«Куклы из бабушкиного сундучка»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Иванова Елена Евгеньевна
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Куклы из бабушкиного сундучка34.76 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №24 КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

«Куклы из бабушкиного сундучка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

с детьми старшей группы

Образовательная область: «Познавательное развитие»

     Технологии:

- Исследовательская деятельность;

- Игровая;

- Наглядное моделирование.

 Автор:

Иванова Елена Евгеньевна

Воспитатель ГБДОУ ЦРР - детский сад №24

Красносельского района

Санкт-Петербург

2021 г.

Интеграция образовательных областей:

- «Познавательное развитие»;

- «Социально-коммуникативное развитие»;

- «Речевое развитие».

Задачи:

«Познавательное развитие»

- Обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы;

- Расширить кругозор детей о применении тряпичной куклы как оберега в старину и в наши дни;

-Познакомить детей с характерными особенностями внешнего вида, образа куклы.

«Социально-коммуникативное развитие»

- Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание.

«Речевое развитие»

- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- Обогащение активного словаря: сундук, зерно, «красный угол», оберег, колокольчик, лоскут.

Используемые технологии:

- Исследовательская деятельность;

- Игровая;

-Наглядное моделирование.

Предварительная работа:

- Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»;

- Рассматривание иллюстраций с изображением авторских народных кукол;

- Показ кукольного спектакля для детей «Масленица Широкая» с        использованием моделей традиционных русских кукол;

- Создание в группе мини-музея «Народные промыслы»;

-Знакомство с пословицами, поговорками о труде, русском быте;

-Изготовление с подгруппами детей традиционной народной куклы «Кувадка».

Материалы, инструменты, оборудование:

- Иллюстрации с изображением уборки зерновых культур;

- Крупа: гречка, пшено, манная, перловая;

- Образцы кукол, выполненные в традиционном русском стиле: «Зерновушка» («Крупеничка»), «Колокольчик», «Зайчик на пальчик» (на каждого ребёнка);

- Деревянный сундучок;

- Лоскут ткани для изготовления народной игрушки «Зайчик на пальчик»;

- Природный материал для оформления «осенней полянки».

                                                         «Кто в куклы не играет – тот счастья не знает»

Содержание образовательной деятельности:

Организационная часть:

Раздаётся звон колокольчика

Воспитатель: -Колокольчик звонит, собираться в круг велит!

Игра – приветствие:

-Здравствуйте, ребята!

-Здравствуй, солнце золотое!

-Здравствуй, небо голубое!

-Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

-Здравствуй утро! Здравствуй день!

-Нам здороваться не лень!

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Воспитатель: - Ребята, я вас сегодня приглашаю на осеннюю полянку. Посмотрите, как красиво вокруг: деревья переоделись в яркие наряды, листья под ногами лежат золотым ковром…

- Ой, ребята, а это что за предмет стоит на пенёчке?

Дети: сундук

Воспитатель: - Правильно дети, это сундук. Может его кто-то потерял?

-Ребята, кажется на нём что-то написано (воспитатель читает надпись на сундуке): «Из далёкого прошлого, от бабушки Забавушки – на радость ребятам!»

- Ребята, вам хочется поскорей открыть сундук и посмотреть, что там внутри?

Дети: -Да!

Пытаемся открыть сундук, но он не открывается.

Прилетает сорока:

-Ребята, если вы хотите узнать, что находится в сундучке, найдите на полянке самый большой кленовый лист, на нём вы найдёте загадку. Отгадайте загадку и скажите: -Сундучок, сундучок, открывай-ка свой бочок!

Дети находят кленовый лист, воспитатель читает загадку:

Вот возьму я палочку,

Замотаю в тряпочку,

В лоскуточки наряжу

Сверху бантик повяжу

Получилась не игрушка,

А любимая подружка.

Дети: кукла

Воспитатель: Давайте попробуем открыть сундучок, дружно скажем:

-Сундучок, сундучок

Открывай-ка свой бочок….

