкий  уровень  - 68%                              Низкий  уровень  - 36%

       В ходе диагностики выявилась позитивная динамика формирования у детей познавательного интереса. В целом, средние показатели диагностируемых компонентов составляют: низкий уровень – 36%; средний уровень – 36 %; высокий уровень - 28 %. Из этого следует, что за время реализации опыта, высокий уровень повысился на 24%. Это позволило повысить показатели среднего уровня на 8% и снизить показатели низкого уровня на 32% . Работа по развитию познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности будет продолжаться в течение 2.5 лет, что позволит повысить показатели высокого уровня развития и снизить показатели низкого уровня.

       Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.);

- знания детей о неживой природе.

3.5. Инновационность  представляемого педагогического опыта

Наряду с традиционными методами и приемами, мы используем инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяем компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.  Намного интереснее не просто послушать  рассказ  воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.  Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает  маленький естествоиспытатель.

В своей работе для успешного усвоения и повышения интереса к занятию используем наглядные средства обучения, технические средства обучения (музыкальный центр ,магнитофон) и информационно-коммуникативные (компьютер, принтер, интернет, цифровой фотоаппарат, мультимедийное оборудование). 48% мероприятий проведено с использованием информационно-коммуникационные технологий.

Занятия с микроскопом помогают  детям  расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами.

Современные средства обучения, в том числе микроскоп – очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись им, ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети  в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.

Инновация данного опыта  -  комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта

     Цель педагогической деятельности по реализации данного опыта заключается в разработке и апробации системы работы по развитию познавательного интереса детей через организацию экспериментальной деятельности.

Задачи:

- Изучить и проанализировать литературу по теме опыта;

- Дать характеристику экспериментирования как средства развития познавательного интереса;

- Провести диагностику уровня сформированности познавательного интереса у детей при ознакомлении с неживой природой;

 - Выстроить систему работы для детей с использованием экспериментов с объектами неживой природы.

Работа над опытом проводилась в три этапа:

 1-й этап — аналитико–диагностический: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подбор научно-популярной и художественной литературы о неживой природе, проведение диагностики (сентябрь 2012 г. – декабрь 2012г.).

2-й этап — практический: собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами (январь 2013г. – ноябрь2013г.).

3-й этап — аналитико-обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов (декабрь 2013 г.).

1 этап — аналитико–диагностический.

Первый этап начали с диагностики детей. Педагогическая диагностика уровня развития познавательного интереса у дошкольников, проводилась по методикам Н. Н. Кондратьевой, Т. А. Марковой, В.С.Юркевича.

2 этап - практический.


      Технологию экспериментальной деятельности мы разбили по месяцам, а в ряде случаев и по неделям: ее особенность - максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега проводим в зимний период, а изучение песка - теплые месяца, в него можно играть; ознакомление же с Луной, звездами, ночным небом организовывается в ноябре, декабре, январе- в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения на прогулке и т.д.
   Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Необходимо непосредственно участвовать в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей  сохранялось чувство самостоятельности открытия
. Подготовка к проведению экспериментов  начинается с определения текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Мы знакомимся с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваиваем технику экспериментирования, если она нам незнакома. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.  Предлагая детям поставить опыт, сообщаем им цель или задачу, которая должна быть решена, даем время на обдумывание и затем привлекаем детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

      Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.  Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. В процессе работы поощряем детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время  не выпускаем из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

       Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный  результат не является неправильным. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и  спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

Организовывать  исследовательскую деятельность и предметно-развивающую среду надо так, чтобы  эксперимент отвечал следующим условиям:

- максимальная простота конструкций приборов и правил обращения с ними;

- безотказность действия приборов и правил обращения с ними;

- показ только существенных сторон или явлений процесса;

- отчетливая видимость изучаемого явления;

- возможность участия ребенка в повторном эксперименте.

3 этап – аналитико-обобщающий.

Работая систематически по данной теме, проводя мониторинг уровня познавательного развития детей и сформированности научных представлений у детей, мы наблюдаем положительную динамику.  Заключительным этапом является презентация опыта работы. Презентация проходила в различных формах: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет. Все материалы могут быть  использованы в работе воспитателями ДОУ, а также родителями детей дошкольного возраста.

3.7. Описание основных элементов представляемого

педагогического опыта.

