Доклад "Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности"
материал по окружающему миру (младшая группа)

Балуева Наталья Анатольевна

Экспериментирование - эффективный метод познания окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Инсарский детский сад «Солнышко»

Доклад по теме

«Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности»

                                                               Подготовила:

                                                               воспитатель Балуева Н.А.

Инсар, 2020 г.

Уважаемые коллеги! Дошкольное детство – отрезок в жизни человека, когда интенсивно идет развитие познавательной деятельности.

Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

«Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире».

В связи с этим в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования.

Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один  в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань». Создание условий для детского экспериментирования позволяет  каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям.

  Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность - это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.

Китайская пословица гласит: «Расскажи –  и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику нашей работы с дошкольниками.

Данные проведенной нами диагностики показали, что у детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений.

Поэтому в группе нами был разработан комплексный план, созданы элементы развивающей среды: уголок экспериментирования, различные коллекции, создающие условия для расширения возможности экспериментальной деятельности, подобрана познавательная литература, дидактические игры поисково-исследовательского содержания.

Основная цель работы: развитие познавательного интереса и активности ребенка.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1.Расширение представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2.Развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях.

3.Воспитывать бережное отношение детей к родной природе.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей среднего дошкольного возраста, мы выбрали проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыты мы использовали для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.

Наблюдение также является  одной из форм экспериментальной деятельности. При наблюдениях мы опираемся на любознательность детей. Маленькие дети хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, если в три года они задавали вопрос: "Что это?", то в четыре уже появились "Почему?", "Зачем?", а в пять - шесть лет очень важный для развития "Как это происходит?"

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.

В своей работе с детьми мы придаем большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Где, чей домик?" Такие игры помогают нам в ознакомлении детей с  явлениями природы.

Словесные игры:  "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", «Кто больше?» и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

 Игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.    

Наряду с традиционными методами и приемами, используем  инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяем компьютерные и мультимедийные средства обучения. Намного интереснее не просто послушать  рассказ  воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.  

Известно, что ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.

В нашей группе проводилось анкетирование родителей с целью выявления отношения  к поисково - исследовательской деятельности детей. По результатам анкетирования мы пришли к выводу, что большинство родителей заинтересованы в экспериментировании детей. Поэтому было проведено родительское собрание на тему «Детское экспериментирование в детском саду и дома», где родители могли не только услышать теорию, но и на практике убедиться в эффективности экспериментальной и исследовательской деятельности. После родители получили рекомендации: «Проведите опыты с детьми дома». Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Уважаемые коллеги, я с уверенностью могу сказать, что детское экспериментирование как форма организации познавательной деятельности имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношении с другими объектами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (опыт работы)

    Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирован...

Презентация опыта работы "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Данна презентация была представлена на конкурсе "Воспитатель года - 2014"*Все фотографии размещены с разрешения родителей....

Формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно- экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром. Из опыта работы кружка «Хочу все знать!»

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....

Презентация из опыта работы на тему:«Развитие познавательного интереса детей через использование экспериментальной деятельности»

В презентации представлен опыт работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность....

Консультация «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности».

Исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве. С самого рождения детей окружают различные явления живой и не живой природы. они с удовольствием играют с песком и водой,  собирают ка...

Дополнительная общеразвивающая программа «Любознайки» развитие познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность

Дополнительная общеразвивающая программа по познавательному развитию  у детей старшего дошкольного возраста «Любознайки». Весь курс программы ориентирован на получение деть...