Сундучок открывается, воспитатель достаёт куклу «Зерновушка»

Основная часть:

Воспитатель: А вот и первая наша гостья, да красавица какая!

-Ребята, эта кукла называется «Зерновушка», а ещё её называют «Крупеничка». В давние времена, осенью, после сбора урожая зерновых (показать иллюстрацию жатвы), хозяйка брала самую лучшую часть зерна и помещала в мешочек, затем наряжала его в куколку – отсюда и название «Зерновушка», так как в основе этой куколки-  цельное зерно, или крупа-это обработанное зерно. Бережно хранили «Зерновушку» , ставили в «красный угол» - это самое главное место в доме. Весной куколку разбирали, чтобы достать зерно, и снова посеять его в землю, одежду куколки стирали и хранили до осени. Но бывало такое, что урожай был не богатый, зерна на всю зиму не хватало, тогда хозяюшка осторожно развязывала мешочек и доставала горсть зерна, чтобы сварить кашу для семьи. Поэтому «Крупеничку» считали оберегом от голода и невзгод.

-Каша была самым главным блюдом. Каши варили разные (на столе стоят мисочки с разными видами круп)

Игровое упражнение «Назови кашу»

-Каша из гречки называется……(гречневая)

-Каша из пшена…. (пшённая)

-Каша из пшенички……(пшеничная)

-Каша из овса…. ( овсяная)

-Каша из перловой крупу…. (перловая)

-Каша из гороха….. (гороховая)

Пальчиковая гимнастика «Каша в поле росла»

Каша в поле росла,          (дети поднимают руки вверх, шевелят кистями)

К нам в тарелку пришла (пальчики «идут по коленям»)

Всех друзей угостим        (указательным пальцем правой руки «мешают кашу» в левой ладошке)               

По тарелке дадим

Птичке- невеличке,            ( загибают пальцы по очереди)

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрёшке-

Всем дадим по ложке!

Воспитатель:    Крупеничка, красная девица!

                             Кормилка ты наша, радость-сердце!

                             Цвети, выцветай, молодейся,

                             Мудрее, курчавей завивайся,

                             Будь всем добрым людям на удачу!

 

- Ребята, кажется я слышу звон колокольчика. А вы?

Воспитатель достаёт из сундучка куклу «Колокольчик»  

-Ах вот кто это звенел! Куколка эта так и называется « Колокольчик»

«Колокольчик» -  куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Куколка добрых вестей.

-Ребята, как вы думаете, почему эту куклу назвали «Колокольчик»?

Дети: звонит как колокольчик, пышная юбка напоминает колокольчик….

Воспитатель:-В давние времена звонарь звонил в большой колокол, чтобы предупредить людей о беде, или напротив сообщить радостную весть. Колокольным звоном прогоняли болезни, отводили молнии, разгоняли тучи.

-Колокольчики вешали на шею коровам, козам, чтобы те не потерялись на пастбище. Колокольчиками украшали свадебную дугу…

-Ребята, а вы заметили, что и в нашей группе по утрам всегда звонит колокольчик? Я звоню в колокольчик, чтобы сообщить вам что-то новое и интересное.

-В давние времена каждая хозяюшка старалась смастерить в свой дом такую куколку.

-Засиделись наши ножки

Надо их размять немножко

В круг скорее вы вставайте

С «Колокольчиком» играйте!

Хороводная игра  «Золотые ворота»

Золотые ворота

Пропускают не всегда,

Первой матушка пройдёт-

всех детей проведёт,

Первый раз -прощается,

Второй раз- запрещается

А на третий раз – не пропустят вас!

Двое детей, подняв руки наверх, образуют «воротики», остальные дети, взявшись за руки идут по кругу и напевают. На последнюю фразу «воротики» опускаются вниз.

