Доклад "Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности"
материал по окружающему миру (младшая группа)
Экспериментирование - эффективный метод познания окружающего мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Инсарский детский сад «Солнышко»
Доклад по теме
«Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности»
Подготовила:
воспитатель Балуева Н.А.
Инсар, 2020 г.
Уважаемые коллеги! Дошкольное детство – отрезок в жизни человека, когда интенсивно идет развитие познавательной деятельности.
Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
«Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире».
В связи с этим в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования.
Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань». Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность - это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику нашей работы с дошкольниками.
Данные проведенной нами диагностики показали, что у детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений.
Поэтому в группе нами был разработан комплексный план, созданы элементы развивающей среды: уголок экспериментирования, различные коллекции, создающие условия для расширения возможности экспериментальной деятельности, подобрана познавательная литература, дидактические игры поисково-исследовательского содержания.
Основная цель работы: развитие познавательного интереса и активности ребенка.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1.Расширение представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2.Развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях.
3.Воспитывать бережное отношение детей к родной природе.
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей среднего дошкольного возраста, мы выбрали проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыты мы использовали для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
Наблюдение также является одной из форм экспериментальной деятельности. При наблюдениях мы опираемся на любознательность детей. Маленькие дети хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, если в три года они задавали вопрос: "Что это?", то в четыре уже появились "Почему?", "Зачем?", а в пять - шесть лет очень важный для развития "Как это происходит?"
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.
В своей работе с детьми мы придаем большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Где, чей домик?" Такие игры помогают нам в ознакомлении детей с явлениями природы.
Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", «Кто больше?» и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
Игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.
Наряду с традиционными методами и приемами, используем инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяем компьютерные и мультимедийные средства обучения. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.
Известно, что ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.
В нашей группе проводилось анкетирование родителей с целью выявления отношения к поисково - исследовательской деятельности детей. По результатам анкетирования мы пришли к выводу, что большинство родителей заинтересованы в экспериментировании детей. Поэтому было проведено родительское собрание на тему «Детское экспериментирование в детском саду и дома», где родители могли не только услышать теорию, но и на практике убедиться в эффективности экспериментальной и исследовательской деятельности. После родители получили рекомендации: «Проведите опыты с детьми дома». Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Уважаемые коллеги, я с уверенностью могу сказать, что детское экспериментирование как форма организации познавательной деятельности имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношении с другими объектами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/12/picture-314471-1384237243.jpg)
"РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (опыт работы)
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирован...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/12/picture-314471-1384237243.jpg)
Презентация опыта работы "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Данна презентация была представлена на конкурсе "Воспитатель года - 2014"*Все фотографии размещены с разрешения родителей....
Формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно- экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром. Из опыта работы кружка «Хочу все знать!»
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/04/picture-794748-1467657651.png)
Презентация из опыта работы на тему:«Развитие познавательного интереса детей через использование экспериментальной деятельности»
В презентации представлен опыт работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность....
Консультация «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности».
Исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве. С самого рождения детей окружают различные явления живой и не живой природы. они с удовольствием играют с песком и водой, собирают ка...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/08/picture-1135118-1554704756.jpg)
Поэтапно-творческий план "Развитие познавательного интереса у детей посредством организации экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте".
Поэтапно – творческий план...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/22/picture-1096048-1545450801.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа «Любознайки» развитие познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность
Дополнительная общеразвивающая программа по познавательному развитию у детей старшего дошкольного возраста «Любознайки». Весь курс программы ориентирован на получение деть...