Презентация опыта работы «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности»

(Приложение №2)

Перспективный план экспериментальной деятельности в младшей и средней группе.

(Приложение№3)

Организация мини-лаборатории в детском саду

(Приложение № 4)

 Консультации для родителей

(Приложение №5)

  • "Игры с песком и водой в домашних условиях"
  • «Поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Конспекты  непосредственно-образовательной деятельности

(Приложение № 6)

  • «Ознакомление со свойствами воды»
  • «Ознакомление со свойствами воздуха»
  • «Ознакомление со свойствами песка»

Конспект  развлечения  в  средней  группе «В гости  к  дедушке  и  бабушке»

(Приложение № 7)

Совместный проект детей, родителей, педагогов «В мире чудес»

(Приложение №8)

Картотека игр по опытам и экспериментам для дошкольников.

(Приложение № 9)

Сценарий родительского собрания по теме:

«Растим любознательных»

(Приложение №10)

Мастер-класс

(Приложение №11)

4. ВЫВОДЫ

          Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

- Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

5. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. .Грунина, С. О. Теория и методика экологического образования детей // С. О. Грунина. – Йошкар-Ола: 2006.-226с.
  2. Бабаева, Т. И., Гогоберидзе, А. Г, Михайлова, З. А. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова. – СПб. : ООО  ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.-528 с.
  3. Бабаева, Т. И., Гогоберидзе, А. Г, Михайлова, З. А., Крулехт, М. В. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова, М. В. Крулехт. – СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.-592 с.
  4. Возрастная и педагогическая психология. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2004.
  5. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. - М.,1994.
  6.  Згурская, Л. Д. Экология – малышам // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – с. 40-48.
  7. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М., 2004.
  8. Интернет-ресурсы
  9.  Козлова, С. А. Дошкольная педагогика // С. А. Козлова – М.: Педагогика, 2001.-168с.
  10.  Кондратьева, Н. Н. Теоретические основы программы экологического воспитания дошкольников /Н. Н. Кондратьева. – СПб.: Мозаика-Синтез, 1992.-153с.
  11.  Кондратьева, Н. Н. Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к её решению / Н. Н. Кондратьева. – СПб.: Мозаика-Синтез, 1992.-265с.
  12. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. - 2003. -№3. - С.4-12.
  13. Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково-познавательная работа в детском саду // Методист. - 2006. - №8. - С.60-64.
  14. Махмутов М.М.Проблемное обучение. - М., 1975.
  15.  Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве /С. Н. Николаева. - М.: Педагогика, 2005. – 296с.
  16.  Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников /С. Н. Николаева. – М.: Просвещение, 1999.-187с.
  17.  Николаева, С. Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 7. –с. 58-60.
  18.  Николаева, С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду /С. Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 187с.
  19. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М., 1996.
  20. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. – 1997. - №1. - С.6.
  21.  Рыжова Н.А. Наш дом - природа. Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 6. - с. 26-34.
  22.  Рыжова Н.А. Стратегии экологического образования в Российской Федерации // Дошкольное воспитание. -1998. - № 7. - с. 18-20.
  23. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
  24.  Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 12. – с. 6 – 11.
  25.  Савенков А.И. Теоретические, эмпирические и фантастические исследования в домашнем обучении //Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 2. - с. 73–78.
  26. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С.13-16.
  27. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирование интереса в обучении. - М., 1975.

Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.,1971.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Данна презентация была представлена на конкурсе "Воспитатель года - 2014"*Все фотографии размещены с разрешения родителей....

Формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно- экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром. Из опыта работы кружка «Хочу все знать!»

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....

Презентация из опыта работы на тему:«Развитие познавательного интереса детей через использование экспериментальной деятельности»

В презентации представлен опыт работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность....

Консультация «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности».

Исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве. С самого рождения детей окружают различные явления живой и не живой природы. они с удовольствием играют с песком и водой,  собирают ка...

Развитие познавательных способностей детей посредством организации деятельности в опытно–экспериментальной лаборатории «Знатоки»

Это статья о создании лаборатории по организации опытно-экспериментальной деятельности детей в дошкольном учреждении....

Самообразование на 3 года по теме развитие познавательного интереса детей посредством экспериментально-исследовательской деятельности

В данном материале составлен план работы по самообразованию воспитателя на 3 года для младшей, средней и старшей группы....