-Чтобы ваше настроенье

Было поднятым всегда,

Нужно чтобы в каждом доме

Эта куколка была!

- Ребята, кажется в сундучке осталась ещё одна куколка. Давайте с ней познакомимся (воспитатель открывает сундучок и достаёт лоскуток)

- Ой! Что это? Простой белый лоскуток. А может в нём кто-то спрятался? Может кто-то боится, что мы его обидим?

- Ребята, кто мог спрятаться в этом лоскутке?( дети высказывают свои предположения)

Воспитатель начинает выполнять действия с лоскутком: собирает вместе 2 уголка-получаются ушки.

Дети: Зайчик!

Воспитатель: Ребята, вы наверное правы.

-Зайка, зайка-выходи, свою удаль покажи!

Воспитатель набивает головку зайчика ватой, перевязывает нитью, далее подгибает низ лоскута к головке, из уголков получаются лапки.

-А вот и зайка! Сначала он струсил, а потом понял, что здесь его не обидят, и показался.

-Да этот зайчик не простой. Его можно надеть на пальчик и поиграть с ним. А ещё можно доверить ему свои секреты, пожаловаться, если кто-то обидел - и он никому не расскажет.

-Ладошкой зайчика можно прикрывать от дождя, от ветра, как-бы оберегая его. Он будет хранить ваши тайны, и вы не дадите его в обиду.

-Он так и называется «Зайчик на пальчик»

-Кто это в сундучке шуршит? (воспитатель приоткрывает сундучок)

-Ой, да тут целая компания зайчиков! У меня уже есть «Зайчик на пальчик», и вы себе берите по одному.

-У меня зайчик шустрый, а у тебя Гоша, какой? А у тебя Даша? (высказывания детей)

Заключительная часть

-Ребята, мы сегодня познакомились с необычными куклами?

-А чем же они необычны?

-Вы видели, чтобы такие куклы продавались в магазине?

Идёт диалог воспитателя с детьми

-Эти куклы сделал человек сам, своими руками. Значит эти куклы-самоделки.

-У них нет лица, они безлики. Это для того, чтобы человек сам придумывал настроение для своей куклы.

-Из чего они сделаны?

Дети: из тряпок, лоскутков.

Воспитатель: Значит можно сказать, что они тряпичные или лоскутные.

-Куколки эти оберегают людей от разных бед, помогают в делах, значит можно сказать, что эти куклы-обереги.

-Народные куклы

Забавны и просты

Их в магазинах не найти

Закрутками называются

Из ткани собираются.

-А вы бы хотели сами научиться мастерить лоскутных кукол?

-На следующем занятии я вас обязательно научу делать лоскутную куколку.

-А сейчас, ребята нам пора возвращаться в группу, а куколок мы возьмём с собой и будем их беречь. Спасибо бабушке Забавушке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Куклы из бабушкиного сундучка"

Изготовление тряпичных кукол...

Куклы из бабушкиного сундучка

Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В наши дни художественная роль народной игрушки выступает еще значительней, интерес к ней ста...

Интегрированное занятие по патриотическому воспитанию "Куклы из бабушкиного сундучка"

знакомство с куклами- оберегами, самостоятельное изготовление куклы...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматическиз категорий "Куклы из бабушкиного сундучка"

Формирование навыков словобразования и словоизменения, уточнение и расширение словарного запаса...

Презентация к занятию "Куклы из бабушкиного сундучка"

В презентации представлены изображения разных  кукол - закруток...

Презентация к РМО "Куклы из бабушкиного сундучка"

Презентация была подготовлена и проведена к РМО. Предоставлена информация о русских традиционных куклах и о тряпичной кукле отдельно. Проведён мастер-класс с воспитателями....

Мастер-класс для педагогов "Куклы из бабушкиного сундучка"

Данный мастер-класс разработан  с целью повышения профессиональной компетенции педагогов в создании благоприятных условий  для развития творческих способностей дошкольников и их родителей пр...